Урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное» 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Винокурова Валентина Николаевна

Соедините Духовность и Игру,   а проще – учёбу и интерес,

вот и выход на все проблемы и из всех проблем,

какие давно и мучительно волнуют школу.

Е.Н.Ильин

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Урок обобщающего повторения темы «Имя прилагательное», 6 класс

Оборудование: 1.Карта-схема путешествия по прилагандии.

Раздаточные материалы.

                                Ход урока.

  1. Слово учителя: По княжеству с названием Прилагандия мы путешествовали в прошлом году. Сегодня заканчивая тему «Имя прилагательное», мы снова отправимся в сказочную страну. Путешествуя по ней в 5 классе, мы не всё увидели, не всё разглядели, так как у ворот стояли грозные стражники, лежал камень-указатель «Направо пойдёшь …», от которого бежали две дорожки  - прямая и извилистая. Мы дошли по извилистой  только до кондитерского магазина.  Сегодня мы побываем в школе, деревенской избушке, на фестивале, в старинном городе  ЭНске, поговорим с грустной буквой О, поднимемся в горы. Чтобы всё это успеть, надо работать быстро и внимательно.
  2. Работа с картой схемой («Ворота»). Рассмотрите ворота, впускающие нас в прилагандию, и запишите как можно больше имён прилагательных, характеризующих качество этих ворот: их цвет, материал, форму. (Дети читают свои примеры). Дайте определение имени прилагательного?
  3. Работа по рядам с картой-схемой.

1 ряд работает с существительным  ЧЕЛОВЕК

2 ряд  работает с существительным  ДЕНЬ

3 ряд работает с существительным   СОК

Задания.

 - Составить словосочетания, подбирая к существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, которые я буду читать.

Искусный, талантливый, ветреный, изжелта-красный, несчастный, клюквенный, торжественный, январский, тыквенный, плодово-ягодный,

глухонемой, тридцатилетний, превкусный.

Докажите, что орфограмма «Е»  в слове  ветреный в сочетании с существительным человек  не ошибка. (ветряная мельница),

     что     Не в имени прилагательном  «несчастный» приставка?

     что   в имени прилагательном  «превкусный»  - приставка пре?

Мы подошли к школе, в которой получают образование жители прилагандии.  

  Каким способом образуются имена прилагательные? Подсказка на доске

    1                                       2             3          +

  Назовите сложные прилагательные?  Расскажите о слитном и дефисном  их написании?  

  1. Слово учителя : Работа с картой схемой «Избушка». Следующий пункт нашего путешествия по прилагандии – деревенская избушка.

На доске: Это обыкнов…ая дерев…ая избушка с солом…ой крышей – отцов дом. В доме низкая скрипучая дверь  и окна с лазурными  ситц..выми занавесками. У дома собачья конура величиной с посылочный ящик и ж..лтая песчаная дорожка.

Задания: Вспомнить правило о разрядах имён прилагательных и выписать примеры из текста на каждый разряд. Устно уметь доказать правильность выполнения задания.

Нередко у притяжательных и относительных прилагательных  проявляется переносное значение, и тогда они становятся качественными. Перенос значения  - от греческого  METAPHORA – МЕТАФОРА ,  употребляется поэтами. Вместо того, чтобы сказать: пчела летит из улья, напоминающего келью, сделанную из воска, за мёдом  - А.С.Пушкин пишет:

                              Пчела из кельи восковой

                               Летит за далью полевой.

           Келья восковая= улью.

Наше путешествие продолжается (Грустная буква О)

Следуя по песчаной дорожке, мы столкнулись с грустной буквой О, которая тянула тележку, гружённую различными  вещами. На тележке лежали:

Ежовые рукавицы, свинцовая гиря, камышовая циновка, песцовая шкура.  С тележки почему-то  упал  вещевой мешок. Грустная буква О видела это, но не подняла  оброненную вещь. Почему? Понаблюдайте за написанными словами, поставьте ударение, выделите суффиксы. Сформулируйте правило (орф _)

Теперь вам ясно, почему такая грустная буква О? Она всегда под ударением. А вещевой мешок она не подняла, потому, что чужого ей не надо. ( в этом слове суффикс безударный, - и в нём пишется буква Е)

В день нашего пребывания проходил фестиваль. Мы на этом фестивале  будем не просто гостями, а корреспондентами. Вам предстоит написать отчёт в газету об этом интересном событии. О ком будем писать? Конечно же, об исполнителях, участниках фестиваля.  Ведь фестиваль – это общественное празднество, сопровождающее показ, смотром каких-либо видов искусств (театральных и музыкальных.)

Задание: Запишите тех, кто выступил на концерте: черкесский танцор, кубинский солист, вокальный ансамбль ткацкой фабрики, рыбацкий хор, матросский танец, а завершился фестиваль выступлением детского факира.

Выделите суффиксы прилагательных.

Сформулируйте правила написания суффиксов к и ск.

Игра- молчанка. На доске. (ученики без слов выходят к доске поочерёдно и вписывают пропущенные буквы, если кто-то ошибся, заметивший ошибку ученик выходит и исправляет, действия происходят быстро)

И солистов, и репортёров, и всех гостей фестиваля повезли  на экскурсию в старинный город Энск. Он славился своими стеклянными, оловянными и каменными домами, зелёными садами, лебединым прудом, синим небом и юными румяными  жителями. Экскурсионный автобус с кожаными креслами остановился у ветряной мельницы. Отсюда начинался рассказ о (древне)русском  ремесле жителей  Энска – деревянной  резьбе.

7. Слово учителя и работа с картой схемой (Путешествие в горы и кафе-мороженое)

Ознакомившись с деревянной резьбой, мы попали в горы. Посмотрите на рисунок горной цепи и опишите горы. Характеризуя  их высоту. Пользуйтесь степенями сравнения.

1.Прилагательные какого разряда имеют степени сравнения ?

2. На какие две группы делятся две степени сравнения?

3. Какова разница в их образовании?

4. Когда нам необходима превосходная степень?

Мы спустились в кафе мороженое и услышали обмен мнениями о фестивале, в частности такую фразу: «Музыка – благороднейшее, сердечнейшее, задушевнейшее, прелестнейшее,

тончайшее, создание из всего, что человеческий дух изобрёл».

Вопросы и задания:

- Когда же нам необходима в речи превосходная степень?

- Выполнить письменно морфологический разбор имени прилагательного: прелестнейшее (создание).

Хорошо выполнив все задания, мы спокойно можем посидеть в кафе заказать себе мороженое, фрукты, отдохнуть.

Оказывается мороженое появилось в Китае(жаркой стране) 3000 лет назад. И готовили его из соков и снега. В Европе же оно появилось в 17веке. Впервые кафе-мороженое было открыто в 1660году во французском городе Пломбьер. Отсюда современное пломбир. Итак, мы можем заказать в кафе мороженые фрукты и мороженое. Определите, какой частью речи является слово мороженое.

Д.З На обратной стороне цветика-семицветика трафарета сделать краткую запись нашего сегодняшнего урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

"Научи своё сердце добру" Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"

Эта разработка урока для 6 класса.Урок проведен с целью обобщения и систематизации знаний по теме "Имя прилагательное"....

Конспект урока обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное" 5класс

Соедините Духовность и Игру,   а проще – учёбу и интерес,вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу.Е.Н.Ильин...

Открытый урок русского языка в 6 классе "Путешествие по зимнему лесу" (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»).

Открытый урок русского языка в 6 классе Тема: Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)Тип: урок обобщающего повторенияЦели: Обучающая &nd...

Технологическая карта урока русского языка «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ФГОС.

Технологическая карта урока русского языка  «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме  «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ...

Технологическая карта урока русского языка «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ФГОС.

Технологическая карта урока русского языка  «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме  «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ...