Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Урок "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая цель - закрепление умения опознавать уточняющие члены предложения и выделять их в письменной речи знаками препинания, а в устной речи – интонацией. В ходе урока используются разные формы работы: индивидуальная, в парах, в группах. Все тексты заданий подобраны в соответствии с единой темой, темой - "Родина". Выполнение заданий направлено на формирование у учащихся универсальных учебных действий:личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД - контроль и оценка своих достижений и достижений других учащихся - формировались на протяжении всего урока в процессе проверки правильности выполнения заданий, а также заполнения листов самооценки.
Познавательные УУД:
1) находить в учебниках и др. источниках информацию, необходимую для решения учебных задач - работа со словарём при подготовке и в ходе урока.
2)представление информации в разных формах (таблица, схема, в т.ч. используя ИКТ)- при выполнении домашнего задания и во время ответов у доски.
Коммуникативные УУД:
1) Осознанное использование речевых средств в соответствии с коммуникативной задачей – монологические высказывания у доски и комментарии к предложениям.
2) умение слышать, слушать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться - во время работы в парах, в группе.
Личностные УУД: действия, направленные на осознание и принятие жизненных ценностей и смыслов - выполнение заданий, связанных с единой темой - «Родина».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разразработка урока "Уточняющие члены предложения и их обособление" | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка по теме
«Уточняющие члены предложения и их обособление» (закрепление изученного), 8 класс.
Цель:
1.Закрепление умения опознавать уточняющие члены предложения и выделять их в письменной речи знаками препинания, а в устной речи – интонацией.
2.Формирование коммуникативной компетенции в процессе работы в группах, в парах, в монологических высказываниях.
3.Воспитание патриотизма через использование заданий, связанных с темой «Родина».
1.Организационный момент.
Учитель: здравствуйте, ребята, поприветствуйте наших гостей, садитесь. Я желаю вам удачи и хорошей работоспособности.
2.Целеполагание.
Учитель: Ребята, с каким понятием мы познакомились на предыдущем уроке?
Учащиеся: Мы познакомились с понятием «уточняющие члены предложения».
Учитель: Какова была цель знакомства с данным понятием?
Учащиеся: Цель знакомства с понятием «уточняющие члены предложения» - научиться опознавать уточняющие члены, чтобы выделять их на письме знаками препинания, а при произношении – интонацией.
Учитель: Сегодня мы продолжим работать над темой «Уточняющие члены предложения и их обособление». Давайте сформулируем цель нашего урока.
Учащиеся:
Цель урока - закрепить умение опознавать уточняющие члены предложения и выделять их на письме знаками препинания, а при произношении - интонацией.
Учитель: запишите в тетради число, вид работы и тему.
3.Актуализация знаний.
1).Проверка знания теории.
Учитель: Итак, давайте вспомним, что мы знаем об уточняющих членах предложения: (используя схему, составленную на предыдущем уроке, ученик (ученица) рассказывает об уточняющих членах предложения, приложение №1).
2).Проверка умения опознавать уточняющие члены предложения.
-Учитель: Ребята, отрабатывая на уроке навык обособления уточняющих членов предложения, мы будем обращаться к текстам, высказываниям, отдельным предложениям на тему «Родина». Каждый человек хоть раз в жизни задумывается над вопросом, чем для него является Родина. Сейчас вы познакомитесь с мини-сочинением, в котором ученица представит своё видение Родины. Ваша задача – найти предложения с уточняющими членами.
-Ученица читает мини-сочинение, выделяя интонационно уточняющие члены предложения (текст высвечивается на слайде).
Родина…Слово звучное, ёмкое. В словаре Ожегова его значение раскрывается так: отечество, родная страна; место рождения, происхождения кого-либо, чего-либо.
Для меня родина - это в первую очередь родной город - Хабаровск. Здесь, на далёкой окраине России, выросли мои родители, родилась я, здесь проходит моё детство.
Нет ничего роднее отчего дома.
-Учитель: какие уточняющие члены предложения использованы в данном тексте?
-Ученики: приложение «Хабаровск», которое конкретизирует значение слова город, и обстоятельство места «на далёкой окраине России», которое конкретизирует значение слова здесь.
4.Закрепление изученного: отработка навыка выделения уточняющих членов предложения в устной и письменной речи.
1).Работа с рубрикой ЗСП-12.
Целевая установка.
Учитель: Продолжаем работу. Откройте учебники на стр.181. Следующее задание будет связано с рубрикой ЗСП-12: мы будем конструировать предложения с одним из слов данной рубрики на тему «Родина», но вначале объясним, как могут быть написаны данные слова и от чего зависит их правописание и структура. Что означает аббревиатура ЗСП?
Объяснение правописания слов.
Ученики: ЗСП расшифровывается как значение, структура, правописание слов. По алгоритму (приложение №2) ученик (ученица) рассказывает о написании слов: слова (на) половину, (на) чистоту пишутся раздельно, если являются существительными с предлогами, слитно – если являются наречиями. Выражение (по) иному пишется раздельно, если является предлогом и определительным местоимением, через дефис – если является наречием, потому что в нём есть приставка по - и суффикс – ому.
Учитель: Каким образом мы определяем часть речи?
Ученики: по вопросу, на который отвечает слово, и по его лексическому значению. Если слово зависит от глагола и отвечает на вопросы: как? каким образом? (решить (как?) наполовину; говорить (как?) начистоту; думать (как?) по-иному), то это наречия. Если слово отвечает на падежные вопросы (рассчитывать (на что?) на половину; обращать внимание (на что?) на чистоту; по пути (какому?) иному), то это слова омонимичных частей речи.
Учитель: Ребята, запишите данный алгоритм и выделите в словах морфемы.
Учитель: а теперь задание для групп: необходимо из данных на карточке слов составить предложение с уточняющим обстоятельством образа действия. Рассыпанное предложение: по-иному, теплотой, и, вдали, родная, с особенной, сторона, любовью, воспринимается (Вдали по-иному, с особенной теплотой и любовью, воспринимается родная сторона.)
Выполнение практического задания:
-Составление рассыпанного предложения из данных слов. Группа, справившаяся первой, записывает на доске и комментирует.
Чтение с комментариями.
2)Выполнение упр.313.
Учитель: обратимся к упражению 313 и прочитаем высказывания Салтыкова – Щедрина и Ушинского. Задание: списать, расставляя пропущенные знаки препинания, обозначить графически уточняемые и уточняющие члены предложения. Каждое предложение пишем с новой строки. На доске с обратной стороны два ученика записывают предложения и чертят схемы.
1.Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (М.С.Щедрин).
2.Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека мать, одна у него и Родина. (К.Ушинский).
Учитель: поменяйтесь в парах тетрадями и проверьте правильность выполнения задания. Если правильно, ставим карандашом +, если неправильно -
После выполнения всеми ученики, которые были у доски, комментируют. Остальные проверяют (в парах), на полях ставят плюс или минус.
3.Работа с предложением (слайд). Задание: списать, выделить знаками препинания уточняющие члены предложения. Составить схемы. Представитель от группы на доске чертит схему и устно комментирует предложение: 1-я группа списывает 1-е предложение, 2-я группа – 2, 3-я группа -3.
1.Осенью, в последних числах октября, мимо нашего дома пролетают журавлиные стаи.
2.На пути в южные страны журавли преодолевают огромное, в несколько тысяч километров, расстояние, а весной возвращаются обратно.
3.Невольное уважение испытываешь к перелётным птицам за их преданность к своей родине – роще, озеру.
3)Работа с текстом. Задание: (по группам), после выполнения группы отвечают на вопросы и отчитываются о выполнении задания.
1 группа:
1.Определить стиль и тип речи представленного текста, тему и проблему. 2.Выписать предложения с уточняющими членами, уточняющие члены предложения обозначить.
3.Записать на доске и прокомментировать предложение с уточняющим приложением. (1-е предложение «Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?»).
2 группа:
1.Выписать из толкового словаря значение слова «наличники», прочитать.
2.Выписать предложения с уточняющими членами предложения, уточняющие члены предложения обозначить.
3.Записать на доске и прокомментировать предложение с уточняющим определением. (5-предложение: «Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки»).
3 группа:
1.Выписать предложения с уточняющими членами предложения, уточняющие члены предложения обозначить.
2.Записать на доске и прокомментировать предложение с уточняющим обстоятельством. (11-е предложение: «Корни – это то, чем мы жили всегда, год назад, тысячу лет назад»).
3.Найти в тексте предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. Устно прокомментировать.
Помнить о Родине
Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?
Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей и пространство в одну шестую всей земной карты. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки.
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй.
Корни – это то, чем мы жили всегда, год назад, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело.
Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и всё, что будет выходить из рук его, будет овеяно мастерством его предшественников, красотой, наполненной в веках. (В.Песков)
Комментарий к тексту:
- в 1-м предложении употребляется уточняющее приложение «Родина», тире ставится, потому что пропущены слова «а именно».
- в 5-м предложении употребляется уточняющее определение «в десять дворов», малые (какие именно?).
- в 11-м предложении употребляется уточняющее обстоятельство времени: всегда (когда именно?) год назад, тысячу лет назад.
5.Выводы по уроку.
Учитель: давайте вернёмся к началу урока и вспомним, какую цель мы ставили.
Ученики: закрепить умение опознавать уточняющие члены предложения и выделять их на письме знаками препинания, а при произношении - интонацией.
Учитель: достигли мы поставленной цели?
Ученики: да.
6.Оценивание учащихся.
-Оценивание учителем:
Учитель: мне хотелось бы отметить учащихся, которые активно работали на уроке. Это …, они получают следующие отметки…
-Оценивание руководителями групп.
Учитель: Теперь я предоставлю слово руководителям групп. Назовите учащихся, которые активно работали в группах и оцените их работу.
-Самооценка.
Учитель: заполните листы самооценки:
1.Знаю теорию. (+ -)
2.Распознаю уточняющие члены предложения. (+ -)
3.Умею ставить знаки препинания при уточняющих членах предложения. (+-) 4.Умею строить предложения с уточняющими членами предложения. (+ -)
и сдайте их руководителям групп для обработки. Будьте объективны: на основании результатов заполненных вами листов оценку я ставить не буду, а буду планировать дальнейшую работу с вами.
7.Домашнее задание: упр.319 (формулировка д/з читается вслух).
Приложение №1
Уточняющие члены предложения
конкретизируют или поясняют значения разных членов предложения.
Дополнительные вопросы:
когда именно? где именно? куда именно? откуда именно? как именно?
кто именно? какой именно?
Часто относятся к словам:
этот, тот, такой, там, туда, оттуда, тогда и др.
Уточняющими могут быть:
- обстоятельства места, времени, образа действия;
- несогласованные определения, обозначающие цвет, размер, возраст;
- дополнения с предлогами: кроме, помимо, сверх, вместо, исключая, за исключением, включая, наряду с, в отличие от, по сравнению с, в том числе, притом;
-приложения и другие члены предложения (в зависимости от контекста), присоединяемые при помощи слов: то есть, или (= то есть), в том числе, например, в частности, главным образом, особенно, именно.
Уточняющие члены предложения обособляются.
Чаще всего выделяются запятыми.
В конце предложения приложения могут обособляться не запятыми, а тире (перед приложением можно вставить слова: а именно, то есть).
Приложение №2
(на) половину, (на) чистоту
наречие существительное с предлогом
слитно: раздельно: наполовину на половину начистоту на чистоту
(по) иному
местоимение с предлогом наречие
раздельно: через дефис
по иному по-иному
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения" для 8 класса.
Интегрированный урок русского языка и литературы. Данный урок целесообразно проводить после изучения темы «Однородные члены предложения», урок обобщения и закрепления материала, индивидуальная и...
Урок русского языка по теме: «Обособленные члены предложения». 8-й класс (учебник М.М.Разумовской).
Урок - открытие в изучении данной темы. Главная задача его – вызвать интерес, желание самостоятельно, творчески подойти к освоению новой ступеньки на пути к знаниям. Тематическое содержани...
Урок русского языка на тему "Второстепенные члены предложения. Обобщение". 8 класс.
Урок русского языка на тему Второстепенные члены предложения. Обобщение. 8 класс....
Русский язык. Конспект урока. "Второстепенные члены предложения. Дополнение. 5 класс.
Конспект урока. ФГОС. "Второстепенные члены предложения. Дополнение". 5 класс. (Учебник Рыбченковой Л. М.)...
Урок русского языка по теме "Уточняющие члены предложения"
Пояснительная записка к уроку русского языка в 8 классе Урок проводился в 8 классе (большинство учащихся со средним уровнем обученности). В классе 25 человек. С данными детьми работаю с 5 класса. По у...
Урок русского языка по теме "Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения"
Урок русского языка по теме "Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения"...
Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Главные члены предложения. Подлежащее", 5 класс.
Конспект урока по русскому языку 5 класс...