Подготовка к ГИА 2013 по русскому языку Сочинение-рассуждение
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Материалы из презентации. Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013) Андрей Георгиевич Нарушевич, ведущий сотрудник издательства «Легион»; автор пособий по русскому языку; кандидат филологических наук, заведующий кафедрой русского языка ТГПИ им. А.П.Чехова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s2_sochinenie.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
С2 Сочинение-рассуждение Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания ВЫСКАЗЫВАНИЯ БУДУТ РАЗНЫЕ.Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ.
Начать сочинение можно словами АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ.
Категория наклонения «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» (А.А. Потебня)
Аргументы
Скучной обыденности Г.Андреев противопоставляет мир мечты. Так, желания героя показаны с помощью глаголов в форме условного наклонения: «Забросить бы всё эти бессмысленные бумаги и отправиться в путешествие» (предложение 18).
Завершает текст предложение с глаголом в повелительном наклонении: «Помните о главном, о том, что ни в коем случае нельзя забывать!» (предложение 37). Этот призыв также ведет читателя в идеальный мир, где нет бессмысленной скуки.
Вывод
Таким образом, с помощью различных форм наклонения глагола автор противопоставляет окружающий мир внутреннему миру своего героя.
Аргументы. Подсказки при выборе языковых явлений для аргументации, прежде всего лексических, могут содержаться в тестовых заданиях А2, А3 и В1.
Речевые клише для аргументации.
В подтверждение этого тезиса приведу пример, демонстрирующий лексическое (или грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению. В качестве примера можно привести предложение … текста.
Рассмотрим … предложение. В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … Это подтверждает вывод о том, что … .Проиллюстрировать это лексическое (или грамматическое) явление можно на примере … предложения текста.В справедливости этой мысли можно убедиться на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (или грамматическое) явление, как … .
Тематика сочинений С2:
1)Лексика и фразеология
2) Лексика и грамматика
3) Морфология
4) Синтаксис и пунктуация
5) Человек и его язык (речь)
6) Язык и речь
7) Язык художественной литературы.
8) Средства речевой выразительности
Аргументы
Лексикой называют, прежде всего, словарный состав языка. Слова могут иметь сразу несколько значений. Такое явление называется многозначностью. Её пример можно наблюдать в предложении «Устал с дороги» (№23): слово «дорога» здесь выступает в одном из нескольких своих значений - «путешествие, путь».
Разговорная и просторечная лексика1. Средство речевой характеристики героя:«Сымай одёжу-то – сушить будем», - проворчал старик.2. Средство выражения авторской оценки: Где-то рядом верещала гармошка и нестройные голоса горланили песню.
Использование синонимов («поверхностный, примитивный, банальный подход») служит средством создания градации и выражает отрицательное отношение автора к людям, не умеющим ценить произведения искусства.
Используя антонимы, автор показывает вмешательство человека в жизнь природы: тихому шелесту травы противопоставлен оглушительный лязг машин, а живым деревьям – мертвые пни. С помощью антонимов А. Приставкин подчёркивает, что проблема, о которой он пишет, касается каждого из нас: «об этом должны помнить и дети, и взрослые».
С помощью оценочной лексики («Иван ни в ком не терпел лжи, лицемерия и фальши») автор характеризует героя как честного, открытого человека.
Устаревшие слова: для воссоздания колорита эпохи: Безвозвратно ушёл в прошлое XIX век с его каретами, двуколками и дилижансами. Для придания речи оттенка торжественности, патетической взволнованности: На уважении к слову и зиждется здание русской словесности. Для создания комического эффекта, иронии: Сей отрок отнюдь не блистал талантами и часто огорчал родителей двойками.
Фразеологизмы афористично, кратко и ёмко выражают мысль: Творческий труд никогда не укладывался в прокрустово ложе отчётов и предписаний. выражают авторскую оценку изображаемого: Человек он из тех, о которых говорят «звёзд с неба не хватает» или «пороху не выдумает».
Фразеологизмы, как и слова, называют предметы, признаки, действия, помогая понять смысл высказывания. Н-р, в предложении «Книги ждут собеседника, который придёт отделить плевелы от зёрен» используется фразеологизм, который обозначает «отделять вредное от полезного, плохое от хорошего».
Лексика и грамматика
Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса словосочетания с разными видами связи;предложения по цели высказывания;предложения по эмоциональной окраске;однородные члены предложения;обособленные члены предложения;вводные слова и предложения;обращения;
Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные),прямая речь, косвенная речь, диалог
Синтаксические средства выразительности: риторические вопросы, риторические , синтаксический параллелизм, анафора, инверсия, парцелляция, многосоюзие/бессоюзие, градация
Аргументы
Использованный автором ряд однородных членов (жизнь в окружении автомобилей, компьютеров, самолётов, телевизоров, пейджеров) создаёт образ современного индустриального мира, противопоставленного миру природы
Вводные конструкции 1. Показывают последовательность изложения мыслей: во-первых, во-вторых, наконец и др. 2. Выражают оценку достоверности изображаемого: наверное, по-видимому, должно быть, разумеется, конечно и др.3. Выражают авторское отношение к изображаемому: к счастью, к несчастью, к сожалению и т.п.
Авторская оценка выражена не только с помощью лексики. Например, в предложении 13 (К сожалению, человечество продолжает свою разрушительную деятельность) использована вводная конструкция, показывающая негативное отношение автора к вмешательству человека в жизнь природы.
Обращения Средства речевого этикета (Уважаемый Иван Александрович!)Средства речевой характеристики героя (Женщина! Папаша! Эй ты, чучело! - Доченька! Мамочка! ) Риторические обращения усиливают выразительность текста.
Вопросительные предложения1. Формулируют проблему, над которой размышляет автор: Как изменить отношение человека к природе?2. Образуют вопросно-ответные единства, позволяющие автору привлечь читателя к совместному размышлению:В чём высшее наслаждение жизнью? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству.
Простые предложения называют какие-либо факты, события, явления, а сложные выражают отношения между этими событиями.Сверкнул луч солнца. Всё вокруг преобразилось.Сверкнул луч солнца, и всё вокруг преобразилось.Когда сверкнул луч солнца, всё вокруг преобразилось.
Грамматика помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли. Примером может быть такое грамматическое явление, как сложноподчинённое предложение, между частями которого устанавливаются отношения подчинения. Например, в предложении 22 придаточное изъяснительное объясняет, о чём разговаривали герои, а придаточное обстоятельственное времени говорит о том, когда они разговаривали. Роль грамматических явлений (пример)
Грамматика учит нас правильно говорить и писать. Она нужна не только для правильного построения слов в речи, но может служить ещё и способом передачи дополнительных смыслов в тексте. Н-р, в предложении «Вдруг справа из кустов что-то белое – прыг!» для обозначения действия вместо глагола прошедшего времени используется междометие «прыг». Это придаёт высказыванию экспрессивную окраску: создаётся эффект внезапности и скорости действия.
Морфология
С помощью имен существительных и глаголов автор показывает многообразие мира живой природы. Имена существительные называют разные виды птиц: зяблик, бекас, перепелка, соловей… Глаголы же позволяют нам услышать неповторимый голос каждой птицы: звенеть, свистеть, стонать, заливаться.
Синтаксис и пунктуация
Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса словосочетания с разными видами связи;предложения по цели высказывания;предложения по эмоциональной окраске;однородные члены предложения;обособленные члены предложения;вводные слова и предложения;обращения;
Функции абзаца
Отделение друг от друга на письме реплик диалога;отделение друг от друга на письме отрезков монологического текста с целью а) логико-смыслового выделения; б) экспрессивно-эмоционального выделения.
Средства выразительности тропы;синонимы, антонимы, омонимы; фразеологизмы;риторические (стилистические) фигуры речи.
Сочинение по тексту С.Соловейчика (Текст взят из книги ГИА-2012, с.102)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Л.В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Примеры-аргументы (иллюстрация лексического явления)
Словарь любого языка – это его лексика. Лексика всегда выражает мысли, чувства и настроения говорящего (автора). Человек использует в своей речи слова и фразеологические обороты различной стилистической окраски. Например, С.Соловейчик использует разговорные слова «хныкать, ныть и причитать» (предложение 22), которые снижают пафосный настрой всего текста и дают яркую словесную характеристику тем людям, которые от трудностей впадают в уныние.
Примеры-аргументы (иллюстрация грамматического явления)
Например, ряды однородных членов в предложении 21 позволяют автору путём перечисления выразить мысль о том, что мужественность может быть свойственна не только людям, но и целым народам, и противопоставить мужественность потере духа и унынию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту
Данная работа содержит рекомендации для учащихся 10-11 классов по написанию сочинения (части С)....
Элективный курс по русскому языку "Сочинение- рассуждение: особенности и трудности" 11 класс.
Элективный курс по русскому языку "Сочинение - рассуждение: особенности и трудности" поможет обучающимся 11 класса успешно подготовиться к написанию сочинения - рассуждения....
Рабочая программа по учебному модулю: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку: сочинение-рассуждение"
Курс разработан с целью дополнительной внешкольной интенсивной практической подготовки учащихся к основному государственному экзамену (ОГЭ) по русскому языку в новом формате....
Методическая разработка "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности"
Программа включает:пояснительную записку;содержание программытехнологию организации учебного процессаформы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценкитребования к результатам ...
«Подготовка к ГИА по русскому языку. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему»
Перед учителем русского языка стоит непростая задача: обучить умению репродуцировать исходный текст и продуцировать свой на основе предложенного.Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации &nd...
«Подготовка к ГИА по русскому языку. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему»
Перед учителем русского языка стоит непростая задача: обучить умению репродуцировать исходный текст и продуцировать свой на основе предложенного.Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации &nd...
«Подготовка к ГИА по русскому языку. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему»
Перед учителем русского языка стоит непростая задача: обучить умению репродуцировать исходный текст и продуцировать свой на основе предложенного.Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации &nd...