Элективный курс по русскому языку «Сочинение-рассуждение на основе текста»
элективный курс по русскому языку (10 класс) на тему

Шашкова Валентина Васильевна

Элективный курс по русскому языку «Сочинение-рассуждение на основе текста » предлагается для учащихся 10 класса общеобразовательной школы, составлен на основе Программы  по русскому для средней (полной) школы (базовый уровень), составитель Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.,  авторских программ Т.Н. Скоробогатовой и Л.Д. Беднарской, строится на анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет. 

Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_shashkova_vv.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Шумячская средняя общеобразовательная школа им. В.Ф. Алешина

Рассмотрена на заседании МО

Протокол № ______ от

«____» __________ 20___ г.

Руководитель МО: ________ И.А. Мослякова

Согласовано.

Зам. директора по УР:

__________ В.В. Коптева

«____» ___________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ.

Директор МБОУ Шумячская СОШ им. В.Ф. Алешина

_________И.Н. Кухаренкова

«____» __________ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 

«СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ОСНОВЕ ТЕКСТА»

10 КЛАСС

Общее количество часов: 34.

Количество часов в неделю: 1.

Учитель: Шашкова Валентина Васильевна

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Элективный курс по русскому языку «. Сочинение-рассуждение на основе текста » предлагается для учащихся 10 класса общеобразовательной школы, составлен на основе Программы  по русскому для средней (полной) школы (базовый уровень), составитель Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.,  авторских программ Т.Н. Скоробогатовой и Л.Д. Беднарской, строится на анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет.  

Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Основными целями элективного курса ставятся следующие:

1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания С ЕГЭ.
2. Совершенствовать и развивать умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.

3. Расширить опыт восприятия и понимания информации, содержащейся в тексте.

4.  Совершенствовать  и развивать умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.

5. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

6. Совершенствовать умение правильного  оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

5. Формировать опыт использования в речи вариативных грамматических конструкций и лексического богатства языка, а также опыт использования изобразительно-выразительных средств.

Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:

  1. Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
  2. Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
  3. Способствовать развитию письменной речи.
  4. Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.

Общая характеристика курса

Введение элективного курса, как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено тем, что часть 3 (С) ЕГЭ составляет примерно 1/3 от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимое для поступления в учебные заведения. В части С экзаменационного теста помещается задание открытого типа, требующее развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста. Данное задание проверяет прежде всего сформированность у обучающихся коммуникативной компетенции, необходимой для понимания чужих и составления собственных высказываний, компетентности выпускника, важной не только для успешной образовательной деятельности, но и для профессионального и жизненного становления.

Главные принципы, на которых строится курс, – научность, системность, доступность. Это позволит учащимся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ. Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – помощь в написании сочинения и овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Выпускники учатся работать с информацией, заложенной в тексте, четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения.  

Для того чтобы деятельность выпускника была успешной, обучающиеся должны понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Именно поэтому вниманию выпускников предлагаются критерии оценки сочинения; теоретический материал, помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы, проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок, знание которых поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе. Также предусмотрена работа над пониманием значения терминов, используемая в формулировке задания части С и критериях оценивания. Методическая система достижения цели складывается из строгой последовательности этапов выполнения работы по критериям, анализа сочинений по критериям, прогнозировать возможные результаты работы и проводить самоанализ.

Практические занятия предусматривают написание сочинения поэтапно, итоговой работой является выполнения задания части С ЕГЭ и зачет по теории курса.  

   Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего  ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике,  уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Основные организационные формы вовлечения обучающихся в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа  рассуждения);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.

Организация занятия предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Результаты освоения курса

   В результате изучения курса учащиеся должны

знать:

  • определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
  • виды текста;
  • определение понятий «вступление» и «заключение»;
  • что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;

уметь:  

  • правильно понимать исходный текст;
  • «расшифровывать» информацию текста;
  • составлять вступление и заключение;
  • формулировать основную проблему текста;
  • комментировать основную проблему текста;
  • выявлять позицию автора и способы её выражения;
  • определять собственное мнение по проблеме, аргументировать свою позицию;
  • составлять текст, учитывая смысловую цельность, речевую связность и последовательность в изложении.      

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.

Критерии оценивания. Работа учащихся оценивается следующим образом: зачет / незачет. Итоговая оценка складывается из всех текущих. В тестовых работах каждый правильный ответ оценивается одним баллом.

Основное содержание курса

Анализ текста. Содержание исходного текста. Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе. Композиция и языковое оформление сочинения. Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция. Основная часть сочинения. Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения. Тренировочные сочинения.

Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

Календарно-тематическое планирование

34 ч

Тема

 

Сочинение-рассуждение на основе текста

1-2

Основные требования к сочинению. Критерии оценивания части С.

3

 Оценка текста.  Рецензия.

4

Эссе.

5-7

Способы моделирования  вступления  сочинения.

 Смысловые и грамматические связи предложений.

8-10

Проблемы исходных текстов. Типы проблем, способы выявления проблемы. Клише для формулирования проблемы. Типовые ошибки при формулировании проблемы.

11-12

Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Клише для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения.

13-14

Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик.  Выявление авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора.

15-16

Аргументация собственного мнения, виды аргументов, структура аргумента, типичные ошибки аргументации.

17-18

Заключительная часть сочинения, виды заключения.

19

20

21

22

23

Речевое оформление сочинения. Предупреждение ошибок при написании  сочинения:

Грамматические ошибки.

Речевые ошибки.

Логические ошибки.

Фактические ошибки.

 

24-26

«Поработайте экспертами». «Экспертиза» текстов  (анализ готовых  сочинений-рассуждений).

27-28

«Поработайте писателями». Написание сочинений и их анализ.

29-30

Итоговая проверочная работа.

31-32

Анализ выполнения и работа над ошибками.

33-34

Резервные.

Учебно-методическое обеспечение курса

  1. Беднарская Л.Д. Элективные курсы по русскому языку для 10-11-х классов. Орел, 2007.
  2. Власенков А.И. Текст и его строение. Стили речи / Русский язык. 10 класс. – М.: Просвещение, 2015.
  3. Егораева Г.Т. ЕГЭ-2013. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части № (С). – М.: «Экзамен», 2013.
  4. Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. ЕГЭ по русскому языку. На ошибках учимся: Учебное пособие / Под ред. проф. Т.М. Зыбиной. - Смоленск: СГПУ, 2004.
  5. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 2001.
  6. Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики: Школьный курс: Книга для учителя, старшеклассника, абитуриента. – Брянск: Курсив, М.: Новая школа, 2001.
  7. Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. / Н.Л. Карнаух, И.В. Щербина. – М.: Дрофа, 2002.
  8. Мамай О.М. ЕГЭ. Русский язык. Типовые тестовые задания. Подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
  9. Нелюбова Н.Я., Кадашникова Н.Ю., Попова Е. Русский язык. 9-11 классы.         Подготовка к итоговой аттестации: рецензия на 20 баллов (рекомендации, уроки, дидактический материал, образцы сочинений). – Волгоград: Учитель, 2010.
  10. Павлова Т.И.,  Раннева Н.А.. Сочинение-рассуждение. Творческое задание (часть С) на итоговой аттестации по русскому языку в 9-х и 11-х классах. Путь к успеху: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2013.
  11. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. – М.: Просвещение, 2000.
  12. Пленкин Н.А. Уроки развития речи: 5-9 классы: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1995.
  13. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2012.
  14. Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку "Сочинение- рассуждение: особенности и трудности" 11 класс.

Элективный курс по русскому языку "Сочинение - рассуждение: особенности и трудности" поможет обучающимся 11 класса успешно подготовиться к написанию сочинения - рассуждения....

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ 9 КЛАССА

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСАПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ«СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»ДЛЯ 9 КЛАССА...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс. Лингвокультурологический анализ текста

Программа данного элективного курса представляет актуальные проблемы изучения русского языка и развития речи, но рассматривает их в тесной связи с проблеммами нравственности, национального историческо...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Сочинение-рассуждение на лингвистическую или нравственно-этическую темы" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по русскому языку может быть полезна для учителей, которым в 9 классе  выделяется один час для элективного курса, когда класс разбит на  две группы. За од...

Элективный курс по русскому языку Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ

Элективный курс по русскому языку "Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ"...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Теория и практика». 11 класс.

Элективный курс «Сочинение-рассуждение. Теория и практика» рассчитан на 35 часов и представляет собой углублённое изучение раздела учебного предмета «русский язык»  - &laq...