Конспект элемента урока по русскому языку «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Элемент урока по русскому языку проведён к классе для учащихся с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfema_-_naimenshaya_znachimaya_chast_slova.docx | 37.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Морфема – наименьшая значимая часть слова.
Изменение и образование слов» (5 «г» коррекционный класс)
В классе 12 человек. Во время урока сидят по два человека за партами (сильный и слабый).
Оборудование: учебник, магнитная доска, распечатки транскрипций звуков, распечатки слов в конвертах.
Тип урока – урок изучения нового материала
Цели:
- воспитание любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи:
- знать понятия: морфемика, морфема, изменение слов, однокоренные слова, формы одного и того же слова;
- определять состав слова, выделять морфемы соответствующими значками, различать формы одного и того же слова и однокоренные слова;
- выстраивать композицию рассуждения;
- выполнять морфемный разбор;
- определять лексическое значение слова, пополнить словарный запас.
Ход фрагмента урока
- Организационный момент. Приветствие. Оформление тетрадей (число, классная работа).
- Логопедическая разминка. На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали тему «Фонетика. Звуки». Вспомним, что мы уже знаем о звуках (ответы детей: гласные и согласные, ударные и безударные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, шипящие). Проведем логопедическую разминку. На доске вывешены звуки и сочетания звуков [РА], [РЕ], [РИ], [РО], [РУ]. Повторите все звуки по три раза: РАРАРА-РЕРЕРЕ и т.д.
- Мозговой штурм. Вопрос учителя: «Ребята, скажите, звуки, которые вы произнесли, имеют какое-либо значение? Обозначают ли они что-нибудь?» Ответ: «Нет». Учитель: «Как вы думаете, почему они ничего не обозначают?» Ответ: «Потому что это только звуки, а не слова. Значение имеет слово». В каких словах встречаются эти звуки? (радость, репа, рис, рука и т.д., записать это слова в тетрадь). Учитель: «Правильно, лексическое значение заключено в основе слова. Вспомните, что вы знаете о словах. Из каких частей они состоят?» Ответ: «Слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания» (в это время учитель прикрепляет на магнитной доске условные обозначения ¬, ∩, ٨, ⸋). Учитель: «Правильно. Все, что вы перечислили, называется морфемами. Тема урока – МОРФЕМА» (записать тему урока в тетрадь).
- Игра «Отгадай слово». Как вы думаете, какая морфема подсказывает значение слова? Проверим это. На доске записано слово «тигрята», но оно закрыто. Приоткрывается буква «т». Учитель: «Какое слово записано?» (варианты слов). Раскрывается слог «ти», затем «тигр». Учитель: «Когда появляется важная информация о слове?» (Когда появляется корень). Учитель: «Когда говорят о важном, о главном, употребляют слово корень: смотри, зри в корень. У слов тоже есть самое важное, самое главное – корень. Корень – это главная часть слова, которая несет самый главный смысл. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными (однокоренными).
- Угадай-ка. Учитель: «Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. Из чего же строятся слова? Они сделаны из своего “строительного материала”. “Строительные блоки” для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание. Изучаются они в разделе “Морфемика”. Каждая морфема в слове имеет свое значение. Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла. И получаются интересные и выразительные слова. Морфемы строят их дружно, общими усилиями создавая такое количество слов, что из них складывается весь язык. Попробуйте построить слова из разных частей. На каждом столе для вас лежат конверты с частями слов, соберите слова и запишите их в свою тетрадь в столбик, выделив все морфемы. Слова: ДЕРЕВО, ЛЕСНОЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ. Подберите к каждому слову однокоренное и запишите его рядом.
Проверка (в это время один учащийся работает у доски: выбирает из предложенных учителем слов (включить в состав лишние «держатель», «лестница», «шкодливый» однокоренные и прикрепляет рядом с исходными словами).
ДЕРЕВО – деревянный, деревце.
ЛЕСНОЙ – лес, лесник.
ПРИШКОЛЬНЫЙ – школа, школьный.
- Словарная работа. Проверка д\з. Сегодня на уроке мы не раз говорили о морфемах и морфемике. Что же это такое. Заранее подготовленные сильные ученики дают определение «Морфемика», «Морфема» (выучить правило из учебника).
- Подведение итогов. Учитель: «Итак, подводим итоги урока. Что мы повторили на сегодняшнем уроке? (звуки) А что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (что такое «морфемика» и «морфема», что каждая морфема несёт в себе смысл, что главная морфема – корень). На следующих уроках мы продолжим изучать морфемы. Выставление оценок за урок.
- Домашнее задание. Составить фразу К.Г.Паустовского из фрагментов слов: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 5 классе "Морфема-наименьшая значимая часть слова" с использованием ИКТ
Изучение нового материала в 5 классе по теме "Морфема - наименьшая значимая часть слова" с использованием мультимедийной программы СD Программа 1C: «Морфемика. Словообразование» 5-6 класс....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме "Слово. Лексическое и грамматическое значения слова".
Открытый урок по русскому языку в 5 классе....
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Морфема -наименьшая значимая часть слова"
В данном конспекте урока много полезного материала, предназначенного учителю русского языка. Здесь собраны задания, которые развивают творческую активность и познавательные интересы учащихся....
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема - наименьшая значимая часть слова
Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Личностные: стремление к речевому совершенствованию.Метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; анализир...
Конспект урока по русскому языку на тему «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов» (5 класс)
Тема урока: «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов» Тип урока: урок изучения нового материалаЦель: Познакомить с понятием «морфема». Дат...