Разработка открытого урока "Морфема наименьшая часть слова. Образования слов".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Копуш Чечен Буяновна

русский язык - 5е класс. январь 25, 2019 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich_.karta_._uchitel_goda.docx23.42 КБ
Файл prezentatsiya_uch_goda.pptx57.09 КБ

Предварительный просмотр:

Цель деятельности учителя

Дать понятие о морфемике как разделе языкознания, подвести к пониманию морфемы как значимой части слова

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятия «морфема», «значимая часть слова», предмет изучения морфемики; отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова; уметь выделять в слове морфемы, отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net

http://www.zavuch.info

http://www.intergru.ru

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Форма слова, способы образования слов различных частей речи

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

         Деятельность учителя

Осуществляемая деят.учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения(УУД)

Промежуточный контроль

         1

             2

          3

             4

            5

          6

7        

  1. Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

- Ребята, начать наш сегодняшний урок я хотела бы со стихотворения С.Острового «Первородство» (читает выразительно текст стихотворения, размещенный на слайде).

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

-Извини меня! -

Это значит:

-Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

-Береги меня!

Это значит:

-Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

-Защити меня! -

Это значит:

-Спрячь меня под своим щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть-

Слово тебе сотворит добро

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Листы обратной связи

2) Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

-Как вы поняли это стихотворение?

-О какой особенности слов говорит нам поэт?

-Все на свете состоит из чего-то: лес-из деревьев, облака-из множества водяных капелек. А в этом стихотворении рассказывается, как важно понимать значение каждого слова. Из чего же строятся слова? (Выслушивает варианты ответов детей)

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что имеют недостаточно знаний для полных ответов

Групповая

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

3) Выявление места и причины затруднения

Обсуждение результатов предыдущего этапа. Словесно-иллюстративный рассказ. Просмотр мультимедийной презентации «Части слова»

-Верно, слова сделаны из своего «строительного материала». «Строительные блоки» для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание. Изучаются они в разделе «Морфемика».

-Поработаем с материалом учебника (П.70, С.4-5)

-Каждая морфема в слове имеет свое значение. Вот, например, морфема-ш-. Сама по себе она не имеет смысла.

-Прочитайте слова с этой морфемой: шли, прошли. Что обозначает корень –ш-? (Движение человека пешком).

Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла. Морфемы строят их дружно, общими усилиями создавая такое количество слов, что из них складывается весь язык

Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины

Фронтальная

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы. Вопросы для уточнения информации

4)Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа. Обучающая игра

Формирует роль учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

 -Морфема-значимая часть слова. Сейчас это утверждение глубже и нагляднее раскроется перед нами.

Игра «Отгадай слово!». На слайде записано слово тигрята, но оно закрыто. Приоткрывается буква т.

-Какое слово записано?

Раскрывается слог ти, затем слово тигр.

-Когда появляется важная информация о слове? (Когда появляется корень)

-Когда говорят о важном, о главном, употребляют слово корень: корень зла, в корне неправильно, смотри в корень.

У слов тоже есть самое важное, самое главное-корень. Корень-это главная часть слова, которая несет самый главный смысл. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными (однокоренными).

-А теперь продолжим нашу игру.

-Угадайте, о каких людях идет речь в книге Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе», взрослых или малышах: Козявкин, Букашкин, Штанишкин, Сапожкин, Гулькин, Мулькин, Таракашкин, а также профессорша Мордочка? (О малышах).

-А как бы вы назвали огромный арбуз? (Арбузище). Какой суффикс вам бы помог?

-Каким живым существам дают названия с суффиксами –ат и –ят? (Котятам, зверятам)

-Назовите слова с суффиксами – «дразнилками» на –юга. (Жадюга, хитрюга).

-Давайте сделаем вывод: только ли в корне заключается смысл слова? (Нет, корень несет самый главный смысл, а оттенки значения передаются и другими морфемами). Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод о роли морфем как значимых частей слова.    

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретно учебно-познавательных задач.

Вопросы для уточнения информации

5)Первичное закрепление с комментированием

Обобщение, систематизация знаний и формирование рациональных  способов применения их на практике. Беседа, составление связных рассказов. Знакомство с работами учащихся

-Давайте и мы попробуем написать небольшой текст о животных. На слайде названия животных и птиц: слон, лев, кот, орел, ворона, голубь…

      Задание:

1й вариант. Составить текст о маленьких животных, используя предложенные слова (можно добавить свои варианты).

2й вариант. Составить текст о гигантских животных, используя предложенные слова (м/о добавить свои варианты).

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. Слушают мини-сочинения одноклассников. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Индивидуальная, групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме

Мини-сочинения. Устные ответы

6)Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа по вопросам

-Что нового узнали на уроке?

Какое мини-сочинение вам кажется наиболее точным и интересным?

-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

-Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

-Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных карточек на вашем столе и покажите мне. Урок понравился- карточку с улыбающимся лицом, нет- карточку с грустным лицом.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Индивидуальная, групповая

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность

Листы обратной связи


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны… И когда я слышу: -Извини меня! - Это значит: -Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Свое пространство. Свои рубежи. И когда я слышу: -Береги меня! Это значит: -Берегами меня окружи! У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: -Защити меня! - Это значит: -Спрячь меня под своим щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть- Слово тебе сотворит добро

Слайд 2

«Строительные блоки» Строительные блоки для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание.

Слайд 3

т

Слайд 4

ти

Слайд 5

тигр

Слайд 6

В книге Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе » Козявкин , Букашкин , Штанишкин , Сапожкин , Гулькин, Мулькин , Таракашкин , а также профессорша Мордочка

Слайд 7

названия животных и птиц: слон, лев, кот, орел, ворона, голубь… Задание: 1й вариант. Составить текст о маленьких животных, используя предложенные слова (можно добавить свои варианты). 2й вариант. Составить текст о гигантских животных, используя предложенные слова (м/о добавить свои варианты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"

Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект  был разработан с учетом индивидуальных особ...

Состав слова. Образование слов при помощи суффиксов и приставок

Состав слова. Образование слов при помощи суффиксов и приставок...

разработка урока по русскому языку "Способы образования слов"

разработка урока по русскому языку "Способы образования слов" в 5 классе...

Слово- молитва, слово-проклятие, слово-признание в любви.

Слово- молитва, слово-проклятие, слово-признание в любви....