Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения" для 8 класса.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

 

Интегрированный урок русского языка и литературы. Данный урок целесообразно проводить после изучения темы «Однородные члены предложения», урок обобщения и закрепления материала, индивидуальная и групповая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_urokaoffice_word_2.rar37.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 8 классе

Желтенко Лилия Валерьевна,

учитель русского языка и литературы и МХК

первой категории

КГУ «Уба-Форпостовская  средняя  школа»
Бородулихинского  района Восточно-Казахстанской области Казахстан

Интегрированный урок русского языка и литературы по теме « Однородные члены предложения» с применением регионального компонента.

Цель урока: закрепление и обобщение знаний об однородных членах предложения и пунктуации  при них.

Задачи урока:

  1. обобщить знания учащихся по теме «Однородные  члены предложения»;
  2. показать, как работают конструкции с однородными членами в языке поэтов Восточного Казахстана;
  3. развивать творческие способности учащихся, навыки самостоятельной работы над произведениями;
  4. воспитывать интерес к творчеству поэтов Восточного Казахстана, любовь к Родине, к родной природе.

Основная форма урока: урок-исследование, урок-диалог.

Технология: личностно-ориентированное обучение, работа в группах.

Оборудование: карты-схемы, таблицы, доклады, портреты поэтов Восточного Казахстана,  фотоматериал «Реки Восточного Казахстана», тест, оценочный лист ученика.

Ход урока:

I. Организационный момент.        

Слово учителя.

На  уроке речь пойдет о выразительных конструкциях с однородными членами. Мы посмотрим, как используются экспрессивные возможности этих конструкций в языке поэтов Восточного Казахстана. Прииртышье – страна многих поэтов, воспевших свой край, сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. О Восточном Казахстане, о его природе пишут поэты в своих стихах. Пейзажные стихи можно смело  назвать «пейзажами души». Рассмотрим стихи об Иртыше, ставшем героем многих произведений.

Запишите в рабочую тетрадь дату, тему урока «Предложения с однородными членами».

II. Графический диктант. Внимательно прочитайте предложения, расставьте знаки препинания,

поднимите ту карту-схему, которая соответствует структуре данного предложения.

  1. Эх, на холст бы картину ту

Небо солнце камыш

Все как есть опрокинуть

С головою в Иртыш...              ,        ,          –

                                                      Г.Иванов.

  1. Это было заманчиво

Солнце тучки камыш…

Добродушно покачивал

Волны – глыбы Иртыш.                 :           ,        ,

                                                      Г.Иванов.

  1. Любил Иртыш

С разливом гулких вод

Его приливы острова протоки

Береговые заросли осоки

И деревянных лодок плавный ход.              ,       ,       ,        ,          и

                                                 М.Чистяков.

       4. Река Ульба. Никак не знаменита.

         Ей родовую преданность храня

         Несуетно живет и домовито

       Моя незаменимая родня…                   и

                                                 В.Тыцких.

       5.  Вхожу в Иртыш

И поднимаю руки

И открываю душу для воды

И вижу день,

Уснувший в перелеске                   и           , и        ,  и       , и

И слышу солнце

В берегах крутых.

                    С.Киселев.

Оцените свою работу, пользуясь приведенными ниже критериями.

Количество правильных ответов

Оценка

5

5

4 – 3

4

3 – 2

3

1

2

Оценку поставьте в оценочный лист.

III. Фронтальная проверка.

  1. Какие члены предложения называются однородными?
  2. Как они выделяются в устной и письменной речи?
  3. Какой связью связываются между собой однородные члены предложения?
  4. Расскажите о знаках препинания при однородных членах предложения с обобщенным словом.

(За каждый правильный ответ ученик получает дополнительный балл)

IV. Работа в парах.

Цель: систематизировать знания об однородных членах предложения, развивать навык  опознавать

однородные члены предложения и правильно расставлять знаки препинания.

1.Опережающее задание: доклады о поэтах Восточного Казахстана.

I группа                                II группа

Л.В. Феофанова                        Л.Г. Медведева

М. Чистяков                                Е.В. Курдаков

2.Выразительное чтение стихотворений наизусть. Найдите в  стихотворениях предложения с  однородными членами и прочитайте вслух, объясняя знаки препинания.

В жизни я не искала успеха,

Просто хуже других не могла:

То латала на счастье прорехи,

То кроила к судьбе рукава.

Но однажды закончатся нитки,

Устареют лекала… Судьба

Мне быть может, подарит попытку

Всю исчерпать себя до конца.

                                   Л.В.Феофанова.

            Потому и люблю,

Потому и жалею

Не себя, а друзей

И шершавую землю,

В небесах облака

Лебедино белеют,

Оттого и люблю,

Оттого и приемлю.

                             Л.Г.Медведева.

Мой берег вечный, река

без края, волна и ветер!

Как мало надо, чтоб быть

Счастливым на белом свете!

На белом свете, под этим

небом, на этих пашнях.

Простим заблудших,

Претерпим властных,

Поднимем падших!

                          Е.Курдаков.

Выйду в лес-

Тихим чащам и

Просекам радуюсь,

Замираю

От розовой песни дрозда.

И смотрю, как перо

Догорающей радуги

Отражает в листве

Дождевая вода.

Лето манит меня

Земляничной ложбинкой.

Желтым ворохом хлеба,

Парным молоком,

И веселая

Горная речка Ульбинка

Укрывает меня

От жары тальником.

                          М.И.Чистяков


 (За 1-2 задание оценка выставляется индивидуально в оценочный лист)

3.Просмотрите фотоматериал о реках Восточного Казахстана (Иртыш, Уба), составьте

1 – 2 предложения, используя однородные члены.

(Оценка за работу в группе выставляется совместно и вносится в оценочный лист)

V. Работа с таблицей (расставьте знаки препинания в предложениях, заполните таблицу, проверьте свою работу, пользуясь текстом – ключом).

Таблица №1

Предложение с однородными членами

(подчеркните однородные члены предложения)

Однородные члены

Тип связи

Знаки препинания

1. Все время звучал в ушах негромкий мелодичный пленительный голос.

2. Тал осина горная береза стоят в пышном наряде полного расцвета.

3. Мне грустно и легко.

4.Дни стояли пасмурные зато теплые.

5. Все в снегу земля деревья  кусты кормушки.

6. И звуки домбры и голос певца  все стремительно неслось к берегам надежды.

Таблица №1 (текст-ключ №1)

Предложение с однородными членами

(подчеркните однородные члены предложения)

Однородные члены

Тип связи

Знаки препинания

1. Все время звучал в ушах негромкий, мелодичный, пленительный голос.

2. Тал, осина, горная береза стоят в пышном наряде полного расцвета.

3. Мне грустно и легко.

4.Дни стояли пасмурные, зато теплые.

5. Все в снегу: земля, деревья, кусты, кормушки.

6. И звуки домбры, и голос певца – все стремительно неслось к берегам надежды.

Однородные определения

Однородные подлежащие

Однородные обстоятельства

Однородные сказуемые

Однородные подлежащие

Однородные подлежащие

Бессоюзная связь

Бессоюзная связь

Союз и

Союз зато

Бессоюзная связь

Союз и

2 запятые

2 запятые

нет

1 запятая

двоеточие, 3 запятые

1 запятая, тире

Таблица№2

Предложение с однородными членами

(подчеркните однородные члены предложения)

Однородные члены

Тип связи

Знаки препинания

1. Далеко гулы повторяют и рев и треск и шум и гром.

2. Все стало розовым заря камыш вода.

3. На красноватой траве на былинках на соломинках  всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.

4. Все это цвета блеск звуки и запахи давило на глаза

5. Все усадьба состояла из четырех срубов разной величины а именно из флигеля конюшни сарая и бани.

6. Рано или поздно ему Москву уступит сын Борисов.

Таблица№2 (текст-ключ №2)

Предложение с однородными членами

(подчеркните однородные члены предложения)

Однородные члены

Тип связи

Знаки препинания

1. Далеко гулы повторяют и рев, и треск, и шум, и гром.

Однородные дополнения

Союз и

3 запятые

2. Все стало розовым: заря, камыш, вода.

Однородные подлежащие

Бессоюзная связь

Двоеточие, 2 запятые

3. На красноватой траве, на былинках, на соломинках – всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.

Однородные обстоятельства,

Однородные сказуемые

Бессоюзная связь,

Союз и

2 запятые, тире

нет

4. Все это: цвета, блеск, звуки и запахи – давило на глаза

Однородные подлежащие

Бессоюзная связь, союз и

Двоеточие,

2 запятые,

тире

5. Все усадьба состояла из четырех срубов разной величины, а именно: из флигеля, конюшни, сарая и бани.

Однородные дополнения

Бессоюзная связь, союз и

1 запятая, двоеточие,

2 запятые

6. Рано или поздно ему Москву уступит сын Борисов.

Однородные обстоятельства

Союз или

нет

Критерии оценки.

Выполненное задание

Оценка

0 ошибок

5

1 – 2 ошибки

4

3 – 5 ошибок

3

6 и более

2

(оценку внесите в оценочный лист)

VI. Тест.

Цель: проверить качество знаний по теме «Однородные члены предложения»

1. Однородными членами предложения являются:

 а) повторяющиеся для большей выразительности слова;

 б) слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному

члену предложения;

в) слова, относящиеся к одному и тому же члену предложения, но отвечающие на разные вопросы

2. В каком предложении определения однородные (запятые не проставлены):

а) Купим удобный широкий стол.

б) Купим удобный письменный стол.

3. Найдите предложение с однородными членами:

 а) Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.

б) Луна была за тучками, и сугробы казались синими.

в) С утра шел дождь, и небо было затянуто тучами.

4. Ставится ли запятая между однородными членами, соединенными союзами, в устойчивых сочетаниях.:

а) да;

 б) нет.

5. Двоеточие при обобщающих словах ставится:

а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;

б) если обобщающее слово стоит после однородных членов.

6. Найдите предложение, соответствующее схеме:  О : О, О, О -…

(запятые не проставлены).

а) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.

 б) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.

в) Утро рассеивает все страх усталость волнения.

(за каждый правильный ответ 1 балл)

VII. Подведение итогов урока.

1.Прочитайте цели урока.

2.Достигли ли вы цели урока?

3.Оцените свою работу на уроке при помощи рефлексии

отлично                хорошо            удовлетворительно

«5» - 25 – 28 б.                «3» - 19 – 15 б.

«4» - 24 – 20 б.                «2» - менее 14 б.

  1. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение «Образ природы в поэзии Восточного Казахстана», используя предложения с однородными членами.

Литература:

1. Курдаков. Е. Прощальная песня. «Караван».-2003.- №12.

2.Медведева. Л.Г. Музей Искусств.- Усть- Каменогорск., 2002.

3.Титаева. Л.С. Региональное содержание литературного образования. Рекомендации к изучению поэзии

Восточного - Казахстана.- Усть – Каменогорск., 2000.

4.Феофанова. Л.В. Музей Искусств.-Усть- Каменогорск., 2002.

5.Чистяков. М. Мне все давалось очень трудно: любовь, поэзия, война. «7 дней».-2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".

Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"

Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...

интегрированный урок Русский язык/Информатика "Второстепенные члены предложения", 5 класс

Интегрированный урок Информатика /Русский язык 5 классВставка текста в графическом редакторе PaintВторостепенные члены предложения.Образовательные целипо русскому языку- проверить  знания учащихс...

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Язык и человек»

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с понятиями «язык», «речь», «слово»;  учить работать со словарём; развивать навыки анализа и обобщения; воспитывать бережное отношение к родному яз...

Урок русского языка и литературы в 10 классе "Активный и пассивный словарный состав русского языка"

Урок разработан на основе технологии интерактивного обучения. Данная разработка включает в себя: паспорт урока, технологическую карту и приложения к уроку....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....