Разработка открытого урока "Морфема наименьшая часть слова. Образования слов".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
русский язык - 5е класс. январь 25, 2019 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologich_.karta_._uchitel_goda.docx | 23.42 КБ |
prezentatsiya_uch_goda.pptx | 57.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель деятельности учителя | Дать понятие о морфемике как разделе языкознания, подвести к пониманию морфемы как значимой части слова | ||||||
Тип урока | Урок объяснения нового материала | ||||||
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятия «морфема», «значимая часть слова», предмет изучения морфемики; отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова; уметь выделять в слове морфемы, отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. | ||||||
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; эвристический метод; групповая, фронтальная | ||||||
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор | ||||||
Образовательные ресурсы | http://www.uroki.net http://www.intergru.ru | ||||||
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся | ||||||
Основные понятия | Форма слова, способы образования слов различных частей речи | ||||||
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деят.учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения(УУД) | Промежуточный контроль | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
| Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово. - Ребята, начать наш сегодняшний урок я хотела бы со стихотворения С.Острового «Первородство» (читает выразительно текст стихотворения, размещенный на слайде). К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны… И когда я слышу: -Извини меня! - Это значит: -Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Свое пространство. Свои рубежи. И когда я слышу: -Береги меня! Это значит: -Берегами меня окружи! У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: -Защити меня! - Это значит: -Спрячь меня под своим щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть- Слово тебе сотворит добро | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. | Листы обратной связи | |
2) Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях | -Как вы поняли это стихотворение? -О какой особенности слов говорит нам поэт? -Все на свете состоит из чего-то: лес-из деревьев, облака-из множества водяных капелек. А в этом стихотворении рассказывается, как важно понимать значение каждого слова. Из чего же строятся слова? (Выслушивает варианты ответов детей) | Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что имеют недостаточно знаний для полных ответов | Групповая | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы | |
3) Выявление места и причины затруднения | Обсуждение результатов предыдущего этапа. Словесно-иллюстративный рассказ. Просмотр мультимедийной презентации «Части слова» | -Верно, слова сделаны из своего «строительного материала». «Строительные блоки» для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание. Изучаются они в разделе «Морфемика». -Поработаем с материалом учебника (П.70, С.4-5) -Каждая морфема в слове имеет свое значение. Вот, например, морфема-ш-. Сама по себе она не имеет смысла. -Прочитайте слова с этой морфемой: шли, прошли. Что обозначает корень –ш-? (Движение человека пешком). Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла. Морфемы строят их дружно, общими усилиями создавая такое количество слов, что из них складывается весь язык | Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины | Фронтальная | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Устные ответы. Вопросы для уточнения информации | |
4)Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа. Обучающая игра | Формирует роль учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. -Морфема-значимая часть слова. Сейчас это утверждение глубже и нагляднее раскроется перед нами. Игра «Отгадай слово!». На слайде записано слово тигрята, но оно закрыто. Приоткрывается буква т. -Какое слово записано? Раскрывается слог ти, затем слово тигр. -Когда появляется важная информация о слове? (Когда появляется корень) -Когда говорят о важном, о главном, употребляют слово корень: корень зла, в корне неправильно, смотри в корень. У слов тоже есть самое важное, самое главное-корень. Корень-это главная часть слова, которая несет самый главный смысл. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными (однокоренными). -А теперь продолжим нашу игру. -Угадайте, о каких людях идет речь в книге Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе», взрослых или малышах: Козявкин, Букашкин, Штанишкин, Сапожкин, Гулькин, Мулькин, Таракашкин, а также профессорша Мордочка? (О малышах). -А как бы вы назвали огромный арбуз? (Арбузище). Какой суффикс вам бы помог? -Каким живым существам дают названия с суффиксами –ат и –ят? (Котятам, зверятам) -Назовите слова с суффиксами – «дразнилками» на –юга. (Жадюга, хитрюга). -Давайте сделаем вывод: только ли в корне заключается смысл слова? (Нет, корень несет самый главный смысл, а оттенки значения передаются и другими морфемами). Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод о роли морфем как значимых частей слова. | Индивидуальная, групповая | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретно учебно-познавательных задач. | Вопросы для уточнения информации | |
5)Первичное закрепление с комментированием | Обобщение, систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа, составление связных рассказов. Знакомство с работами учащихся | -Давайте и мы попробуем написать небольшой текст о животных. На слайде названия животных и птиц: слон, лев, кот, орел, ворона, голубь… Задание: 1й вариант. Составить текст о маленьких животных, используя предложенные слова (можно добавить свои варианты). 2й вариант. Составить текст о гигантских животных, используя предложенные слова (м/о добавить свои варианты). | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. Слушают мини-сочинения одноклассников. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями | Индивидуальная, групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме | Мини-сочинения. Устные ответы | |
6)Рефлексия учебной деятельности | Заключительная беседа по вопросам | -Что нового узнали на уроке? Какое мини-сочинение вам кажется наиболее точным и интересным? -Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? -Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? -Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных карточек на вашем столе и покажите мне. Урок понравился- карточку с улыбающимся лицом, нет- карточку с грустным лицом. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Индивидуальная, групповая | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность | Листы обратной связи | |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Строительные блоки» Строительные блоки для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание.
т
ти
тигр
В книге Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе » Козявкин , Букашкин , Штанишкин , Сапожкин , Гулькин, Мулькин , Таракашкин , а также профессорша Мордочка
названия животных и птиц: слон, лев, кот, орел, ворона, голубь… Задание: 1й вариант. Составить текст о маленьких животных, используя предложенные слова (можно добавить свои варианты). 2й вариант. Составить текст о гигантских животных, используя предложенные слова (м/о добавить свои варианты).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия «Слова…». Русская история в «Слове…». Содержание «Слова…». Герои «Слова…».
Подробный конспект урока по "Слову о полке Игореве..."...
письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"
Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект был разработан с учетом индивидуальных особ...
Состав слова. Образование слов при помощи суффиксов и приставок
Состав слова. Образование слов при помощи суффиксов и приставок...
разработка урока по русскому языку "Способы образования слов"
разработка урока по русскому языку "Способы образования слов" в 5 классе...
Слово- молитва, слово-проклятие, слово-признание в любви.
Слово- молитва, слово-проклятие, слово-признание в любви....
Конспект элемента урока по русскому языку «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов»
Элемент урока по русскому языку проведён к классе для учащихся с ОВЗ...
Открытый урок по русскому языку "Корень слова. Родственные слова" 5 класс 8 вид
Конспект открытого урока...