Элективный курс по русскому языку «Сочинение-рассуждение на основе текста»
элективный курс по русскому языку (10 класс) на тему
Элективный курс по русскому языку «Сочинение-рассуждение на основе текста » предлагается для учащихся 10 класса общеобразовательной школы, составлен на основе Программы по русскому для средней (полной) школы (базовый уровень), составитель Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., авторских программ Т.Н. Скоробогатовой и Л.Д. Беднарской, строится на анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_shashkova_vv.docx | 31.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Шумячская средняя общеобразовательная школа им. В.Ф. Алешина
Рассмотрена на заседании МО Протокол № ______ от «____» __________ 20___ г. Руководитель МО: ________ И.А. Мослякова | Согласовано. Зам. директора по УР: __________ В.В. Коптева «____» ___________ 20__ г. | УТВЕРЖДАЮ. Директор МБОУ Шумячская СОШ им. В.Ф. Алешина _________И.Н. Кухаренкова «____» __________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ОСНОВЕ ТЕКСТА»
10 КЛАСС
Общее количество часов: 34.
Количество часов в неделю: 1.
Учитель: Шашкова Валентина Васильевна
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Элективный курс по русскому языку «. Сочинение-рассуждение на основе текста » предлагается для учащихся 10 класса общеобразовательной школы, составлен на основе Программы по русскому для средней (полной) школы (базовый уровень), составитель Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., авторских программ Т.Н. Скоробогатовой и Л.Д. Беднарской, строится на анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Основными целями элективного курса ставятся следующие:
1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания С ЕГЭ.
2. Совершенствовать и развивать умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.
3. Расширить опыт восприятия и понимания информации, содержащейся в тексте.
4. Совершенствовать и развивать умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
5. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
6. Совершенствовать умение правильного оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.
5. Формировать опыт использования в речи вариативных грамматических конструкций и лексического богатства языка, а также опыт использования изобразительно-выразительных средств.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
- Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
- Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
- Способствовать развитию письменной речи.
- Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.
Общая характеристика курса
Введение элективного курса, как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено тем, что часть 3 (С) ЕГЭ составляет примерно 1/3 от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимое для поступления в учебные заведения. В части С экзаменационного теста помещается задание открытого типа, требующее развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста. Данное задание проверяет прежде всего сформированность у обучающихся коммуникативной компетенции, необходимой для понимания чужих и составления собственных высказываний, компетентности выпускника, важной не только для успешной образовательной деятельности, но и для профессионального и жизненного становления.
Главные принципы, на которых строится курс, – научность, системность, доступность. Это позволит учащимся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ. Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – помощь в написании сочинения и овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Выпускники учатся работать с информацией, заложенной в тексте, четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения.
Для того чтобы деятельность выпускника была успешной, обучающиеся должны понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Именно поэтому вниманию выпускников предлагаются критерии оценки сочинения; теоретический материал, помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы, проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок, знание которых поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе. Также предусмотрена работа над пониманием значения терминов, используемая в формулировке задания части С и критериях оценивания. Методическая система достижения цели складывается из строгой последовательности этапов выполнения работы по критериям, анализа сочинений по критериям, прогнозировать возможные результаты работы и проводить самоанализ.
Практические занятия предусматривают написание сочинения поэтапно, итоговой работой является выполнения задания части С ЕГЭ и зачет по теории курса.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Основные организационные формы вовлечения обучающихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Организация занятия предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Результаты освоения курса
В результате изучения курса учащиеся должны
знать:
- определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
- виды текста;
- определение понятий «вступление» и «заключение»;
- что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;
уметь:
- правильно понимать исходный текст;
- «расшифровывать» информацию текста;
- составлять вступление и заключение;
- формулировать основную проблему текста;
- комментировать основную проблему текста;
- выявлять позицию автора и способы её выражения;
- определять собственное мнение по проблеме, аргументировать свою позицию;
- составлять текст, учитывая смысловую цельность, речевую связность и последовательность в изложении.
Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.
Критерии оценивания. Работа учащихся оценивается следующим образом: зачет / незачет. Итоговая оценка складывается из всех текущих. В тестовых работах каждый правильный ответ оценивается одним баллом.
Основное содержание курса
Анализ текста. Содержание исходного текста. Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе. Композиция и языковое оформление сочинения. Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция. Основная часть сочинения. Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения. Тренировочные сочинения.
Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
Календарно-тематическое планирование
34 ч | Тема |
| Сочинение-рассуждение на основе текста |
1-2 | Основные требования к сочинению. Критерии оценивания части С. |
3 | Оценка текста. Рецензия. |
4 | Эссе. |
5-7 | Способы моделирования вступления сочинения. Смысловые и грамматические связи предложений. |
8-10 | Проблемы исходных текстов. Типы проблем, способы выявления проблемы. Клише для формулирования проблемы. Типовые ошибки при формулировании проблемы. |
11-12 | Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Клише для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. |
13-14 | Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Выявление авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора. |
15-16 | Аргументация собственного мнения, виды аргументов, структура аргумента, типичные ошибки аргументации. |
17-18 | Заключительная часть сочинения, виды заключения. |
19 20 21 22 23 | Речевое оформление сочинения. Предупреждение ошибок при написании сочинения: Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Логические ошибки. Фактические ошибки.
|
24-26 | «Поработайте экспертами». «Экспертиза» текстов (анализ готовых сочинений-рассуждений). |
27-28 | «Поработайте писателями». Написание сочинений и их анализ. |
29-30 | Итоговая проверочная работа. |
31-32 | Анализ выполнения и работа над ошибками. |
33-34 | Резервные. |
Учебно-методическое обеспечение курса
- Беднарская Л.Д. Элективные курсы по русскому языку для 10-11-х классов. Орел, 2007.
- Власенков А.И. Текст и его строение. Стили речи / Русский язык. 10 класс. – М.: Просвещение, 2015.
- Егораева Г.Т. ЕГЭ-2013. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части № (С). – М.: «Экзамен», 2013.
- Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. ЕГЭ по русскому языку. На ошибках учимся: Учебное пособие / Под ред. проф. Т.М. Зыбиной. - Смоленск: СГПУ, 2004.
- Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 2001.
- Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики: Школьный курс: Книга для учителя, старшеклассника, абитуриента. – Брянск: Курсив, М.: Новая школа, 2001.
- Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. / Н.Л. Карнаух, И.В. Щербина. – М.: Дрофа, 2002.
- Мамай О.М. ЕГЭ. Русский язык. Типовые тестовые задания. Подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
- Нелюбова Н.Я., Кадашникова Н.Ю., Попова Е. Русский язык. 9-11 классы. Подготовка к итоговой аттестации: рецензия на 20 баллов (рекомендации, уроки, дидактический материал, образцы сочинений). – Волгоград: Учитель, 2010.
- Павлова Т.И., Раннева Н.А.. Сочинение-рассуждение. Творческое задание (часть С) на итоговой аттестации по русскому языку в 9-х и 11-х классах. Путь к успеху: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2013.
- Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. – М.: Просвещение, 2000.
- Пленкин Н.А. Уроки развития речи: 5-9 классы: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1995.
- Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2012.
- Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по русскому языку "Сочинение- рассуждение: особенности и трудности" 11 класс.
Элективный курс по русскому языку "Сочинение - рассуждение: особенности и трудности" поможет обучающимся 11 класса успешно подготовиться к написанию сочинения - рассуждения....
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ 9 КЛАССА
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСАПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ«СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»ДЛЯ 9 КЛАССА...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс. Лингвокультурологический анализ текста
Программа данного элективного курса представляет актуальные проблемы изучения русского языка и развития речи, но рассматривает их в тесной связи с проблеммами нравственности, национального историческо...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Сочинение-рассуждение на лингвистическую или нравственно-этическую темы" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по русскому языку может быть полезна для учителей, которым в 9 классе выделяется один час для элективного курса, когда класс разбит на две группы. За од...
Урок русского языка. Сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста
Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку....
Элективный курс по русскому языку Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ
Элективный курс по русскому языку "Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ"...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Теория и практика». 11 класс.
Элективный курс «Сочинение-рассуждение. Теория и практика» рассчитан на 35 часов и представляет собой углублённое изучение раздела учебного предмета «русский язык» - &laq...