Обобщающий урок по теме: «Имя прилагательное» 6 класс
материал по русскому языку
Обобщающий урок по теме: «Имя прилагательное» 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-obobwenie_imya_prilagatel_noe_3.docx | 25.2 КБ |
imya_prilogatelnoe.pptx | 121.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающее повторение по теме "Имя прилагательное"
6 класс.
Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.
Задачи:
Обучающая:
-пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;
-обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая:
-совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.
Воспитательная:
формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Тип урока: урок-обобщение
Форма урока: урок – прогулка.
Ход урока.
Организационный момент.
1.Вступительное слово учителя.
- Ребята, наш сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу урока.
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
2. Формулирование темы и целей урока.
Учитель: - Скажите, а как часть речи нужна нам, чтобы рассказать об удивительном и разном (имена прилагательные).
- О чём же стихотворение?
- Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в языке?
(обозначают признаки предмета; украшают речь; чтобы рассказать об окружающем мире, описать удивительное и разное - для этого понадобятся имена прилагательные; они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании чувств, настроений, душевных переживаний; особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы).
- (слайд 1) Итак, сегодня на уроке мы совершим прогулку по стране «Имя прилагательное» и повторим все, что знаем об этой части речи.
Запишите число, классная работа.
Тема «Урок обобщения по теме «Имя прилагательное».
3. Актуализация и обобщение знаний учащихся о грамматических признаках имени прилагательного
- Скажите, пожалуйста, что такое имя прилагательное?
Это часть речи, которая:
1.обозначает признак предмета
2.отвечает на вопросы Какой? Чей?
3.изменяется по числам, родам (в ед.ч.), падежам
4.прилагательные могут быть краткими и полными.
5. в предложении является определением или сказуемым.
- Сколько степеней сравнения имеют прилагательные ( сравнительную и превосходную)
-Найдите ошибки. Объясните, в чём заключается суть этой ошибки.
1. более интересный
2. самый интереснейший
3. менее интереснее
- Какие разряды прилагательных Вы знаете? (качественные, относительные, притяжательные?)
(Качественные прилагательные обозначают такой признак предмета, который может быть в предмете в большей или меньшей степени.
Относительные обозначают такой признак предмета, которые не может быть в большей или меньшей степени.
Обозначают материал, временные признаки.
Притяжательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? Чья? Чьё?)
Упражнение (слайд 2) .
Распределите прилагательные по столбикам.
Темная туча, деревянная ложка, вчерашний хлеб, волчий хвост, бледная луна, собачий лай.
Запишем предложение.
Ослепительные облака плыли по небу.
Найдите прилагательное и выполните морфологический разбор.
- Хорошо. Шагаем дальше по этой удивительной стране. Скажите, пожалуйста, каким правилом надо пользоваться, чтобы не ошибиться в написании НЕ с прилагательным?
(слитно:
- 1. без НЕ не употребляется (неряшливый, небрежный)
- 2. можно заменить синонимом без НЕ (неправда – ложь)
раздельно:
1 есть противопоставление с союзом А
- 3. если к прилагательным относятся слова далека не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не.)
Выполним задание по карточкам №1.
Итак. Спишите. Объясните написание НЕ с прилагательными.
Он говорил (не)правду, а ложь; (не)ряшливый вид; (не)глубокая речонка; далеко (не)красивый поступок; (не)высокий кустарник; (не)широкая, а узкая канава; (не)взрачный; (не)вежливый человек.
- Молодцы! Скажите, пожалуйста, правильно ли распределены слова по столбикам. (слайд 3) Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить правило, когда в прилагательных пишется суффикс –к-, а когда –ск- ?
Суффиксы прилагательных | |
- к - | - ск - |
французкий | деревенский |
низский | кавказкий |
матросский | сельский |
ткацкий | первомайский |
дерзкий | туристкий |
казацкий | немецский |
испанский | апрельский |
Физкультминутка
Учитель:
-А сейчас, ребята, давайте отдохнем и выполним физкультминутку, но с пользой.
Я буду называть разные прилагательные, а вы их показывать.
- Высокий
- Низкий
- Широкий
- Правый
- Быстрый
- Далёкий
- Аппетитный
- Холодный
- Сонный
- Острый
- Волнистый
- Весёлый
- Хорошо! А мы продолжаем нашу прогулку! Скажите, когда в суффиксах прилагательных пишется одна Н, а когда две НН?
Перед Вами карточка №2.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.
Карти..ая галерея, деревя..ый ящик, соловьи..ые трели, ветре..ый день, румя..ые щеки, стекля..ый шар, дли..ый путь.
А теперь немного классической музыки. Мы с вами сейчас послушаем Вивальди и его удивительные «Времена года». И это будет весна, ведь мы все ждем с нетерпением ее прихода. (Звучит мелодия)
Творческое упражнение «Сам себе редактор». (слайд 4)
Предлагаю Вам поработать редакторами. Найдите ошибки в следующих предложениях:
Вот и наступил самый последний месяц весны – март. В этом году весна поздняя, в сравнении с будущим годом, но ребята все равно проводят все свое занятое время на водных горках и строят песочные городки еще лучше прошлогодних. А затем они идут домой и пьют холодный чай с невкусными пирожками.
- Какие ошибки допустил автор в этом тексте? (неправильно употребил прилагательные, заменив их антонимами) Что такое антонимы?
- Вы должны устно отредактировать текст.
Запишите получившиеся прилагательные. Прочитайте, что у вас получилось.
Итоги урока. Рефлексия. Выводы.
– Наш урок подходит к концу. Что сегодня на уроке мы повторили?
Что вам понравилось? с каким настроением вы работали?
Оценки.
Домашнее задание:
Упр. 340 (слайд 5)
Спасибо за работу! (слайд 7)
Приложение
карточка №1.
Спишите. Объясните написание НЕ с прилагательными.
Он говорил (не)правду, а ложь; (не)ряшливый вид; (не)глубокая речонка; далеко (не)красивый поступок; (не)высокий кустарник; (не)широкая, а узкая канава; (не)взрачный; (не)вежливый человек.
карточка №2.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.
Карти..ая галерея, деревя..ый ящик, соловьи..ые трели, ветре..ый день, румя..ые щеки, стекля..ый шар, дли..ый путь.
Творческое упражнение «Сам себе редактор».
Найдите ошибки в тексте:
Вот и наступил самый последний месяц весны – март. В этом году весна поздняя, в сравнении с будущим годом, но ребята все равно проводят все свое занятое время на водных горках и строят песочные городки еще лучше прошлогодних. А затем они идут домой и пьют холодный чай с невкусными пирожками.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Распределите прилагательные по столбикам Темная туча, деревянная ложка, вчерашний хлеб, волчий хвост, бледная луна, собачий лай . Качественные прилагательные Относительные прилагательные Притяжательные прилагательные
Суффиксы прилагательных - к - - ск - французкий деревенский низский кавказкий матросский сельский ткацкий первомайский дерзкий туристкий казацкий немецский испанский апрельский
Творческое упражнение «Сам себе редактор». Вот и наступил самый последний месяц весны – март. В этом году весна поздняя, в сравнении с будущим годом, но ребята все равно проводят все свое занятое время на водных горках и строят песочные городки еще лучше прошлогодних. А затем они идут домой и пьют холодный чай с невкусными пирожками.
Домашнее задание Упр. 340
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающие уроки по теме "Имя прилагательное" в 5 классе (с презентацией)
Материал включает разработку двух уроков обощения знаний по теме "Имя прилагательное" в 5 классе и тест для проврки знаний по данной теме с ответами и нормами оценок...
Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное"
Материал содержит конспект урока...
Обобщающий урок по теме " Имя прилагательное" 5 класс
Обобщающий урок по теме "Прилагательное" в 5 классе. Урок разработан в рамках ФГОС, есть презентация. Урок систематизации ЗУН, формы работы - самые разнообразные: парная, групповая, ...
Обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное. Обобщение" 6 класс. Конспект и презентация
Обобщающий урок по имени прилагательному в шестом классе....
Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» 5 класс, программа Рыбченковой
Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». 5 класс. Программа Л.М. Рыбченковой...
Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» 6-й класс. «Систематизация и обобщение изученного об имени прилагательном».
Данный урок нацелен на закрепление умений распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу, определять грамматические признаки имени прилагательн...
Открытый обобщающий урок по теме "Имя прилагательное" в 6 классе
Урок-повторение по теме "Имя прилагательное". Упражнения по разрядам имен прилагательных, употребление прилагательных в тексте....