Обобщающий урок по теме " Имя прилагательное" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Обобщающий урок по теме "Прилагательное" в 5 классе. Урок разработан в рамках ФГОС, есть презентация. Урок систематизации ЗУН, формы работы - самые разнообразные: парная, групповая, индивидуальная, ученики сами оценивают друг друга. Дифференцированное домашнее задание. Подробно расписаны цели урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок по теме "Прилагательное" | 29.53 КБ |
презентация к открытому уроку "Имя прилагательное" | 82.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 5 классе
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»
Учитель МБОУ лицей «Технический» Самара Гайтанова Ирина Юрьевна
Дата 16 апреля 2016
Цель деятельности учителя | Повторить и систематизировать сведения об имени прилагательном и основных орфографических правилах, с ним связанных, подготовиться к контрольной работе: формировать навыки объяснения зависимости написания слова от его значения и строения |
Задачи урока | 1.Обучающие: повторить изученное по теме «Прилагательное», морфологические свойства прилагательных, синтаксическую роль, роль и значение прилагательных в речи. 2. Развивающие: обеспечить развитие творческих способностей учеников, обогащение словарного запаса. 3. Воспитывающие: обеспечить формирование интереса к родному слову, понимание богатства русского языка, повышение интереса и любви к урокам русского языка и литературы. |
Тип урока | Урок систематизации ЗУН |
Планируемые образовательные результаты. | Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать, как характеризовать имя прилагательное по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; какова роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного исследования; доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательное в речи. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретённая компетентность): овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования |
Методы и формы обучения | Наблюдения над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
УМК | Учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. Для образовательных организаций. В 2 ч., Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский/. – 6 изд. – М.: Просвещение, 2016. Русский язык. 5 класс: рабочая программа по учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др./ автор-составитель Г. В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2014. Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. \ сост. Г. В. Цветкова.-Волгоград: Учитель, 2015 |
Образовательные ресурсы | http://akademius.narod.ru/vibor - rus.html http://festival.september.ru/subjects http://som. Fsio.ru/subject.asp?id =10000192 |
Оборудование | Экран, мультимедийный проектор, компьютер |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем |
Основные понятия | Грамматические значения, морфологические признаки, синтаксическая роль |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения ( универсальные учебные действия) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово: -Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас гости, поздоровайтесь с гостями! В начале урока я прочту вам стихотворение поэта Выркина Ищу слова Ищу слова певучие, Народные, исконные, Кипучие, горючие, Бездонные, стозвонные, Да чтобы в душу падали, Как в полюшко бы зёрнышко, Чтоб добрые да ладные Светили, словно солнышко. Горели бы лучистые, Да звали бы пригожие На помыслы бы чистые Да на дела хорошие. - Определите основную мысль стихотворения. - Что особенного вы заметили в этом стихотворении? | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра) |
2. Целеполагание | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | - Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Повторение изученного по теме «Прилагательное». Записывают тему урока. - Ребята, как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? ( Систематизировать изученное по теме «Прилагательное», выяснить, какова роль прилагательных в речи) Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями | Фронтальная | Личностные: осознают необходимость получения знаний. Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) действия, операции, работу по плану. |
Физкультминутка | Девочки и мальчики, Представьте, что вы зайчики. Раз ,два, три, четыре, пять, Начал заинька скакать. Лапки вверх и лапки вниз, На носочки поднимись. Кто-то зайку испугал, Зайка – прыг – и ускакал | Выполняют движения в соответствии с текстом | Фронтальная | ||
3. Актуализация знаний по теме «Прилагательное» | Воспроизведение ранее изученного по теме. Эвристическая беседа. | - Итак, для чего нужны прилагательные в речи? Какую роль они играют в предложении? -Зачем нам нужно знать об этом? - Для чего нам нужны эти знания? Вывод: Употребление прилагательных в речи придаёт ей точность, меткость и особую выразительность. С этой целью в художественной речи используются прилагательные-эпитеты. Групповая работа на основе домашнего задания Класс поделен на три группы, каждая группа должна была дома подготовить вопросы для другой по теме сегодняшнего урока. (1-ая группа задаёт вопрос 2-ой, 2-ая группа задаёт вопрос 3-ей, 3-я - 1-ой группе) Вопросы: - Что такое имя прилагательное как часть речи? - На какие вопросы отвечают? - Чем отличаются краткие прилагательные от полных прилагательных? - Какими членами предложения являются полные и краткие прилагательные? - Как изменяются имена прилагательные? - Какие орфографические правила вы знаете на эту тему? ( О-Ё после шипящих в окончании прилагательных; правописание Ь после шипящих в кратких прилагательных; правописание окончаний прилагательных) | Формулируют собственные вопросы, отвечают, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы и дают свою оценку работе. | Индивидуальная, групповая работа | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия. Осуществляют для решения учебных задач операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. Личностные:оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; осознают свои возможности в учении, осознают, зачем им нужны знания. |
4. Обобщение, систематизация изученного по теме «Прилагательное» | Раскрытие сущности новых понятий, усвоений новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих заданий на повышение орфографической грамотности, развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля | Орфографический диктант (диктует учитель) Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы Лес др…муч…, много туч…., ж…лтый ц…плёнок, хорош…готоварища, ранн….й в…сной, медвеж…нок неуклюж. Взаимопроверка, ученики ставят оценки своему партнёру. Сверяются с правильными ответами: комментарий по цепочке. Листочки с диктантом и проверкой сдают учителю. Организует и сопровождает совместную деятельность. Дополняет ответы. Лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус» (на слайде) Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далёкой, Что кинул он в краю родном? -Какое настроение преобладает в стихотворении? (грусть) - Это стихотворение только о парусе? (о человеческом одиночестве) И помогают это понять прилагательные-эпитеты. - Что такое эпитет? Грамматическое задание -Разберите первое предложение синтаксически. (Делает один ученик) - Сделайте морфологический разбор прилагательного голубом. Делает один ученик, проверяет его другой пятиклассник. Комментированное письмо, работа с учебником: Упражнение № 601 (1 часть) Задание для парной работы Синквейн Синквейн – это стихотворение из 5 строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определённую форму. Алгоритм 1 строка – существительное, задающее тему стихотворения; 2 строка – описание темы: два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3 строка – три глагола, обозначающие действие в рамках заданной темы; 4 строка – смысловая фраза: короткое предложение в рамках заданной темы или отношение к ней; 5 строка – синоним ключевого слова, выраженный существительным. Создадим синквейн к слову ПАРУС. Образец: Парус. Белый, мятежный. Мелькает, исчезает, ищет. Парус подобен человеку. Одиночество. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы и дают свою оценку работе. Создают собственный оригинальный текст. | парная работа, индивидуальная, фронтальная | Личностные: желают приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: слушают, извлекая нужную информацию, создают собственный оригинальный текст. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы |
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | - Что нового узнал на уроке? - Какие трудности возникали в процессе работы? - Вы их преодолели? - Понравилось ли вам на уроке? Если вы довольны своей работой на уроке , поднимите зелёный смайлик, если не совсем довольны , поднимите синий смайлик, если вам не понравился урок, поднимите красный смайлик. Запишите домашнее задание: повторить правила, упр. 601 (2 часть), упр. 602 (обязательно для всех). Для тех, кто хочет иметь «5» по русскому языку: составить синквейн со словом «Май» | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Индивидуальная | Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом полученных на уроке знаний , умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ищу слова Ищу слова певучие, Народные, исконные, Кипучие, горючие, Бездонные, стозвонные , Да чтобы в душу падали, Как в полюшко бы зёрнышко, Чтоб добрые да ладные Светили, словно солнышко. Горели бы лучистые, Да звали бы пригожие На помыслы бы чистые Да на дела хорошие.
Цель урока: повторить изученное по теме «Прилагательное»
Физкультминутка Девочки и мальчики, Представьте, что вы зайчики. Раз, два,три,четыре , пять, Начал заинька скакать. Лапки вверх и лапки вниз, На носочки поднимись. Кто-то зайку испугал, Зайка – прыг – и ускакал.
Орфографический диктант Лес др… муч …, много туч…, ж… лтый ц…плёнок, хорош…го товарища, ранн …й в… сной , медвеж ….нок неуклюж….
Парус Белеет парус одинокий В тумане моря голубом . Что ищет он в стране далёкой, Что кинул он в краю родном ?
Синквейн 1 строка – существительное, задающее тему стихотворения; 2 строка – описание темы: два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3 строка – три глагола, обозначающие действие в рамках заданной темы; 4 строка – смысловая фраза: короткое предложение в рамках заданной темы; 5 строка – синоним ключевого слова, выраженный существительным.
Синквейн Парус. Белый, мятежный. Страдает, ищет, исчезает. Парус подобен человеку. Одиночество.
Домашнее задание Упражнения №601 (2 часть), упр. 602 п. 101-104 * Составить синквейн со словом «Май»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Food", 6 класс
Цель данного урока - обощить знания учащихся по теме "Food"....
обобщающий урок по теме "Гидросфера" (6 класс)
Главной целью урока является обобщение и закрепление знаний учащихся. Урок проводится в игровой форме. Игра проводится в несколько этапов: 1 этап - викторина; 2 этап - тест; 3 этап - кроссворд. Данный...
Обобщающий урок по теме "Литосфера" 6 класс
Обобщающий урок по теме "Литлсфера" 6 класс...
Обобщающий урок по теме "Вселенная" 5 класс
Презентация к уроку в 5 классе по теме "Вселенная"...
Обобщающий урок по теме "Морфемике" 5 класс
Урок с использованием интерактивной доски с презентацией...
Обобщающий урок по теме "Проценты", 5 класс
Цель данного урока: обобщить, повторить решение различных типов задач по теме "Проценты"....
Обобщающий урок по теме "Семя" 6 класс
Урок направлен на формирование логического мышления, применение знаний в новой ситуации. Позволяет закрепить и углубить знания по теме....