Урок русского языка Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле. 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка разработан для 5 классов и предполагает подготовку к ГИА к части С по теме "Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле". Урок сопровождается презентацией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №19
хутора Коржевского Славянского района Краснодарского края
Урок русского языка в 5 классе
по теме:
«Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле речи».
Подготовила учитель русского языка
Сацко Елена Ивановна
Тема: Сочинение-рассуждение
на лингвистическую тему в научном стиле речи.(Слайд № 1)
Образовательные цели: - углубить сведения о признаках научного стиля речи;
- закрепить навыки построения простого плана к тексту- рассуждению;
- отработать лингвистические термины и конструкции, необходимые для
написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в научном стиле
речи.
1. Речевая разминка. (слайд № 2)
Заявил наш Игорёк:
- По-морскому
Повар – кок!
И выходит,
Поварешка –
По-морскому
Кокорёшка.
Повариха – кокориха,
Поварята – кокорята.
Вот смешно, как
По - морскому
Получается, ребята. (С. Коган)
- Прочитайте стихотворение и выделите в каждой строке слова, на которые падает логическое ударение.
- Какие необычные слова встретились в тексте стихотворения? ( кокорёшка, кокориха, кокорята) (Слайд №3)
- Какой общий корень у этих слов? (кок)
- Что обозначает этот корень? (Кок – это повар на морском судне)
- При помощи каких суффиксов образованы эти слова? (При помощи суффиксов – орешк-, -орих-,
-орят-).
- Встречали ли вы когда-нибудь такие суффиксы? Существуют ли они в природе русского языка? (Нет.) - Автор этого стихотворения С. Коган создал так называемые лжесуффиксы, возникшие по внешней аналогии.
2. Работа по теме.
1). - Сегодня мы будем учиться писать сочинение – рассуждение в научном стиле на лингвистическую тему. Для начала давайте вспомним основные термины, без которых нам на уроке не обойтись. Ответьте на вопросы:
1). Что такое лингвистика? ( это наука о языке)
2). Какие стили речи языка вы знаете? ( На уроках русского языка мы познакомились с 3 стилями речи. Это художественный, научный и разговорный стиль)
3). Что вы можете рассказать о научном стиле речи? ( Цель научного стиля речи – сообщить, дать точную информацию. В нем мы встречаем научные термины, слова в прямом значении. В таком тексте отсутствуют эмоции. Этот стиль можно встретить в учебниках, энциклопедиях, словарях).
4). Какие типы речи существуют в русском языке? ( В русском языке существует три типа речи: описание, повествование и рассуждение).
5). Что вы можете рассказать о типе речи – рассуждении? ( Текст отвечает на вопрос – ПОЧЕМУ?; в тексте много наречий, вводных слов # например, во-первых, таким образом, следовательно и др.; к тексту нельзя сделать рисунки-фотографии).
6) Теперь давайте вспомним, из каких частей может состоять слово? ( Слово может состоять из корня, приставки, суффикса и окончания)
7). Какая часть несет большую смысловую нагрузку и как её правильно выделить? (Эта часть слова – корень. Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение однокоренных слов. Находим мы корень, подбирая однокоренные слова и выделяя у них общую часть).
2). Прочитайте стихотворение Г. Комаровского и Г. Ладонщикова. Правильно ли девочка подобрала однокоренные слова? Если нет, то обоснуйте свою точку зрения.
(Слайд № 4)
У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Коля колет,
Поля полет,
Паша пашет,
Соня спит,
Катя катит,
Тоня тонет,
Но не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню:
Подрисую что-нибудь!
( Здесь только два однокоренных слова – ТОНЕТ и УТОНУТЬ, корни которых имеют одинаковое лексическое значение).
Запись: Коля – колет ( не являются однокоренными словами);
тонет – утонуть (однокоренные слова).
-Определите корень в следующих словах: кличка – кликать – восклицать. (Слайд № 5)
- С каким явлением мы здесь встречаемся? ( Это корни с чередованием звуков: ч\\к\\ц) – запись.
( Слайд №6)
3). -При помощи каких частей мы можем образовать новые слова? ( Новые слова можно образовать при помощи приставок и суффиксов)
- Вашему вниманию представляю отрывок из стихотворения Э. Успенского « Жил-был слоненок». Какие знакомые приставки и суффиксы встречаются в этом стихотворении?
В одном огромном парке,
А может, и не в парке,
А может в зоопарке
У мамы с папой жил
Один смешной слонёнок,
А может, не слонёнок,
А может, поросёнок,
А может, крокодил.
Однажды зимним вечером,
А может, летним вечером
Он погулять по парку
Без мамы захотел
И заблудился сразу,
А может, и не сразу,
Уселся на скамеечку
и громко заревел. (Слайд № 7)
Например:
Суффиксы -енок- : поросенок, слоненок, котенок, теленок;
-н- : зимним, летним, чудным, длинным;
- л- :захотел, заблудился, пришёл, взял;
Приставки по- : погулять, почитать, поспать;
за- : заблудился, заснул, закончил;
у- : уселся, упал, уронил.
- Некоторые суффиксы и приставки встречаются в русском языке в составе только одного или двух слов. Например, СУМРАК, ЖИЗНЬ, БОЛЕЗНЬ, МЕЛЮЗГА, МЕТЛА. Запись в тетрадь. (Слайд № 8)
4). - Для чего в слове нужно окончание?( Окончание служит для образования формы слова и для связи слов в предложении).
- Назовите окончания в следующих словах из стихотворения Э. Успенского «Жил-был слоненок»:
ОГРОМНОМ, ЗООПАРКЕ, ЖИЛ, КРОКОДИЛ, ПОГУЛЯТЬ, ЗАБЛУДИЛСЯ. (Слайд № 9).
- Однажды известный ученый Лев Владимирович Щерба спросил у своих студентов, какую информацию можно получить из следующей фразы:
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.
-Что вы поняли из этого предложения? Почему? (В русском языке таких слов нет)
-Перепишите это предложение себе в тетрадь, давайте попробуем произвести его синтаксический разбор.
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.
- Посмотрите, благодаря окончаниям, которые связывают слова в предложении по смыслу, мы произвели синтаксический разбор предложения, состоящий из слов, которых в русском языке нет.
3. Работа над сочинением.
1). Сочинение на лингвистическую тему – это для вас не новый вид работы. Во второй четверти мы писали с вами сочинение-опровержение мнения Саши Петрова, что изучать правила русской орфографии необходимо и полезно. Сегодня мы с вами порассуждаем на тему словообразования о важности и значении частей слова. Для начала давайте с вами вспомним, основные понятия лингвистики, которые нам пригодятся. (Слайд № 10)
Лингвистика –
это наука о языке.
Рассуждение –
это тип текста, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью аргументов.
Сочинение
на лингвистическую тему предполагает рассуждение по вопросам языкознания.
- Из каких частей состоит сочинение – рассуждение? Назовите его структуру. (Слайд № 11)
1. Тезис
2. Доказательство.
3. Вывод.
- Тезис должен быть точным и кратким. Доказательства должны быть бесспорными. Вывод должен подтверждать тезис.
2). – Теперь мы должны подумать, что мы напишем в каждой части нашего сочинения. Я вам даю более узкую тему, например «Значимая часть слова корень». Докажите, что корень – это главная значимая часть слова.
- Давайте сформулируем убедительный тезис. (Слайд № 12)
ТЕЗИС.
Корень – это главная значимая часть слова.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО.
Во-первых, в корне заключено общее значение всех однокоренных слов. Например, слова «тонет» и «утонуть» имеют один корень «тон» и общее лексическое значение. Они однокоренные. Во-вторых, они очень интересны для изучения . Например, слова «кликать» и «кличка» тоже являются родственными , но у них в корне мы наблюдаем чередование звуков к//ч.
ВЫВОД.
Таким образом, корень – это важная часть слова, которая может многое рассказать о слове. Изучать морфемику полезно и интересно.
3). – Несколько дней назад я давала индивидуальное задание: написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Значимая часть слова суффикс». Прослушаем, как ученик справился с заданием.
Пример: Суффикс – это значимая часть слова.
Во-первых, суффикс служит для образования новых слов. Например, при помощи суффиксов -Н- и –НИК- образованы слова от корня –ЛЕС- («лесной», «лесник»). Во-вторых, суффикс вносит в слово новые значения. Например, суффикс –ЕНЬК- является уменьшительно-ласкательным («беленький», «маленький»).
Таким образом, суффикс – это важная часть слова, которую изучать полезно и интересно.
4. Домашнее задание.
– Используя материал классной работы, используя упражнения в разделе «Морфемика. Словообразование» напишите сочинение на тему « Значимая часть слова приставка».
(Слайд № 13)
5. Итоги урока.
- Какое сочинение вы дома будете писать?
- Что предполагает сочинение – рассуждение на лингвистическую тему? (Это рассуждение по вопросам языкознания)
- Из каких частей должно состоять ваше сочинение?
- Что вам необходимо знать, чтобы написать сочинение «Значимая часть слова приставка»?
Выставление оценок за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по русскому языку "Сочинение- рассуждение: особенности и трудности" 11 класс.
Элективный курс по русскому языку "Сочинение - рассуждение: особенности и трудности" поможет обучающимся 11 класса успешно подготовиться к написанию сочинения - рассуждения....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Сочинение-рассуждение на лингвистическую или нравственно-этическую темы" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по русскому языку может быть полезна для учителей, которым в 9 классе выделяется один час для элективного курса, когда класс разбит на две группы. За од...
Урок русского языка. Сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста
Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Теория и практика». 11 класс.
Элективный курс «Сочинение-рассуждение. Теория и практика» рассчитан на 35 часов и представляет собой углублённое изучение раздела учебного предмета «русский язык» - &laq...
«Подготовка к ГИА по русскому языку. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему»
Перед учителем русского языка стоит непростая задача: обучить умению репродуцировать исходный текст и продуцировать свой на основе предложенного.Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации &nd...
«Подготовка к ГИА по русскому языку. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему»
Перед учителем русского языка стоит непростая задача: обучить умению репродуцировать исходный текст и продуцировать свой на основе предложенного.Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации &nd...
«Подготовка к ГИА по русскому языку. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему»
Перед учителем русского языка стоит непростая задача: обучить умению репродуцировать исходный текст и продуцировать свой на основе предложенного.Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации &nd...