Методическая разработка урока русского языка, формирующего элементы мыслительных операций "анализ" и "синтез", по теме: «Правописание не с именами прилагательными» (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Фролова Алина Александровна

Тип урока: «открытие» нового знания (в основе системно-деятельностный подход)

Цель урока: формирование у обучающихся навыков правописания не с именами прилагательными.

Задачи:

1. Вспомнить правило не с именами существительными.

2. Научиться грамотно писать не с именами прилагательными.

3. Закрепить полученные знания.

Планируемые образовательные результаты:

1.  Предметные: правильно писать не с именами прилагательными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически, сравнивать написание не с прилагательными и существительными.

2. Метапредметные: (приобретенная компетентность) умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

3. Личностные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять контроль и самоконтроль, строить рассуждения.

Формируемые УУД:

- личностные (создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для оценки собственной учебной деятельности: своих достижений, причин неудач);

- регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция);

- познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач);

- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение монологической и диалогической формами речи). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_s_imenami_prilagatelnymi.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Пояснительная записка


Тип урока:
 «открытие» нового знания (в основе системно-деятельностный подход)

Цель урока: формирование у обучающихся навыков правописания не с именами прилагательными.

Задачи:

1. Вспомнить правило не с именами существительными.

2. Научиться грамотно писать не с именами прилагательными.

3. Закрепить полученные знания.

Планируемые образовательные результаты:

1.  Предметные: правильно писать не с именами прилагательными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически, сравнивать написание не с прилагательными и существительными.

2. Метапредметные: (приобретенная компетентность) умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

3. Личностные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять контроль и самоконтроль, строить рассуждения.

Формируемые УУД:

- личностные (создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для оценки собственной учебной деятельности: своих достижений, причин неудач);

- регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция);

- познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач);

- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение монологической и диалогической формами речи).

Методические приемы: повторение, тренировочные упражнения, исследование, формулировка выводов, обобщение, объяснительно-иллюстративный, ИКТ (работа с интерактивной доской и презентацией Power Point)

Технология: проблемный диалог, здоровьесбережение, индивидуальная, групповая, фронтальная работа на уроке

Учебник: Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2015.


 Ход урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I.Самоопределение к деятельности (мотивация). Организационный этап.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Добрый день, ребята! На мой взгляд, все дети талантливы. Когда-нибудь вы сами приятно удивитесь, какие вы умные, как много вы достигните, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению. 

Давайте пожелаем друг другу успеха в нашей работе.

Проверка домашнего задания (упр. 340 (2 – письменно).

Приветствие учащихся, подготовка к уроку.

Слушают.

Желают друг другу успеха.

Во время проверки домашнего задания ряд учеников получает карточку по теме предыдущего урока.

II. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

Цель этапа: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.

Учитель организовывает погружение в проблему и выступает в роли организатора. После ответов детей уточняет цель и тему урока.

Ребята, чтобы нам определиться с темой сегодняшнего урока, давайте обратимся к слайду. Предложения выводится на слайд:

1. Слава богу, несчастье нас миновало. – Осень представлялась мне временем невеселым.

2. Заглянув в мой дневник, бабушка больше не называла меня невеждой. – Нелепый костюм вовсе не делал его смешным.

3. Этот огромный черный комок оказался не собакой, а котом. – Карась не морская, а речная рыба.

Сравните, как пишется не с прилагательными и существительными. Могут ли прилагательные быть записаны с не как слитно, так и раздельно? От чего зависит слитное и раздельное написание не с существительными? С прилагательными?

Ребята, исходя из заданных на слайде примеров, назовите, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока.

Запишите число, классная работа и тему урока в тетради.

Постарайтесь сформулировать цель и задачи, стоящие перед нами на уроке. Используйте опорные слова на доске.

Цель: формирование навыков…

Задачи:

1. Вспомнить…

2.  Научиться…

3. Закрепить…

Ученики размышляют над заданием. Работают с информацией, систематизируют ее. Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться). Предлагают и согласовывают тему урока.

Могут.

Несколько учеников выходят к интерактивной доске и раскрывают скобки в слайде №1, отвечают устно на поставленный вопрос.

Не с прилагательными пишется слитно в двух случаях, если 1) прилагательное можно заменить синонимом без не (невеселым – грустным по аналогии с несчастье – горе) и 2) если прилагательное без не не употребляется (нелепый, по аналогии с существительным невеждой).

Не с прилагательными пишется раздельно, когда есть или подразумевается противопоставление с союзом а: не морская, а речная (по аналогии с существительными: не собакой, а котом).

Ученики называют тему урока, и она появляется на слайде: «Не с именами прилагательными».

Делают записи в тетрадях.

Ученики, пользуясь опорными словами, выведенными на слайде №2, формулируют цель и задачи урока.

Цель: формирование навыков правописания не с именами прилагательными.

Задачи:

1. Вспомнить правило не с именами существительными.

2.  Научиться грамотно писать не с именами прилагательными.

3. Закрепить полученные знания.

III. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

Учитель предлагает мини-исследование и выступает в роли организатора.

Работа в паре.

На доске написаны словосочетания.

Ребята, давайте проведем мини-исследование. Решите орфографические задачи и определите последовательность своих действий.

(Не)большой портфель;

(Не)лепый вид;

(Не)высокий, а низкий дом.

А теперь давайте сверим наши выводы с мнением авторов учебника (стр. 38-39)

Какие слова также помогают записывать не с прилагательными, как и с существительными, раздельно?

Ученики работают с информацией, систематизируют ее. Планируют свою работу.

Ученики выдвигают гипотезы, составляют алгоритм действий.

  1. Если прилагательное можно заменить синонимом без не, значит с не прилагательное будет записываться слитно (небольшой – маленький и не будет приставкой);
  2. если прилагательное без не не употребляется, значит с не прилагательное будет записываться слитно (нелепый – не будет частью корня);
  3. если есть или подразумевается противопоставление с союзом а, то прилагательное с не будет записано раздельно, не будет частицей (не высокий, а низкий дом).

Три ученика выходят к интерактивной доске и выделяют приставку не в слове «небольшой», отмечают не частью корня в слове «нелепый» и надписывают «частица» над не в словосочетании «не высокий, а низкий дом».

Далеко, отнюдь, вовсе, ничуть, нисколько.

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявления пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Учитель организует работу по выполнению упражнений.

Выполните упражнения 342 и 343 (письменно), выпишите 2-3 предложения из упражнений, выделяя, где необходимо, приставку не, корень, содержащий не, или объясняя, что не частица.

Слуховой диктант

Ребята, я буду зачитывать вам словосочетания, где встречается не с прилагательными. I вариант должен будет выписать все словосочетания со слитным написанием не с прилагательными, II вариант – с раздельным. Не забудьте выделить приставки, корни, там, где это необходимо, и надписать частицы.

(Не)высокое дерево, далеко (не)удачный ответ, (не)обрывистый, а пологий берег, (не)строгий человек, (не)мягкий, а твёрдый, (не)глубокий овраг, (не)чаянная встреча, (не)брежный почерк, (не)смел, а труслив, вовсе (не)красивый поступок.

Ученики концентрируют свое внимание на задании, делают соответствующие записи, размышляют, анализируют, формулируют свои наблюдения, делают вывод по этому виду работы.

Два ученика работают у интерактивной доски и записывают свои ответы. После выполнения упражнений происходит проверка со всем классом.

I вариант

II вариант

Невысокое дерево,

нестрогий человек,

неглубокий овраг,

нечаянная встреча,

небрежный почерк.

Далеко не удачный ответ,

не обрывистый, а пологий берег,

не мягкий, а твёрдый,

не смел, а труслив,

вовсе не красивый поступок.

Те ученики, кто справится с заданием быстрее остальных, дают тетрадь учителю на проверку.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: контроль знаний, проверка усвоения изученного материала.

И в завершении урока я предлагаю вам выполнить небольшой тест.

Учащиеся выполняют тест по теме урока, работают самостоятельно (задача – выбрать верный вариант написания).

1. НЕ с прилагательными пишется раздельно:

а) если слово не употребляется без не-;

б) если прилагательное с НЕ может быть заменено синонимом без не-;

в) если в предложении есть противопоставление с союзом а.

2. Слово с НЕ пишется слитно:

а) (Не)приятельская армия отступила.

б) Эта книга далеко (не)проста.

в) Нам продали (не)мороженое, а лед.

3. Слово с НЕ пишется раздельно:

а) Мы ждали (не)большой корабль.

б) Он (не)взлюбил меня.

в) Этот нож (не)стальной.

4. Слово с НЕ пишется раздельно:

а) (неб)ровная дорога;

б) (не)брежная запись;

в) путь (не)долог, а близок.

5. Слово с НЕ пишется слитно:

а) кабинет (не)папин;

б) портфель (не)кожаный;

в) (не)приступная крепость.

Учащиеся выполняют тест, проверяют (на слайде).

Ученики оценивают свою работу по следующим критериям:

нет ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

VI. Рефлексия.

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Учитель вместе с учениками подводит итоги урока.

 

Давайте подведем итоги урока (см. слайд)

Вспомните учебные задачи к уроку, которые вы ставили. Достигли ли вы их?

Ученики подводят итоги урока.

1. Мы вспомнили правило не с именами существительными.

2. Мы научились грамотно писать не с именами прилагательными.

3. Мы закрепили полученные знания.

VII. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Цель этапа: организация обсуждения и запись. домашнего задания.

§ 46, упр. 340 (3 – письм)

Ученики слушают и записывают задания.


Библиография

  1. Рыбченкова Л. М., Добротина И. Г. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. М. «Просвещение», 2015.
  2. Рыбченкова Л. М., Роговик Т. Н. Русский язык. 5 класс. Рабочая тетрадь. Ч.2. М.: Просвещение, 2016.
  3. Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание -Н-и -НН- в суффиксах прилагательных"

Данный урок построен на основе учебника  русского  языка для 6 класса под редакцией м.М. Разумовской. Учебное занятие построено в форме путешествия в город Грамотеев. Методическая разработка...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе по теме «Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи»

Урок построен  в соответствии с требованиями системно – деятельностного подхода с использованием приемов развития критического мышления учащ...

Методическая разработка урока русского языка на тему "Разряды имен прилагательных"

Урок разработан с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо...

Методическая разработка урока русского языка, формирующего элементы мыслительных операций "анализ" и "синтез", по теме: «Правописание не с именами прилагательными» (5 класс)

Цель урока: формирование навыков правописания не с именами прилагательными.Задачи: 1. Формирование элементов мыслительных операций анализ и синтез.2. Вспомнить правило не с именами существительными.3....