разработка урока по русскому языку "Способы образования слов"
методическая разработка по русскому языку (5, 11 класс) на тему

Кучерова Надежда

разработка урока по русскому языку "Способы образования слов" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_obrazovaniya_slov.docx17.45 КБ
Microsoft Office document icon znaem_russkiy.doc75 КБ
Office presentation icon znaem_russkiy_11_klass.ppt1.05 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Кучерова Н.С.

                                                                         учитель русского языка

Тема: Способы образования слов

Цель:  закрепление  знаний,  полученных  при  изучении  раздела «Словообразование и орфография». 

Задачи:

образовательная: формировать у учащихся понятия о составе слова и способах словообразования;

развивающая: развивать умения и навыки подбора однокоренных слов и разбора слов по составу; развивать устную и письменную речь учащихся; повышать интерес к русскому языку;

воспитательная: воспитывать у школьников любовь к животным.
Оборудование: слайды, карточки с заданиями, толковые словари С.И.

Ожегова и В. Даля

Эпиграф:

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей!

                                       ХОД УРОКА

 I. Организационный момент

1)Запись числа и темы

2)Обращение к эпиграфу

3)Фронтальный опрос

-Как называется раздел русского языка, позволяющий делить слово на части, и как называются эти части?

-Как называется главная значимая часть слова?

-Какая  часть слова служит для связи слов в словосочетании и предложении?

-Часть слова без окончания.

-Морфема, стоящая перед корнем.

-Морфема, стоящая после корня.

-Какую роль выполняют приставка и суффикс  в слове?

-Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования?

II. Постановка темы и задач урока

Всё на свете из чего-либо состоит:

-облако из капель воды;

-лес - из деревьев.

Наша речь состоит из ... (предложений), а предложения состоят из ... (слов).

А слова имеют свой строительный материал.

Сегодня мы продолжим работу по теме «Словообразование» и уточним представление о суффиксе, приставке как части основы.

- Определите лексическое значение слова гитара? (Дети работают со словарем С.И. Ожегова и В. Даля).

Подчеркнем разницу в лексическом значении этих слов:

1.название инструмента

2.название человека.

Гитара (Струнный щипковый инструмент с корпусом-резонатором в форме восьмерки и с длинным грифом).

З.Гитарист (музыкант, играющий на гитаре).
1.
Гитара            2. И. п. гитара

Гитарист               Р. П. гитары

Гитаристка              Д. п. гитаре

Гитарный              В. П. гитару

                           Т. п. гитарой

                           П. п.о гитаре

А). В результате образования слов получаем новые однокоренные

слова с помощью суффикса.

Б). В результате изменения слова получаем новые формы того же слова.

Выводы. Значит, каждая частичка слова имеет свое значение и играет свою роль в слове. А иногда и полностью изменяет значение слова

Перед   нами   3   разных   слова.   (Слова   гитарист,   гитаристка, гитарный - производные от слова гитара).

Слово учителя:

Существует легенда о том, как появилось слово гитара. Мастер, который сделал первую гитару, назвал её сначала первым слогом своего имени - Ги ( от Гийола), подумал: «Слишком коротко». И добавил к этому слогу имя своей жены - Тара.

4) На доске записаны слова. Подберите к этим словам родственные слова. Выделить корень и те части, которые образовали новые слова. Например, лёд- ледяной, обледенелый, заледенелый, заледенел.

-1 ряд соль, мороз

-2 ряд зима, свет,

-3 ряд дом, холод

- Назовите слова, которые вы образовали с помощью приставок? (Однокоренные, родственные)

-Как пишутся приставки со словами? (приставки со словами пишутся
слитно, т.к. это часть слова)

Ребята, как вы думаете, а для чего нужны приставки? (ответы детей)

5) Игра "Третий лишний".

Подумайте, все ли слова родственные? Почему?

Лес, лестница, лесничий.

Честный, чесночный, чеснок.

Левый, лев, налево.

III. Закрепление. Игра "Собери словечко".

Учитель предлагает из букв составить слова (названия животных). После составления  слова открывается предметная картинка. Запись слов в тетрадь с объяснением орфограмм.

Же

ьолс

евл

олкк

ьдмевед

-        Ёж, ёжик.

-Что общего в составе этих слов?

-О чём нам говорит корень? (животное, спинка и бока покрыты иголками)

-Меняется ли значение слова с добавлением суффикса? Как? (ласково называем, указываем на маленькие размеры)

-Так какую роль выполняет суффикс? Для чего он служит? (имеет уменьшительно - ласкательное значение)

-Вспомните известные вам уменьшительно-ласкательные суффиксы, приведите примеры слов с ними

Задание: от существительных м.р. образовать названия самок этих животных. Запись слов.

Ёж - ежиха

Лось - лосиха

Лев - львица

Волк - волчица

Медведь - медведица

-Итак,  какие суффиксы помогли нам образовать названия самок
животных? (-их, -иц)

Задание: назови самку и её детенышей во мн. ч в ед. ч У ежихи - ежата,

У медведицы - медвежата,

У тигрицы - тигрята,

У волчицы - волчата,

У львицы - львята.

Ежата - ежонок,

Лосята - лосёнок,

Львята - львёнок,

Волчата - волчонок,

Медвежата — медвежонок Разбор слов по составу.

Вывод: при помощи суффиксов мы смогли образовать от существительных м.р. название самок животных и названия детёнышей животных в ед. и мн.ч.

Какие суффиксы нам в этой работе помогали? (-онок, -ёнок, -ат, -ят)

Почему -ть- не входит в основу? (как и окончание, он образует только форму слова).

Выделите в данных словах словообразовательные морфемы.

Вода - безводный, безводность; подводный - подводник; звезда -звездочка - звездный, беззвездный, созвездие; трава - травка, травушка, травинка, травяной.

IV.        Подведение итогов урока.
-Что новою узнали на уроке?

V.  Домашнее задание.

Составить и написать по образцу рассказ, используя слова с суффиксами названий лиц по роду занятий и по действию.

Суффикс - большой трудяга. Взялся за работу суффикс - чанин, и вот вам: англичанин, датчанин, ростовчанин. Стоит только к корню слова присоединить -ник или -ниц, как перед нами предстанут помощник, работница. Взялся за работу суффикс -ист, и вот вам названия лиц по профессии: тракторист, машинист.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 11 классе "Знаем русский!

Цели: систематизировать материал по этимологии, образованию, строению фразеологических оборотов; формировать навыки правильной речи и правильного произношения; развивать желание читать и изучать русский язык и  русскую классическую литературу; обогащать словарный запас, показать богатство русской лексики.

                                    Ход мероприятия:

Организационный момент

Чтение стихотворения. Ф. Васильева  «Слово».

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши:

Оно бывает то свинцово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком в выси,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесил,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость ядом отравить.

  Им можно лед зимой расплавить

  И камень в крошку раздробить.

Оно ограбит иль одарит,

Пусть ненароком, пусть любя,

Подумай, как бы не ударить

Того, кто слушает тебя.

1 тур. Блиц- поединок капитанов. Объяснить правописание слов. (слитно, раздельно, через дефис).

1 группа (синий сектор) Чудо-машина, полдня, стереозвук, пол-яблока, вице-министр, народно- освободительный,

2 группа (зеленый сектор)  юго-западный, по- осеннему, наскоро, без умолку, точь-в-точь, из-под.

3 группа (желтый сектор). Чуть-чуть (наречие, повтор корня) ; в течение (производный пред), сельскохозяйственный,  нежданно-негаданно (наречие синонимичный повтор); серебристо-белая (прилагательное, сложный цвет),  по-дружески (наречие, приставка по- и суффикс -ски).

2 тур История русского языка.

Объяснить историю и

Синий сектор (сложный уровень 6

баллов)

возникновение фразеологизмов.

                                     1.  Тянуть канитель

Вы, конечно, слышали это выражение, а, возможно, употребляли в собственной речи со значением — «медлить, делать что-либо очень долго». А задумывались  ли вы когда-нибудь над тем — что такое канитель

и почему ее надо тянуть? В старину медные, серебряные и золотые нити для церковных риз и офицерских эполет, а также и для вышивки по бархату изготовлялись вручную. Мастера нагревали до белого каления металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая и называлась канитель.

                                     2.  Пиррова победа

В 279 г. до н. э. царь Пирр одержал победу над римлянами в битве при Аускуле. Но победа эта, как рассказывает древний историк Плутарх, стоила Пирру таких больших потерь, что он воскликнул: «Еще одна такая победа, и мы погибли!» Царь Пирр обладал даром предвидения. Действительно, через год римляне разгромили его  войско.

Выражение   «пиррова  победа»   употребляется   в   значении:   «сомнительная победа, победа, которая не оправдывает понесенных жертв»

                                   3.  Козел отпущения

В Библии  рассказывается о том, что у древних евреев существовал особого рода обряд. В день грехоотпущения  первосвященник возлагал обе руки на голову живого  козла. Это был знак возложения на козла всех грехов народа. Проклятый таким образом козел изгонялся в пустыню. Вполне понятно, что козлом отпущения называют человека, на которого сваливают чужую вину.

                            4.  Колесо Фортуны .

Фортуна — в римской мифологии богиня слепого случая, счастья и несчастья. Она изображалась с повязкой на глазах, стоящей на шаре или колесе. Она держит  в одной руке руль, а в другой — рог изобилия. Руль указывает на то, что Фортуна управляет судьбой человека, рог изобилия — на благополучие, изобилие, которое она может подарить. Шар или колесо символизируют шаткость, ненадежность, постоянную изменчивость Фортуны. Выражение «колесо Фортуны» употребляется в значении: «случай, слепое счастье».

                                    5.  Лезть на рожон

В древнерусском  языке, да и в некоторых современных народных говорах рожон — это «заостренный с одного конца кол, рогатина».

На Руси  с выставленным перед собой колом охотники ходили на медведя. Напоровшись на рожон, медведь погибал. Развязка, роковая для медведя, который в ярости шел на верную гибель, послужила основой для выражения лезть на рожон (переть на рожон).

Смысл фразеологизма: «предпринимать действия, заведомо обреченные на полный провал», «по собственной воле идти на крупные неприятности».

                                       6.  Вавилонское столпотворение

Но библейскому преданию, в древности все люди на земле говорили па одном языке. И так продолжалось до тех пор, пока жители Вавилона не задумали построить (сотворить) высокую башню (столп), чтобы добраться до неба. Сперва строительство башни шло успешно, потому что вавилоняне хорошо понимали друг друга и усердно  работали.

Однако богу неугодно было это строительство. Еще бы: ведь люди дерзнули покорить себе небо! И тогда бог поступил очень хитро: «он смешал языки», а в результате строители перестали понимать друг друга — и «творение столпа» прекратилось.

В современном русском языке это выражение употребляют, когда речь идет о неразберихе, беспорядке, толчее, суматохе, бестолковщине, о большом скоплении людей, у которых не получается то, что они задумали сделать.

                                         7.    Держать порох сухим

Оливер Кромвель, вождь английской буржуазной революции XVII в., по воспоминаниям современников, был человеком суровым и набожным. В день, когда его войска должны были форсировать реку, чтобы дать бой армии короля Шотландии, Кромвель произнес: «Ребята, уповайте на бога, но порох держите сухим». Войска Кромвеля одержали блестящую победу при Данбаре. Мудрый совет полководца облетел сначала всю армию, потом всю Англию, а затем и весь мир. Крылатое выражение держать порох сухим употребляется в значении «быть готовым к борьбе, быть бдительным и хорошо вооруженным».

Зеленый сектор (средний уровень, 5 баллов)

1.Битый час. (Очень долго, целый час. Обычно о времени, потраченном впустую. Связано с боем настенных часов, которые бьют каждый час.)

2.Почивать на лаврах. (Добившись чего-либо, успокаиваться на достигнутом. От обычая древних греков увенчивать победителя лавровым венком.)

3.Ахиллесова пята. (Уязвимое место. В греческой мифологиисуществовал герой Ахиллес. Его мать, морская богиня Фетида,чтобы сделать сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс, держа младенца за пятку. При этом чудодейственная вода не коснулась единственного места, ставшего уязвимым.Именно в пятку попала стрела Париса, от которой Ахиллес и погиб.)

4.Собаку съел. (Приобрел большой опыт, основательные знания в чем-либо, стал мастером в каком-либо деле. Выражение возникло на основе поговорки, зафиксированной В. И. Далем: «Собаку съел, а хвостом подавился». Эта поговорка употребляется по отношению к человеку, который сделал что-то очень трудное, а на пустяке споткнулся. Современное значение возникло уже из сокращенной формы «собаку съел»: тот, кто является мастером своего дела.)

5.Гол как сокол. (Крайне беден. Сокол - старинное стенобитное орудие, которое представляло собой совершенно гладкую чугунную болванку, закрепленную на цепях.)

6.Проходить красной нитью. (Являться основным, главным, пронизывать что-либо. В XVIII веке в Англии очень ценился канат для корабля. Во все канаты королевского флота вплетали красную нить, для того, чтобы, какой бы кусок ни был отрезан от каната, можно было сразу узнать, что он принадлежит флоту.)

7.Фома неверный (неверующий). (Очень недоверчивый человек. Восходит к евангельскому тексту о том, как один из апостолов, Фома, не сразу поверил в воскресение Иисуса.)

Желтый сектор (легкий уровень, 4 балла)

1.Душа нараспашку. (Очень чистосердечный, откровенный. Буквально: с открытым, расстегнутым воротом рубашки, когда видна «душа» - ямочка между ключицами на шее, где, по старым представлениям, помещается душа человека.)

2.Валять дурака. (Ничего не делать, бездельничать; потешать других глупыми выходками; вести себя легкомысленно, несерьезно; притворяться непонимающим. Происходит от детской игры повалять Ваньку-встанъку.)

3.Засучив рукава. (Не жалея сил, много, усердно, старательно, энергично, с большим энтузиазмом. Из буквального слово сочетания «засучив рукава», то есть завернув кверху, чтобы было удобно работать. В Древней Руси верхняя одежда шилась с длинными рукавами, которые иногда доходили до колен. Работать со спущенными рукавами было неудобно, поэтому их засучивали.)

4.Вавилонское столпотворение. (Полная неразбериха, крайний беспорядок, сутолока. По библейской легенде, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, «столп творения», высотой до неба. В наказание за дерзкую попытку боги «смешали» их языки, и строители перестали  понимать друг друга.)

5.Довести до белого каления. (До полного отчаяния, до полной потери самообладания. Цвет и степень накала у металла.)

6.Вывести на чистую воду. (Разоблачить, уличить кого-либо. Выводить на чистую воду - первоначально: вывести рыбу, которая попалась на крючок, на чистую, открытую воду.)

7.Гол как сокол. (Крайне беден. Сокол - старинное стенобитное орудие, которое представляло собой совершенно гладкую чугунную болванку, закрепленную на цепях.)

8.Проходить красной нитью. (Являться основным, главным, пронизывать что-либо. В XVIII веке в Англии очень ценился канат для корабля. Во все канаты королевского флота вплетали красную нить, для того, чтобы, какой бы кусок ни был отрезан от каната, можно было сразу узнать, что он принадлежит флоту.)

        

3 тур Блиц-зрудит. Ответить на вопросы.

1 группа  (синий сектор)


       1.Основным средством общения людей является ... язык.

       2.Какая шляпка не надевается на голову? Шляпка гвоздя.

3.Сколько в слове бывает слогов? Сколько гласных.

4.Как пишутся слова грач, еж, чиж? Без Ь.

5.Буквы в алфавите начинали свою жизнь рисунком, который назывался... иероглифами.

6.Где        впервые        возникла письменность? В Египте.

7.Окончание, не выраженное звуком, называется... нулевым.

8.Какой вопрос ставится в русском языке к названиям домашних животных, зверей, птиц, рыб? Кто?

9.        Какой частью речи являются слова  , обозначающие признак? Прилагательным.

10.Какое наклонение глагола передает просьбу, пожелания говорящего? Повелительное.

2 группа (зеленый сектор)

1.Наука о языке называется... языкознанием.

2.Закончи пословицу: «У пространства нет размера, а у знании нет ... предела.

3.В каком гнезде не бывает яиц? В словообразовательном.

4.Каким способом образованы слова: футболист, гандболист? Суффиксальным.

5.Каждый абзац начинается ... с красной строки.

6.Принято считать, что русский, точнее славянский алфавит изобрели два ученых - монаха, братья... Кирилл и Мефодий.

7.Как называется раздел науки, включающий словосочетания, предложения, текст? Синтаксис.

8.В каком положении гласные звуки произносятся четко? Под ударением.

9.Кем была составлена первая научная грамматика русского языка? М.В.Ломоносовым.

10.Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Азбука).

3 группа(желтый сектор)

1.Какой частью речи - числительными или существительными -являются слова тысяча, миллион, миллиард? (Эти слова — числительные, потому что называют число предметов, отвечают на вопрос сколько? И могут быть записаны цифрами).

2.Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?   (Твое имя).

3.В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота).

4.Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (Фонетика).

5.Можно ли у существительных неряха, соня, грязнуля, плакса, подлиза определить род?        (Нет. Это существительные общего рода).

6.Какой бор никогда не имеет листвы и хвои? (Бор - стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле).

7.Какую часть слова можно найти в земле?   {Корень).

8.Что такое монолог? Речь одного человека.

9.Значимая часть слова, которая несет в себе лексическое значение слова. Что это? Корень слова.

10.Что такое обращение? Слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью..

4 Тур.   Язык художественной литературы.

Узнайте героя по его описанию.

1 группа  (синий сектор)

1. «Это был среднего роста, очень недурно сложённый молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».  (Ноздрев)

2. «...Герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлаждённого характера»:

(Чичиков)

3.        «...Маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из тёмных нор острые морды, настороже уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух». (Плюшкин)

4.        «Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке... самый крепкий и на диво стачечный образ...».  (Собакевич)

5.        «...Человеческие чувства, которые и без того не были в нём глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине»:

Плюшкин;

2 группа (зеленый сектор)

1.        «...Был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории»  (Ноздрёв)

2.        «Славный был малый, смею вас заверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день, на охоте; все иззябнут, устанут - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился». (Печорин).

3.        «Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души
испытанной и высокой».(
доктор Вернер);

4.        ...Она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка. (Вера)

5.        «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов...». (Печорин.)

3 группа(желтый сектор)

1. …Лет сорока от роду, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь; живые большие глаза у него так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское…». (Пугачев.)

2. «… На другое утро он раньше всех проснулся и вышел из дома. В несколько минут обегал все дорожки сада , зашел на скотный двор, на конюшню, отыскал двух дворовых мальчишек, с которыми тотчас свел знакомство, и отправился с ними в небольшое болотце, с версту от усадьбы,  за лягушками….»  (Базаров.)

3. «… Позвольте,  попросить вас осчастливить нас! Спойте нам какой-нибудь романс или песенку! Я вас целый год не слыхал да, вероятно, и не услышу уж более. …» (Паратов Ларисе Дмитриевне.)

4. «Оставалось очень немного наследства, именно: пучок гусиных перьев, десть белой казенной бумаги, три пары носков, две-три пуговицы, оторвавшиеся от панталон, и... капот».(Акакий Акакиевич Башмачкин.)

15. Провожая его в жизнь, отец завещал ему:

"Во-первых, угождать всем людям без изъятья:

Хозяину, где поведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была" .(Молчалин.)

5. "Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет?" (Раскольников)

5 тур  «Мастерская слова» инсценировка басни И. Крылова «Ворона и лисица».

Учащиеся выбирают в каком жанре будут показывать (трагедия, комедия, драма).

Подведение итогов игры.

Выступление жюри. Награждение.


     



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»

Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...

Разработка урока по русскому языку в 5 классе "Слово и его лексическое значение"

Лексикология - важнейший раздел русского языка. Необходимо как можно раньше научить учащихся работать "над словом" и "со словом". В 5 классе продолжить знакомство со школьным толковым словарем, научит...

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме "Обобщающие слова"

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме "Обобщающие слова" содержит конспект урока и презентацию....

Разработка урока по русскому языку по теме:" Прямое и переносное значение слова"

Разработка урока по русскому языку по теме: "Прямое и переносное значение слова"...

Разработка урока по русскому языку в условиях реализации ФГОС "Однозначные и многозначные слова"

Данный урок проводитсяя в 5 классе по программе, изучается в разделе "Лексика"....