Урок № 55.
Тема: «ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ОБОБЩЕНИЕ). РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Цель деятельности учителя Систематизировать информацию о главных и второстепенных членах предложения, отрабатывать алгоритм синтаксического разбора простого распространенного предложения
Тип урока Комбинированный урок
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать алгоритм синтаксического разбора предложения; уметь выделять словосочетания из предложения, производить синтаксический разбор по алгоритму.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Методы и формы обучения
Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся
Основные понятия
Синтаксис, пунктуация, словосочетание, главные и второстепенные члены предложения
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока
| Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации со-взаимодейст-вия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Контроль результатов учебной деятельности |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
| Эмоциональная, психологическая и мотива-ционная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Прозвенел уже звонок. Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнем урок. Будем мы читать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики! - Давайте определим свое настроение, настрой на работу. • Отличное; • хорошее; • не совсем готовы. Орфографическая разминка. - Отгадайте загадки, ответы запишите. • Что за чудо в доме нашем? Ест дрова и кормит кашей. (Печка.) • Сам верхом, а ноги за ушами. (Очки.) • В маленьком амбаре лежит сто пожаров. (Спички.) • На ветках плотные комочки, В них дремлют клейкие листочки. (Почки.) - Какая орфограмма встретилась вам в этих словах?
| Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партне ра, в том числе и отличную от своей
| Листы обратной связи |
2. Актуализация и пробное учебное действие
| Лингвистический эксперимент
| - Отгадайте загадку: Зверек грызет. - Почему вы не можете дать однозначного ответа? - Давайте подберем подходящие по смыслу слова, которые помогут нам отгадать загадку, и получившееся предложение запишем: Зубастый зверек грызет с визгом дубок. (Пила) - Подчеркните главные члены предложения. Помогли они нам отгадать загадку? А какие члены предложения помогли это сделать? - Сделаем вывод: зачем нужны второстепенные члены предложения?
| Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод | Фронтальная
| Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
| Устные ответы |
3. Выявление места и причины затруднения
4. Целе-полага-ние и построение проекта выхода из затруднения
| Эвристическая беседа, формулирование правила, составление схемы-помощницы.
Физкультминутка
Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, письменная работа
| Задания по группам. - Пользуясь полученными на предыдущих уроках знаниями, коллективно заполните опорную схему. Виды второстепенных членов предложения и их признаки | Определение | Дополнение | Обстоятельство | 1 | 2 | 3 | 4 | Что обозначает? | Признак предмета | Предмет | Место, время, причину, образ действия | На какие вопросы отвечает? | Какой? Чей? | Вопросы косвенных падежей | Где? Когда? Почему? Как? | Чем выражено? | Прилагательное, местоимение | Существительное, местоимение | Наречие, существительное с предлогом | От каких частей речи зависит? | От существительных | От глагола | От глагола | Как подчеркивается? | ---------- |
|
|
- Выделите второстепенные члены в записанном предложении-загадке. Организует проверку по ключу на слайде презентации.
Буратино потянулся, Раз - нагнулся, Два - нагнулся, Три - нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать
- Сейчас мы будем работать в группах со словарными словами: выражать, поражать, выразительный, поразительный, карнавал, костюм. Каждой группе предлагается, используя данные слова, составить предложение и разобрать его по членам; после выполнения работы представитель от каждой группы выходит к доске и защищает работу группы. Индивидуальное задание: разобрать по членам предложение: «Спортсмены поражают нас своими победами». Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся
| Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.
Выполняют элементарные физические упражнения
Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания
| Групповая, индивидуальная.
Фронтальная
Групповая, индивидуальная
| Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умсьвенной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации,устанавливают но-следствепные связи, делают выводы. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи, осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Вопросы для уточнения информации
Выполнение упражнений
Устные ответы, выполнение письменных заданий
|
5. Твор- | Обучающая | Эстафета. | Отвечают | Групповая, | Регулятивные: контроли- | Вопросы |
ческая | игра | - Каждой группе предлагается по 1 предложению (записаны | на вопросы, | индивиду- | руют учебные действия, | для уточ- |
практи- |
| на доске) для разбора по членам. Победит та группа, которая бы- | под руково- | альная | замечают допущенные | нения |
ческая |
| стрее и правильнее произведет разбор. | дством пе- |
| ошибки; осознают правило | инфор- |
деятель- |
| 1-я группа: На улице моросит нудный дождь. | дагога уча- |
| контроля и успешно ис- | мации |
ность |
| 2-я группа: Сегодня Петя уроки приготовил. | ствуют в вы- |
| пользуют его в решении |
|
по реа- |
| 3-я группа: Мама сварила вкуснейший борщ. | полнении |
| учебной задачи. |
|
лизации |
| 4-я группа: Завтра будет отличная погода | задания |
| Коммуникативные: осу- |
|
построенного проекта |
|
| \ |
| ществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют . задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
|
6. Пер- | Подбор приме- | Творческий диктант. | Отвечают | Групповая | Познавательные: выпол- | Устные |
вичное | ров, иллюстри- | - Распространите предложения второстепенными членами. | на вопросы, |
| няют учебно-познаватель- | ответы, |
закреп- | рующих приро- | 1-я группа: Прозвенел звонок. Ученики разговаривали. | выполняют |
| ные действия в материали- | письмен- |
ление | ду изучаемого | 2-я группа: Вошел учитель. Наступила тишина. | упражнения |
| зованной и умственной | ные ра- |
с коммен- | языкового явле- | 3-я группа: Начался урок. Дети слушают. |
|
| форме; осуществляют для | боты |
тирова- | ния, составление | -'Какова роль второстепенных членов в предложении? |
|
| решения учебных задач опе- |
|
нием | связных расска- | - Исправьте ошибки в употреблении слов в данных предложе- |
|
| рации анализа, синтеза, |
|
во внешней речи | зов об изученных нормах, письменная работа | ниях. 1-я г р у п п а : У Пети смех заразный. |
|
| сравнения, классификации, устанавливают причин- |
|
2-я г р у п п а : Грипп - инфекция заразительная. 3-я группа: Актер отражал зрителей своим талантом |
|
| но-следственные связи, делать обобщения, выводы |
|
7. Само- | Выполнение | В соответствии с уровнем подготовки класса подбирает уп- | Выполняют | Индивиду- | Регулятивные: адекватно | Выпол- |
стоя- | разноуровневых | ражнения разной степени сложности для самостоятельного | упражнения | альная | оценивают свои достиже- | нение |
тельная | обучающих | выполнения учащимися |
|
| ния, осознают возникающие | письмен- |
работа | упражнений |
|
|
| трудности, ищут их причи- | ных уп- |
с само- | на основе тек- |
|
|
| ны и пути преодоления. | ражне- |
проверкой | стов учебника или книг для внеклассного
|
|
|
| Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точ- | ний |
8. Вклю- | Обобщение по- | ТЕСТ | Решают | Индивиду- | Личностные: понимают | Оцени- |
|
чение | лученных | - Закончите предложения. | тест; опре- | альная, | значение знаний для чело- | вание |
|
в систе- | на уроке све- | 1. Подлежащее и сказуемое - это ... | деляют уро- | групповая | века. | учащих- |
|
му зна- ний и по- вторение | дений, оценивание | а) главные члены предложения; б) второстепенные члены предложения; в) не члены предложения. 2. Второстепенные члены предложения - это <»... а) подлежащее и сказуемое; б) определение, дополнение, обстоятельство; в) все самостоятельные части речи. 3. Если второстепенный член предложения зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какой?» и выражен прилагательным, то это ... а) определение; б) дополнение; в) обстоятельство; г) подлежащее. 4. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает, как происходит действие, отвечает на вопрос «как?» и выражен наречием, то это ... а) определение; б)дополнение; в) обстоятельство; г) сказуемое.
| вень приоб- ретенных |
| Познавательные: приоб- ретают умения использо- | ся за ра- боту |
|
|
| 5. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает предмет, с которым связано действие, отвечает на вопрос «кого?» и выражен существительным, то это ... а) определение; б)дополнение; в) обстоятельство; г) подлежащее. 6. Предложения, состоящие только из главных членов, называются ... а) нераспространенными; б) распространенными; в) маленькими. 7. Предложения, имеющие второстепенные члены, называются ... . а) нераспространенными; Б) распространенными; В) большими. | знаний |
| вать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | на уроке |
|
9. Рефлексия учебной деятельности | Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился - выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений | Индивидуальная | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу | Оценивание учащихся за работу на уроке; листы обратной связи |
Закончите предложениея:
1. Подлежащее и сказуемое – это…
а) главные члены предложения; б) второстепенные члены предложения; в) не члены предложения.
2. Второстепенные члены предложения - это <»...
а) подлежащее и сказуемое; б) определение, дополнение, обстоятельство;
в) все самостоятельные части речи.
3. Если второстепенный член предложения зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какой?» и выражен прилагательным, то это
а) определение; б) дополнение; в) обстоятельство; г) подлежащее.
4. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает, как происходит действие, отвечает на вопрос «как?» и выражен наречием, то это ...
а) определение; б)дополнение; в) обстоятельство; г) сказуемое.
5. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает предмет, с которым связано действие, отвечает на вопрос «кого?» и выражен существительным, то это ...
а) определение; б)дополнение; в) обстоятельство; г) подлежащее.
6. Предложения, состоящие только из главных членов, называются ...
а) нераспространенными; б) распространенными; в) маленькими.
7. Предложения, имеющие второстепенные члены, называются ... .
а) нераспространенными; Б) распространенными; В) большими.
Закончите предложениея:
1. Подлежащее и сказуемое – это…
а) главные члены предложения; б) второстепенные члены предложения; в) не члены предложения.
2. Второстепенные члены предложения - это <»...
а) подлежащее и сказуемое; б) определение, дополнение, обстоятельство;
в) все самостоятельные части речи.
3. Если второстепенный член предложения зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какой?» и выражен прилагательным, то это
а) определение; б) дополнение; в) обстоятельство; г) подлежащее.
4. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает, как происходит действие, отвечает на вопрос «как?» и выражен наречием, то это ...
а) определение; б)дополнение; в) обстоятельство; г) сказуемое.
5. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает предмет, с которым связано действие, отвечает на вопрос «кого?» и выражен существительным, то это ...
а) определение; б)дополнение; в) обстоятельство; г) подлежащее.
6. Предложения, состоящие только из главных членов, называются ...
а) нераспространенными; б) распространенными; в) маленькими.
7. Предложения, имеющие второстепенные члены, называются ... .
а) нераспространенными; Б) распространенными; В) большими.