Открытый урок по русскому языку "Корень слова. Родственные слова" 5 класс 8 вид
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Кабанова Ольга Алексеевна

Конспект открытого урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

108850, г. Москва, г. Троицк, ул. Пушковых, д.5

Телефон/Факс: 8(495)592-46-26, 8-495-850-18-03, 8-495-850-19-03                                e-mail: cenreab@mos.ru 

ОКПО 73073001 ОГРН: 1045009355016  ИНН: 5046066317 КПП: 775101001

                                                                 Открытый урок

Предмет         Русский язык

                                                Класс               5 «А»

Тема урока

«Состав слова. Корень слова.

Родственные или однокоренные слова»

Учитель Кабанова О.А.

2024 г

                 Цель: обобщить и расширить знания учащихся о составе слова.

                 Задачи: формирование умения выделять в слове корень;

                              развитие словарного запаса детей;

                              воспитание интереса к русскому языку.

                Оборудование:

                                            доска МЭШ,

                                            приложение из библиотеки МЭШ,

                                            карточки со словами,

                                            индивидуальные карточки,

                                            таблица с правилом,

                                            иллюстрация «Грамматика и Корень».

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку (на столах учебники, тетради, сигнальные карточки, ручки, карандаши).

Повторение даты, порядкового номера урока.

II. Повторение пройденного.

1.На экране картинка с изображением Грамматики и Корня.

Учитель читает разговор героев:

-Здравствуй, уважаемый. Как тебя зовут?

-Меня зовут Корень. Я глава семьи родственных слов.

-А как ты узнаёшь своих родственников?

-Все родственные слова близки по смыслу, и в них повторяется общая часть – корень.

-А пример можешь привести?

-Пожалуйста. Вот родственные слова: лесок, лесник, лесовик, лесной, лесничество. Все они имеют общий корень –лес-.

-Я вижу, ты спешишь куда-то.

-Да, я тороплюсь к ребятам. Без меня они не смогут понять состав слова.                

Учитель:

Какие знания о корне вы нашли в разговоре героев?

Объявление темы урока.

III. Актуализация опорных знаний.

1.Запись числа, «Классной работы».

2. Минутка чистописания: СсjCсjCсj                 ЗзlЗзl            ЦцIЦцI  

- Какие буквы спрятались?

- Какие слова спрятались с этими буквами?       сjоjбjаjкjа   зjаjяjц   уjлjиjцjа

 -Какие слова – родственники можно образовать от этих слов? (собачья, заячья, уличная)

2. Дидактическая игра «Словесная горка»

На экране табличка: (работа с карточками в парах)

Лыжи

Лыжня

Лыжник

Лыжница

В воскресенье дети решили покататься с горки на лыжах. Но оказалось, что забраться на эту горку и покататься с нее может только тот, кто впишет недостающие буквы пустые клетки, чтобы получились родственные слова. Корень во всех словах указан, нужно найти лишь конец слова.

Какие слова называют родственными?

3. Упр. 58 с.39

Старая утка пошла по базару,

Детям своим накупила товару.

Старшему сыну купила корзину,

Второму сыночку купила цепочку.

Третьему сынишке купила штанишки.          (П. Соловьёва)

-Выберите из стихотворения подписи к рисункам.

- Найдите и назовите родственные слова (сыну, сыночку, сынишке). Запись слов в тетради.

- Найдите в словах общую часть (сын). Объясните значение каждого слова. Выделите общую часть карандашом.

- Запомните! Общая часть родственных слов называется корнем (на доске вывешивается правило)

4.Физминутка (на экране): «Раз – нагнуться, разогнуться. Два – прогнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять, шесть – тихо сесть».

IV. Закрепление изученного.

1.Приложение МЭШ

https://uchebnik.mos.ru/app_player/14121?preview=false&role=teacher&activityId=https%3A%2F%2Fuchebnik.mos.ru%2Fapp_player%2F14121%3Fpreview%3Dfalse%26role%3Dteacher&actor=%7B%22objectType%22%3A%22Agent%22%2C%22account%22%3A%7B%22name%22%3A%2277%3A33339692%22%7D%7D&authurl=https%3A%2F%2Fschool.mos.ru&endpoint=https%3A%2F%2Fuchebnik.mos.ru%2Flrs-dhw%2F&fetch=https%3A%2F%2Fuchebnik.mos.ru%2Flrs-dhw%2F%2Ftoken%2Ffetch%2Fce98e55b2fa58fb6e3d27ebe95f9fafa 

2. Работа по учебнику, с.40, упр.60.

- Прочитайте слова? (хлебушек, хлебец, хлебница, хлебопёк, хлеборезка, хлебный (мякиш) (На доске карточки со словами)

- Откройте учебник на с.40, найдите упр.60. Прочитайте первое предложение. Соедините остальные слова с их значением. Запишите предложения по образцу.

3.Запись трёх предложений. Выделение корня.

Хлебушек – ласковое название хлеба.

 Хлебец – небольшой хлеб.

Хлебница – посуда для хлеба

(индивидуальная работа – двое учащихся списывают с карточки)

Проверка (экран). Чтение получившихся предложений, однокоренных слов, корня. Воспитательный момент о бережном отношении к хлебу.

(Оценки).

3. Физминутка. Упражнения для глаз.

4. Выборочное списывание.

- Какие слова мы сегодня изучаем? (Прочитать правило на доске).

А теперь внимание на экран.

(На экране стихотворение: «Водяной сидит в воде, водоросли в бороде. Волосы, как тина. Вот и вся картина»).

-Выбрать однокоренные слова (водяной, воде, водоросли). Как они называются по-другому? (Однокоренные) Почему? (Одинаковый корень). Назовите корень в данных словах. (-вод-)

-Запишите слова, выделите корень (запись на доске и в тетрадях).

V. Итог урока.

- Над какими словами мы работали на уроке?

- Какие слова называются родственными?

 Домашнее задание: с.41, упр.61. Запишите слова в тетрадь, выделить корень.

Вторая группа – по 3 слова.

Используемая литература:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение» 2023

Учебник «Русский язык» 5 класс, авторы Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская, Москва «Просвещение» 2023

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку для 7-го класса по теме "Разряды прилагательных"

Цель: Повторить и обобщить новый изученный материал по теме: "Имя прилагательное"....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)"

Данный урок предназначен для учащихся 6 класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использовала в своей работе адаптивную с...

Открытый урок по русскому языку для учащихся 11 класса школы I вида (неслышащие дети). «Повторим орфографию. Правописание гласных в корне слова».

Данный урок разработан по технологии модульного обучения и адаптирован для неслышащих учащихся. В изменённом виде может быть использован при обучении учащихся 9 класса ООУ....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе по теме "Местоимение"

Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе...

Конспект открытого урока по русскому языку. "Глагол. Обобщение. 6 класс."

Урок-игра, цель которого обобщить, систематизировать и углубить полученные знания по теме «Глагол». Задачи урока:формировать умения употреблять глаголы в речи с целью её обогащения;продолжить развиват...

Открытый урок по русскому языку Тема: "Определение" (5 класс ФГОС учебная линия Ладыженской)

Хороший урок - это слаженный, чётко работающий механизм. Не услышишь его пульса, не прислушаешься к нему - и урок не получится.  На данном уроке прослеживается межпредметная связь: русский язык-л...

Разработка открытого урока по русскому языку в 8, 10 классе с использованием технологии РКМЧП

Представлен урок на тему "Текст, его признаки и стили", в котором использованы различные приёмы ТРКМЧП....