Методическая разработка урока русского языка в 10 классе «Нуждается ли человек в милосердии: дискуссии на тему»
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс)
Тип урока: комбинированный, интегрированный (русский язык, литература).
Форма урока: урок – диспут.
Оборудование: словарь по теме урока, презентация с Женевскими конвенциями о правах человека, оформленная на доске модель урока, подборка материала прессы, стихотворения о милосердии современных поэтов, текст по Ю.Сальникову «Правда о щедром сердце», музыкальное оформление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disput.docx | 43.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока русского языка в 10 классе
Тема урока : «Нуждается ли человек в милосердии: дискуссии на тему»
Тип урока: комбинированный, интегрированный (русский язык, литература).
Форма урока: урок – диспут.
Оборудование: словарь по теме урока, презентация с Женевскими конвенциями о правах человека, оформленная на доске модель урока, подборка материала прессы, стихотворения о милосердии современных поэтов, текст по Ю.Сальникову «Правда о щедром сердце», музыкальное оформление.
Цели и задачи:
Развивающая – развивать коммуникативную культуру (устную и письменную речь); креативность (продуктивную творческую деятельность)
Образовательная – продолжение работы над высказываниями с элементами рассуждения, формированием умений строить диалогическую и монологическую речь, оперированием языковыми стилями речи.
Воспитательная – воспитывать чувства милосердия и сострадания, интерес к глобальным проблемам общества, уважение к национальным традициям, общечеловеческим ценностям.
ХОД УРОКА
СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Учитель называет тему урока, обосновывает ее актуальность, обращает внимание учащихся на эпиграф, оформленный на доске.
Надо искать в душе высокие чувства сострадания и
великодушия, не отказываться от помощи тем, кто в нас
нуждается, и боли за тех, кому сейчас плохо
(Е.Воронцова)
Учитель предлагает ученикам внимательно изучить модель урока, сформулировать цели и задачи.
МОДЕЛЬ УРОКА
С.р.
П.р. Р.к.
Работа с
текстом А.г. Выводы по теме
урока Д/З
Л.п. К.с. «Народная
платформа»
Д.
С.Р. – словарная работа
Р.К. - речевой кругозор
К.С. - коммуникативная ситуация «Народная платформа»
П.Р. - пресс-работа
Д. - диалоги (диалог - спор, духовный диалог)
А.Г. – аналитическая группа
Л.П. – лирическая пауза
Д.З. –домашнее задание
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: работа над лексическим значением слов, выписанных на доске, словообразовательная работа.
РЕЧЕВОЙ КРУГОЗОР
На доске закреплены несколько символических сердец, на которых написаны слова: сердечность, сострадание, щедрость, милосердие, гуманность.
Учитель предлагает украсить сухую ветвь дерева символическими сердцами, предварительно раскрыв значение каждого слова.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ (выдержки из домашнего задания)
1. Из словаря сегодняшнего урока меня привлекает слово «сердечность».
Казалось бы оно очень простое, но и очень сложное. Если посмотреть на слово «сердце», можно сказать, что каждый человек имеет этот важный, жизненеобходимый орган. Но чтобы открыть его людям, отдать себя без остатка – это целая жизненная позиция.
Сердечность – это простота, участие доброта, щедрость – я так понимаю значение этого слова.
Сердечность – это когда словом можно помочь человеку больше, чем материально. Просто выслушать его и дать совет в самый сложный момент жизни. Для этого необходимо часть чужой беды пропустить через свое сердце.
2.Человеческой душе свойственно страдать, а значит претерпевать какую-то боль, обиду.
Сострадать – значит разделить эту боль, сочувствовать, иначе можно сказать, жалеть кого-либо.
Я думаю, что нет людей, у которых это чувство отсутствует .Оно просто может быть развито в большей или меньшей мере. Это слово можно заменить словом жалость, жалеть близких тебе людей или наших меньших братьев-животных, которые живут рядом с людьми в сложном мире цивилизации и нуждаются в жалости, защите.
Сострадание – это высокое качество души, его необходимо развивать, чтобы мир стал добрее.
3.Я хочу проанализировать такое качество человеческой души как щедрость. Это слово нам знакомо с детства. Еще в сказках устного народного творчества мы встречаемся с героями, которые делятся последним куском хлеба, всем, что у них есть.
Щедрость – это значит бескорыстная помощь, безвозмездная.
Быть щедрым – значит любить человека, не дать ему погибнуть, если от тебя зависит его судьба.
Если в народе говорят о человеке, что у него щедрая душа – это самая высокая оценка человеческого качества.
Можно быть щедрым на похвалу, на любовь, ласку, щедрым на слова.
Ведь не хлебом единым живет человек. Добродушный и щедрый человек всегда верит слову.
4. Слово милосердие можно рассматривать в разных сферах жизни человека. Ни одно цивилизованное общество не может существовать без сострадания, участия, великодушия – милосердия.
Все начинается с семьи, где это чувство воспитывается. В обществе милосердие приобретает более масштабное значение. Например, нельзя равнодушно пройти мимо, когда ты становишься свидетелем драки, (когда несколько человек унижают одного); или не позволяешь себе стоять в стороне, когда беспомощный человек пожилого возраста нуждается в твоей помощи; донести тяжелую сумку, вызвать врача, перейти опасный участок дороги.
Понятие милосердие на уровне государства – это действующие программы социальной защищенности человека: медицинская помощь, приюты для осиротевших детей, одиноких пожилых людей, помощь инвалидам.
Сегодня в мире милосердие занимает наиважнейшее место, ведь войны, катастрофы, природные катаклизмы делают обездоленными людей.
Иначе можно сказать, что милосердие – это гуманитарная миссия, без которой невозможна современная жизнь.
5.Мое выступление может показаться слишком высокопарным, но из словаря сегодняшнего урока для себя я выбираю слово человеколюбие.
Для нас, христиан, образцом человеколюбия является Иисус Христос.
Я думаю, что 10 заповедей, которые знают все христиане, дают возможность людям сохранить человеческое лицо.
Люди разных народов, где бы они ни жили, всегда чувствуют единение не только в миг беды, но и в минуты радости.
Огромную роль в единении духа человека играет искусство:
литература, музыка, живопись. Жизнь всегда будет торжествовать, пока люди будут гуманными, человеколюбивыми.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Учитель предлагает ученикам обратиться к тексту «Правда о щедром сердце». Прочитать текст и подготовиться к беседе по содержанию.
Образец текста.
Правда о щедром сердце
…Жили два брата. Очень они были похожи друг на друга – и глаза и волосы одинаковые. Даже родинка на щеке. И все-таки были они разные.
Один всегда радовался или глубоко печалился, когда у кого-нибудь были радость или печаль, а второй смотрел на все равнодушно. Берег свое сердце от чужих радостей и печалей.
-- А давай сравним наши сердца, - сказал милосердный брат.
Встали они друг против друга и заглянули друг другу в сердце. У равнодушного брата оно было спокойное и от чужого горя кровью не обливалось, и от радости не трепетало. А у милосердного брата сердце было, будто горячий комок, рвалось навстречу радостям и печалям людским.
-- Видишь? – сказал спокойный брат, - у тебя сердце заполнено чужими бедами и радостями. Оно уже наполовину заполнено. А жизнь-то у нас с тобой еще впереди. И я хочу долго прожить, поэтому берегу свое сердце. А ты свое чужими печалями заполнил!
Разъехались братья в разные стороны. Спокойный брат жил потихонечку, берег свое сердце, прожил долгую жизнь. А неугомонный брат на месте не сидел. В каждом деле он оставлял частичку сердца.
Прошли годы. Судьба уготовила им встречу. Увидел равнодушный брат своего беспокойного брата и не узнал его. Глаза прежние, а волосы – седые, узнал по родинке на щеке.
Протер он потускневшие глаза. И только сейчас заметил, что как не берег он себя, а подкралась неумолимая старость.
И опять взглянули они друг другу в глаза, опять раскрылись их сердца И увидел равнодушный брат, что сердце его беспокойного брата стало сильнее и крепче.
По-прежнему горячее, трепетное, оно готово было вобрать в себя во сто раз больше того, что вынесло, потому что доброе сердце, обновленное щедростью других сердец, не знает усталости.
( По Ю.Сальникову)
БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ:
а) какова тема данного текста;
б) определить стиль текста, художественные приемы,
использованные автором;
в) высказать свое мнение о жизненных позициях героев.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГРУППА ПРОВОДИТ
АНАЛИЗ ТЕКСТА
Данный текст – это современная сказка, в которой автор использует элементы фантастики. Гипербола - резкое преувеличение, когда братья имеют возможность заглянуть друг другу в сердца и рассмотреть их.
Автор изображает братьев внешне абсолютно одинаковыми для того, чтобы изобразить внутренний мир совершенно разным.
Прочитав текст, мы имеем возможность рассуждать о жизненных позициях героев.
Предлагаем обсудить главную позицию текста: «Должно ли сердце человека быть открытым?»
КОММУНИКАТИВНО - СИТУАТИВНОЕ УПРАЖНЕНИЕ
«НАРОДНАЯ ПЛАТФОРМА»
Учитель предлагает ученикам высказать свое мнение по проблеме текста: «Должно ли сердце человека быть открытым?»
Позиции «Да», «Нет».
1. Я думаю, что человеческое сердце обмануть нельзя. Если человек по натуре лидер и способен вести за собой людей, то его сердце должно быть открытым, бескорыстным, смелым.
Разве может быть закрытым сердце учителя, врача, президента?
Я думаю, чтобы быть счастливым человеком, необходимо быть искренне открытым.
2. Я думаю, что открывать свое сердце перед всеми не стоит. Иногда, чтобы достичь цели в жизни, сделать замечательную карьеру, быть успешным в бизнесе – надо пропускать мимо сердца лишнее, что будет мешать человеку сосредоточиться на главном.
Ведь открытым сердцем могут воспользоваться твои враги - конкуренты, и ты не сможешь достичь цели.
Учитель предлагает провести письменную работу (5 минут).
Составить дискуссионные вопросы и передать их в аналитическую группу (для подведения результата работы над текстом).
РАБОТА ПРЕСС – ЦЕНТРА
Координатор:
Наша пресс-группа собрала материал публицистического информационного характера о гуманитарной деятельности человека в рамках «МИЛОСЕРДИЕ».
Исследованный материал мы распределили по следующим рубрикам:
1. Акции милосердия в нашем городе Мариуполе и Донецкой области.
2. Государственные общественные организации, занимающиеся
гуманитарной помощью.
3. Помощь жителям Планеты, пострадавшим от природных катастроф.
4. Что может сделать один человек для пострадавших.
ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕРИАЛАМ
ПРЕССЫ
Учитель сосредотачивает внимание учащихся на следующем этапе урока: диалог (темы диалогов были предложены заранее)
Образец диалога-спора на тему: «Каким должно быть милосердие?»
* Мы привыкли думать, что милосердие – это людская доброта.
Она может проявляться материально и духовно. Как ты думаешь, что важнее?
* Я думаю, что гуманитарная помощь, пожертвования сегодня гораздо важнее, чем просто сострадание. От таких форм милосердия зависит жизнь человека.
* А я считаю, что моральная поддержка, духовная, имеет не меньшую силу. Например, Даша Севастопольская своей человеческой добротой спасла тысячи жизней, оказывая помощь раненым солдатам.
* Да, в экстремальных ситуациях такое милосердие – это подвиг. А в мирное время должны быть другие формы.
* Знаешь, я думаю, что нельзя так рассуждать, ведь важным является любой порыв человеческой души. Будь то физическая помощь беспомощному старику или подарок к Новому году ребенку-сироте, или помощь целому народу.
* Мне бы хотелось добавить к сказанному о людях, посвятивших себя медицине. В сердце таких людей сочетается и любовь к профессии, и сострадание, и милосердие. Эти люди всегда рядом с чужим горем.
* Думаю, что не важно, каким должно быть милосердие, важно, чтобы оно было и воспитывалось в сердцах людей из поколения в поколение.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГРУППА подводит итоги урока-диспута, зачитывает лучшие дискуссионные вопросы.
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ
1. Откуда берет начало милосердие.
2. Роль искусства в воспитании внутреннего мира человека.
3. Милосердие – качество человеческой души.
4. Какая помощь важнее – моральная или материальная (и др. вопросы)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
Лирическая пауза. Чтение и анализ стихотворений, в которых затрагивается тема милосердия.
Э.Асадов «Падает снег», В.Сутченко «Милосердие».
Особенно отметить творчество нашего земляка, дончанина, врача-онколога В.Сутченко, облегчающего страдания сотням смертельно больных людей.
Звучит запись песни «Дай, Бог» в исполнении А.Малинина.
ТВОРЧЕСКОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
написать в рабочих тетрадях сочинение на тему: «Нужно ли человеку милосердие»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
Цель урока: 1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...
Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте
Урок разработан в технологии модульного обучения....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»
разработка урока русского языка "Диалог"...
Методическая разработка урока русского языка, формирующего элементы мыслительных операций "анализ" и "синтез", по теме: «Правописание не с именами прилагательными» (5 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания (в основе системно-деятельностный подход)Цель урока: формирование у обучающихся навыков правописания не с именами прилагательными.Задачи: 1. Вспомнить п...
Методическая разработка урока русского языка, формирующего элементы мыслительных операций "анализ" и "синтез", по теме: «Правописание не с именами прилагательными» (5 класс)
Цель урока: формирование навыков правописания не с именами прилагательными.Задачи: 1. Формирование элементов мыслительных операций анализ и синтез.2. Вспомнить правило не с именами существительными.3....