Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение-рассуждение.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Как научить слабого ученика работать над частью С? Все этапы работы представлены в этом конспекте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovimsya_k_ege.sochinenie-rassuzhdenie.na_sayt.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения по данному тексту (Задание С1 ).
Автор: Борсук Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 10 станицы Новощербиновской
Тема урока: Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения по данному тексту (Задание С1 ).
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями задания С1 ЕГЭ по русскому языку, дать алгоритм выполнения задания, проработать возможные варианты выполнения задания, закрепить полученные знания в практической деятельности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
Ребята, часть С на ЕГЭ представляет особую трудность. Сейчас мало кто любит писать сочинения. Но учащиеся, которые справляются с частями А и В, могут его написать. А слабые учащиеся испытывают страх перед этой частью работы.
И мне бы хотелось поделиться тем материалом, который поможет учащимся-троечникам правильно построить свой экзаменационный текст и успешно сдать экзамен по русскому языку.
Разработчики КИМов отбирают тексты из произведений , в основном, современных авторов на различные темы. Я решила взять одну из самых понятных и простых тем для современной молодежи, на примере которой даже слабый ученик сможет построить свое сочинение. Главное - соблюдать все шаги, которые и приведут к высоким баллам.
2.Знакомство с текстом В.Абраменковой.( текст размножен для каждого учащегося).
Детская игрушка во все времена оказывала важное влияние на формирование души ребенка. Действительно, она воспитывала терпение и осторожность, ловкость и внимание, ребенок неосознанно получал представление о причинно-следственнных отношениях, о сути человеческих отношений, сложном устройстве мира. Игрушка- духовный образ идеальной жизни, идеального мира, она утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. Кроме того, игрушка еще и средство обучения, развлечения и даже лечения.
Но так ли повезло современному ребенку, на которого буквально обрушивается разнообразный и заманчивый мир игрушек? Конечно, теперь каждый малыш живет в
мире , гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад. В самом деле, вокруг яркие обложки книг, журналов, цветные рекламные щиты на улице, а дома- фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов и форм. Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. И нежная психика ребенка не справляется – восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.
К огромному сожалению, современная игрушка по сути своей становится антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. Психологи хором твердят, что растет поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребенка. Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук- эти игрушки атрофируют способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию, и способствуют накоплению агрессивных фантазий, часто реализуемых ребенком в жизни по отношению к более слабым. Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты игры и с чьей помощью осуществляется познание мира.
Но ведь игрушка – это не забава. Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие образы мира, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование нравственных качеств личности. Игрушка должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Нужно учить добру и красоте, мудрости и способности к сопереживанию.
3.Работа над « Памяткой для учащихся».
Схематичная структура сочинения-рассуждения:
1.Вступление.(1-2 предложения)
Проблема в последнем предложении вступления.
2.Основная часть.
а)Комментарий к проблеме(4-6 предложений)
б)Позиция автора(1-2 предложения)
в)Собственное мнение(1-2 предложения)
г) Аргументация собственного мнения(3-6 предложений)
3.Заключение.
Итог всех рассуждений, вывод, состоящий из нескольких или одного предложения.
4.Коллективная работа с записью в тетради всех шагов.
ШАГ № 1
Работа над вступлением. Формулировка проблемы.
Что такое проблема?
Это вопрос, который решает автор. Проблем может быть несколько, но достаточно выделить только одну.
Клише:
1)Автора интересует вопрос:
2)…? Над этим вопросом задумывается автор текста.
3) …? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.
Варианты формулировки проблемы:
1.В виде вопроса-ответа.
Например: Проблема «отцов и детей».Почему она является «вечной проблемой»?Что мешает ребенку познать подлинную ценность родительской любви?.
2.В виде предложения-тезиса, требующего пояснения:
Автор рассматривает «вечную» проблему- проблему отношения детей к своим родителям.
3.В виде предложения-цитаты.
«Что имеем- не храним, потерявши- плачем,»- так гласит народная пословица.
Иногда мы слишком поздно, лишь с возрастом познаем подлинную ценность и величие родительской любви.
Предложенные образцы для вступления.
1.Свои первые шаги каждый малыш делает вместе с игрушкой. Она лучший друг и товарищ. Влияние на маленького человечка игрушка оказывает разное: как плохое, так и хорошее. Поэтому Абраменкова в своем публицистическом рассуждении ставит одну из злободневных проблем- какие нравственные качества формирует у ребенка современная игрушка.(Гриппа Артем, 11 класс).
2.Стремление к познанию заложено в натуре человека с первых его шагов и слов. Эта потребность сильнее любых страхов и поэтому оказывает огромное влияние на формирование внутреннего мира человека с первого года жизни. Влияет ли игрушка на формирование личности маленького человека и как она это делает? Именно над этой проблемой заставляет задуматься нас автор статьи В.Абраменкова.(Лесных Оксана, 11 класс)
ШАГ №2
Основная часть.
а)Комментарий к проблеме.
Что такое комментарий?
Это пояснение, разъяснение, как бы расшифровка. Здесь вы должны сказать , насколько эта проблема актуальна, современна. Также здесь надо чуть-чуть проанализировать текст, то есть проследить, как развивается мысль автора, с чего он начинает, какие примеры приводит.(3-6 предложений). Но не пересказывайте текст!
Клише:
В тексте говорится(повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.д.) о… .
В небольшой по объему статье автор затрагивает важную проблему… .
ШАГ №3
Позиция автора. Вывод- это и есть позиция автора..Выявляя авторскую позицию, мы должны сказать о том, как автор решает заявленную проблему, какие аргументы в защиту своей позиции он приводит, какова цель написания этого текста.
Клише:
1) Автор приводит читателя к мысли о том, что …
2) Решая проблему, автор приходит к такому выводу:
3) Цель автора текста- убедить читателя в том…
Речевые образцы для комментирования авторской позиции:
одобрение
Автор восхищается…, поражается…, словно приглашает вместе с ним полюбоваться…, с интересом наблюдает за тем…, любуясь чем-то, создает словесную картину, как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о … .
нейтральная позиция
Автор размышляет о …, словно приглашает к диалогу…, делится своими мыслями и наблюдениями о…, пытается объяснить сложные философские( или жизненные) понятия.
Порицание, осуждение
Автор с болью в сердце пишет о том, что… .С горечью говорит о …, у автора вызывает негодование ..., автор не может мириться с тем…, с горькой иронией пишет о том …, свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом:… .
ШАГ №4
Собственная позиция. Доказывая собственное мнение, нужно привести не менее двух аргументов( обращаясь к своему жизненному или читательскому опыту). Выражая собственное мнение, необходимо соблюдать корректность.
Что считается аргументом?
1.Реальные факты.
2.Законы природы.
3.Положения официальных документов.
4.Конкретные примеры из жизни.
5.Примеры из художественных произведений.
6.Мнения известных выдающихся людей.
7.Цитаты из авторитетных источников.
8.Мнение очевидцев.
9.Общественное мнение.
5.Чтение учителем статьи «Во что играют наши дети?» и нахождение в ней аргументов к статье В.Абраменковой.(Эта статья также находится на столе у каждого учащегося)
Взрослое человечество играет. Самозабвенно и азартно играет на биржах, на стадионах, на сценах, в конференц-залах и в казино.
Играет в политику, на деньги, играет словами и обещаниями, играет в любовь и порядочность. Как сказал один остряк, разница между взрослым и ребенком- в цене игрушек.
Если обратиться к традиционной российской культуре, то окажется, игры и игрушки нашими предками использовались только для потехи, развлечения, в праздники.
Сейчас иные времена. Игра становится образом жизни миллионов взрослых. Если подсчитать количество телеигр, то оно , думаю превысит все другие тележанры.
А вот дети, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Совсем исчезли групповые игры. Где они- салки, казаки-разбойники, жмурки, лапта и прочие детские радости?
Игры со сверстниками предоставляют ребенку широкое поле для интеллектуального и морального тренинга, опробования своих возможностей, понимания другого человека, сострадания и сорадования ему. Потому и ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступал во взрослую жизнь не обремененным детскими проблемами и страхами.
Во что играли дети?
В Чкалова, в Гагарина.
Ведь детям жажда подвигов
Родиной подарена.
Они, словно папанинцы,
Плавали на льдине,
В песке цветы сажали,
Как будто сад в пустыне.
А что у наших детей сегодня? Игрушек – море. Оказывается, игрушки- прибыльный бизнес, и игровая индустрия расширяется с каждым годом. К мягким и механическим игрушкам добавляются электронные и компьютерные. Порой поражаешься безграмотности изобретателей игрушек. Ведь игрушка для ребенка не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.
Мы изобретаем, а затем приобретаем игрушки для детей, исходя из своих потребностей. Посмотрите, что продается в наших магазинах и коммерческих ларьках? Миниатюрные наручники и резиновая дубинка. Подарив любимому чаду эти атрибуты правосудия, родители должны понимать, что ориентируют ребенка не на профессию полицейского, а на глубоко скрытые агрессивные тенденции, когда насилие – самый короткий путь решения проблем.
А для девочек взрослые придумали другие игрушки. Кто не знает кукол Барби и Синди – воплощенную мечту общества потребления? Что символизируют собой эти красавицы с женскими формами? Кто они для ребенка: дочки, подружки? Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а горничной , ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом и приводящей к ней бой-френда.
Взрослые придумали для детей и электронныйе игрушки. Маленький тамагочи, такой удобный, не больше брелка, виртуальный зверек, за которым ребенок ухаживает: кормит, укладывает спать, гуляет. Ну чем плохо?
Кроме очевидного физического вреда от электронной игрушки с маленьким черным экраном и мелкими изображениями, способными развить близорукость и косоглазие, есть еще другой, более скрытый.Игрушка воспитывает равнодушие ребенка в отношении к жизни и смерти. В первый раз смерть виртуального питомца способна вызвать глубокий стресс. Известны случаи детского самоубийства из-за утраты любимца и чувства вины за свою оплошность. Впоследствии «смерть» становится привычной.»Подумаешь, нового родим!»- говорит ребенок.
Учитывая потрясающую способность детской психики к запечатлению чувств, эмоций и перенос воображаемого в реальность и наоборот, такие жизненные ценности, как преданность, верность, ответственность, окажутся столь же эфемерными, как виртуальная забота и любовь. И кто знает, может быть, завтра ваш малыш с такой же легкостью отбросит вас, как надоевшую игрушку.
Современные игры и игрушки нередко насаждают в детях стремление к насилию и ненависти, распущенности и стяжательству:
Произошли в Отчизне
Большие перемены,
Играют нынче дети
В банкиров, в бизнесменов.
И в килеров играют..
Мечтают как угодно
Попасть в фотомодели…
Неужто вы, родители,
Этого хотели?
Ребячьи разговоры-
Как будто брызги ваксы,
И только слышно- «доллар»,
И только слышно- «баксы».
Когда-то в Министерстве образования существовал Экспертный совет по игрушке. Необходимость подобной экспертизы игрушки назрела чрезвычайно. Кто-то, наконец, должен положить конец чудовищным игрушкам-монстрам, игрушкам-демонам, растлевающим сознание и психику наших детей. Иначе, как предупреждал мудрый Даль, игра не доведет до добра.
Задумайся, Россия!
Не жди от бога чуда.
В кого играют дети,
Увы, такими будут.
6.Шаг № 5
Заключение.
Заключение- это итог всех рассуждений, вывод, состоящий из нескольких или одного предложения.
Образцы заключений : ( к другому тексту)
1.Прочитанный текст В.Астафьева помог мне утвердиться во мнении , что дружба в сочетании с любовью и заботой близких формирует личность человека. Кроме того, автор заразил меня своим оптимизмом : мне тоже хочется верить, что добрых людей в жизни больше, чем злых.
2.Статья (Ф.И.О. автора) задела меня за живое, побудила задуматься о том, что я благодарна родителям за мое воспитание: они привили мне веру в лучшее, и я надеюсь, что эта «функция души» поможет мне в жизни.
7.Заключительное слово учителя.( обращаемся к слабым учащимся)
Итак, ребята, перед вами два текста на одну тему. Из второго текста найдите аргументы к первому. Продумайте вступление и заключение, пользуясь клише, записанным в тетради.
Сначала работаем на черновиках, соблюдая схему, записанную вами.
Главное- соблюдать красные строки. Не забывайте о количестве слов в сочинении: для вас достаточно 150-200 слов. Проверьте орфографию и пунктуацию. Только после тщательной проверки можно переписывать сочинение.
Я надеюсь, что успех гарантирован. После этого сочинения можно браться за более сложные темы. Удачи вам!
8.Самостоятельное написание сочинения учащимися.
Тезисы.DOC.Учащимся- одиннадцатиклассникам предлагается поэтапно пройти по всем пунктам написания сочинения-рассуждения. Предложенные тексты не вызовут затруднений даже у самых слабых учеников. Именно на них рассчитана эта работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ГИА 2013 по русскому языку Сочинение-рассуждение
Материалы из презентации. Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013) Андрей Георгиевич Нарушевич, ведущий сотрудник издательства «Легион»; автор пособий по русско...
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту
Данная работа содержит рекомендации для учащихся 10-11 классов по написанию сочинения (части С)....
Элективный курс по русскому языку "Сочинение- рассуждение: особенности и трудности" 11 класс.
Элективный курс по русскому языку "Сочинение - рассуждение: особенности и трудности" поможет обучающимся 11 класса успешно подготовиться к написанию сочинения - рассуждения....
Урок русского языка Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле. 5 класс
Урок русского языка разработан для 5 классов и предполагает подготовку к ГИА к части С по теме "Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле". Урок сопровождается презентацией....
Рабочая программа по учебному модулю: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку: сочинение-рассуждение"
Курс разработан с целью дополнительной внешкольной интенсивной практической подготовки учащихся к основному государственному экзамену (ОГЭ) по русскому языку в новом формате....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Сочинение-рассуждение на лингвистическую или нравственно-этическую темы" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по русскому языку может быть полезна для учителей, которым в 9 классе выделяется один час для элективного курса, когда класс разбит на две группы. За од...
Элективный курс по русскому языку «Сочинение-рассуждение на основе текста»
Элективный курс по русскому языку «Сочинение-рассуждение на основе текста » предлагается для учащихся 10 класса общеобразовательной школы, составлен на основе Программы по русскому д...