Конспект урока "Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия «Слова…». Русская история в «Слове…». Содержание «Слова…». Герои «Слова…».
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Подробный конспект урока по "Слову о полке Игореве..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_slovu_o_polku_igoreve.docx | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы
Тема урока: «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия «Слова…». Русская история в «Слове…». Содержание «Слова…». Герои «Слова…».
Класс: 9
УМК по литературе:
- «Программа общеобразовательных учреждений. Литература». Под редакцией В.Я.Коровиной, М., Просвещение, 2009 год.
- Учебник:
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература. 9 класс. В 2 частях, М., Просвещение 2009 год.
- Методическая литература:
- Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим. 9 класс. М.: Просвещение, 2009 год
- Беляева Н.В. , Еремина О.А. Уроки литературы в 9 классе. Методические советы. Книга для учителя. Просвещение, 2008 год
- Литература: Русская классика (избранные страницы). IX класс. Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений. Под ред. Г. И. Беленького. – М., 1997.
- Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. Литература, 9 класс. Методические советы. М., Просвещение, 2003 год
Тип урока: анализ художественного произведения
Цели:
- познакомить с историей находки «Слова…»;
- познакомить с летописным источником похода князя Игоря на половцев;
- выявить проблематику произведения;
- познакомиться с героями «Слова…»;
- развивать умение логически мыслить, делать обобщения, выводы, развернуто отвечать на вопрос;
- воспитывать интерес к отечественной истории, ответственность за свои поступки
Задача урока – формирование интеллектуальных, моральных и волевых качеств личности.
Оборудование: мультимедийная презентация; тест
Стержневая тема урока: Уроки русской истории в «Слове…»
Подробный сценарий урока.
1. Цели и задачи урока
2. Работа над темой урока:
1). Слово учителя о «Слове…» как о величайшем памятнике древнерусской литературы (слайды презентации). Об авторе «Слова…»
2). История открытия «Слова…» - сообщение ученика (по ходу учащиеся записывают факты, даты, фамилии, названия)
3). Тест на восприятие:
- «Слово…» было найдено
а/ в начале 90-годов ХVIII века
б/ в конце 90-х годов ХVIII века
в/ вначале ХIХ века
- «Слово…» было найдено известным любителем и собирателем русских древностей…
а/ Н.Н.Бантыш-Каменским
б/А.И.Мусиным-Пушкиным
в/ А.Ф.Малиновским
- Сборник был приобретен
а/ в Богоявленском монастыре
б/ в Спасо-Ярославском монастыре
в/ в Ново-Троицком монастыре
- Текст «Слова…» …
а/ представлял собою отдельную рукопись
б/ находился среди древнерусских произведений и летописей
- Первое сообщение о «Слове…» было сделано М.М.Херасковым…
а/ в 1796 году
б/ в 1897году
в/ в1898 году
- С рукописи «Слова…» были сняты копии, одна из которых предназначалась для
а/ Павла I
б/Екатерины II
в/Александра I
- «Слово…» было издано
а/ в 1800 году
б/ в1805 году
в/ в 1810 году
- В 1812 году
а/ «Слово…» было вывезено из Москвы
б/ сгорело в московском пожаре
в/ было украдено и не найдено до сих пор
- «Слово…» дошло дол нас в единственном списке…
а/ ХIV века
б/ ХV века
в/ ХVI века
4). Русская история в «Слове…». Сообщение ученика о походе Игоря Святославовича на половцев по летописному источнику.
Ученики в это время (слушая сообщение) работают с картой: отмечают путь князя Игоря с дружиной в половецкие земли.
4). Работа над содержанием «Слова…» (слайды).
Прием СИНКВЕЙНА
1. Автор
2. Искренний, переживающий
3. Сомневается, волнуется, сочувствует
4. Призывает к единению, выражает позицию народа
5. Поэт
1. Поход
2. Неудачный, трагический
3. Состоялся, продолжался, закончился.
4. Судьба Русской земли
5. Сражение
1. Князь Игорь
2. Молодой, горячий
3. Не сговорился, пленили, возвратился
4. Сражается за Русскую землю.
5. Виновник
1. Всеволод
2. Храбрый, могучий
3. Гордится, сражается, гибнет
4. Воплощение русской силы и богатырства
5. Герой
1. Ярославна
2. Любящая, верная
3. Ждет, плачет, обращается
4. Воплощение русских женщин
5. Идеал
1. Святослав
2. Мудрый, призывающий
3. Спрашивает, говорит, упрекает
4. «Золотое слово Святослава»
5. Объединитель
4). Рассмотрим картины Н.Рериха «Бой» (1908), «Половецкий стан» (1908) и Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880). Какие мысли и чувства автора «Слова…» (слайды)нашли отражение в этих произведениях русских художников»? Напишите развернутый ответ (3-5 предложений)
5). Рассматривание иллюстраций к «Слову…» (мультимедийная презентация)
Д/з: 1.Прочитать в учебнике вступительную статью о «Слове…»и выполнить задание на листках (см. приложение)
2.Ответить письменно на вопрос: «Почему так много иллюстраций и картин создано по «Слову…?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"
На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...
презентация к уроку литературы в 9 классе по теме: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"
Презентация поможет учащимя при изучении "Слова о полку Игореве" как иллюстративный материал. В ней даны иллюстрации к "Слову" и выдержки из текста, соответствующие фрагменту, что послужит образному в...
Презентация к уроку литературы в 9 классе «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
Данная презентация может быть использована на уроке литературы в 9 классе по теме: "Древнерусская литература". «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнеру...
Презентация к уроку литературы "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы.
Данная презентация была мною создана для использования на уроке литературы в 9 классе. В неё включен материал, позволяющий изучать литературоведческий и культуроведческий аспекты темы. Презентация пом...
Урок литературы в 9 классе по теме: "Слово о полку Игореве"-величайший памятник древнерусской литературы.
Урок расширяет знания,полученные на уроках истории,о обытиях, нашедших отражение в "Слове...",воспитывает любовь к Родине....
Открытый урок по литературе в 9 классе "Слово о полку Игореве-величайший памятник древнерусской литературы"
Урок с использованием ИКТ...
КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» - ВЕЛИЧАЙШИЙ ПАМЯТНИК ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» - ВЕЛИЧАЙШИЙ ПАМЯТНИК ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...