Урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное» 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Соедините Духовность и Игру, а проще – учёбу и интерес,
вот и выход на все проблемы и из всех проблем,
какие давно и мучительно волнуют школу.
Е.Н.Ильин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_oboshchayushchego_povtoreniya_po_teme_imya_prilagatelnoe_6klass.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обобщающего повторения темы «Имя прилагательное», 6 класс
Оборудование: 1.Карта-схема путешествия по прилагандии.
Раздаточные материалы.
Ход урока.
- Слово учителя: По княжеству с названием Прилагандия мы путешествовали в прошлом году. Сегодня заканчивая тему «Имя прилагательное», мы снова отправимся в сказочную страну. Путешествуя по ней в 5 классе, мы не всё увидели, не всё разглядели, так как у ворот стояли грозные стражники, лежал камень-указатель «Направо пойдёшь …», от которого бежали две дорожки - прямая и извилистая. Мы дошли по извилистой только до кондитерского магазина. Сегодня мы побываем в школе, деревенской избушке, на фестивале, в старинном городе ЭНске, поговорим с грустной буквой О, поднимемся в горы. Чтобы всё это успеть, надо работать быстро и внимательно.
- Работа с картой схемой («Ворота»). Рассмотрите ворота, впускающие нас в прилагандию, и запишите как можно больше имён прилагательных, характеризующих качество этих ворот: их цвет, материал, форму. (Дети читают свои примеры). Дайте определение имени прилагательного?
- Работа по рядам с картой-схемой.
1 ряд работает с существительным ЧЕЛОВЕК
2 ряд работает с существительным ДЕНЬ
3 ряд работает с существительным СОК
Задания.
- Составить словосочетания, подбирая к существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, которые я буду читать.
Искусный, талантливый, ветреный, изжелта-красный, несчастный, клюквенный, торжественный, январский, тыквенный, плодово-ягодный,
глухонемой, тридцатилетний, превкусный.
Докажите, что орфограмма «Е» в слове ветреный в сочетании с существительным человек не ошибка. (ветряная мельница),
что Не в имени прилагательном «несчастный» приставка?
что в имени прилагательном «превкусный» - приставка пре?
Мы подошли к школе, в которой получают образование жители прилагандии.
Каким способом образуются имена прилагательные? Подсказка на доске
1 2 3 +
Назовите сложные прилагательные? Расскажите о слитном и дефисном их написании?
- Слово учителя : Работа с картой схемой «Избушка». Следующий пункт нашего путешествия по прилагандии – деревенская избушка.
На доске: Это обыкнов…ая дерев…ая избушка с солом…ой крышей – отцов дом. В доме низкая скрипучая дверь и окна с лазурными ситц..выми занавесками. У дома собачья конура величиной с посылочный ящик и ж..лтая песчаная дорожка.
Задания: Вспомнить правило о разрядах имён прилагательных и выписать примеры из текста на каждый разряд. Устно уметь доказать правильность выполнения задания.
Нередко у притяжательных и относительных прилагательных проявляется переносное значение, и тогда они становятся качественными. Перенос значения - от греческого METAPHORA – МЕТАФОРА , употребляется поэтами. Вместо того, чтобы сказать: пчела летит из улья, напоминающего келью, сделанную из воска, за мёдом - А.С.Пушкин пишет:
Пчела из кельи восковой
Летит за далью полевой.
Келья восковая= улью.
Наше путешествие продолжается (Грустная буква О)
Следуя по песчаной дорожке, мы столкнулись с грустной буквой О, которая тянула тележку, гружённую различными вещами. На тележке лежали:
Ежовые рукавицы, свинцовая гиря, камышовая циновка, песцовая шкура. С тележки почему-то упал вещевой мешок. Грустная буква О видела это, но не подняла оброненную вещь. Почему? Понаблюдайте за написанными словами, поставьте ударение, выделите суффиксы. Сформулируйте правило (орф _)
Теперь вам ясно, почему такая грустная буква О? Она всегда под ударением. А вещевой мешок она не подняла, потому, что чужого ей не надо. ( в этом слове суффикс безударный, - и в нём пишется буква Е)
В день нашего пребывания проходил фестиваль. Мы на этом фестивале будем не просто гостями, а корреспондентами. Вам предстоит написать отчёт в газету об этом интересном событии. О ком будем писать? Конечно же, об исполнителях, участниках фестиваля. Ведь фестиваль – это общественное празднество, сопровождающее показ, смотром каких-либо видов искусств (театральных и музыкальных.)
Задание: Запишите тех, кто выступил на концерте: черкесский танцор, кубинский солист, вокальный ансамбль ткацкой фабрики, рыбацкий хор, матросский танец, а завершился фестиваль выступлением детского факира.
Выделите суффиксы прилагательных.
Сформулируйте правила написания суффиксов к и ск.
Игра- молчанка. На доске. (ученики без слов выходят к доске поочерёдно и вписывают пропущенные буквы, если кто-то ошибся, заметивший ошибку ученик выходит и исправляет, действия происходят быстро)
И солистов, и репортёров, и всех гостей фестиваля повезли на экскурсию в старинный город Энск. Он славился своими стеклянными, оловянными и каменными домами, зелёными садами, лебединым прудом, синим небом и юными румяными жителями. Экскурсионный автобус с кожаными креслами остановился у ветряной мельницы. Отсюда начинался рассказ о (древне)русском ремесле жителей Энска – деревянной резьбе.
7. Слово учителя и работа с картой схемой (Путешествие в горы и кафе-мороженое)
Ознакомившись с деревянной резьбой, мы попали в горы. Посмотрите на рисунок горной цепи и опишите горы. Характеризуя их высоту. Пользуйтесь степенями сравнения.
1.Прилагательные какого разряда имеют степени сравнения ?
2. На какие две группы делятся две степени сравнения?
3. Какова разница в их образовании?
4. Когда нам необходима превосходная степень?
Мы спустились в кафе мороженое и услышали обмен мнениями о фестивале, в частности такую фразу: «Музыка – благороднейшее, сердечнейшее, задушевнейшее, прелестнейшее,
тончайшее, создание из всего, что человеческий дух изобрёл».
Вопросы и задания:
- Когда же нам необходима в речи превосходная степень?
- Выполнить письменно морфологический разбор имени прилагательного: прелестнейшее (создание).
Хорошо выполнив все задания, мы спокойно можем посидеть в кафе заказать себе мороженое, фрукты, отдохнуть.
Оказывается мороженое появилось в Китае(жаркой стране) 3000 лет назад. И готовили его из соков и снега. В Европе же оно появилось в 17веке. Впервые кафе-мороженое было открыто в 1660году во французском городе Пломбьер. Отсюда современное пломбир. Итак, мы можем заказать в кафе мороженые фрукты и мороженое. Определите, какой частью речи является слово мороженое.
Д.З На обратной стороне цветика-семицветика трафарета сделать краткую запись нашего сегодняшнего урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)
Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....
Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)
Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....
"Научи своё сердце добру" Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"
Эта разработка урока для 6 класса.Урок проведен с целью обобщения и систематизации знаний по теме "Имя прилагательное"....
Конспект урока обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное" 5класс
Соедините Духовность и Игру, а проще – учёбу и интерес,вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу.Е.Н.Ильин...
Открытый урок русского языка в 6 классе "Путешествие по зимнему лесу" (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»).
Открытый урок русского языка в 6 классе Тема: Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)Тип: урок обобщающего повторенияЦели: Обучающая &nd...
Технологическая карта урока русского языка «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ФГОС.
Технологическая карта урока русского языка «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ...
Технологическая карта урока русского языка «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ФГОС.
Технологическая карта урока русского языка «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ...