Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок объяснения новых знаний. Цель урока:
1. Формирование представления о второстепенных членах предложения.
Задачи:
1. Сформировать умения:
· различать распространённые и нераспространённые предложения;
· распространять предложения;
2. Развивать наблюдательность к выразительным средствам русского языка, воспитывать любовь и интерес к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.yaz_._5_kl.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе, 1 полугодие. Программы общеобразовательных учреждений: «Русский язык, 5-9 классы», 9-е издание, М.: Просвещение, 2008 г. Учебник: Русский язык . 5 класс. Авторы - составители: Л.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др., под редакцией Н.М. Шанского. М.: Просвещение, 2007. Методическое пособие: Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя. Г.А. Богданова.- М.: Просвещение, 2008 г. Дата: 25.10.10. Класс: 5 «В». Урок № 39. Тип урока: урок объяснения новых знаний. Тема урока: «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения». Оборудование: мнемотехнические словари, диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка в 5 клаcce», vschool.ru , мультимедийный проектор, компьютер, экран. Цели урока:
3. Развивать наблюдательность к выразительным средствам русского языка, воспитывать любовь и интерес к родному языку. Методические приёмы:
|
Ход урока:
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. На предыдущих уроках мы познакомились с главными членами предложения и способами их выражения. Сегодня продолжим разговор о членах предложения и рассмотрим группу второстепенных членов, узнаем, в чём отличие между нераспространёнными и распространёнными предложениями. Начнём наш урок с проверки словарно- орфографической работы, которую вы выполняли дома.
2. Словарно – орфографическая работа.
- проверим и обсудим графические ассоциаций к словарным словам, которые были записаны на прошлом уроке (примерные графические ассоциации спроецированы на
экране):
- рассмотрим картину И. Левитана «Осень» (спроецирована на экране), понаблюдаем за состоянием природы, красками осени. Попробуйте составить из предложенных сочетаний букв словарные слова, с помощью которых можно охарактеризовать осень, изображённую на картине: ЖЕВЙЫНАРО, ЯНЫЙРГАБ, ДОБОРЙЫВ. Запишите словарные слова в тетрадь, подчеркните орфограммы (ОРАНЖЕВЫЙ, БАГРЯНЫЙ, БОРДОВЫЙ). Запомните, ребята, данные слова. Мы к ним вернёмся на этом уроке, когда будем анализировать предложения по наличию и отсутствию в них второстепенных членов.
4. Зарядка для глаз. Работа по таблицам Шульте (раздаточный материал). При работе с данными таблицами необходимо восстановить последовательность цифр как в прямом, так и в обратном порядке, что является не только зарядкой для глаз, но и тренировкой внимательности.
5. Актуализация знаний
- Как называется наука о языке?
- Какие разделы языкознания вам известны, что изучает каждый раздел ? (слайд № 1)
- Перечислите единицы языка.
- Какие из этих единиц изучает синтаксис? (словосочетание,
предложение, текст). Слайды № 2,3
- Перечислите признаки предложения (слайд №3).
- Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?
6.Анализ языкового материала.
Зачитайте записанные на доске предложения.
Оранжевыми и багряными листьями украсила щедрая осень лесные поляны.
Осень украсила.
- Выделите грамматические основы. Как вы думаете, почему подлежащее и сказуемое называются главными членами предложения?
- Какое из этих предложений содержит больше информации?
- Какие слова помогают создать более яркую, выразительную картину?
- Как называются эти члены предложения?
- Давайте посмотрим, что распространяют второстепенные члены предложения (строится схема предложения).
- Из этой схемы видно, что второстепенные члены (щедрая, лесные, оранжевыми, багряными), распространяя предложение, помогают создать более яркую и выразительную картину.
7. Осознание формулировки определения понятия.
Закончите схему (по наличию и отсутствию второстепенных членов) предложения делятся на распространённые и нераспространённые, какие второстепенные
члены вам известны?
8.Физминутка. Данные упражнения направлены на улучшение вентиляции легких и расслабление мышцы спины и рук.
Сидя за партой
Исходное положение.: сидя за партой, руки вниз. 1 – руки через стороны вверх, смотреть на пальцы – вдох; 2 – руки через стороны вниз, расслабиться – выдох. Выполнить 2 раза. Темп медленный.
9.Закрепление материала.
- Распространите предложения, запишите их, подчеркните в них грамматические основы, постройте аналогичные схемы.
Грохочет гром. Лес удивляет. Трещат сучья.
10. Подведение итогов.
Домашнее задание: правило в параграфе 35 выучить (с.70), сочинить лингвистическую сказку «Почему второстепенные члены так называются?», создать графические ассоциации к записанным словарным словам в мнемотехническом словаре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Однородные члены предложения, соединённые с сочинительными союзами"
Обобщаются знания по теме "Однородные члены предложения, соединенные сочинительными союзами", вырабатываются навыки постановки знаков препининия при однородных членах....
Сценарий урока по русскому языку в 5 классе "Распространённые, нераспространённые предложения".
Учебный предмет: русский языкКласс: 5Автор УМК: С.И. Львова Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х кн. – М.: Мнемозина, 2009Тема урока: «...
Урок по русскому языку 8 класс «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение».
Предлагаю разработку урока русского языка для 8 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Определение - второстепенный член предложения" (с презентацией)
Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО, содержит презентацию, карточки для рефлексии, материал для работы с текстом...
Конспект урока по русскому языку 5 класс "Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения".
Конспект разработан согласно требованиям ФГОС....
Конспект урока по русскому языку в 5 кл. "Второстепенные члены предложения"
Конпект урока по русскому языку в 5 кл. для обучающихся коррекционной школы...
Конспект урока по русскому языку 9 класс на тему " Сложное предложение"
Представлен коспект по русскому языку на тему "Сложное предложение" для 9 класса...