Второстепенные члены предложения.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Эдлеева Роза Мутаевна

Второстепенные члены предложения.(с элементы УДЕ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vtorostepennye_chleny_predlozheniya_elementy_ude.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Второстепенные члены предложения (элементы УДЕ)

Цели урока:

Образовательная: повторить сведения о второстепенных членах предложениях, закрепить умение различать второстепенные члены предложения; проверить качество знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Второстепенные члены предложения».

Развивающая: развивать логическое мышление и память; орфографическую и пунктуационную зоркость; устную и письменную речь; внимание, развитие исследовательских умений.

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку.

Эмоциональный настрой.

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.
Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного лингвиста Измаила Ивановича Срезневского «Работа над родным языком в человеке не прекращается никогда». – Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Человек постоянно совершенствует свою речь, обменивается информацией при помощи языка, пополняет свой словарный запас, выполняет сложную работу постоянно. И мы с вами тоже продолжим работу над родным языком.
Объявление темы урока, постановка целей урока.

Тема нашего урока сегодня: «Второстепенные члены предложения». Мы поговорим о роли второстепенных членов в предложении, вспомним сведения о второстепенных членах предложения, известные вам по курсу 5-7-го классов.
Актуализация опорных знаний: Для начала проведем «Мозговой штурм», вспомним, что изучает русский язык.

Мозговой штурм (вопросы по разным темам)

  1. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи? (фонетика)
  2. Разговор двух или нескольких лиц? (диалог)
  3. Часть изменяемого слова без окончания? (основа)
  4. Имеет два спряжения? (глагол)
  5. Их ровно шесть? (падежи)
  6. Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения? (синтаксис)
  7. Слово, называющее того, к кому обращаются с речью? (обращение)
  8. Пять, шесть, двое, третий – это? (числительное)
  9. В предложении выделяется волнистой линией? (определение)
  10. Ставится в конце вопросительного предложения? (вопросительный знак)
  11. Какой признак у глаголов был, есть и будет? (время)
  12. Как изменяются наречия? (не изменяются)
  13. Как называется служебная часть речи, служащая для соединения слов в предложении? (предлог)
  14. Как еще называют главные члены предложения?  (грамматическая основа)

Орфоэпическая разминка.

Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. Ваша задача в течение 2-3 минут расставить ударение в словах. Проверка 3 слайд 

Введение в тему урока

Какое из предложений несет больше информации? Наступила осень. После знойного лета наступила золотая осень. Синтаксический разбор. Посмотрите на эту схему и расскажите о членах предложения. 4-5 слайды

Учитель: Зачем в предложении нужны второстепенные члены? (ВЧП поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены; помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности; обогащают нашу речь)
Что вы знаете о второстепенных членах?

Второстепенные члены – это …( все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, они могут пояснять как главные так и второстепенные члены предложения, с которыми они составляют словосочетания. Работа с учебником пар23 с.72-73. Учитель: Что обозначают и на какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения?

Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране телевизора.  

Учитель: назовите второстепенные члены предложения.
дополнение – 6слайд, определение – 7слайд, обстоятельство – 8слайд
Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране телевизора.  

Синт.разбор – 1гр. По склонам неслись дождевые потоки.

Работа с постером. 1 группа – предложение: «Вчера бурная с корнем вырвала могучий дуб».

2гр. – «Лебеди отдыхали на маленьком озере возле деревни».

Учащиеся в течение 1-1,5 минут работают самостоятельно.

Учитель: Проверяем вашу работу

Примечание: схема появляется на экране

Учитель: Назовите подлежащее.
Учитель: Назовите сказуемое.
Учитель: Какие ВЧП распространяют подлежащее?
9слайд

Учитель: А какие ВЧП относятся к группе сказуемого?

Примечание: одновременно с ответом учеников правильные ответы появляются на экране.

Закрепление – Как сказал немецкий поэт Гёте, «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет», и сейчас переходим от теории к практическим заданиям. А первое задание будет таким.

1) Устно определите вид ВЧП. 10 слайд

2) Диктант «Проверяю себя».

        Задание: записать под диктовку, найти дополнения, определить, чем они выражены.

        Лев Николаевич Толстой всю жизнь настойчиво занимался физическими упражнениями. Он писал: «При усиленной умственной работе без движения и телесного труда – сущее горе. Не походив, не поработав руками и ногами, вечером я уже никуда не гожусь – ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать другого, голова кружится, в глазах звезды».

3) Творческое задание.. Ребята, я думаю, что каждому из вас интересно побыть инструктором смоделировать что-то новое и получить результат своих поисков. Итак, конструируем предложение, записывая его в тетради. В рабочих материалах вы найдёте предложения для работы.

- Из первого предложения (Осенью птицы улетают на юг) возьмите обстоятельство времени, употребив его как существительное в именительном падеже, единственного числа. (Осень)

- Из второго предложения (Осенний морозец разрумянил щёки) возьмите сказуемое, употребив его без приставки в настоящем времени. (румянит)

- Из третьего предложения (Кисти винограда свисают до земли) возьмите слово, обозначающее подлежащее, употребив его в качестве дополнения. (кисти)

- Из четвёртого предложения (Рябины украшают наши леса) возьмите существительное в роли подлежащего, сделайте его дополнением, употребив в родительном падеже. (рябин)

- Какое предложение у вас получилось? (Осень румянит кисти рябин)

- Подчеркните второстепенные члены предложения. Назовите их. (кисти – дополнение, рябин – дополнение)

Осложнённое списывание. 11 слайд

Родной язык надо любить как мать как музыку и надо уметь хорошо г_в_рить что(бы) пер_дать свою мысль другому ясно и просто.

Буд_шь пон_мать мысли людей – легче будет жить, и умнее стан_шь да и тебя все будут пон_мать… (М. Горький)

Задание по тексту

1) Определите тему и основную мысль текста. /Текст о языке, об отношении к нему. Надо любить родной язык и уметь хорошо говорить, чтобы тебя понимали.

2) Передать содержание текста одним предложением. / Надо любить родной язык и уметь хорошо говорить, чтобы тебя понимали.

3) а) Найдите второстепенный член предложения, который, по образному замечанию В.М. Бурмако, «сидит на двух стульях, т.е. является дополнением и определением / мысли людей.

б) Определите тип связи, назовите второстепенный член предложения, аргументируйте свой ответ / управление, дополнение (мысли кого? людей), определение (мысли чьи? людей).

в) Перестройте словосочетание со связью управление в синонимичное со связью согласование / (людские мысли)

4. Найдите в тексте, аргументируя свой ответ

а) согласованное определение /родной язык, свою мысль, другому человеку

б) прямое дополнение /передать мысль, будешь понимать мысли, будут понимать тебя

в) косвенное дополнение /передать другому

г) обстоятельство образа действия /хорошо говорить, легче будет жить

12 слайд

Вывод: заполнение таблицы «Второстепенные члены предложения». Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной, выразительной, интересной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

Рефлексия: Вместе оценим наш урок.

Прошел урок (какой?)…

Мы работали (как?)…, говорили о (чем?)…

Домашнее задание: пар.23, упр.121


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ухманская средняя общеобразовательная школа»Канашского района Чувашской Республики     Методическая разработка уро...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».

Урок объяснения новых знаний. Цель урока:1.     Формирование представления о второстепенных членах предложения.Задачи:1.     Сформировать умения:·...

Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения

повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...