Обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное. Обобщение" 6 класс. Конспект и презентация
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Обобщающий урок по имени прилагательному в шестом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 19.99 КБ |
Презентация | 334.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Имя прилагательное»
(Обобщение по теме 6 класс)
Прохорчук Владислав Андреевич, учитель русского языка и
литературы
Цель:
- обобщить полученные знания об имени прилагательном.
Задачи:
- повторить теоретический материал, изученный в 6 классе;
- закрепить основные правила правописания имён прилагательных;
- развивать навык морфологического разбора имён прилагательных;
- способствовать воспитанию интереса к этой части речи.
Ход урока.
1. Сообщение темы, цели урока.
2. Прослушайте внимательно отрывок из книги М.В. Ломоносова «Российская грамматика» 1755 г.
«Слово человеческое имеет осмь частей знаменательных:
- Имя – для названия вещей; 2) местоимение – для сокращения именований; 3) глагол – для названия деяний; 4) причастие – для сокращения соединения имени и глагола в одно решение; 5) наречие – для краткого изображения обстоятельств; 6) предлог – для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) союз – для изображения взаимности наших понятий; 8) междометия – для краткого изъявления движений духа.»
А) – Всегда ли в русском языке выделяли 10 частей речи?
Б) – Было ли среди них прилагательное?
Позднее слова, которые обозначают то, какими являются люди, животные, растения, предметы и явления действительности, стали называть как? (именем прилагательным).
В) – Дайте научное определение имени прилагательного.
Г) – Имя прилагательное прилагается к чему? Почему?
Р, Ч, П. (Прилагаются к существительному, подражая им в роде, числе, падеже)
3. На слайде:
На солнце тёмный (И.п., м.р., ед.ч.) лес зардел,
В долине пар белеет тонкий (И.п., м.р., ед.ч),
И песню раннюю (В.п., ж.р., ед.ч.) запел
В лазури жаворонок звонкий ( И.п., м.р., ед.ч.).
В. А. Жуковский
- Объясните правописание окончаний прилагательных. (устно)
- Определите род, число, падеж. (устно)
4. Имена прилагательные помогают нам сравнивать друг с другом людей, животных, растения, предметы, явления действительности, т.е. они имеют что? (степени сравнения).
А) - Какие степени сравнения вы знаете?
Б) - Образуйте сравнительную и превосходную степень от прилагательного. Выделите суффиксы.
1 вариант – высокий 2 вариант - большой
В) – Какие используются суффиксы для образования сравнительной и превосходной степени?
5. Впишите вместо точек прилагательные в сравнительной степени, подчеркните их как член предложения. Выделите суффиксы. От каких прилагательных образована сравнительная степень?
Но скажи как можно ей
Быть во всём меня …? (милей)
Признавайся: всех я…, (краше)
Обойди всё царство наше.
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
6. Прилагательные относятся к одному из трёх разрядов: качественные, относительные, притяжательные.
- По каким признакам их будете определять, заполняя таблицу?
качественные | относительные | притяжательные |
белый | зимний | барсучий |
внимательный | немецкий | орлиный |
чуткий | каменный | птичий |
волчий (аппетит) | волчья(губа) | волчий(хвост) |
медвежья (услуга) | медвежья (берлога) |
- Что необычного вы заметили в словосочетаниях, какую роль играют существительные при определении разряда прилагательных?
Вывод: В сочетании с разными существительными одно и то же прилагательное может приобретать различные значения.
7. Замените в сочетаниях прилагательное синонимом. (можно устно)
Свежие листья (молодые), свежая рубашка (чистая), свежий хлеб (мягкий).
- Обозначьте главное слово. Почему существительное является главным словом?
(Потому что прилагательное всегда прилагается к существительному).
8. Запишите предложения под диктовку. (Объяснительный диктант). Анализ орфограмм.
1) День догорал, и над землей смыкались неуютные сумерки. Мы стояли на краю неглубокого оврага. В отдалении я заметил невысокую церковь.
2) С необыкновенной быстротой еж бросался на мышонка и немедленно с ним расправлялся. Долго оставался он неподвижным.
- Выполнить морфологический разбор прилагательного и существительного. 1 вариант – неглубокого/ землёй. 2 вариант – неподвижным/быстротой.
9. Объяснительный диктант (закрепление пройденных орфограмм).
Ежовый; лицевой; сельский; масляное пятно; песчаный берег; деревянный стол; узкий; целинный; нелепый случай; неудачный ответ; не добрый, а злой; журнально–газетный; северо-западный; ярко-красный; трёхметровый; невесёлые глаза; неширокая и неглубокая речонка; далеко не устойчивая погода; вовсе не молодой; не трудная, а лёгкая задача.
10. Итог: Что мы сегодня вспомнили? Для чего нам пригодятся данные знаний?
Д\з: подготовиться к контрольной работе. Выписать все словарные слова, изученные в теме «Имя прилагательное».
Творческое задание по желанию на доп. отметку: нарисуйте, каким вы представляете имя прилагательное. Например, существительное – это старичок в колпачке, наречие – мальчик прыгает и т.п.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Российская грамматика» 1755 г. Отрывок. М. В. Ломоносов
Жаворонок На солнце тёмный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. В. А. Жуковский
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! На солнце тёмный (И.п., м.р., ед.ч.) лес зардел, В долине пар белеет тонкий (И.п., м.р., ед.ч), И песню раннюю (В.п., ж.р., ед.ч.) запел В лазури жаворонок звонкий ( И.п., м.р., ед.ч.).
Образуйте сравнительную и превосходную степень от прилагательного. Выделите суффиксы. 1 вариант – высокий 2 вариант – большой Сравнительная простая выше больше Сравнительная составная более высокий менее большой Превосходная простая высочайший большущий Превосходная составная самый высокий самый большой
Впишите вместо точек прилагательные в сравнительной степени, подчеркните их как член предложения. Выделите суффиксы Но скажи как можно ей Быть во всём меня …? Признавайся: всех я…, Обойди всё царство наше. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Но скажи как можно ей Быть во всём меня милей? Признавайся: всех я краше, Обойди всё царство наше. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Распределите прилагательные по столбикам качественные относительные притяжательные
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! качественные белый, внимательный, чуткий, волчий аппетит, медвежья услуга. относительные зимний, немецкий, каменный, волчья губа. притяжательные барсучий, орлиный, птичий, волчий хвост, медвежья берлога
Замените в сочетаниях прилагательное синонимом. Свежие листья (молодые) свежая рубашка (чистая) свежий хлеб (мягкий)
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! 1) День догорал, и над землей смыкались неуютные сумерки. Мы стояли на краю неглубокого оврага. В отдалении я заметил невысокую церковь. 2) С необыкновенной быстротой еж бросался на мышонка и немедленно с ним расправлялся. Долго оставался он неподвижным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающие уроки по теме "Имя прилагательное" в 5 классе (с презентацией)
Материал включает разработку двух уроков обощения знаний по теме "Имя прилагательное" в 5 классе и тест для проврки знаний по данной теме с ответами и нормами оценок...
Обобщающий урок по теме " Имя прилагательное" 5 класс
Обобщающий урок по теме "Прилагательное" в 5 классе. Урок разработан в рамках ФГОС, есть презентация. Урок систематизации ЗУН, формы работы - самые разнообразные: парная, групповая, ...
Урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное» 6 класс
Соедините Духовность и Игру, а проще – учёбу и интерес,вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу.Е.Н.Ильин...
Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» 5 класс, программа Рыбченковой
Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». 5 класс. Программа Л.М. Рыбченковой...
Обобщающий урок по теме: «Имя прилагательное» 6 класс
Обобщающий урок по теме: «Имя прилагательное» 6 класс...
Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» 6-й класс. «Систематизация и обобщение изученного об имени прилагательном».
Данный урок нацелен на закрепление умений распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу, определять грамматические признаки имени прилагательн...
Открытый обобщающий урок по теме "Имя прилагательное" в 6 классе
Урок-повторение по теме "Имя прилагательное". Упражнения по разрядам имен прилагательных, употребление прилагательных в тексте....