Урок русского языка. Сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus.yaz_._sochinenie-rassuzhdenie_po_probleme_ishodnogo_teksta.docx | 44.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Смирновская СОШ
Урок русского языка
11 класс
Сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста. Подготовка к ЕГЭ.
(посвящается
70-летию Победы в Великой Отечественной войне)
учитель:
Новикова Г.А.
с. Смирново
2015
Цель:
образовательная: учить анализировать содержание исходного текста, подготовить к написанию домашнего сочинения в формате ЕГЭ;
развивающая: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость сделанных выводов; стимулировать мыслительную деятельности, творческие способности учащихся;
воспитательная: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности (70-летие Победы в Великой Отечественной войне); воспитание чувства патриотизма, чувство национальной достоинства.
Оборудование:
Презентация, видеоролик, выставка книг «Дети и война», рабочие листы, таблица «Критерии оценивания сочинения», таблица «Композиция сочинения по проблеме исходного текста»
Ход урока:
- Оргмомент. (Слайд 1)
- Здравствуйте, ребята. Совсем скоро, через полтора года, вам предстоит серьезное испытание – сдача ЕГЭ. Задание 25 – это написание сочинения, за которое можно получить 23 балла. Я пришла к вам сегодня на урок с искренним желанием помочь каждому из вас обрести уверенность в своих способностях в написании сочинения, и пусть наш сегодняшний урок будет еще одним важным шагом на пути усвоения технологии написания сочинения.
- Запишем в тетради по развитию речи число и тему урока.
- Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. Актуализация знаний.
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», - сказал когда-то римский философ Сенека. А вы знаете, куда держите путь? Давайте вспомним задание 25. (Слайд 1 , щелчок)
Напишите сочинение по прочитанному тексту.Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленныхавтором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласныили не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объяснитепочему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь начитательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения
(учитываются первые два аргумента).Объём сочинения – не менее 150 слов.Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данномутексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанныйили полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни былокомментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
- Обратите внимание на первую фразу: « Напишите сочинение по прочитанному тексту» и на последующую «Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких.
- Подготовка к восприятию исходного текста. Просмотр видеоролика «Дети войны».(Слайд 2)
- В 2015 году наша страна будет отмечать великое событие – 9 мая исполнится 70 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. 70 лет Великой Победе. Сегодняшний урок мы посвящаем этой знаменательной дате. С каждым годом уходят из жизни ветераны Великой Отечественной войны, а вместе с ними – живая память о войне. Но есть еще живые свидетели тех страшных событий – это дети войны, это наши с вами бабушки и дедушки. Давайте посмотрим видеоролик, где на фотографиях запечатлены дети, которым суждено было родиться и жить в годы войны.
Просмотр видеоролика.(Слайд 2, гиперссылка)
- Какие чувства вы сейчас испытываете?
(Чувства жалости, сострадания, горечи, боли, страха)
- Наверное, эти же чувства испытывал современный публицист Олег Павлов, фрагмент статьи которого мы будем сейчас читать. Целиком эта статья размещена в интернете на сайте «Великая отечественная война».
- Чтение текста.
Детство, растоптанное войной
(1) По известной статистике, Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. (2)Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы этой войны. (3)Война и для взрослого человека – страшное дело, а для ребенка особенно. (4) Как же они сумели жить и выжить, эти маленькие, неокрепшие, неопытные? (5)Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. (6)Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. (7)Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни…
(8)Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. (9)Дети войны натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. (10)Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. (11)Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. (12)И это были не единичные случаи. (13)Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.
(14)С первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. (15)В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: участвовали в противовоздушной обороне – дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали черный и цветной металлолом на переплавку, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, работали на субботниках и воскресниках.(16)Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производстве, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. (17)Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы, работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. (18)В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. (19)Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы. (20)Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин.
(21)Дети, оставшиеся в разрушенных городах и сёлах, были обречены на голодную смерть. (22)Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов, сделать донорами для немецких солдат. (23)В связи с гибелью родителей в стране появилось много беспризорных детей. (24)Советское государство, несмотря на тяжелое военное время, все же выполняло свои обязательства перед детьми, оставшимися без родителей. (25)Для борьбы с безнадзорностью была организована и открыта сеть детских приемников и детских домов, организовано трудоустройство подростков. (26)Многие семьи советских граждан стали брать к себе на воспитание детей-сирот, где они обрели себе новых родителей.
(27)За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети, от малышей до старших школьников, сполна испытали все её ужасы. (28)Война каждый день, каждую секунду, каждый сон – и так на протяжении почти четырёх лет. (29)А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами… (30)И никакое время не сможет вылечить раны от войны, темболее детские.(31) «Эти годы, что были когда-то, горечь детства забыть не дает…»
(Олег Павлов)
- О чем говорится в этом тексте?
(В тексте говорится о том, что детям в годы войны было очень трудно, но они помогали взрослым приближать победу и на фронте, и в тылу.)
- В чем состоит наиболее значимая информация?
-Является ли просмотренный видеоролик иллюстрацией к рассуждениям О.Павлова?
- Повторение композиции сочинения и критериев оценивания.
Композиция сочинения(Слайд 3)
Проблема | это вопрос, над которым размышляет автор |
Комментарий к проблеме | это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста |
Позиция автора | это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста |
Собственное мнение | это согласие или несогласие с позицией автора. |
Аргумент 1 | из читательского опыта |
Аргумент 2 | из жизненного опыта |
Вывод | логически связывает все части сочинения |
Критерии оценивания сочинения
- Давайте обратимся к критериям оценивания сочинения. Максимально за него можно получить 23 балла, если написать сочинение в соответствии с данной композицией и соблюсти все условия по точности, выразительности речи и, конечно, писать необходимо грамотно.
I | Содержание сочинения |
|
К1 | Формулировка проблем исходного текста |
|
| Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет | 1 |
| Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. | 0 |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста |
|
| Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет | 2 |
| Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста | 0 |
К3 | Отражение позиции автора исходного текст |
|
| Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. | 1 |
| Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована | 0 |
К4 | Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме |
|
| Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) | 3 |
| Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы | 2 |
| Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт | 1 |
| Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе | 0 |
II | Речевое оформление сочинения |
|
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: | 2 |
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста | 1 |
| В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста | 0 |
K6 | Точность и выразительность речи |
|
| Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. | 2 |
| Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли | 1 |
| Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи | 0 |
III | Грамотность |
|
K7 | Соблюдение орфографических норм |
|
| орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | 3 |
| допущено не более 2-х ошибок | 2 |
| допущено 3–4 ошибки | 1 |
| допущено более 4-х ошибок | 0 |
K8 | Соблюдение пунктуационных норм |
|
| пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | 3 |
| допущено 1–3 ошибки | 2 |
| допущено 4–5 ошибок | 1 |
| допущено более 5-и ошибок | 0 |
K9 | Соблюдение языковых норм |
|
| грамматических ошибок нет | 2 |
| допущено 1–2 ошибки | 1 |
| допущено более 2-х ошибок | 0 |
K10 | Соблюдение речевых норм |
|
| допущено не более 1 речевой ошибки | 2 |
| допущено 2–3 ошибки | 1 |
| допущено более 3-х ошибок | 0 |
K11 | Соблюдение этических норм |
|
| этические ошибки в работе отсутствуют | 1 |
| допущены этические ошибки (1 и более) | 0 |
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале |
|
| фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют | 1 |
| допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале | 0 |
| Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) | 23 |
- Формулировка проблемы исходного текста(Слайд 4)
- Первый этап работы над сочинением – формулировка проблемы исходного текста.
- Вспомним, что такое проблема. (Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор).
- Обратимся снова к тексту. Перечитайте первый абзац. Какой вопрос волнует автора?
- Попробуем сформулировать проблему текста.
Проблема какая? | Сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная, злободневная… |
Проблема чего? | Патриотизма, выживания, смысла жизни, героизма, благородства… |
Цитата из текста | «…», - такую проблему поднимает автор текста (Ф.И.О.). |
Своя формулировка с использованием типовых конструкций | - В этом тексте автор (имя) затрагивает общечеловеческую (экологическую, нравственную, социальную и т.д.) проблему… - В тексте автор (имя) ставит актуальную для нашего времени проблему…, - Автор этого текста (имя) поднимает… - Автор (имя) обращается к проблеме… - Автор (имя) останавливается на проблеме… - Автор текста (имя) касается проблемы… - Суть (сущность) проблемы этого текста сводится к тому, что… (заключается в том, что…) - Текст (имя) посвящен проблеме… |
(Слайд 5)
1 способ:
«Война и для взрослого человека – страшное дело, а для ребенка особенно. Как же они сумели жить и выжить, эти маленькие, неокрепшие, неопытные?» Именно эту проблему затрагивает публицист Олег Павлов в своей статье.
2 способ:
Олег Павлов в своей статье поднимает сложную проблему выживания детей в годы Великой Отечественной войны.
-Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в рабочий лист. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему и заработали 1 бал по К1.
- Комментарий к сформулированной проблеме.(Слайд 6)
- Переходим к следующему этапу – комментарию проблемы. Вспомним, что это такое.
(Комментарий к проблеме – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы текста.)
- На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему?
- Какие высказывания заслуживают особого внимания?
- На что ссылается автор? Почему?
Речевые образцы |
- Размышляя напроблемой…, автор приводит пример… - Проблема раскрывается автором на примерах… - Автор доказывает, что… - Рассуждая о проблеме…, автор ссылается на … - В своих размышлениях о…, автор приходит к мысли, что… - В тексте приводится… - Автор говорит (ссылается, описывает, отмечает, подчеркивает, утверждает, доказывает, ит.д.)… - Автор подводит нас к выводу о том, что… |
(Слайд 7)
1 способ:
Размышляя над этой сложной проблемой, автор ссылается на статистику. Дети в войну выживали, как могли: одни были непосредственными участниками военных событий, другие заменили взрослых в тылу: на заводах, в госпиталях, третьи просто выживали в детских домах или будучи беспризорными. Но всех их объединяло одно: они были лишены детства.
2 способ:
В своих размышлениях о том, как трудно жилось детям в годы войны, автор приходит к мысли, что война лишила этих детей самого лучшего в жизни – детства. Ведь тысячи детей воевали наравне со взрослыми в действующей армии, стояли у станков на заводах, испытывали нужду и голод, потеряв своих близких.
- Проблему мы прокомментировали достаточно подробно. По критерию К2 можем получить 2 балла.
- Формулировка авторской позиции(Слайд 8)
- Приступаем к формулировке авторской позиции. Давайте вспомним, что такое позиция автора.
(Это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста)
- Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, там, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведенными выше примерами. Перечитайте последний абзац. Какие выводы делает автор текста?
Цитирование | При цитировании выбирайте те предложения, в которых мысль автора передана четко и ясно. |
Формулировка авторской позиции своими словами с помощью типовых конструкций | - Автор приходит к выводу… - Автор подводит нас к мысли, что… - Автор придерживается точки зрения… Это и есть позиция автора. - Автор утверждает мысль (идею) о том, что… - Рассуждая над проблемой, автор приходит к выводу… - Автор убеждает нас в том, что… |
(Слайд 9)
1 способ:
Олег Павлов с горечью в сердце говорит о том, что «война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами… И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские».
2 способ:
Рассуждая над проблемой, Олег Павлов приходит к выводу, что ужасы войны не в силах забыть ни один ребенок, потому что детские впечатления самые яркие. А время не вылечит раны, оно лишь научит жить со страшными воспоминаниями.
-Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позицию. И получаем по критерию К3-1 балл.
- Формулировка собственного мнения.(Слайд 10)
- Этически корректно сформулировать личное мнение по проблеме и авторской позиции так: разделяете ли вы мнение автора текста по выдвинутой проблеме или не согласны с ним. В первом случае ищите дополнительные доказательства или примеры в защиту высказанного вами мнения. Во втором - найдите контраргументы, подумайте над тем, как вежливо возразить автору, что противопоставить его доводам, как выразить и защитить свое понимание проблемы. Недостаточно лишь формально заявить о своем мнении: я согласен или не согласен с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельных предложениях.
- Как вы относитесь к авторской позиции? Что из мнения автора вас трогает? С чем вы можете поспорить?
(Слайд 10, щелчок, щелчок)
1 способ:
Я полностью согласен с мнением публициста о том, что «война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами». Ведь детство – это естественный период жизни любого человека, когда о нем заботятся взрослые. А дети военных лет были лишены этого.
2 способ:
Я не разделяю мнения публициста о том, что дети военной поры не смогли забыть пережитых ужасов…
- Аргументация собственного мнения.(Слайд 11)
- Переходим к следующей части нашего сочинения – аргументация собственного мнения. Вспомните, что такое аргументы.
(Аргументы – это основания, доводы, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль.)
- Используемые вами аргументы имеют различный вес, т.е. 2 балла и 1 балл.
(Слайд 11, щелчок)
2 балла | Примеры из художественной литературы |
Примеры из публицистической литературы | |
Примеры из научной литературы |
- Аргументы, оцениваемые 2 баллами, всегда предполагают ссылку на автора и название произведения. Но этого недостаточно. Нужно также указать конкретных героев, их поступки, слова, мысли, которые демонстрируют связь упоминаемого произведения с рассматриваемой проблемой.
1 балл | Примеры из жизни |
Собственные наблюдения и выводы | |
Предположительные примеры | |
Ссылки на авторитет | |
Пословицы, поговорки, афоризмы | |
Примеры из кинофильмов |
- Какие писатели, поэты, публицисты обращались к этой теме, поднимали такую же проблему?(Слайд 12)
(В. Богомолов «Иван» - о мальчике – разведчике,
А. Приставкин «Ночевала тучка золотая» - о братьях-близнецах, детдомовцах, эвакуированных на Кавказ)
- Какие аргументы в подтверждение позиции автора вы можете использовать?
- Вам нужно написать 2 абзаца, в которых вы должны сформулировать аргументы, подтверждающие ваше мнение. Я надеюсь, что вы полностью согласитесь с мнением автора о том, что война и дети - понятия несовместимые.
- Если вы учтете все рекомендации, то по критерию К4 вы получите 3 балла.
(Слайд 13)
1 пример
В повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» голодные детдомовцы Подмосковья напоминают шакалов, которые готовы на все ради крошки хлеба. Санька и Колька Кузьменыши всю зиму рыли подкоп под хлеборезку, чтобы украсть три буханки хлеба. Саперы, расследовавшие «дело подкопа» сказали, что без специальной техники такое сделать невозможно. А это сделали два голодных ребенка. За корочку хлеба продавались в рабство на целый месяц. Желание наесться – это единственное желание детдомовцев в годы войны.
(Слайд 14)
2 пример
В рассказе В. Богомолова «Иван» показано лишение ребенка детства. Двенадцатилетний мальчишка, Иван Бондарев, на войне живет по-взрослому. Он разведчик. Он умеет переносить нужду и лишения, терпеть голод и боль. Сколько мужества надо, чтобы пуститься вплавь на бревне через реку по ледяной октябрьской воде! Не каждый взрослый мог выдержать допрос у немцев, а Иван выдержал, не скрывал своего враждебного отношения к немецкой армии. У этого ребенка не было детства. Война сделала его взрослым. Война отняла у него жизнь в 12 лет.
- Формулировка вывода.(Слайд 15)
- Последний абзац – это выводы из всего сказанного. Вспомните, как необходимо строить вывод, последнюю часть сочинения-рассуждения?
(вернуться к началу)
- Я думаю, что в выводе должна прозвучать мысль об ответственности взрослых за счастливое детство.
Типовые конструкции | Таким образом, … Следовательно, … Итак, … В заключение хочу подчеркнуть… Обобщая сказанное, можно сделать вывод… |
(Слайд 16)
Виды заключения
Обобщение основных мыслей автора | Итак, Олег Павлов показал нам, что дети в годы войны жили по-разному, но всех их объединяло то, что они были лишены детства. И в этом виновата война, которая никогда не сотрется из памяти. |
Восклицательное предложение или риторический вопрос | Много горя и лишений выпало на долю детей в годы войны. Забыть такое невозможно. Разве может мир считаться цивилизованным, если в нем плачут дети? |
Использование цитат (не из прочитанного текста) | Таким образом, текст Олега Павлова заставил меня убедиться в том, что война и детство – это несовместимые понятия. Вспоминаются стихи М. Садовского: Над вьюгами и стужами седыми |
- Подведение итогов урока.
- Помните, что при написании сочинения необходимо соблюдать и все остальные критерии (см. Таблицу «Критерии оценивания»)
- Я думаю, что сегодняшний урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения. И мне очень хотелось бы, чтобы эксперт, проверяющий вашу работу, увидел вас как человека эрудированного, мыслящего, умеющего вступить в диалог с автором, владеющего речью, и поставил вам высокую оценку, которая может стать входным билетом в вуз.
- Домашнее задание(Слайд 17)
Написать сочинение по проблеме исходного текста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ГИА 2013 по русскому языку Сочинение-рассуждение
Материалы из презентации. Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013) Андрей Георгиевич Нарушевич, ведущий сотрудник издательства «Легион»; автор пособий по русско...
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту
Данная работа содержит рекомендации для учащихся 10-11 классов по написанию сочинения (части С)....
Элективный курс по русскому языку "Сочинение- рассуждение: особенности и трудности" 11 класс.
Элективный курс по русскому языку "Сочинение - рассуждение: особенности и трудности" поможет обучающимся 11 класса успешно подготовиться к написанию сочинения - рассуждения....
Урок русского языка Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле. 5 класс
Урок русского языка разработан для 5 классов и предполагает подготовку к ГИА к части С по теме "Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле". Урок сопровождается презентацией....
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение-рассуждение.
Как научить слабого ученика работать над частью С? Все этапы работы представлены в этом конспекте....
Рабочая программа по учебному модулю: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку: сочинение-рассуждение"
Курс разработан с целью дополнительной внешкольной интенсивной практической подготовки учащихся к основному государственному экзамену (ОГЭ) по русскому языку в новом формате....
Элективный курс по русскому языку «Сочинение-рассуждение на основе текста»
Элективный курс по русскому языку «Сочинение-рассуждение на основе текста » предлагается для учащихся 10 класса общеобразовательной школы, составлен на основе Программы по русскому д...