Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» 5 класс, программа Рыбченковой
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Иванова Татьяна Николаевна

Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». 5 класс. Программа Л.М. Рыбченковой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет

Русский язык

Класс

5

УМК

Рыбченкова Л.М.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Тема

Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»

Цель

Создание условий для систематизации  обучающимися знаний об имени прилагательном

Планируемый результат

Предметные умения:

- уметь анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль;

- уметь различать полную и краткую форму прилагательных, определять синтаксическую роль

- наблюдать за употреблением прилагательных в художественных текстах;

- уметь находить эпитеты в в художественных текстах;

- уметь анализировать содержание и языковое оформление текста;

- уметь анализировать орфографический материал, сопоставлять написания слов с изученными орфограммами, делать выводы;

- уметь применять изученные орфографические правила (правописание окончаний имен прилагательных, оканчивающихся на шипящие; не с прилагательными) в практике письма

 

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-определять общие для всех правила поведения;

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

-осуществлять самооценку

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
-давать оценку правильности выполнения действий

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию;

-осуществлять синтез как составление целого из частей

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание

-уметь самостоятельно формулировать задание

Коммуникативные УУД:

-уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Технология изучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения

1.Организационный этап.

- Доброе утро, ребята! Сегодня у нас очередной урок русского языка, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки.

 Проверьте, как организовано ваше «рабочее место», как расположены на парте школьные принадлежности. Тетради нам не понадобятся. У каждого из вас есть индивидуальный лист для работы. Мы работаем в группах. В конце урока вы вместе оцените работу каждого на уроке в Листе оценивания, и в целом оценим работу групп.

А теперь давайте узнаем, какое у вас настроение. Перед вами лежат два смайлика. Выберите тот из них, который соответствует вашему настроению.

Спасибо, ребята! Видим, настроение у нас хорошее, значит, …

Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей, выбирают смайлик.

(Л) осуществлять самооценку

2 Актуализация знаний и умений

- Обратите внимание! У каждой группы на столе лежат нарезанные листочки. Ваша задача: собрать из них знакомый вам лингвистический термин. Кто быстрее?

Работа в группах. Обучающиеся собирают текст определения Прилагательного.

(К) Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

(П) Осуществлять синтез как составление целого из частей

(П) Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

- Итак, что у нас получилось? Сверимся с эталоном (слайд № __) Всё верно.

Обучающиеся дают ответ: «самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы  какой, какая, какое, какие, каков, какова, обозначает признак предмета.

Бывает в полной и краткой форме. Изменяется по родам, числам и падежам. Согласуется по форме с существительным.

В предложении выполняет роль определения или сказуемого»

Сравнивают с эталоном.

- Так о чем же здесь идет речь? О какой части речи?

Обучающиеся называют часть речи

3 Постановка учебной проблемы

- На протяжении нескольких уроков мы изучали эту часть речи. Но любые знания, которые вы получаете изо дня в день, становятся крепкими и полезными только тогда, когда их повторяют, закрепляют, обобщают.

Так чем же, по-вашему, мы сегодня будем заниматься на уроке? Как назовем наш урок?

Обучающиеся отвечают, что будут обобщать знания по теме «Имя прилагательное».

Формулируют тему урока «Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»

(П) Уметь самостоятельно формулировать тему, цели.

(К) Уметь выражать свои мысли.

А теперь запишем в индивидуальном листе сегодняшнюю дату и тему урока

Записывают число и тему урока в индивидуальном листе.

4 Формулирование проблемы, планирование

-Что же сегодня на уроке вам предстоит сделать? Для чего вам это нужно?

 Давайте попробуем поставить цели нашего сегодняшнего урока. Закончите предложения:

 - Так как это урок повторения, то мы должны вспомнить и повторить…

-  Так как мы работаем в группе, то мы должны воспитывать в себе…

Спасибо! Молодцы!

Заканчивая  предложения учителя, обучающиеся формулируют задачи урока

(П) Уметь самостоятельно формулировать  цель

(К) Определять общие для всех правила поведения;

(Р) Принимать и сохранять учебные цели

 Обобщение и систематизация знаний

1. Лингвистический блиц-опрос

- А сейчас небольшой лингвистический блиц-опрос!  Прошу все ваше внимание на экран! Появляется задание, вы читаете и стараетесь ответить правильно и как можно быстрее. Посмотрим, какая группа даст больше правильных ответов. Начали! (слайды)

- Раздел языкознания, изучающий части речи

- Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета

- Начальная форма имени прилагательного

- Непостоянные морфологические признаки прилагательного

- С чем и как согласуется прилагательное?

- Форма прилагательного, которая не изменяется по падежам

- Падеж прилагательного в словосочетании серым днем

- Прилагательное как член предложения в форме книга увлекательна

- Спасибо за быстрые ответы! А какие еще вопросы можно было бы задать? О чем не спросили?

-Чем различаются полные и краткие прилагательные?

- Что мы повторили, какие знания закрепили, выполнив это упражнение? Какая группа работала активнее?

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Отвечают, что не спросили о кратких прилагательных.

Отвечают на вопрос о кратких прилагательных

Обучающиеся отвечают. Оценивают активность групп.

(П) Осознанно и произвольно строить речевое высказывание, основанное на знаниях.

 (К)

Слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

(Р) Уметь оценивать свой ответ и ответы одноклассников

2. Выполнение заданий

-Теперь обратите внимание на индивидуальные листы для работы. Упражнение №1. Даны словосочетания с прилагательными. Обсудите в группе, как можно сформулировать задание к этому упражнению.

Ландыш пахуч(?), (не)громкий голос, на свеж..м воздухе, шиповник колюч(?), (не)лепая ошибка, на чуж..й стороне, ничуть (не)интересный, дуб могуч(?), хорош..му другу, (не)глубокая, а мелкая река.         

Обучающиеся обсуждают в группах и формулируют задание к Упражнению 1: «Распределить словосочетания по видам орфограмм, объяснить написание».

(П) Уметь самостоятельно формулировать задание

(К) Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

(П) Уметь классифицировать по заданным критериям

(Р) Давать оценку правильности выполнения действий

(Л) осуществлять самооценку

Давайте проверим, что у нас получилось. Кто готов ответить?

Сверим работу с эталоном. (слайд) У кого работа выполнена без ошибок? У кого одна ошибка? Оцените свою работу. Спасибо. Молодцы.

-Что вспомнили в этом упражнении?

Обучающиеся дают ответы

1 группа слов: Ландыш пахуч, шиповник колюч, дуб могуч

2 - негромкий голос, нелепая ошибка, ничуть не интересный, не глубокая, а мелкая река.         

3 - на свежем воздухе, на чужой стороне, хорошему другу

устно проговаривают объяснение вставленной буквы.

Сравнивают свою работу с эталоном. Оценивают свою работу

Отвечают, что вспомнили правописание прилагательных

Посмотрите  в индивидуальном листе Упражнение №2. Перед вами строфы из знакомого стихотворения. Кто автор?  А как оно называется? Что придает ему образность, яркость, особую выразительность? Какая часть речи?

-Скажите, ребята, а в качестве чего используются  прилагательные в художественной литературе?

А теперь давайте сформулируем задание для этого упражнения.

Кто уже готов? Сначала зачитайте строфу.

Остальные внимательно слушают. Согласны?

 

Благодарю. Какой вывод можно сделать из этого упражнения?

Обучающиеся читают строфы из стихотворения. Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают: «В качестве эпитетов»

Формулируют задание.

Отвечают, называют эпитеты

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь

Делают вывод

(К) Слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

(П) Уметь самостоятельно формулировать задание

(П) Выполнять анализ

(К) Уметь выражать свои мысли.

Результатом нашей сегодняшней работы над темой «Имя прилагательное» станет лингвистический эксперимент.

 Перед вами текст. Послушайте его. (+слайд)

Однажды зимой мы отправились в лес. В … бору было тихо. Всё было покрыто … снегом. В … воздухе носились … снежинки. … ветки украсились … инеем. В этом … наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)

- Чего-то в нём не хватает?!

- Как вы думаете, почему?

- Как же преобразить текст, чтобы он получился “цветным”, красочным?.. Что с ним нужно сделать? Какой части речи будут эти слова?

Сформулируйте задание к этому упражнению.

Теперь можете приступать  к выполнению задания, а чтобы вам лучше работалось, сейчас зазвучит одна знакомая вам композиция. П.И. Чайковский. Времена года. (Январь)

Прочитаем получившееся описание. От каждой группы приглашаем по представителю.

К какому типу относится наш текст?

А теперь посмотрим авторский текст и сравним с вашим (слайд)

Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Всё было покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые снежинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)

Не правда ли, красивая и цветная картина представилась нам!

Как вы думаете, что же хотел показать писатель, используя в своём тексте столько красивых прилагательных?

Молодцы!

Обучающиеся слушают текст, отвечают на вопросы учителя.

 

Формулируют задание: «Вставить подходящие имена прилагательные, чтобы получился интересный текст».

Обучающиеся выполняют задание

Зачитывают получившиеся тексты.

-Описание

Сравнивают свои тексты с авторским. Отвечают на вопросы учителя

- Описать зимний лес, показать его красоту, сказочность

(К) Слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

(П) Уметь самостоятельно формулировать задание

(Р) Давать оценку правильности выполнения действий

(Л) осуществлять самооценку

(К) Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Рефлексия учебной деятельности

 -Что ж, вы сегодня хорошо поработали.  Все группы были активны.

Давайте вспомним, Какие цели вы поставили перед собой в начале урока?

Всё ли удалось?

Обсудите в группах работу каждого и оцените в Листе оценивания. (Во время обсуждения учитель подходит к каждой группе и по необходимости помогает оценить работу)

Оценим работу групп. Какая группа была сегодня самая работоспособная?

А теперь предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на слайде и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

1. сегодня было интересно…

2. было трудно…

3. я теперь могу…

4. я научился…

5. у меня получилось…

6. мне захотелось…

7. я попробую…

8. я смог…

9. урок дал мне для жизни…

А тех, кто не успел высказаться, я попрошу поднять смайлики с тем настроением, с которым вы провели урок.

Вспоминают, какие цели ставили в начале урока, отвечают на вопросы учителя.

Обсуждают, оценивают. Самооценка, взаимооценка.

Высказывают своё мнение об уроке

Оценивают своё настроение в конце урока при помощи смайликов

(Л) Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

(Р) Осуществлять самоконтроль;

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

(К) Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

(Л) осуществлять самооценку

Домашнее задание уже дано в ваших индивидуальных листах. Из данных трех заданий выбираете одно на выбор. Оценка будет зависеть от уровня сложности задания. Третье задание – самое сложное. Всё ли понятно в задании?

(Р) Осуществлять контроль

(Л) Проявлять ответственность

(Л) Повышать самооценку

Урок окончен. Спасибо всем за работу на уроке! До свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 2

Двенадцатое февраля Классная работа

Слайд 3

… – самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие, каков, какова , обозначает признак предмета . Бывает в полной и краткой форме. Изменяется по родам, числам и падежам. Согласуется по форме с существительным. В предложении выполняет роль определения или сказуемого.

Слайд 4

Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»

Слайд 5

Задачи урока:

Слайд 6

Лингвистический блиц-опрос

Слайд 7

Раздел языкознания, изучающий части речи

Слайд 8

Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета

Слайд 9

Начальная форма имени прилагательного

Слайд 10

Непостоянные морфологические признаки прилагательного

Слайд 11

С чем и как согласуется прилагательное?

Слайд 12

Форма прилагательного, которая не изменяется по падежам

Слайд 13

Падеж прилагательного в словосочетании серым днем

Слайд 14

Прилагательное как член предложения в форме книга увлекательна

Слайд 15

Упражнение №1 Даны словосочетания с прилагательными. Сформулируйте задание к этому упражнению. Ландыш пахуч(?), (не)громкий голос, на свеж..м воздухе, шиповник колюч(?), (не) лепая ошибка, на чуж .. й стороне, ничуть (не)интересный, дуб могуч(?), хорош.. му другу, (не)глубокая, а мелкая река.

Слайд 16

1 группа: Ландыш паху ч , шиповник колю ч , дуб могу ч , 2 группа: нег ромкий голос, нел епая ошибка, ничуть не и нтересный , не г лубокая , а мелкая река. 3 группа: на свеж е м воздухе, на чуж о й стороне, хорош е му другу

Слайд 17

Упражнение №2 Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь ?

Слайд 18

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась , На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче... погляди в окно:

Слайд 19

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

Слайд 20

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь ?

Слайд 21

Лингвистический эксперимент

Слайд 22

Однажды зимой мы отправились в лес. В … бору было тихо. Всё было покрыто … снегом. В …. воздухе носились … снежинки. … ветки украсились … инеем. В этом ….. наряде каждая ветка казалась удивительной . (И.Корнеев)

Слайд 24

Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Всё было покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые снежинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной.

Слайд 25

Все ли поставленные задачи сумели решить? Что вам в этом помогло? Были трудности?

Слайд 26

1. Сегодня было интересно… 2. Было трудно… 3. Я теперь могу… 4. Я научился… 5. У меня получилось… 6. Мне захотелось… 7. Я попробую… 8. Я смог… 9. Урок дал мне для жизни…

Слайд 27

СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок по теме «Атмосфера» 6 класс

Урок обобщает  знания учащихся об атмосфере. Опирается на навыки, умения учащихся характеризовать строение, свойства, применение их в рамках изучаемой темы; умения работать с  текстом, сравн...

Повторительно-обобщающий урок по теме «Атмосфера» 6 класс

Урок обобщает  знания учащихся об атмосфере. Опирается на навыки, умения учащихся характеризовать строение, свойства, применение их в рамках изучаемой темы; умения работать с  текстом, сравн...

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное"

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное"...

Презентация к уроку по теме "Углерод" ( 9 класс,программа О.С. Габриеляна)

Презентация к уроку,отображающая основные моменты в изучении указаннй темы....

Презентация к уроку по теме "Сера" (9 класс,программа О.С. Габриеляна)

Презентация с краткой характеристикой и свойствами элемента...

Обобщающий урок по теме"Деепричастие"( 7 класс, программа Бабайцевой)

Урок-обобщение по теме "Деепричастие" предполагает контроль знаний по теме урока, а также подготовку к письменной контрольной работе. Для проведения учебного занятия была выбрана нестандартн...

Технологическая карта урока по теме: "Инфинитив" 5 класс (УМК Рыбченковой Л.М.)

Данный урок содействует реализации новых ФГОС, т.к. учитель продумал цели урока, как результат ученика; организовал работу по мотивации обучающихся. Ученики самостоятельно поставили цель урока, как со...