Открытый урок "Второстепенные члены предложения. Односоставные и неполные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Урсакова Ольга Александровна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Второстепенные члены предложения Дополнение Определение Обстоятельство 1.Предложения служат для того, чтобы (сообщать, выражать просьбу, совет, приказание). 2.По цели высказывания предложения бывают (повествовательные, вопросительные, побудительные). 3.По эмоциональной окраске предложения бывают (восклицательные и невосклицательные ). 4.По характеру выражаемого отношения предложения бывают (утвердительные и отрицательные). 5.Члены предложении делятся на (главные и второстепенные ). 6.По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения простые предложения делятся на (распространенные и нераспространенные ).

Слайд 2

Второстепенные члены предложения Дополнение Определение Обстоятельство 7.Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов – (подлежащего и сказуемого). 8.Подлежащее – это главный член предложения, который (обозначает предмет, связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что? ). 9.Сказуемое – главный член предложения, который (обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? и др ). 10.Предложение с одной грамматической основой называется (простым предложением). 11.По строению грамматической основы простые предложения делятся на (односоставные и двусоставные ). 12.По наличию или по отсутствию членов предложения простые предложения делятся на (полные и неполные).

Слайд 3

Второстепенные члены предложения Дополнение Определение Обстоятельство «Второстепенные члены предложения» в рамках акции «СПОРТ – АЛЬТЕРНАТИВА ПАГУБНЫМ ПРИВЫЧКАМ».

Слайд 4

Второстепенные члены предложения Выполнила: курсант 24 взвода Гричко Анна

Слайд 5

Второстепенные члены предложения Дополнение Определение Обстоятельство

Слайд 6

Чтобы определить вид второстепенного члена предложения, нужно : -найти слово, от которого этот второстепенный член зависит; - выяснить, что он обозначает; - на какой вопрос отвечает; - какой частью речи выражен;

Слайд 7

Дополнение Дополнение второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого ?(чего?), кому?(чему?) и т.д. Дополнение может быть выражено формами косвенных падежей существительных, местоимений-существительных или субстантивированных слов (с предлогом или без), инфинитивом. Он приказал коню (что?) нести себя в чужедальнюю сторону. Прямое дополнение выражено им.существительным в форме вин.падежа без предлога. Дополнения, стоящие в формах других падежей, называются косвенными . Пример: Старик ловил (чем?) неводо м (что?) рыбу .

Слайд 8

Дополнение может обозначать: 1.Предмет, на который распространяется действие: писать письмо, выбрать профессию, стирать бельё и т.д. 2.Предмет, в пользу которого совершается действие: принести брату, написать матери, подарить сестре и т.д . 3. Орудие или средство действия : писать фломастером, рубить топором .

Слайд 9

4. Предмет для сравнения : выше Казбека, Быстрее ветра и т.д. 5. Л ицо, которое испытывает то или иное состояние : мне нездоровится, ему грустно. 6.Предмет, на который распространяется состояние : жалеть собак, жаль срубленную берёзу, нужно книгу и т .д.

Слайд 10

Определение. Определение -второстепенный член предложения, который согласуется с определяемым словом, обозначает его признак и отвечает на вопросы К акой ? Чей? Который ? Пример : (чья ?) Наша дорога вывела нас на (какую?) широкую поляну.

Слайд 11

Определение По способу выражения определения бывают согласованные несогласованные .

Слайд 12

Согласованные определения Согласованные определения выражаются прилагательными, причастиями, местоимениями-прилагательными, порядковыми числительными , которые согласуются с определяемым словом в числе, падеже, а в единственном числе и в роде. Пример : (чья?) Наша (какая ?) кочевая дорога вьётся (сколькими ?) двумя колеями . Согласованные определения обычно стоят перед определяемым словом .

Слайд 13

Несогласованные определения . Несогласованные определения выражаются: существительными с предлогами и без предлогов , именем прилагательным в сравнительной степени, обстоятельственными наречиями, инфинитивом ; всегда стоят после определяемого слова. Пример : Я стал привязывать цепь (какую?) лодки к столбу. Я не видел реки (какой?) великолепнее Енисея . Поездка (какая?) верхом очень занимала меня. Бесконечна возможность (какая?) познавать себя.

Слайд 14

Приложение Приложение - определение, выраженное существительным, которое даёт другое название, характеризующее предмет . Приложение может давать характеристику предмета , указывать на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст и т.д . Не пишется дефис , если в сочетании двух нарицательных существительных одно-родовое, другое-видовое понятие: дерево береза , цветок ромашка . Пишется дефис , если сочетание двух существительных: 1)названия научных терминов: рак- отшельник , жук- олень ; 2)названия специальностей: врач- терапевт , ученый- филолог ; 3)указывают на возраст, национальность, родство и т.д.: солдат- украинец , бабушка- чешка .

Слайд 15

Обстоятельство. Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и т.д., отвечают на вопросы где? когда? почему? как? и др. Обстоятельство обычно выражается наречиями и существительными с предлогом или без, инфинитивом и чаще всего относятся к глаголу-сказуемому. Пример : (где?) Над рекой опустился туман.

Слайд 16

По значению , которое выясняется вопросами, обстоятельства делятся на следующие основные виды: 1. Места . Вопросы : где? куда? откуда ? Пример: (откуда?) С горы бежит поток проворный. 2. Времени . Вопросы : когда? с каких пор? Пример : (когда?) От восхода до заката жизнью улицы кипят. 3. Причины . В опросы : почему ? отчего ? Пример : (отчего?) От жары и духоты книзу клонятся цветы.

Слайд 17

4.Образа действия и степени. Вопросы : как? каким образом? в какой степени? Пример: Снег падал (как?) медленно и бесшумно . 5. Сравнения . Пример : За печкой тикал, как ходики , сверчок . 6. Цели . Вопросы : зачем? Для чего? Пример: Ягнёнок в жаркий день зашел к ручью (зачем?) напиться . 7. Условия. Вопросы : При каком условии? Пример : Чуден Днепр (при каком условии?) при тихой погоде . 8. Уступки . Вопросы : несмотря на что? Пример: В домах, несмотря на ранний час , горели лампы. В начале предложения могут стоять обстоятельства места и времени, если они устанавливают для всего сообщения пространственные и временные рамки. Пример: В степи за хутором стыла прозрачная тишина .

Слайд 18

Синтаксический разбор предложения. Объяснить постановку тире. Спорт – это жизнь. ( повеств ., невосклиц ., двусост ., нераспростр .)

Слайд 19

Спорт – альтернатива пагубным привычкам. ( дополнение косвенное, определение согласованное)

Слайд 20

С оставьте предложение с несогласованным определением .

Слайд 21

Урок – изучение темы «Второстепенные члены предложения» в рамках акции « Спорт – альтернатива пагубным привычкам».

Слайд 22

I .Пишется дефис , если сочетание двух существительных определяемое слово и приложение выражены именами нарицательными: 1)названия научных терминов: рак- отшельник , жук- олень ; 2)названия специальностей: врач- терапевт , ученый- филолог ; 3)указывают на возраст, национальность, родство и т.д.: солдат- украинец , бабушка- чешка . II. Имя собственное стоит впереди имени нарицательного Москва – столица.

Слайд 23

Найдите приложение. 1.Сочи – город-курорт. 2.На реке Волге оборудован огромный каток. 3.Девочка – подросток выиграла забег среди юниоров. 4.Мой брат выписывает журнал «Футбол». 5.В скачках участвовали красавцы кони. 5.В скачках участвовали красавцы кони .

Слайд 24

Добавьте в данные предложения обстоятельства . 1. Сочи – это город, где ( обстоятельство времени) проходили Олимпийские игры. 2. Спортсмены отправились в область ( обстоятельство цели ). 3. (Обстоятельство места) кричали болельщики. 4. Он на месяц освобожден от занятий физкультурой ( обстоятельство причины ). 1. Сочи – это город, где (когда?) в 2014 году проходили Олимпийские игры. 2. Спортсмены отправились в область (зачем? для чего?) на соревнования . 3. (где?) На трибунах кричали болельщики . 4. Он на месяц освобожден от занятий физкультурой (почему? отчего?) по болезни.

Слайд 25

Ответы теста № 1 1.В 2.А 3.В 4.В 5.Б

Слайд 26

Определить синтаксическую роль инфинитива. 1. Двигаться – значит жить. 2. К вечеру мы закончили тренироваться. 3. Папа научил меня (чему) плавать. 4. Он пришел (зачем, с какой целью) рассказать спортивные новости. 5 . Раздалась команда (какая?) выйти на лед. 6. Мое увлечение – собирать значки о спорте.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Односоставные предложения. Неполные предложения.

Слайд 2

Из истории русского языкознания. Ф. И. Буслаев А. Х. Востоков

Слайд 3

А. А. Потебня А. А. Шахматов

Слайд 4

Презентация на тему «Односоставные и неполные предложения» Выполнила курсант 211 взвода Макарова А.А

Слайд 5

Содержание: Односоставные предложения Неполные предложения

Слайд 6

Односоставные предложения: Грамматическая основа состоит из одного главного члена Определённо-личные предложения Неопределенно-личные предложения Предложения с обобщенно-личным значением Безличные предложения Назывные предложения

Слайд 7

Определённо-личные предложения: о/л называются односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо. Сказуемое в форме 1 и 2 л., ед. и мн.числа , которое достаточно определенно указывают на лицо и число. Например: Люблю грозу в начале мая (1л.ед.ч.). Уходим завтра в море (1л.мн.ч). Не из Москвы ли будешь (2л.ед.ч.)? Выберите себе книгу (2л.ед.ч.).

Слайд 8

Неопределенно-личные предложения: н/л называются односоставные предложения, в которых деятель не назван отдельным словом и мыслится как неопределенное лицо. Сказуемое в форме 3л., мн.ч ., наст. и буд. времени и в форме мн.ч. в прошедшем времени. Например: Что новенького в газете пишут (3л., мн.ч ., н аст.вр .)? В дверь постучались ( прош.вр ., мн.ч .).

Слайд 9

Предложения с обобщенно-личным значением: н/л и о/л предложения могут иметь значение обобщенного лица, т.е. указывать на то, что действие производится всеми , т.е. любым лицом и обобщенное значение времени, т.е. действие может быть отнесено к любому времени (чаще всего это пословицы и поговорки). Например: Цыплят по осени считают (3л., мн.ч .). Любишь кататься, люби и саночки возить (2л., ед.ч .).

Слайд 10

Безличные предложения: б/л называются односоставные предложения, в которых действие или состояние не создаются деятелем. При сказуемом нет и не может быть подлежащего . Например: В воздухе запахло грозой. (Г.-М.)

Слайд 11

Сказуемое в б/л предложении выражается: б/л глаголом: На дворе вечереет . б/л формой личного глагола: Пахнет сеном. Словом НЕТ: У меня нет линейки. Глаголом БЫТЬ в отрицательных предложениях: Герасима уже не было на дворе. Инфинитивом: Вам не видать таких сражений. СГС (б/л вспомогательный глагол + инфинитив): Аленке спать не хотелось . СИС (глагол связка в начальной форме + именная часть в форме ср.рода): В избе жарко натоплено .

Слайд 12

Назывные предложения: Назывными называются односоставные предложения, в которых утверждается наличие предметов и явления. Главный член выражается именем существительным в им.п . Например: Зима . Вот и снег . Какой сильный мороз !

Слайд 13

В данных предложениях подчеркните сказуемые и определите вид предложения. Здесь рыбу не ловят. Спешу к вам на помощь. Подмораживает. На этой реке нет мостов. Пора спать. На улице ветрено и сыро. Составьте график дежурства.

Слайд 14

В данных предложениях подчеркните сказуемые и определите вид предложения. Здесь рыбу не ловят. Спешу к вам на помощь. Подмораживает. На этой реке нет мостов. Пора спать. На улице ветрено и сыро. Составьте график дежурства. Н/Л О/Л О /Л Б/Л Б/Л Б/Л Б/Л

Слайд 15

Найдите односоставные предложения. Какова их роль в этом тексте? Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьётся Чуждый чарам чёрный чёлн. К. Бальмонт Предчувствую Тебя. Года проходят мимо - Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо, И молча жду, - тоскуя и любя. А . Блок .

Слайд 16

Найдите односоставные предложения. Какова их роль в этом тексте? Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьётся Чуждый чарам чёрный чёлн. К. Бальмонт Предчувствую Тебя. Года проходят мимо - Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо, И молча жду, - тоскуя и любя. А . Блок .

Слайд 17

Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. С. Есенин . За что-то меня упрекают И в чём-то согласны со мной: Так исповедь льётся немая Беседы блаженнейшей той. А . Ахматова.

Слайд 18

Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. С. Есенин . За что-то меня упрекают И в чём-то согласны со мной: Так исповедь льётся немая Беседы блаженнейшей той. А . Ахматова.

Слайд 19

Неполные предложения: Неполными называются предложения, в которых пропущен главный или второстепенный член предложения, необходимый для полноты строения и значения. Пропущенные члены легко восстановить благодаря предыдущим предложениям. Неполные предложения чаще всего употребляются в диалоге или во второй части сложного предложения

Слайд 20

Эллиптические предложения В русском языке есть предложения, называемые эллиптическими (от греческого слова эллипсис , что означает «опущение», «недостаток»). В них пропущено сказуемое, но сохранено слово, зависящее от него, причем контекст для понимания таких предложений не нужен. Это могут быть предложения со значением движения, перемещения : Я – к Таврическому саду (К.И. Чуковский); речи – мысли: А жена ему: за грубость, за свои идешь слова (А.Т. Твардовский) и др. Такие предложения обычно встречаются в разговорной речи и в художественных произведениях, а в книжных стилях (научном и официально-деловом) не употребляются.

Слайд 21

Пунктуация в неполных предложениях : Пропуск внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой при письме ставится тире : Например : Татьяна – в лес , медведь за нею . Однако при отсутствии паузы тире не ставится . По полям бегут ручьи, на дорогах – лужи .

Слайд 22

Определите: односоставные это предложения или неполные. 1. Старый кожаный диван. 2. В углу старый диван. 3. Во дворах жгут сухие листья . 4. Что делают дворники осенью? – Во дворах жгут сухие листья.

Слайд 23

Определите: односоставные это предложения или неполные. 1. Старый кожаный диван. (Односоставное, назывное, полное) 2. В углу старый диван. (Двусоставное, неполное; на наличие сказуемого указывает обстоятельство в углу ) 3. Во дворах жгут сухие листья . (Односоставное , н/л предложение ) 4. Что делают дворники осенью? – Во дворах жгут сухие листья. (Двусоставное, неполное)

Слайд 24

Являются ли неполными следующие предложения? 1 . Раннее утро. 2. Рассвело. 3. Последние новости узнаю по радио. 4. Газеты нам приносят днём.

Слайд 25

Являются ли неполными следующие предложения? 1 . Раннее утро. 2. Рассвело. 3. Последние новости узнаю по радио. 4. Газеты нам приносят днём. ( Все полные, односоставные).

Слайд 26

Определите, какие это предложения: Вам сообщили о моём приезде? Сообщили . Скоро ли, наконец, потеплеет? Скоро .

Слайд 27

Определите, какие это предложения: Вам сообщили о моём приезде? (Полное, односост .,н/л) Сообщили . (Неполное, односост ., н/л) Скоро ли, наконец, потеплеет? (Полное, односост ., б/л) Скоро . ( Неплное , односост ., н/л)

Слайд 28

Приём «верные и неверные утверждения ». ( Да/Нет) 1) Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена - подлежащего или сказуемого называются односоставными . 2) Односоставное предложение, в котором деятель не назван, но мыслится как определенное лицо, называется безличным . 3) В этом односоставном предложении действие не создается деятелем, в нем нет и не может быть подлежащего, называется определенно-личным . 4) Односоставное предложение, сказуемое которого имеет форму глагола прошедшего времени мн. числа или форму 3л. ед. ч исла настоящего времени, называется неопределённо-личным .

Слайд 29

Приём «верные и неверные утверждения ». ( Да/Нет) 5 ) Односоставное предложение, в котором утверждается наличие предметов или явления, называется назывным . 6) Особый вид назывного предложения, для обозначения которого в русском языке существует два термина, отражающие определенные признаки данного вида, называется неопределенно-личным . 7) Это односоставное предложение имеет обобщенное значение, особенно в пословицах, афоризмах, поэтической речи, называется обобщенно-личным .

Слайд 30

Приём «верные и неверные утверждения». (Да/Нет) 1) Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена - подлежащего или сказуемого называются односоставными . 2) Односоставное предложение, в котором деятель не назван, но мыслится как определенное лицо, называется безличным . 3) В этом односоставном предложении действие не создается деятелем, в нем нет и не может быть подлежащего, называется определенно-личным . 4) Односоставное предложение, сказуемое которого имеет форму глагола прошедшего времени мн. числа или форму 3л. ед. ч исла настоящего времени, называется неопределённо-личным . 5) Односоставное предложение, в котором утверждается наличие предметов или явления, называется назывным . 6) Особый вид назывного предложения, для обозначения которого в русском языке существует два термина, отражающие определенные признаки данного вида, называется неопределенно-личным . 7) Это односоставное предложение имеет обобщенное значение, особенно в пословицах, афоризмах, поэтической речи, называется обобщенно-личным . Да Нет Нет Да Да Да Нет

Слайд 31

Лингвистическая задача - конструктор 1. Осенью птицы улетают на юг. 2 . Осенний морозец разрумянил щеки. 3 . Кисти винограда свисают до земли. 4 . Рябины украшают наши леса.

Слайд 32

Лингвистическая задача - конструктор 1 . Осенью птицы улетают на юг. 2 . Осенний морозец разрумянил щеки. 3 . Кисти винограда свисают до земли. 4 . Рябины украшают наши леса. Осень румянит кисти рябины.

Слайд 33

Восстановите текст , дополнив его второстепенными членами предложения. Из докладной записки А.Бенкендорфа , начальника тайной полиции Я ……. имел честь сообщить …………………, что стихотворение …………………дерзко и вольнодумно. Генерал ……………. должен допросить ……………………… . Для справок: Лермонтова , вашему императорскому величеству, Веймарн , уже , молодого человека, гусарского офицера .

Слайд 34

Из докладной записки А.Бенкендорфа , начальника тайной полиции. Я уже имел честь сообщить вашему императорскому величеству , что стихотворение гусарского офицера Лермонтова дерзко и вольнодумно. Генерал Веймарн должен допросить молодого человека . Второстепенные члены делают текст официально-делового стиля более точным, ясным и однозначным.

Слайд 35

Буквенный диктант. Запишите порядковый номер и тип предложения. Н – назывные, Б/Л – безличные, О/Л – определенно-личные, Н/Л – неопределённо-личные, ДС – двусоставное предложения. 1) Божественная ночь! Очаровательная ночь ! 2) Кругом ни звука. 3) Не платившего должника приковали цепью к пушке. 4 ) Вся ночь прошла в криках и песнях, славивших подвиги. 5 ) Принесите ему сейчас же башмаки самые дорогие, с золотом.

Слайд 36

Буквенный диктант. Запишите порядковый номер и тип предложения. Н – назывные, Б/Л – безличные, О/Л – определенно-личные, Н/Л – неопределённо-личные, ДС – двусоставное предложения. 6) Пленникам сильно прискучило сидеть в мешках. 7) Вот и обожженное дерево и кусты терновника! 8) Нет уз светлее товарищества. 9) Морозило сильнее, чем с утра. 10) Возьми свои палки, да и колоти. 11) Что, Кошевой, пора бы погулять запорожцам!

Слайд 37

Буквенный диктант 1) Н (назывное ) 2) Б (безличное ) 3 ) Н/Л ( неопред .-личное ) 4 ) ДС( двусоставное ) 5 ) О/Л ( опред . – личное ) 6 ) Б (безличное ) 7 ) Н (назывное ) 8 ) Б безличное ) 9 ) Б (безличное ) 10 ) О/Л( опред . – л.) 11 ) Б (безличное )

Слайд 38

Домашнее задание 1.Теоретический материал о второстепенных членах предложения, односоставных и неполных предложениях, стр. 274 – 290, учебник «Русский язык» под. редакцией Герасименко Н.А. 2.Упр. № 650 , стр.291

Слайд 39

Спишите. Подчеркните грамматическую основу. Укажите вид односоставных предложений. 1 . Снова вернулся я в край родимый. (С. Есенин) 2. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. К . Баль­монт 3. Сижу и пью с блюдечка. (М. Зощенко) 4. Стоял теп­лый, солнечный апрель. (Б. Пастернак) 5. Помнишь ли город тревожный, синюю дымку вдали? (А. Блок) 6. Ему дали чаю. (И. Тургенев)

Слайд 40

Спишите. Подчеркните грамматическую основу. Укажите вид односоставных предложений. 7 . Не спится. Дай зажгу свечу. К чему читать? А.Фет 8. Поезд отходил поздно ночью. (Б. Пастернак) 9. Они окунали в воду могучие свои ветви, и серебряный иво­вый лист дрожал в бегущей воде . (К. Паустовский) 10. Чело­век есть украшение мира. (М. Горький) 11. Тишина. Кукуш­ка. Я один в лесу глухом. Б . Боков 12. Доброе слово всегда бывает кстати. (Пословица) 13. Ветер. Ночь. Путевые огни. Водокачка. Тень семафора. (А. Сурков )


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Таблица

Второстепенные члены предложения

ВЧП

значение

вопросы

Чем выражено

Примеры

Дополнение (относится к сказуемому)

Косвенное

Прямое

Объекта действия или объекта распространения

Кого? Чего?

Кому?чему?

Кого?что?

Кем?чем?

О ком?о чем?

Кого?что?

Сущестительными, местоимениями-существительными, субстантивированными словами (с предлогом или без), инфинитивом

Им.сущ. без предлога

Старик ловил (чем?) неводом (что?) рыбу. Он приказал коню (что?) нести себя в чужедальнюю страну.

выбрать (что?) профессию

Определение (относится к существительному)

Согласованные

(стоят перед определяемым словом)

Несогласованные

(всегда стоят после определяемого слова)

приложение

Признак предмета

Какой?чей?который?

и др.

прилагательными, причастиями, местоимениями-прилагательными, порядковыми числительными

прилагательными, причастиями, местоимениями-прилагательными, порядковыми числительными, инфинитивом

существительными

(чья?) Наша дорога вывела нас на (какую?)широкую поляну.

(чья?)Наша (какая?) кочевая дорога вьётся (сколькими?) двумя колеями.

Я стал привязывать цепь (какую?) лодки к столбу.

Я не видел реки (какой?) великолепнее Енисея.

Поездка (какая?) верхом очень занимала меня.

Бесконечна возможность (какая?) познавать себя.

ученый-филолог

Обстоятельство (чаще относится к глаголу-сказуемому)

Характеристики действия или признака

где? когда? почему? как? и др.

выражается наречиями и существительными с предлогом или без, инфинитивом

Снег падал (как?) медленно и бесшумно. Ягнёнок в жаркий день зашел к ручью (зачем?) напиться.



Предварительный просмотр:

Таблица

Односоставные предложения

Сказуемные

Субстантивированные (подлежащные)

личные

безличные

Определённо-личные

Неопределённо-личные

Обобщенно-личные

Действие или состояние не создаются деятелем.

При сказуемом нет и не может быть подлежащего.

б/л глаголом: На дворе вечереет.

б/л формой личного глагола: Пахнет сеном.

Словом НЕТ: У меня нет линейки.

Глаголом БЫТЬ в отрицательных предложениях: Герасима уже не было на дворе.

Инфинитивом: Вам не видать таких сражений.

СГС (б/л вспомогательный глагол + инфинитив): Аленке спать не хотелось.

СИС (глагол связка  в начальной форме + именная часть в форме ср.рода): В избе жарко натоплено.

утверждается наличие предметов и явления.

Главный член выражается именем существительным в им.п.

Зима.  Вот и снег.  Какой сильный мороз!

Деятель не назван, но мыслится как определенное лицо.

Сказуемое – глагол 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа изъявительного и повелительного наклонения.

Люблю грозу в начале мая (1л.ед.ч.).

Уходим завтра в море (1л.мн.ч).

Не из Москвы ли будешь (2л.ед.ч.)?

Выберите себе книгу (2л.ед.ч.).

Деятель не назван и мыслится как неопределенное лицо.

Сказуемое – глагол 3-го лица мн. числа настоящего и будущего времени или мн.числа прошедшего времени

Что новенького в газете пишут (3л., мн.ч., наст.вр.)?

В дверь постучались (прош.вр., мн.ч.).

н/л и о/л  предложения могут иметь значение обобщенного лица, т.е. всеми, любым лицом и в любое время (чаще всего это пословицы и поговорки).

Цыплят по осени считают (3л., мн.ч.).

Любишь кататься, люби и саночки возить (2л., ед.ч.).



Предварительный просмотр:

Рабочий лист курсанта __________________________________

1.Тест №1

1. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом.

А. Стадион был переполнен.

Б. Она уехала на соревнования.

В. Тренер велел фигуристам работать.

  1. Укажите предложение с обстоятельством образа действия.

А. Мяч полетел прямым путем.

Б. Мяч полетел в ворота.

В. К утру мы были дома.

  1. Укажите предложение с несогласованным определением.

А. Отец изучал турнирную таблицу.

Б. На матче звучал Российский гимн.

В. Это был юноша лет шестнадцати.

  1. Укажите предложение, в котором нет приложения.

А. Мы болели за команду «Динамо».

Б. Зима – волшебница ждет в гости Олимпиаду.

В. Зимой мы поедем в Сочи на олимпиаду.

  1. Укажите предложение, в котором дополнение выражено словосочетанием.

А. Олимпиаду выиграла Россия.

Б. В нашей школе провели веселые старты.

В. На каникулах мы ездили в «Ледовый дворец спорта».

№ вопроса

1

2

3

4

5

ответ

2. Приём «верные и неверные утверждения».  ДА/НЕТ

1) Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена - подлежащего или сказуемого называются односоставными.  _______                      

2) Односоставное предложение, в котором деятель не назван, но мыслится как определенное лицо, называется безличным.  ________________________

3) В этом односоставном предложении действие не создается деятелем, в нем нет и не может быть подлежащего, называется О-Л. _____________________

4) Односоставное предложение, сказуемое которого имеет форму глагола прошедшего времени множественного числа или форму 3 л. множественного числа, называется Н-Л. ______________________________________________

5) Односоставное предложение, в котором утверждается наличие предметов или явления, называется назывным. ___________________________________

6) Особый вид назывного предложения, для обозначения которого в русском языке существует два термина, отражающие определенные признаки данного вида, называется Н-Л. _______________________________________________

7) Это односоставное предложение имеет обобщенное значение, особенно в пословицах, афоризмах, поэтической речи, называется обобщенно-личным.

__________________________________________________________________

3. Буквенный диктант. Запишите порядковый номер и тип предложения.

Н – назывные, Б – безличные, О/Л – определенно-личные, Н/Л – неопределённо-личные, ДС – двусоставное предложения.

1_______________________

2_______________________

3_______________________

4_______________________

5_______________________

6_______________________

7_______________________

8_______________________

9_______________________

10______________________

11______________________

4.Лингвистическая задача

— Прочитайте предложения.

— Составьте схемы первого, шестого и седьмого предложений.

— Решите задачу.

1.Студенты разных факультетов педагогического университета организовали эстрадный квартет. 2.Михаил в нем играет на саксофоне. 3.Пианист учится на физическом факультете. 4.Ударника зовут не Валерием, а студента географического факультета не Леонидом. 5.Михаил учится на историческом факультете. 6.Андрей не пианист и не биолог. 7.Валерий учится не на физическом факультете, а ударник — не на историческом, а Леонид играет не на контрабасе.

На каком инструменте играет Валерий и на каком факультете он учится?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе "Роль односоставных и неполных предложений в рекламных текстах"

Урок обобщающего характера по односоставным и неполным предложениям с использованием рекламных текстов....

Разработка урока для 1 курса колледжа "Односоставные и неполные предложения"

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...

Контрольная работа по теме «Односоставные и неполные предложения». 8 класс

Контрольная работа по теме «Односоставные и неполные предложения». 8 класс...

Методическая разработка по теме "Порядок слов в простом предложении. Односоставные и неполные предложения"

Данная разработка поможет учителю быстро и компактно объяснить сложные для детского восприятия темы уже в 6 классе и закрепить их к итоговой аттестации....

Урок русского языка в 8 классе по теме "Односоставные и неполные предложения"

Повторение и обобщение темы «Односоставные и неполные предложения»...