Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» 5 класс, программа Рыбченковой
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». 5 класс. Программа Л.М. Рыбченковой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_povtoritelno-obobshchayushchiy_urok_po_teme_imya_prilagatelnoe.docx | 37.8 КБ |
dobroe_utro.pptx | 167.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет | Русский язык | |
Класс | 5 | |
УМК | Рыбченкова Л.М. | |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний | |
Тема | Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» | |
Цель | Создание условий для систематизации обучающимися знаний об имени прилагательном | |
Планируемый результат | ||
Предметные умения: - уметь анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль; - уметь различать полную и краткую форму прилагательных, определять синтаксическую роль - наблюдать за употреблением прилагательных в художественных текстах; - уметь находить эпитеты в в художественных текстах; - уметь анализировать содержание и языковое оформление текста; - уметь анализировать орфографический материал, сопоставлять написания слов с изученными орфограммами, делать выводы; - уметь применять изученные орфографические правила (правописание окончаний имен прилагательных, оканчивающихся на шипящие; не с прилагательными) в практике письма
| Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; -определять общие для всех правила поведения; -устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. -осуществлять самооценку Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию; -осуществлять синтез как составление целого из частей -осознанно и произвольно строить речевое высказывание -уметь самостоятельно формулировать задание Коммуникативные УУД: -уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Технология изучения
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые умения |
1.Организационный этап. | - Доброе утро, ребята! Сегодня у нас очередной урок русского языка, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки. Проверьте, как организовано ваше «рабочее место», как расположены на парте школьные принадлежности. Тетради нам не понадобятся. У каждого из вас есть индивидуальный лист для работы. Мы работаем в группах. В конце урока вы вместе оцените работу каждого на уроке в Листе оценивания, и в целом оценим работу групп. А теперь давайте узнаем, какое у вас настроение. Перед вами лежат два смайлика. Выберите тот из них, который соответствует вашему настроению. Спасибо, ребята! Видим, настроение у нас хорошее, значит, … | Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей, выбирают смайлик. | (Л) осуществлять самооценку |
2 Актуализация знаний и умений | - Обратите внимание! У каждой группы на столе лежат нарезанные листочки. Ваша задача: собрать из них знакомый вам лингвистический термин. Кто быстрее? | Работа в группах. Обучающиеся собирают текст определения Прилагательного. | (К) Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (П) Осуществлять синтез как составление целого из частей (П) Осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
- Итак, что у нас получилось? Сверимся с эталоном (слайд № __) Всё верно. | Обучающиеся дают ответ: «самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие, каков, какова, обозначает признак предмета. Бывает в полной и краткой форме. Изменяется по родам, числам и падежам. Согласуется по форме с существительным. В предложении выполняет роль определения или сказуемого» Сравнивают с эталоном. | ||
- Так о чем же здесь идет речь? О какой части речи? | Обучающиеся называют часть речи | ||
3 Постановка учебной проблемы | - На протяжении нескольких уроков мы изучали эту часть речи. Но любые знания, которые вы получаете изо дня в день, становятся крепкими и полезными только тогда, когда их повторяют, закрепляют, обобщают. Так чем же, по-вашему, мы сегодня будем заниматься на уроке? Как назовем наш урок? | Обучающиеся отвечают, что будут обобщать знания по теме «Имя прилагательное». Формулируют тему урока «Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» | (П) Уметь самостоятельно формулировать тему, цели. (К) Уметь выражать свои мысли. |
А теперь запишем в индивидуальном листе сегодняшнюю дату и тему урока | Записывают число и тему урока в индивидуальном листе. | ||
4 Формулирование проблемы, планирование | -Что же сегодня на уроке вам предстоит сделать? Для чего вам это нужно? Давайте попробуем поставить цели нашего сегодняшнего урока. Закончите предложения: - Так как это урок повторения, то мы должны вспомнить и повторить… - Так как мы работаем в группе, то мы должны воспитывать в себе… Спасибо! Молодцы! | Заканчивая предложения учителя, обучающиеся формулируют задачи урока | (П) Уметь самостоятельно формулировать цель (К) Определять общие для всех правила поведения; (Р) Принимать и сохранять учебные цели |
Обобщение и систематизация знаний | 1. Лингвистический блиц-опрос - А сейчас небольшой лингвистический блиц-опрос! Прошу все ваше внимание на экран! Появляется задание, вы читаете и стараетесь ответить правильно и как можно быстрее. Посмотрим, какая группа даст больше правильных ответов. Начали! (слайды) - Раздел языкознания, изучающий части речи - Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета - Начальная форма имени прилагательного - Непостоянные морфологические признаки прилагательного - С чем и как согласуется прилагательное? - Форма прилагательного, которая не изменяется по падежам - Падеж прилагательного в словосочетании серым днем - Прилагательное как член предложения в форме книга увлекательна - Спасибо за быстрые ответы! А какие еще вопросы можно было бы задать? О чем не спросили? -Чем различаются полные и краткие прилагательные? - Что мы повторили, какие знания закрепили, выполнив это упражнение? Какая группа работала активнее? | Обучающиеся отвечают на вопросы. Отвечают, что не спросили о кратких прилагательных. Отвечают на вопрос о кратких прилагательных Обучающиеся отвечают. Оценивают активность групп. | (П) Осознанно и произвольно строить речевое высказывание, основанное на знаниях. (К) Слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (Р) Уметь оценивать свой ответ и ответы одноклассников |
2. Выполнение заданий -Теперь обратите внимание на индивидуальные листы для работы. Упражнение №1. Даны словосочетания с прилагательными. Обсудите в группе, как можно сформулировать задание к этому упражнению. Ландыш пахуч(?), (не)громкий голос, на свеж..м воздухе, шиповник колюч(?), (не)лепая ошибка, на чуж..й стороне, ничуть (не)интересный, дуб могуч(?), хорош..му другу, (не)глубокая, а мелкая река. | Обучающиеся обсуждают в группах и формулируют задание к Упражнению 1: «Распределить словосочетания по видам орфограмм, объяснить написание». | (П) Уметь самостоятельно формулировать задание (К) Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (П) Уметь классифицировать по заданным критериям (Р) Давать оценку правильности выполнения действий (Л) осуществлять самооценку | |
Давайте проверим, что у нас получилось. Кто готов ответить? Сверим работу с эталоном. (слайд) У кого работа выполнена без ошибок? У кого одна ошибка? Оцените свою работу. Спасибо. Молодцы. -Что вспомнили в этом упражнении? | Обучающиеся дают ответы 1 группа слов: Ландыш пахуч, шиповник колюч, дуб могуч 2 - негромкий голос, нелепая ошибка, ничуть не интересный, не глубокая, а мелкая река. 3 - на свежем воздухе, на чужой стороне, хорошему другу устно проговаривают объяснение вставленной буквы. Сравнивают свою работу с эталоном. Оценивают свою работу Отвечают, что вспомнили правописание прилагательных | ||
Посмотрите в индивидуальном листе Упражнение №2. Перед вами строфы из знакомого стихотворения. Кто автор? А как оно называется? Что придает ему образность, яркость, особую выразительность? Какая часть речи? -Скажите, ребята, а в качестве чего используются прилагательные в художественной литературе? А теперь давайте сформулируем задание для этого упражнения. Кто уже готов? Сначала зачитайте строфу. Остальные внимательно слушают. Согласны?
Благодарю. Какой вывод можно сделать из этого упражнения? | Обучающиеся читают строфы из стихотворения. Отвечают на вопросы учителя. Отвечают: «В качестве эпитетов» Формулируют задание. Отвечают, называют эпитеты Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, Под голубыми небесами Вся комната янтарным блеском Делают вывод | (К) Слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (П) Уметь самостоятельно формулировать задание (П) Выполнять анализ (К) Уметь выражать свои мысли. | |
Результатом нашей сегодняшней работы над темой «Имя прилагательное» станет лингвистический эксперимент. Перед вами текст. Послушайте его. (+слайд) Однажды зимой мы отправились в лес. В … бору было тихо. Всё было покрыто … снегом. В … воздухе носились … снежинки. … ветки украсились … инеем. В этом … наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.) - Чего-то в нём не хватает?! - Как вы думаете, почему? - Как же преобразить текст, чтобы он получился “цветным”, красочным?.. Что с ним нужно сделать? Какой части речи будут эти слова? Сформулируйте задание к этому упражнению. Теперь можете приступать к выполнению задания, а чтобы вам лучше работалось, сейчас зазвучит одна знакомая вам композиция. П.И. Чайковский. Времена года. (Январь) Прочитаем получившееся описание. От каждой группы приглашаем по представителю. К какому типу относится наш текст? А теперь посмотрим авторский текст и сравним с вашим (слайд) Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Всё было покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые снежинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.) Не правда ли, красивая и цветная картина представилась нам! Как вы думаете, что же хотел показать писатель, используя в своём тексте столько красивых прилагательных? Молодцы! | Обучающиеся слушают текст, отвечают на вопросы учителя.
Формулируют задание: «Вставить подходящие имена прилагательные, чтобы получился интересный текст». Обучающиеся выполняют задание Зачитывают получившиеся тексты. -Описание Сравнивают свои тексты с авторским. Отвечают на вопросы учителя - Описать зимний лес, показать его красоту, сказочность | (К) Слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (П) Уметь самостоятельно формулировать задание (Р) Давать оценку правильности выполнения действий (Л) осуществлять самооценку (К) Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
Рефлексия учебной деятельности | -Что ж, вы сегодня хорошо поработали. Все группы были активны. Давайте вспомним, Какие цели вы поставили перед собой в начале урока? Всё ли удалось? Обсудите в группах работу каждого и оцените в Листе оценивания. (Во время обсуждения учитель подходит к каждой группе и по необходимости помогает оценить работу) Оценим работу групп. Какая группа была сегодня самая работоспособная? А теперь предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на слайде и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке. 1. сегодня было интересно… 2. было трудно… 3. я теперь могу… 4. я научился… 5. у меня получилось… 6. мне захотелось… 7. я попробую… 8. я смог… 9. урок дал мне для жизни… А тех, кто не успел высказаться, я попрошу поднять смайлики с тем настроением, с которым вы провели урок. | Вспоминают, какие цели ставили в начале урока, отвечают на вопросы учителя. Обсуждают, оценивают. Самооценка, взаимооценка. Высказывают своё мнение об уроке Оценивают своё настроение в конце урока при помощи смайликов | (Л) Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. (Р) Осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; (К) Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (Л) осуществлять самооценку |
Домашнее задание уже дано в ваших индивидуальных листах. Из данных трех заданий выбираете одно на выбор. Оценка будет зависеть от уровня сложности задания. Третье задание – самое сложное. Всё ли понятно в задании? | (Р) Осуществлять контроль (Л) Проявлять ответственность (Л) Повышать самооценку | ||
Урок окончен. Спасибо всем за работу на уроке! До свидания! |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Двенадцатое февраля Классная работа
… – самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие, каков, какова , обозначает признак предмета . Бывает в полной и краткой форме. Изменяется по родам, числам и падежам. Согласуется по форме с существительным. В предложении выполняет роль определения или сказуемого.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»
Задачи урока:
Лингвистический блиц-опрос
Раздел языкознания, изучающий части речи
Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета
Начальная форма имени прилагательного
Непостоянные морфологические признаки прилагательного
С чем и как согласуется прилагательное?
Форма прилагательного, которая не изменяется по падежам
Падеж прилагательного в словосочетании серым днем
Прилагательное как член предложения в форме книга увлекательна
Упражнение №1 Даны словосочетания с прилагательными. Сформулируйте задание к этому упражнению. Ландыш пахуч(?), (не)громкий голос, на свеж..м воздухе, шиповник колюч(?), (не) лепая ошибка, на чуж .. й стороне, ничуть (не)интересный, дуб могуч(?), хорош.. му другу, (не)глубокая, а мелкая река.
1 группа: Ландыш паху ч , шиповник колю ч , дуб могу ч , 2 группа: нег ромкий голос, нел епая ошибка, ничуть не и нтересный , не г лубокая , а мелкая река. 3 группа: на свеж е м воздухе, на чуж о й стороне, хорош е му другу
Упражнение №2 Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь ?
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась , На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь ?
Лингвистический эксперимент
Однажды зимой мы отправились в лес. В … бору было тихо. Всё было покрыто … снегом. В …. воздухе носились … снежинки. … ветки украсились … инеем. В этом ….. наряде каждая ветка казалась удивительной . (И.Корнеев)
Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Всё было покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые снежинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной.
Все ли поставленные задачи сумели решить? Что вам в этом помогло? Были трудности?
1. Сегодня было интересно… 2. Было трудно… 3. Я теперь могу… 4. Я научился… 5. У меня получилось… 6. Мне захотелось… 7. Я попробую… 8. Я смог… 9. Урок дал мне для жизни…
СПАСИБО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий урок по теме «Атмосфера» 6 класс
Урок обобщает знания учащихся об атмосфере. Опирается на навыки, умения учащихся характеризовать строение, свойства, применение их в рамках изучаемой темы; умения работать с текстом, сравн...
Повторительно-обобщающий урок по теме «Атмосфера» 6 класс
Урок обобщает знания учащихся об атмосфере. Опирается на навыки, умения учащихся характеризовать строение, свойства, применение их в рамках изучаемой темы; умения работать с текстом, сравн...
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное"
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное"...
Презентация к уроку по теме "Углерод" ( 9 класс,программа О.С. Габриеляна)
Презентация к уроку,отображающая основные моменты в изучении указаннй темы....
Презентация к уроку по теме "Сера" (9 класс,программа О.С. Габриеляна)
Презентация с краткой характеристикой и свойствами элемента...
Обобщающий урок по теме"Деепричастие"( 7 класс, программа Бабайцевой)
Урок-обобщение по теме "Деепричастие" предполагает контроль знаний по теме урока, а также подготовку к письменной контрольной работе. Для проведения учебного занятия была выбрана нестандартн...
Технологическая карта урока по теме: "Инфинитив" 5 класс (УМК Рыбченковой Л.М.)
Данный урок содействует реализации новых ФГОС, т.к. учитель продумал цели урока, как результат ученика; организовал работу по мотивации обучающихся. Ученики самостоятельно поставили цель урока, как со...