Открытый урок "Второстепенные члены предложения. Односоставные и неполные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Открытый урок в групах СПО, русский язык, синтаксис.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Второстепенные члены предложения | 1.36 МБ |
Односоставные и неполные предложения | 347.49 КБ |
Конспект урока "Второстепенные члены предложения. Односоставные и неполные предложения" | 1.23 МБ |
Таблица Второстепенные члены предложения. | 17.59 КБ |
Таблица Односоставные предложения. | 17.41 КБ |
Рабочий лист курсанта на уроке. | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Второстепенные члены предложения Дополнение Определение Обстоятельство 7.Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов – (подлежащего и сказуемого). 8.Подлежащее – это главный член предложения, который (обозначает предмет, связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что? ). 9.Сказуемое – главный член предложения, который (обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? и др ). 10.Предложение с одной грамматической основой называется (простым предложением). 11.По строению грамматической основы простые предложения делятся на (односоставные и двусоставные ). 12.По наличию или по отсутствию членов предложения простые предложения делятся на (полные и неполные).
Второстепенные члены предложения Дополнение Определение Обстоятельство «Второстепенные члены предложения» в рамках акции «СПОРТ – АЛЬТЕРНАТИВА ПАГУБНЫМ ПРИВЫЧКАМ».
Второстепенные члены предложения Выполнила: курсант 24 взвода Гричко Анна
Второстепенные члены предложения Дополнение Определение Обстоятельство
Чтобы определить вид второстепенного члена предложения, нужно : -найти слово, от которого этот второстепенный член зависит; - выяснить, что он обозначает; - на какой вопрос отвечает; - какой частью речи выражен;
Дополнение Дополнение второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого ?(чего?), кому?(чему?) и т.д. Дополнение может быть выражено формами косвенных падежей существительных, местоимений-существительных или субстантивированных слов (с предлогом или без), инфинитивом. Он приказал коню (что?) нести себя в чужедальнюю сторону. Прямое дополнение выражено им.существительным в форме вин.падежа без предлога. Дополнения, стоящие в формах других падежей, называются косвенными . Пример: Старик ловил (чем?) неводо м (что?) рыбу .
Дополнение может обозначать: 1.Предмет, на который распространяется действие: писать письмо, выбрать профессию, стирать бельё и т.д. 2.Предмет, в пользу которого совершается действие: принести брату, написать матери, подарить сестре и т.д . 3. Орудие или средство действия : писать фломастером, рубить топором .
4. Предмет для сравнения : выше Казбека, Быстрее ветра и т.д. 5. Л ицо, которое испытывает то или иное состояние : мне нездоровится, ему грустно. 6.Предмет, на который распространяется состояние : жалеть собак, жаль срубленную берёзу, нужно книгу и т .д.
Определение. Определение -второстепенный член предложения, который согласуется с определяемым словом, обозначает его признак и отвечает на вопросы К акой ? Чей? Который ? Пример : (чья ?) Наша дорога вывела нас на (какую?) широкую поляну.
Определение По способу выражения определения бывают согласованные несогласованные .
Согласованные определения Согласованные определения выражаются прилагательными, причастиями, местоимениями-прилагательными, порядковыми числительными , которые согласуются с определяемым словом в числе, падеже, а в единственном числе и в роде. Пример : (чья?) Наша (какая ?) кочевая дорога вьётся (сколькими ?) двумя колеями . Согласованные определения обычно стоят перед определяемым словом .
Несогласованные определения . Несогласованные определения выражаются: существительными с предлогами и без предлогов , именем прилагательным в сравнительной степени, обстоятельственными наречиями, инфинитивом ; всегда стоят после определяемого слова. Пример : Я стал привязывать цепь (какую?) лодки к столбу. Я не видел реки (какой?) великолепнее Енисея . Поездка (какая?) верхом очень занимала меня. Бесконечна возможность (какая?) познавать себя.
Приложение Приложение - определение, выраженное существительным, которое даёт другое название, характеризующее предмет . Приложение может давать характеристику предмета , указывать на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст и т.д . Не пишется дефис , если в сочетании двух нарицательных существительных одно-родовое, другое-видовое понятие: дерево береза , цветок ромашка . Пишется дефис , если сочетание двух существительных: 1)названия научных терминов: рак- отшельник , жук- олень ; 2)названия специальностей: врач- терапевт , ученый- филолог ; 3)указывают на возраст, национальность, родство и т.д.: солдат- украинец , бабушка- чешка .
Обстоятельство. Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и т.д., отвечают на вопросы где? когда? почему? как? и др. Обстоятельство обычно выражается наречиями и существительными с предлогом или без, инфинитивом и чаще всего относятся к глаголу-сказуемому. Пример : (где?) Над рекой опустился туман.
По значению , которое выясняется вопросами, обстоятельства делятся на следующие основные виды: 1. Места . Вопросы : где? куда? откуда ? Пример: (откуда?) С горы бежит поток проворный. 2. Времени . Вопросы : когда? с каких пор? Пример : (когда?) От восхода до заката жизнью улицы кипят. 3. Причины . В опросы : почему ? отчего ? Пример : (отчего?) От жары и духоты книзу клонятся цветы.
4.Образа действия и степени. Вопросы : как? каким образом? в какой степени? Пример: Снег падал (как?) медленно и бесшумно . 5. Сравнения . Пример : За печкой тикал, как ходики , сверчок . 6. Цели . Вопросы : зачем? Для чего? Пример: Ягнёнок в жаркий день зашел к ручью (зачем?) напиться . 7. Условия. Вопросы : При каком условии? Пример : Чуден Днепр (при каком условии?) при тихой погоде . 8. Уступки . Вопросы : несмотря на что? Пример: В домах, несмотря на ранний час , горели лампы. В начале предложения могут стоять обстоятельства места и времени, если они устанавливают для всего сообщения пространственные и временные рамки. Пример: В степи за хутором стыла прозрачная тишина .
Синтаксический разбор предложения. Объяснить постановку тире. Спорт – это жизнь. ( повеств ., невосклиц ., двусост ., нераспростр .)
Спорт – альтернатива пагубным привычкам. ( дополнение косвенное, определение согласованное)
С оставьте предложение с несогласованным определением .
Урок – изучение темы «Второстепенные члены предложения» в рамках акции « Спорт – альтернатива пагубным привычкам».
I .Пишется дефис , если сочетание двух существительных определяемое слово и приложение выражены именами нарицательными: 1)названия научных терминов: рак- отшельник , жук- олень ; 2)названия специальностей: врач- терапевт , ученый- филолог ; 3)указывают на возраст, национальность, родство и т.д.: солдат- украинец , бабушка- чешка . II. Имя собственное стоит впереди имени нарицательного Москва – столица.
Найдите приложение. 1.Сочи – город-курорт. 2.На реке Волге оборудован огромный каток. 3.Девочка – подросток выиграла забег среди юниоров. 4.Мой брат выписывает журнал «Футбол». 5.В скачках участвовали красавцы кони. 5.В скачках участвовали красавцы кони .
Добавьте в данные предложения обстоятельства . 1. Сочи – это город, где ( обстоятельство времени) проходили Олимпийские игры. 2. Спортсмены отправились в область ( обстоятельство цели ). 3. (Обстоятельство места) кричали болельщики. 4. Он на месяц освобожден от занятий физкультурой ( обстоятельство причины ). 1. Сочи – это город, где (когда?) в 2014 году проходили Олимпийские игры. 2. Спортсмены отправились в область (зачем? для чего?) на соревнования . 3. (где?) На трибунах кричали болельщики . 4. Он на месяц освобожден от занятий физкультурой (почему? отчего?) по болезни.
Ответы теста № 1 1.В 2.А 3.В 4.В 5.Б
Определить синтаксическую роль инфинитива. 1. Двигаться – значит жить. 2. К вечеру мы закончили тренироваться. 3. Папа научил меня (чему) плавать. 4. Он пришел (зачем, с какой целью) рассказать спортивные новости. 5 . Раздалась команда (какая?) выйти на лед. 6. Мое увлечение – собирать значки о спорте.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из истории русского языкознания. Ф. И. Буслаев А. Х. Востоков
А. А. Потебня А. А. Шахматов
Презентация на тему «Односоставные и неполные предложения» Выполнила курсант 211 взвода Макарова А.А
Содержание: Односоставные предложения Неполные предложения
Односоставные предложения: Грамматическая основа состоит из одного главного члена Определённо-личные предложения Неопределенно-личные предложения Предложения с обобщенно-личным значением Безличные предложения Назывные предложения
Определённо-личные предложения: о/л называются односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо. Сказуемое в форме 1 и 2 л., ед. и мн.числа , которое достаточно определенно указывают на лицо и число. Например: Люблю грозу в начале мая (1л.ед.ч.). Уходим завтра в море (1л.мн.ч). Не из Москвы ли будешь (2л.ед.ч.)? Выберите себе книгу (2л.ед.ч.).
Неопределенно-личные предложения: н/л называются односоставные предложения, в которых деятель не назван отдельным словом и мыслится как неопределенное лицо. Сказуемое в форме 3л., мн.ч ., наст. и буд. времени и в форме мн.ч. в прошедшем времени. Например: Что новенького в газете пишут (3л., мн.ч ., н аст.вр .)? В дверь постучались ( прош.вр ., мн.ч .).
Предложения с обобщенно-личным значением: н/л и о/л предложения могут иметь значение обобщенного лица, т.е. указывать на то, что действие производится всеми , т.е. любым лицом и обобщенное значение времени, т.е. действие может быть отнесено к любому времени (чаще всего это пословицы и поговорки). Например: Цыплят по осени считают (3л., мн.ч .). Любишь кататься, люби и саночки возить (2л., ед.ч .).
Безличные предложения: б/л называются односоставные предложения, в которых действие или состояние не создаются деятелем. При сказуемом нет и не может быть подлежащего . Например: В воздухе запахло грозой. (Г.-М.)
Сказуемое в б/л предложении выражается: б/л глаголом: На дворе вечереет . б/л формой личного глагола: Пахнет сеном. Словом НЕТ: У меня нет линейки. Глаголом БЫТЬ в отрицательных предложениях: Герасима уже не было на дворе. Инфинитивом: Вам не видать таких сражений. СГС (б/л вспомогательный глагол + инфинитив): Аленке спать не хотелось . СИС (глагол связка в начальной форме + именная часть в форме ср.рода): В избе жарко натоплено .
Назывные предложения: Назывными называются односоставные предложения, в которых утверждается наличие предметов и явления. Главный член выражается именем существительным в им.п . Например: Зима . Вот и снег . Какой сильный мороз !
В данных предложениях подчеркните сказуемые и определите вид предложения. Здесь рыбу не ловят. Спешу к вам на помощь. Подмораживает. На этой реке нет мостов. Пора спать. На улице ветрено и сыро. Составьте график дежурства.
В данных предложениях подчеркните сказуемые и определите вид предложения. Здесь рыбу не ловят. Спешу к вам на помощь. Подмораживает. На этой реке нет мостов. Пора спать. На улице ветрено и сыро. Составьте график дежурства. Н/Л О/Л О /Л Б/Л Б/Л Б/Л Б/Л
Найдите односоставные предложения. Какова их роль в этом тексте? Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьётся Чуждый чарам чёрный чёлн. К. Бальмонт Предчувствую Тебя. Года проходят мимо - Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо, И молча жду, - тоскуя и любя. А . Блок .
Найдите односоставные предложения. Какова их роль в этом тексте? Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьётся Чуждый чарам чёрный чёлн. К. Бальмонт Предчувствую Тебя. Года проходят мимо - Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо, И молча жду, - тоскуя и любя. А . Блок .
Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. С. Есенин . За что-то меня упрекают И в чём-то согласны со мной: Так исповедь льётся немая Беседы блаженнейшей той. А . Ахматова.
Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. С. Есенин . За что-то меня упрекают И в чём-то согласны со мной: Так исповедь льётся немая Беседы блаженнейшей той. А . Ахматова.
Неполные предложения: Неполными называются предложения, в которых пропущен главный или второстепенный член предложения, необходимый для полноты строения и значения. Пропущенные члены легко восстановить благодаря предыдущим предложениям. Неполные предложения чаще всего употребляются в диалоге или во второй части сложного предложения
Эллиптические предложения В русском языке есть предложения, называемые эллиптическими (от греческого слова эллипсис , что означает «опущение», «недостаток»). В них пропущено сказуемое, но сохранено слово, зависящее от него, причем контекст для понимания таких предложений не нужен. Это могут быть предложения со значением движения, перемещения : Я – к Таврическому саду (К.И. Чуковский); речи – мысли: А жена ему: за грубость, за свои идешь слова (А.Т. Твардовский) и др. Такие предложения обычно встречаются в разговорной речи и в художественных произведениях, а в книжных стилях (научном и официально-деловом) не употребляются.
Пунктуация в неполных предложениях : Пропуск внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой при письме ставится тире : Например : Татьяна – в лес , медведь за нею . Однако при отсутствии паузы тире не ставится . По полям бегут ручьи, на дорогах – лужи .
Определите: односоставные это предложения или неполные. 1. Старый кожаный диван. 2. В углу старый диван. 3. Во дворах жгут сухие листья . 4. Что делают дворники осенью? – Во дворах жгут сухие листья.
Определите: односоставные это предложения или неполные. 1. Старый кожаный диван. (Односоставное, назывное, полное) 2. В углу старый диван. (Двусоставное, неполное; на наличие сказуемого указывает обстоятельство в углу ) 3. Во дворах жгут сухие листья . (Односоставное , н/л предложение ) 4. Что делают дворники осенью? – Во дворах жгут сухие листья. (Двусоставное, неполное)
Являются ли неполными следующие предложения? 1 . Раннее утро. 2. Рассвело. 3. Последние новости узнаю по радио. 4. Газеты нам приносят днём.
Являются ли неполными следующие предложения? 1 . Раннее утро. 2. Рассвело. 3. Последние новости узнаю по радио. 4. Газеты нам приносят днём. ( Все полные, односоставные).
Определите, какие это предложения: Вам сообщили о моём приезде? Сообщили . Скоро ли, наконец, потеплеет? Скоро .
Определите, какие это предложения: Вам сообщили о моём приезде? (Полное, односост .,н/л) Сообщили . (Неполное, односост ., н/л) Скоро ли, наконец, потеплеет? (Полное, односост ., б/л) Скоро . ( Неплное , односост ., н/л)
Приём «верные и неверные утверждения ». ( Да/Нет) 1) Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена - подлежащего или сказуемого называются односоставными . 2) Односоставное предложение, в котором деятель не назван, но мыслится как определенное лицо, называется безличным . 3) В этом односоставном предложении действие не создается деятелем, в нем нет и не может быть подлежащего, называется определенно-личным . 4) Односоставное предложение, сказуемое которого имеет форму глагола прошедшего времени мн. числа или форму 3л. ед. ч исла настоящего времени, называется неопределённо-личным .
Приём «верные и неверные утверждения ». ( Да/Нет) 5 ) Односоставное предложение, в котором утверждается наличие предметов или явления, называется назывным . 6) Особый вид назывного предложения, для обозначения которого в русском языке существует два термина, отражающие определенные признаки данного вида, называется неопределенно-личным . 7) Это односоставное предложение имеет обобщенное значение, особенно в пословицах, афоризмах, поэтической речи, называется обобщенно-личным .
Приём «верные и неверные утверждения». (Да/Нет) 1) Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена - подлежащего или сказуемого называются односоставными . 2) Односоставное предложение, в котором деятель не назван, но мыслится как определенное лицо, называется безличным . 3) В этом односоставном предложении действие не создается деятелем, в нем нет и не может быть подлежащего, называется определенно-личным . 4) Односоставное предложение, сказуемое которого имеет форму глагола прошедшего времени мн. числа или форму 3л. ед. ч исла настоящего времени, называется неопределённо-личным . 5) Односоставное предложение, в котором утверждается наличие предметов или явления, называется назывным . 6) Особый вид назывного предложения, для обозначения которого в русском языке существует два термина, отражающие определенные признаки данного вида, называется неопределенно-личным . 7) Это односоставное предложение имеет обобщенное значение, особенно в пословицах, афоризмах, поэтической речи, называется обобщенно-личным . Да Нет Нет Да Да Да Нет
Лингвистическая задача - конструктор 1. Осенью птицы улетают на юг. 2 . Осенний морозец разрумянил щеки. 3 . Кисти винограда свисают до земли. 4 . Рябины украшают наши леса.
Лингвистическая задача - конструктор 1 . Осенью птицы улетают на юг. 2 . Осенний морозец разрумянил щеки. 3 . Кисти винограда свисают до земли. 4 . Рябины украшают наши леса. Осень румянит кисти рябины.
Восстановите текст , дополнив его второстепенными членами предложения. Из докладной записки А.Бенкендорфа , начальника тайной полиции Я ……. имел честь сообщить …………………, что стихотворение …………………дерзко и вольнодумно. Генерал ……………. должен допросить ……………………… . Для справок: Лермонтова , вашему императорскому величеству, Веймарн , уже , молодого человека, гусарского офицера .
Из докладной записки А.Бенкендорфа , начальника тайной полиции. Я уже имел честь сообщить вашему императорскому величеству , что стихотворение гусарского офицера Лермонтова дерзко и вольнодумно. Генерал Веймарн должен допросить молодого человека . Второстепенные члены делают текст официально-делового стиля более точным, ясным и однозначным.
Буквенный диктант. Запишите порядковый номер и тип предложения. Н – назывные, Б/Л – безличные, О/Л – определенно-личные, Н/Л – неопределённо-личные, ДС – двусоставное предложения. 1) Божественная ночь! Очаровательная ночь ! 2) Кругом ни звука. 3) Не платившего должника приковали цепью к пушке. 4 ) Вся ночь прошла в криках и песнях, славивших подвиги. 5 ) Принесите ему сейчас же башмаки самые дорогие, с золотом.
Буквенный диктант. Запишите порядковый номер и тип предложения. Н – назывные, Б/Л – безличные, О/Л – определенно-личные, Н/Л – неопределённо-личные, ДС – двусоставное предложения. 6) Пленникам сильно прискучило сидеть в мешках. 7) Вот и обожженное дерево и кусты терновника! 8) Нет уз светлее товарищества. 9) Морозило сильнее, чем с утра. 10) Возьми свои палки, да и колоти. 11) Что, Кошевой, пора бы погулять запорожцам!
Буквенный диктант 1) Н (назывное ) 2) Б (безличное ) 3 ) Н/Л ( неопред .-личное ) 4 ) ДС( двусоставное ) 5 ) О/Л ( опред . – личное ) 6 ) Б (безличное ) 7 ) Н (назывное ) 8 ) Б безличное ) 9 ) Б (безличное ) 10 ) О/Л( опред . – л.) 11 ) Б (безличное )
Домашнее задание 1.Теоретический материал о второстепенных членах предложения, односоставных и неполных предложениях, стр. 274 – 290, учебник «Русский язык» под. редакцией Герасименко Н.А. 2.Упр. № 650 , стр.291
Спишите. Подчеркните грамматическую основу. Укажите вид односоставных предложений. 1 . Снова вернулся я в край родимый. (С. Есенин) 2. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. К . Бальмонт 3. Сижу и пью с блюдечка. (М. Зощенко) 4. Стоял теплый, солнечный апрель. (Б. Пастернак) 5. Помнишь ли город тревожный, синюю дымку вдали? (А. Блок) 6. Ему дали чаю. (И. Тургенев)
Спишите. Подчеркните грамматическую основу. Укажите вид односоставных предложений. 7 . Не спится. Дай зажгу свечу. К чему читать? А.Фет 8. Поезд отходил поздно ночью. (Б. Пастернак) 9. Они окунали в воду могучие свои ветви, и серебряный ивовый лист дрожал в бегущей воде . (К. Паустовский) 10. Человек есть украшение мира. (М. Горький) 11. Тишина. Кукушка. Я один в лесу глухом. Б . Боков 12. Доброе слово всегда бывает кстати. (Пословица) 13. Ветер. Ночь. Путевые огни. Водокачка. Тень семафора. (А. Сурков )
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Второстепенные члены предложения
ВЧП | значение | вопросы | Чем выражено | Примеры |
Дополнение (относится к сказуемому) Косвенное Прямое | Объекта действия или объекта распространения | Кого? Чего? Кому?чему? Кого?что? Кем?чем? О ком?о чем? Кого?что? | Сущестительными, местоимениями-существительными, субстантивированными словами (с предлогом или без), инфинитивом Им.сущ. без предлога | Старик ловил (чем?) неводом (что?) рыбу. Он приказал коню (что?) нести себя в чужедальнюю страну. выбрать (что?) профессию |
Определение (относится к существительному) Согласованные (стоят перед определяемым словом) Несогласованные (всегда стоят после определяемого слова) приложение | Признак предмета | Какой?чей?который? и др. | прилагательными, причастиями, местоимениями-прилагательными, порядковыми числительными прилагательными, причастиями, местоимениями-прилагательными, порядковыми числительными, инфинитивом существительными | (чья?) Наша дорога вывела нас на (какую?)широкую поляну. (чья?)Наша (какая?) кочевая дорога вьётся (сколькими?) двумя колеями. Я стал привязывать цепь (какую?) лодки к столбу. Я не видел реки (какой?) великолепнее Енисея. Поездка (какая?) верхом очень занимала меня. Бесконечна возможность (какая?) познавать себя. ученый-филолог |
Обстоятельство (чаще относится к глаголу-сказуемому) | Характеристики действия или признака | где? когда? почему? как? и др. | выражается наречиями и существительными с предлогом или без, инфинитивом | Снег падал (как?) медленно и бесшумно. Ягнёнок в жаркий день зашел к ручью (зачем?) напиться. |
Предварительный просмотр:
Таблица
Сказуемные | Субстантивированные (подлежащные) | |||
личные | безличные | |||
Определённо-личные | Неопределённо-личные | Обобщенно-личные | Действие или состояние не создаются деятелем. При сказуемом нет и не может быть подлежащего. б/л глаголом: На дворе вечереет. б/л формой личного глагола: Пахнет сеном. Словом НЕТ: У меня нет линейки. Глаголом БЫТЬ в отрицательных предложениях: Герасима уже не было на дворе. Инфинитивом: Вам не видать таких сражений. СГС (б/л вспомогательный глагол + инфинитив): Аленке спать не хотелось. СИС (глагол связка в начальной форме + именная часть в форме ср.рода): В избе жарко натоплено. | утверждается наличие предметов и явления. Главный член выражается именем существительным в им.п. Зима. Вот и снег. Какой сильный мороз! |
Деятель не назван, но мыслится как определенное лицо. Сказуемое – глагол 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа изъявительного и повелительного наклонения. Люблю грозу в начале мая (1л.ед.ч.). Уходим завтра в море (1л.мн.ч). Не из Москвы ли будешь (2л.ед.ч.)? Выберите себе книгу (2л.ед.ч.). | Деятель не назван и мыслится как неопределенное лицо. Сказуемое – глагол 3-го лица мн. числа настоящего и будущего времени или мн.числа прошедшего времени Что новенького в газете пишут (3л., мн.ч., наст.вр.)? В дверь постучались (прош.вр., мн.ч.). | н/л и о/л предложения могут иметь значение обобщенного лица, т.е. всеми, любым лицом и в любое время (чаще всего это пословицы и поговорки). Цыплят по осени считают (3л., мн.ч.). Любишь кататься, люби и саночки возить (2л., ед.ч.). |
Предварительный просмотр:
Рабочий лист курсанта __________________________________
1.Тест №1
1. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом.
А. Стадион был переполнен.
Б. Она уехала на соревнования.
В. Тренер велел фигуристам работать.
- Укажите предложение с обстоятельством образа действия.
А. Мяч полетел прямым путем.
Б. Мяч полетел в ворота.
В. К утру мы были дома.
- Укажите предложение с несогласованным определением.
А. Отец изучал турнирную таблицу.
Б. На матче звучал Российский гимн.
В. Это был юноша лет шестнадцати.
- Укажите предложение, в котором нет приложения.
А. Мы болели за команду «Динамо».
Б. Зима – волшебница ждет в гости Олимпиаду.
В. Зимой мы поедем в Сочи на олимпиаду.
- Укажите предложение, в котором дополнение выражено словосочетанием.
А. Олимпиаду выиграла Россия.
Б. В нашей школе провели веселые старты.
В. На каникулах мы ездили в «Ледовый дворец спорта».
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ответ |
2. Приём «верные и неверные утверждения». ДА/НЕТ
1) Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена - подлежащего или сказуемого называются односоставными. _______
2) Односоставное предложение, в котором деятель не назван, но мыслится как определенное лицо, называется безличным. ________________________
3) В этом односоставном предложении действие не создается деятелем, в нем нет и не может быть подлежащего, называется О-Л. _____________________
4) Односоставное предложение, сказуемое которого имеет форму глагола прошедшего времени множественного числа или форму 3 л. множественного числа, называется Н-Л. ______________________________________________
5) Односоставное предложение, в котором утверждается наличие предметов или явления, называется назывным. ___________________________________
6) Особый вид назывного предложения, для обозначения которого в русском языке существует два термина, отражающие определенные признаки данного вида, называется Н-Л. _______________________________________________
7) Это односоставное предложение имеет обобщенное значение, особенно в пословицах, афоризмах, поэтической речи, называется обобщенно-личным.
__________________________________________________________________
3. Буквенный диктант. Запишите порядковый номер и тип предложения.
Н – назывные, Б – безличные, О/Л – определенно-личные, Н/Л – неопределённо-личные, ДС – двусоставное предложения.
1_______________________
2_______________________
3_______________________
4_______________________
5_______________________
6_______________________
7_______________________
8_______________________
9_______________________
10______________________
11______________________
4.Лингвистическая задача
— Прочитайте предложения.
— Составьте схемы первого, шестого и седьмого предложений.
— Решите задачу.
1.Студенты разных факультетов педагогического университета организовали эстрадный квартет. 2.Михаил в нем играет на саксофоне. 3.Пианист учится на физическом факультете. 4.Ударника зовут не Валерием, а студента географического факультета не Леонидом. 5.Михаил учится на историческом факультете. 6.Андрей не пианист и не биолог. 7.Валерий учится не на физическом факультете, а ударник — не на историческом, а Леонид играет не на контрабасе.
На каком инструменте играет Валерий и на каком факультете он учится?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностический контроль по теме "Односоставные и неполные предложения"в 8 классе
Контроль. Заполнить таблицу удобно...
Урок русского языка в 8 классе по теме «Повторение и обобщение темы «Односоставные и неполные предложения»
Урок- повторение, обобщение...
Урок русского языка в 8 классе "Роль односоставных и неполных предложений в рекламных текстах"
Урок обобщающего характера по односоставным и неполным предложениям с использованием рекламных текстов....
Разработка урока для 1 курса колледжа "Односоставные и неполные предложения"
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...
Контрольная работа по теме «Односоставные и неполные предложения». 8 класс
Контрольная работа по теме «Односоставные и неполные предложения». 8 класс...
Методическая разработка по теме "Порядок слов в простом предложении. Односоставные и неполные предложения"
Данная разработка поможет учителю быстро и компактно объяснить сложные для детского восприятия темы уже в 6 классе и закрепить их к итоговой аттестации....
Урок русского языка в 8 классе по теме "Односоставные и неполные предложения"
Повторение и обобщение темы «Односоставные и неполные предложения»...