Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» 6-й класс. «Систематизация и обобщение изученного об имени прилагательном».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Сазонова Светлана Леонидовна

Данный урок нацелен на закрепление умений распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу, определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, роль в предложении, использовать правила их написания.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная самостоятельная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok_6klobobshch._pril.docx249.03 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» 6-й класс.

 «Систематизация и обобщение изученного об имени прилагательном».

             Цели урока: 

Личностные:

ценностное отношение к совместной деятельности, понимание её значимости, учебно – познавательный интерес

Метапредметные:

-регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение контролировать и оценивать свои и соседа действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- познавательные УУД: умение получать и анализировать информацию из разных источников; умение представлять результаты своей работы по предложенному плану;

- коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в паре, в группе; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Предметные: Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальнаясамостоятельная работа.

           Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.

Структура урока

1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

2.  Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

3.  Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.

4.  Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий.

5. Итоги урока. Рефлексия. Сообщение домашнего задания

                                              Ход урока

  1. Организационный момент  (начало урока, готовность к уроку).

–Ребята, посмотрите в окно и ответьте на вопрос: «Какой сегодня день?»

-Слова какой части речи мы использовали? – А что такое имя прилагательное?

  1. Мотивация учебной деятельности.

           −  Мы закончили изучение этой части речи.

        −  Какой урок обычно проводится после рассмотрения большой темы?

          −  Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

Обобщение по теме: «Имя прилагательное».

В тетрадях запишите число, классная работа и тему урока  «Систематизация  и обобщение  изученного об имени прилагательном».

         − Какова цель нашего урока?

  1. Систематизация  и обобщение  изученного  об имени прилагательном.   

3.1синтаксический разбор предложения:  Мягкий янтарный блеск разливается во всей окрестности.

-каким ещё членом предложения может быть прилагательное? От чего бывает янтарный блеск? Составьте предложение,  в котором сравните зимнее и летнее солнце. Зимой солнце холоднее, чем летом. (рразбор предложения).

3.2разряды прилагательных

− Имена прилагательные бывают 3 разрядов: Какие это разряды? (Качественные, относительные, притяжательные)

        3.3 Работа с текстом.  Картина Быкова «Зимний лес».  Текст                  

И.С. Соколова – Микитова.

       − Прочитайте текст.

       − Определите тип текста.(Описание). 

       − Озаглавьте текст.

      −  Какова  тема и основная мысль текста?

         . 3.4«Распределительная работа». Работа с текстом в парах.                          
          Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.                           

Идёшь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие  беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи  следочки.

(И.С. Соколов – Микитов).

  − Найдите качественные, относительные и притяжательные прилагательные в тексте. Распределите их по столбикам.

Качественные

Относительные

Притяжательные

Качественные:  Хорош,  тихий,  глубокие, чистые,  белыми, молодых, тяжелыми, белого, темно-зеленые, высоких, маленьких, тихому, высокие, синеватые, стройных, белых, лёгкие,  маленькие.

Относительные: Русский, зимний,  лесными, кружевными, зимнему.      

          Притяжательные:  Беличьи, мышиные, птичьи.

   4.  степени сравнения. Французский  философ   Рене Декарт  говорил:  «Всё познаётся в сравнении». -Как его слова соотносятся с именем прилагательным? Ответы обучающихся.  - Какие прилагательные имеют степени сравнения?

− Какие степени сравнения имеет имя прилагательное? (сравнительную и превосходную).

  − Как образуются сравнительные степени: простая и составная?

  − А как образуется превосходная степень простая и составная?

            Ребята, вам сейчас предлагается образовать от данных прилагательных все степени сравнения, выделить суффиксы, с помощью которых они образованы.

   глубокий –глубже, более глубокий, глубочайший, самый глубокийй.

   чистый – чище, более чистый, чистейший, самый чистый.

   высокий – выше, более высокий, высочайший, самый высокий.

             Как известно, что о человеке можно судить по тому, как он говорит.                     К сожалению, некоторые люди допускают ошибки, как в устной, так и в письменной речи.         

          4.1 Сейчас  вы поработаете  редакторами.  Найдите ошибки в предложениях.

Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой  и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.

− Какие ошибки были допущены автором  в данном тексте? Сделаем вывод. (грамматические: неправильное образование степеней сравнения  имён прилагательных).

− Задание. Устно отредактировать текст.

− Выпишите прилагательные с существительными, от которых они зависят, определите род, число, падеж.

Задание выполнено. Молодцы!

5.Правописание имён прилагательных.

 -Давайте вспомним на примеры писанных слов, какие орфограммы изучили. знакомясь с именем прилагательным (хорош,  тёмно-зелёные, тяжёлыми, мышиными)

         − Прежде, чем мы приступим к выполнению следующего задания, давайте вспомним правила слитного и раздельного написания прилагательных с не.
       5.1 Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
        (Не)хороший день, а плохой; далеко (не)деш… вый п… дарок;                     (не)пр… ятный разговор, (не)б… льшой, но милый; (пре)(не)пр… ятное известие; совсем (не)нас…ная погода.

 Не хороший день, а плохой; далеко не дешёвый подарок; неприятный разговор, небольшой, но милый; пренеприятное известие; совсем ненастная погода.

 (После выполнения задания сверяемся с доской, исправляем ошибки).

— Согласитесь, задания на нашем маршруте  только усложняются, но я думаю, что мы с вами основательно подготовились к путешествию и готовы к любым испытаниям. А вот и оно.

         5.2 Словарная диктовка (самостоятельно, с последующей проверкой по цепочке, объяснение орфограмм).

          Слайд .

          Бледно(лиловый) куст, синие(пресиние) глаза, западно(европейские) языки, трудолюбивый человек, северо(западное) направление, широ(коплечий) юноша, древне(русские) летописи, чёрно(белое) кино. 

         Слайд . Бледно-лиловый куст, синие-пресиние глаза, западноевропейские языки, трудолюбивый человек, северо-западное направление, широкоплечий юноша, древнерусские летописи, чёрно-белое кино.

           Сделаем вывод  о  написании прилагательных. (После выполнения задания сверяемся с доской, исправляем ошибки).

         5.3. Слайд.   Коллективная работа.  Задание  «Вставьте  пропущенные буквы».

          Реч..вой, морж..вый, свинц..вый, ситц..вый, плюш..вый, камыш..вый, глянц..вый,  песц..вый.

          Сделаем вывод о  написании  о/ё в суффиксах прилагательных  после шипящих и Ц. (После выполнения задания сверяемся с доской, исправляем ошибки).

           5.4.  Задание  «Правописание Н – НН в прилагательных».

         Задание по  карточкам. Даётся несколько минут для ответов на тест, их вы записываете в тетрадь, чтобы можно  было  правильно оценить себя. В тесте  ответ на поставленный вопрос должен быть только один. Работаем!

  1. В этом прилагательном пишется одна Н:
    а) багря…ый рассвет
    б) стекля…ый завод
    в) безветре…ая погода
    г) исти…ая правда


2. В этом прилагательном пишется НН:
а) ю…ый друг
б) песча…ый карьер
в) глуби…ые бомбы
г) гости…ая комната

3. Это слово не является исключением:
а) деревя…ый
б) серебря…ый
в) оловя…ый
г) стекля…ый

4. В этом прилагательном не пишется Н:
а) кожа…ый мяч
б) гости…ый двор
в) лимо…ый сок
г) румя…ая девочка

5. В этом прилагательном пишется НН:
а) карти…ая галерея
б) ути…ая охота
в) гуси…ые перья
г) лебеди…ая песня

6. В этом прилагательном нет суффикса:
а) серебря…ый
б) ю…ый
в) це…ый
г) багря…ый


          − Проверяем по нашим группам,  отвечает устно, остальные проверяют в тетради!

Ответы:  1)     а  багряный

                 2)     б песчаный

                 3)     б серебряный

                 4)     в лимонный

                 5)   −  а картинная

                 6)     б юный — кр.ф.

    −Проверьте количество правильных ответов и оцените себя в тетради.


     6.   Итоги урока. Рефлексия. Выводы.

    Слайд .  − Ребята, я вас поздравляю – впереди цель нашего путешествия – станция «Итоговая». 
      − Путешествуя по владениям имени прилагательного, мы привели в систему изученное  об имени прилагательном.
     − Теперь предлагаю выполнить задания небольшого теста (выполняют).
Самостоятельная работа. (Тест) с взаимопроверкой (каждому раздаются листы                с тестом).

ТЕСТ

1.Найдите прилагательное в прилагательное в простой превосходной степени.

 А. самый легкий

 Б. глубочайший

 В. тоньше
Г. более  широкий

2.Укажите притяжательное прилагательное.

 А. городской житель

 Б. мудрый старик

 В. папино изобретение

Г. деревянный ящик

3.Найдите прилагательное, которое соответствует схеме

 А безветренный

  Б. ураганный

  В. крупнейший

  Г. туманна

 4.В каком из указанных случаев не- - приставка?

 А. небрежная запись

 Б. нелюдимый человек

  В.  недоступная территория

  Г. не веселый, а грустный

5.Найдите прилагательное, в котором пишется две буквы  -нн - .

А. серебря…ый

Б. беше …ый

В.оловя..ый

Г.ветре…ый

6.Укажите прилагательное с суффиксом - ов- .

А. груш..вый

Б. ключ..вой

В. ситц…вый

Г. торц…вый

7.Найдите прилагательное, которое пишется через дефис.

А. древне (русский)

Б. туго (плавкий)

В. общественно (политический)

Г. двух( комнатный)

 Слайд .    7.  Рефлексия.  Наш урок подходит к концу.

      − Что сегодня на уроке мы повторили?

      − Что вам понравилось, с каким настроением вы работали?  Подберите  по одному прилагательному, выражающему ваше впечатление от урока.

      − Чем был полезен для вас сегодняшний  урок?

Слайд.    8.  Дифференцированное  домашнее задание.

  Выучите правило, выполнить упражнение из учебника.

  Напишите мини-сочинение «Весна идет!»

       9. Выставление оценок

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Повторение изученного об имени прилагательном в 5 классе".

Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены  новые технологии и указаны планируемые результаты....

Повторение изученного об имени прилагательном. Ярмарка знаний. 6 класс ( Два спаренных урока).

Два спаренных урока русского языка в 6 классе на повторение изученного об имени прилагательном построены в форме игры. В начале первого  урока учителем объявляется мораторий на плохие отметки, и ...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Обобщение изученного об имени прилагательном"

Разработка урока и презентация. Материал к уроку подобран на основе информации о декоративно-прикладных промыслах....

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме "Обобщение изученного об имени прилагательном"

В материалах содержится конспект урока, мультимедийная презентация, раздаточный материал...

Обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное. Обобщение" 6 класс. Конспект и презентация

Обобщающий урок по имени прилагательному в шестом классе....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Повторение и обобщение изученного об имени прилагательном"

Технологическая карта урока с элементами исследовательской работы, мини-проекта, работы с текстом, самостоятельной работы и др. формами....

Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное. Повторение изученного об имени прилагательном в 5 классе»

Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, полученных в 5 классе....