Второстепенные члены предложения.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Второстепенные члены предложения.(с элементы УДЕ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vtorostepennye_chleny_predlozheniya_elementy_ude.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Второстепенные члены предложения (элементы УДЕ)
Цели урока:
Образовательная: повторить сведения о второстепенных членах предложениях, закрепить умение различать второстепенные члены предложения; проверить качество знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Второстепенные члены предложения».
Развивающая: развивать логическое мышление и память; орфографическую и пунктуационную зоркость; устную и письменную речь; внимание, развитие исследовательских умений.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку.
Эмоциональный настрой.
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.
Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного лингвиста Измаила Ивановича Срезневского «Работа над родным языком в человеке не прекращается никогда». – Как вы понимаете смысл этого высказывания?
Человек постоянно совершенствует свою речь, обменивается информацией при помощи языка, пополняет свой словарный запас, выполняет сложную работу постоянно. И мы с вами тоже продолжим работу над родным языком.
Объявление темы урока, постановка целей урока.
Тема нашего урока сегодня: «Второстепенные члены предложения». Мы поговорим о роли второстепенных членов в предложении, вспомним сведения о второстепенных членах предложения, известные вам по курсу 5-7-го классов.
Актуализация опорных знаний: Для начала проведем «Мозговой штурм», вспомним, что изучает русский язык.
Мозговой штурм (вопросы по разным темам)
- Раздел науки о языке, изучающий звуки речи? (фонетика)
- Разговор двух или нескольких лиц? (диалог)
- Часть изменяемого слова без окончания? (основа)
- Имеет два спряжения? (глагол)
- Их ровно шесть? (падежи)
- Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения? (синтаксис)
- Слово, называющее того, к кому обращаются с речью? (обращение)
- Пять, шесть, двое, третий – это? (числительное)
- В предложении выделяется волнистой линией? (определение)
- Ставится в конце вопросительного предложения? (вопросительный знак)
- Какой признак у глаголов был, есть и будет? (время)
- Как изменяются наречия? (не изменяются)
- Как называется служебная часть речи, служащая для соединения слов в предложении? (предлог)
- Как еще называют главные члены предложения? (грамматическая основа)
Орфоэпическая разминка.
Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. Ваша задача в течение 2-3 минут расставить ударение в словах. Проверка 3 слайд
Введение в тему урока
Какое из предложений несет больше информации? Наступила осень. После знойного лета наступила золотая осень. Синтаксический разбор. Посмотрите на эту схему и расскажите о членах предложения. 4-5 слайды
Учитель: Зачем в предложении нужны второстепенные члены? (ВЧП поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены; помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности; обогащают нашу речь)
Что вы знаете о второстепенных членах?
Второстепенные члены – это …( все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, они могут пояснять как главные так и второстепенные члены предложения, с которыми они составляют словосочетания. Работа с учебником пар23 с.72-73. Учитель: Что обозначают и на какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения?
Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране телевизора.
Учитель: назовите второстепенные члены предложения.
дополнение – 6слайд, определение – 7слайд, обстоятельство – 8слайд
Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране телевизора.
Синт.разбор – 1гр. По склонам неслись дождевые потоки.
Работа с постером. 1 группа – предложение: «Вчера бурная с корнем вырвала могучий дуб».
2гр. – «Лебеди отдыхали на маленьком озере возле деревни».
Учащиеся в течение 1-1,5 минут работают самостоятельно.
Учитель: Проверяем вашу работу
Примечание: схема появляется на экране
Учитель: Назовите подлежащее.
Учитель: Назовите сказуемое.
Учитель: Какие ВЧП распространяют подлежащее? 9слайд
Учитель: А какие ВЧП относятся к группе сказуемого?
Примечание: одновременно с ответом учеников правильные ответы появляются на экране.
Закрепление – Как сказал немецкий поэт Гёте, «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет», и сейчас переходим от теории к практическим заданиям. А первое задание будет таким.
1) Устно определите вид ВЧП. 10 слайд
2) Диктант «Проверяю себя».
Задание: записать под диктовку, найти дополнения, определить, чем они выражены.
Лев Николаевич Толстой всю жизнь настойчиво занимался физическими упражнениями. Он писал: «При усиленной умственной работе без движения и телесного труда – сущее горе. Не походив, не поработав руками и ногами, вечером я уже никуда не гожусь – ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать другого, голова кружится, в глазах звезды».
3) Творческое задание.. Ребята, я думаю, что каждому из вас интересно побыть инструктором смоделировать что-то новое и получить результат своих поисков. Итак, конструируем предложение, записывая его в тетради. В рабочих материалах вы найдёте предложения для работы.
- Из первого предложения (Осенью птицы улетают на юг) возьмите обстоятельство времени, употребив его как существительное в именительном падеже, единственного числа. (Осень)
- Из второго предложения (Осенний морозец разрумянил щёки) возьмите сказуемое, употребив его без приставки в настоящем времени. (румянит)
- Из третьего предложения (Кисти винограда свисают до земли) возьмите слово, обозначающее подлежащее, употребив его в качестве дополнения. (кисти)
- Из четвёртого предложения (Рябины украшают наши леса) возьмите существительное в роли подлежащего, сделайте его дополнением, употребив в родительном падеже. (рябин)
- Какое предложение у вас получилось? (Осень румянит кисти рябин)
- Подчеркните второстепенные члены предложения. Назовите их. (кисти – дополнение, рябин – дополнение)
Осложнённое списывание. 11 слайд
Родной язык надо любить как мать как музыку и надо уметь хорошо г_в_рить что(бы) пер_дать свою мысль другому ясно и просто.
Буд_шь пон_мать мысли людей – легче будет жить, и умнее стан_шь да и тебя все будут пон_мать… (М. Горький)
Задание по тексту
1) Определите тему и основную мысль текста. /Текст о языке, об отношении к нему. Надо любить родной язык и уметь хорошо говорить, чтобы тебя понимали.
2) Передать содержание текста одним предложением. / Надо любить родной язык и уметь хорошо говорить, чтобы тебя понимали.
3) а) Найдите второстепенный член предложения, который, по образному замечанию В.М. Бурмако, «сидит на двух стульях, т.е. является дополнением и определением / мысли людей.
б) Определите тип связи, назовите второстепенный член предложения, аргументируйте свой ответ / управление, дополнение (мысли кого? людей), определение (мысли чьи? людей).
в) Перестройте словосочетание со связью управление в синонимичное со связью согласование / (людские мысли)
4. Найдите в тексте, аргументируя свой ответ
а) согласованное определение /родной язык, свою мысль, другому человеку
б) прямое дополнение /передать мысль, будешь понимать мысли, будут понимать тебя
в) косвенное дополнение /передать другому
г) обстоятельство образа действия /хорошо говорить, легче будет жить
12 слайд
Вывод: заполнение таблицы «Второстепенные члены предложения». Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной, выразительной, интересной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.
Рефлексия: Вместе оценим наш урок.
Прошел урок (какой?)…
Мы работали (как?)…, говорили о (чем?)…
Домашнее задание: пар.23, упр.121
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ухманская средняя общеобразовательная школа»Канашского района Чувашской Республики Методическая разработка уро...
Урок русского языка в 5 классе "ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ОБОБЩЕНИЕ). РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Урок составлен в соответствии с ФГОС...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».
Урок объяснения новых знаний. Цель урока:1. Формирование представления о второстепенных членах предложения.Задачи:1. Сформировать умения:·...
Открытый урок "Второстепенные члены предложения. Односоставные и неполные предложения"
Открытый урок в групах СПО, русский язык, синтаксис....
Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения
повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...
Главные и второстепенные члены предложения.Синтаксический разбор двусоставного предложения
Презентация. Представлен материал для обобщения темы...