Урок русского языка. Тема: "Обстоятельство как член предложения". 8 класс
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Урок русского языка. Тема: «Обстоятельство как член предложения», 8 класс. Урок «открытия нового знания» с использованием приема "работа с таблицами" и презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка. Тема: "Обстоятельство как член предложения", 8 класс | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка, 8 класс
Тема: «Обстоятельство как член предложения»
Урок «открытия нового знания»
Этапы урока | Содержание | Деятельность учащихся | Время |
Оргмомент | Проверка готовности учащихся. Приветствие. У всех ли в классе хорошее самочувствие? Все ли подготовились к уроку? Все ли присутствуют? Запись на правой стороне доски: На парте: ручка, учебник, лист с заданием | Подготовка к уроку. Приветствие. Запись в тетрадях: дата, классная работа. | 2 мин |
Актуализация знаний и мотивация | Работа над предложением: С удовольствием я прочитал занимательную книгу о животных. Учитель: Выполните синтаксический разбор. Определите виды определения и дополнения. Ответы учащихся. Учитель: Обращаю ваше внимание на сложность случая с определением члена предложения «о животных» (несогласованное определение или косвенное дополнение). Это нам сегодня еще пригодится. | Синтаксический анализ предложения. Встречаются с затруднением. | 4 мин |
Определение темы урока | Учитель: Определите тему урока: с каким членом предложения вы знакомы, но детально еще не изучали? Ответы учащихся. Запись темы на доске. Учитель: Действительно, сегодня на занятии речь пойдет об обстоятельстве (СЛАЙД 1). Предлагаю, работая с текстом, заполнить приведенную ниже таблицу, которая предназначена для систематизации знаний по нашей теме. | Запись темы урока в тетради | 1 мин |
Работа с текстом | Учитель: Вы не первый раз работаете с текстом. Как вы думаете, какие задания, работая с текстом, необходимо выполнить? Ответы: Прочитать, указать тип речи, озаглавить, стиль. Устно объяснить правописание орфограмм и пунктуацию. Если учащиеся затрудняются в своих ответах, учитель помогает сформулировать необходимые задания. (СЛАЙД 2) Устное выполнение заданий. Учитель: Работая с таблицей, заполните ее примерами из текста. Давайте составим алгоритм вашей работы, что вы будете делать? (СЛАЙД 3) Обращаю ваше внимание на то, что в тексте есть 12 обстоятельств, а в таблице всего 9 строк. Сделайте вывод, почему? Проверка заполнения: Учитель: (СЛАЙД 4) Все ли примеры обстоятельств вы нашли? Сверьтесь с подчеркнутыми на слайде примерами. Будем дополнять ваши таблицы. (СЛАЙДЫ 5-13) Заполнение таблицы. | Составляют алгоритм работы с текстом: - чтение; - определение типа речи, стиля текста; - заглавие придумывают. Устно комментируют орфограммы, пунктограммы. Составляют алгоритм работы над таблицей: - синтаксический анализ (нахождение ГО); - задать вопрос к обстоятельству от сказуемого и других членов предложения. - выписать пример обстоятельства. - сформулировать вопрос. - определить смысловое значение обстоятельства. - определить способ выражения обстоятельства. Сталкиваются с трудностью: количество заявленных обстоятельств больше, чем строк в таблице. Анализируя примеры, группируют по общему смысловому значению некоторые из них. Самопроверка. | 3 мин 7 мин 5 мин |
Целеполагание | Перед вами таблица, систематизирующая знания по теме урока. Давайте сформулируем цели нашего занятия. (СЛАЙДЫ 14-19) Узнать:
Научиться:
Если учащиеся затрудняются в своих ответах, учитель помогает сформулировать цели занятия. | Формулируют цели урока | 4 мин |
Выявление места затруднения | Учитель: Чем интересен случай со словом «на лавочку» из предложения №3 с точки зрения синтаксиса? Выпишите словосочетание с этой словоформой. Запись на доске: Уселась (на что?) на лавочку (дополнение); уселась (куда?) на лавочку (обстоятельство места) Учитель: Что о подобных случаях говорят авторы нашего учебника? Прочитайте теоретические сведения на странице 92. Ответы: совмещает два члена предложения (косвенное дополнение и обстоятельство места). | Выявляют место затруднения. Анализируя пример, знакомясь с материалами учебника, приходят к новому знанию о совмещении синтаксических ролей. | 5 мин |
Первичное закрепление | Запишите в тетради и разберите пример, определите какая словоформа совмещает в себе роли разных членов предложения? Редкая птица долетит до середины Днепра. (косвенное дополнение и обстоятельство места). Кто знает, из какого произведения взято это предложение? Ответы: Гоголь Н.В. «Страшная месть» | Тренируют умение находить примеры словоформ, совмещающих разные синтаксические роли. | |
Задавание ДЗ | Умение определять подобные случаи совмещения членов предложения вы сможете отработать при выполнении ДЗ: Упр 157. Умение определять виды обстоятельства продолжите совершенствовать в упр 154. | Запись ДЗ: упр 157, 154 | 2 мин |
Рефлексия содержания | Используя материалы таблицы, расскажите, что новое теперь вы знаете о таком члене предложения как обстоятельство. От каких членов предложения вы задавали вопросы к обстоятельству? Какой способ выражения обстоятельства для вас оказался непривычным? Обращаю ваше внимание на то, что данная таблица будет вам хорошим помощником в 9 классе при изучении темы «Виды придаточных предложений». | Используя материалы таблицы, рефлексируют по содержанию нового / прежнего знания. | 3 мин |
Самостоятельная работа с самопроверкой | (СЛАЙД 20) Учитель: Определите, какая лексическая единица представлена на слайде? Ответ: фразеологизмы. (СЛАЙД 21) Учитель: Выполните задание в тетрадях. Проверка: (СЛАЙДЫ 22-28) Учитель: для проверки правильного определения видов обстоятельства обменяйтесь тетрадями с соседом. Ставьте + на полях, если учащийся определил все верно. Сдайте листы с заданием на проверку учителю. | Актуализация знаний по лексике. Письменное выполнение задания. Взаимопроверка (сверка правильного подбора фразеологизмов, правильного определения видов обстоятельств). | 7 мин |
Рефлексия личностная | Лично вам, каждому из вас, удобно ли воспринимать или изучать новую тему при помощи составления таблиц? Спасибо за внимание. | Оценивают продуктивность своего занятия и прием «использование таблиц при изучении новой темы» | 3 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения" для 8 класса.
Интегрированный урок русского языка и литературы. Данный урок целесообразно проводить после изучения темы «Однородные члены предложения», урок обобщения и закрепления материала, индивидуальная и...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.
Урок "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая цель - закрепление умения опознавать уточняющие члены предлож...
Урок русского языка по теме: «Обособленные члены предложения». 8-й класс (учебник М.М.Разумовской).
Урок - открытие в изучении данной темы. Главная задача его – вызвать интерес, желание самостоятельно, творчески подойти к освоению новой ступеньки на пути к знаниям. Тематическое содержани...
Презентация к уроку русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" 5 класс
Тестовая презентация поможет изучить новый материал по теме "Главные и второстепенные члены предложения" в 5 классе, повторитьего, провести контроль знаний учащихся....
Конспект урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" (5 класс)
Цели урока:Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельнос...
Урок русского языка. Тема: "Обстоятельство как член предложения". 8 класс. Лист с заданием для учащихся
Лист с заданием для учащихся к уроку на тему "Обстоятельство как член предложения". 8 класс...
Урок русского языка. Тема: "Обстоятельство как член предложения". 8 класс. Презентация к уроку
Презентация к уроку "Обстоятельство как член предложения". 8 класс...