Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное"
план-конспект урока русского языка (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Балакина Нина Константиновна
МОУ Починковская СОШ
Обобщающий урок по русскому языку в 6-м классе по теме
«Имя прилагательное»
Цель урока: систематизация, закрепление и углубление знаний учащихся по теме: “Имя прилагательное”.
Задачи урока:
- проверить прочность усвоения темы,
- закрепить орфографический навык правописания сложных случаев имён прилагательных;
- продолжать развивать аналитико-синтетическую деятельность учащихся;
- развивать коммуникативные способности учащихся;
- вырабатывать ответственность за выполненную работу;
- продолжать формировать культуру учебного труда и взаимопонимание.
Ход урока
Оформление записей в тетрадях. (сл. 1)
(Сл.2)
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
Почему урок я начала с этого стихотворения?
Учитель: – Почему эта часть речи имеет такое странное название? Кто является ее вечным спутником? Что обозначает прилагательное? (Сл3)
1. предмет
2. признак
3. действие
– Назовите правильное утверждение: Имя прилагательное – это часть речи, которая:
1. не изменяется
2. спрягается
3. склоняется.
- Что значит склоняется?
- Укажите неверное утверждение (Сл.4):
1. Имя прилагательное обозначает признак предмета.
2. Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
3. Все прилагательные имеют степени сравнения.
4. В предложении обычно бывают определениями.
- А теперь дайте полное определение имени прилагательного.
- Сегодня на уроке мы повторим трудные орфограммы, изученные по теме, а в конце урока вас ждет проверочный тест.
- От чего зависит написание окончаний имён прилагательных?
Выписать № словосочетаний, рядом записать буквы, под которыми даны правильные варианты ответа. (Сл.5)
А | Б | В | |
1. В летн… ночь | ею | юю | ию |
«Проверь себя». (Сл. 6) Учащиеся оценивают себя.
- Что нового об имени прилагательном вы узнали в этом году?
- Что такое степень сравнения?
- Назовите степени сравнения, которые могут быть у прилагательного.
Учитель читает прилагательные и формы их превосходной степени. При употреблении неправильной формы ученики должны хлопнуть в ладоши и исправить ошибку:
Строгий – строгайший;
Добрый – добрейший;
Тихий – тихайший;
Храбрый – храбрейший;
Глубокий – глубокайший;
Богатый – богатейший;
Высокий – высочайший;
Редкий – редкайший;
Вечерний – вечернейший;
Верблюжий – верблюжайший.
Учитель. О каких прилагательных пойдет речь дальше, вы узнаете, прослушав стихотворение. (Сл. 7)
В сказке девочка жила.
Как она была мила!
Как она была мала!
Как она была умна!
- О какой девочке идет речь?
- О каких прилагательных сейчас будем говорить?
- Что знаем о синтаксической роли кратких прилагательных?
Учитель. –Что надо знать о правописании кратких прилагательных с основой на шипящий?
Графический диктант. (Сл. 8) В случае затруднения можно вспомнить правило, воспользовавшись ссылкой «правило».
Стричь, горяч, горечь, туч, рожь, схож, нищ, хорош, сушь, нож.
Проверка:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ь | – | ь | – | ь | – | – | – | ь | – |
Учитель. - Продолжаем разговор о кратких прилагательных.
– Правописание каких суффиксов прилагательных связано с краткой формой?
Когда же пишется суффикс –к-, а когда –ск-?
Учитель. - Выпишите слова, где надо писать суффикс -ск- -I в.; -к- - II в.(сл. 9)
Немец…ий
Француз…ий
Белорус…ий
Дерз..ий
Турец…ий
Матрос…ий
Ткац…ий
Сибир…ий
Уз…ий
Рус…ий
Июнь…ий
Низ…ий
Учитель. (Сл.10) О какой орфограмме идёт речь? Что вам известно о правописании н и нн в прилагательных?
– Все ли отражено в данной схеме.
Учитель. Запишите, объясняя графически, сколько н пишется в словах:
Песчаный берег, целинный урожай, глиняный горшок, юный герой, оловянный солдатик, комариный укус, безветренный день, чугунный рельс, кожаный портфель, соломенная крыша, деревянный стол, звериный взгляд.
Итоги урока. Выводы.
- Что вам понравилось?
- Какие трудности испытывали?
- Какие бы вы сделали выводы о том, какую роль играют прилагательные в речи?
(Все разнообразие нашего мира передается с помощью имен прилагательных. Именно они способны сделать нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна. Мир без прилагательных теряет краски, размеры, запахи, звуки – становится серым, однообразным).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающие уроки по теме "Имя прилагательное" в 5 классе (с презентацией)
Материал включает разработку двух уроков обощения знаний по теме "Имя прилагательное" в 5 классе и тест для проврки знаний по данной теме с ответами и нормами оценок...
Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное"
Материал содержит конспект урока...
Обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное"
Презентация для проведения обобщающего урока по теме "Имя прилагательное"...
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное"
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное"...
Конспект урока "Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему "Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"
урок по русскому языку в 5 классе на тему "Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"...
Урок английского языка. «Степени сравнения прилагательных. Обобщающий урок». 3 класс.
Представленный материал содержит коспект урока и презентацию к нему....
Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» 6-й класс. «Систематизация и обобщение изученного об имени прилагательном».
Данный урок нацелен на закрепление умений распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу, определять грамматические признаки имени прилагательн...