Мотивация (самоопределение к деятельности) Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
- определить содержательные рамки урока
| Добрый день, ребята! Сегодня мне хотелось бы начать урок с притчи «Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену - ученика, для того чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе всех своих учеников и сказал: «Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас открыть огромную, тяжеленную дверь вон в той стене?» Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой. Другие ученики все же решили изучить дверь, они внимательно ее осмотрели, поговорили о том, какие подручные средства здесь можно использовать, и в конце концов пришли к выводу, что эта проблема не решается. И только один-единственный ученик подошел к двери и с особым вниманием ее изучил. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашел своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им...» Ребята, как вы думаете, что именно сказал мудрец? (Ответы детей.) А вот слова старца: «Что же сопутствует успеху в жизни, мои дорогие ученики? Во-первых, сама жизнь. Во-вторых, не спешите. В-третьих, будьте готовы к тому, что придется принимать решения. В-четвертых, не смейте отступать, коль уж решение принято. В-пятых, не жалейте сил и энергии. И просто-напросто не страшитесь ошибиться в этой жизни». Какой из этих советов вы бы взяли за правило? Почему? Какой совет вам кажется самым трудным? Почему? Мы примем во внимание все советы мудреца и успешно решим все проблемные вопросы урока.
Организует фронтальный опрос в игровой форме, помогающей учащимся провести самодиагностику знаний и сформировать социальную смелость. Игра «Крестики-нолики» 1.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и члены предложения, называется фонетика. 2.По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные. 3.Обстоятельство - это главный член предложения. 4.Односоставные предложения-предложения с одним главным членом (- или =). 5.По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные. 6.Словосочетание используется в речи только в составе предложения. 7.Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое. 8.Предложение, состоящее только из грамматической основы, называется распространенным. 9.Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными. 10.Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета, называется дополнение. Обменяйтесь тетрадями и проверьте (карандашом) правильность выполнения задания.
|
Слушают притчу, анализируют ее содержание
Учащиеся работают в тетрадях, заполняют таблицу, осуществляют взаимопроверку и оценивание выполненной работы. Находят и исправляют ошибки, формулируют правильные утверждения
Критерии оценивания 9 – 10 правильных ответов – «5» 7 – 8 правильных ответов – «4» 5 – 6 правильных ответов – «3» менее 5 – ПОВТОРИ ТЕОРИЮ!!!!
| Личностные УУД: Регулятивные УУД: - целеполагание
- контроль
- коррекция
- оценка
Коммуникативные УУД: - определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками
|
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: - актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
- актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
- зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия
| Упражнения на стадии вызова - Правильно ли подчеркнуты члены предложения?
Ребята купались и загорали. Какое предложение по составу? Какое по цели высказывания? Какое по эмоциональной окраске? Есть ли в нем второстепенные члены? - Организовывает работу в парах.
- Что вы знаете о второстепенных членах? Составьте кластер
|
Учащиеся аргументировано соглашаются или опровергают утверждение.
Составляют кластер «Что мы знаем о второстепенных членах предложения?» и записывают его в тетрадь
| Личностные УУД: Регулятивные УУД: - выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка ситуации затруднения
Познавательные УУД: - логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков
|
Постановка учебной задачи (проблемы) Цель: - Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм определения согласованных и несогласованных определений;
- сформулировать тему урока;
- обозначить логическую необходимость изучения этой темы
| Упражнения на стадии осмысления содержания
- Ребята, познакомьтесь с параграфом 18. На полях поставьте значки:
«V» - уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы
-Какая информация для вас была новой? - Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
- Организовывает работу с интерактивным упражнением из КМ-Школы
|
Изучают материал учебника, на полях ставят значки: «V» - уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы
Учащиеся формулируют цели урока: 1. Узнать признаки, по которым можно различить второстепенные члены предложения 2. Научиться находить второстепенные члены в тексте
Работа с интерактивным упражнение КМ-ШКОЛЫ |
Личностные УУД: - Выдвижение гипотез, их доказательство
Регулятивные УУД: - Целеполагание
- Планирование
- Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные УУД: - самостоятельное выделение познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка
|
Построение проекта выхода из затруднения Цель: - организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия;
- создать алгоритм определения согласованных и несогласованных определений знаково и в речи
| - Ребята, давайте запишем текст, который перенесет нас в дом Кашириных, где протекало детство М.Горького. русского писателя, описавшего праздники, светлые стороны семейной жизни в повести «Детство». Неутомимый Цыганок пошел в присядку кругом бабушки. Вдруг плясавшую бабушку сорвало с места и закружило вихрем. - Можно ли назвать эти предложения распространенными? - Можно ли доказать, что в предложениях есть второстепенные члены, поясняющие подлежащее и сказуемое? С чего нужно начинать синтаксический разбор?
Выпишем грамматическую основу и увидим, как «обрастает» она поясняющими словами, которые мы и называем второстепенными членами.
- Что мы показали разбором? Какие второстепенные члены бывают?.
- организовывает коллективную работу по составлению алгоритма определения второстепенных членов предложения. |
Работают в группах. 1 группа работает с 1 предложением, 2 группа – со 2-ым.
Озвучивают пошагово свои действия по способу определения главных и второстепенных членов предложения и оформляют алгоритм на доске:
| Личностные УУД: Регулятивные УУД: Познавательные УУД: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- поиск и выделение информации;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
|
Первичное закрепление Цель: - проговорить новый способ действия во внешней речи;
- установить состоятельность этого способа
|
Учитель мотивирует и координирует деятельность учащихся, контроль за выполнением задания
Выполняем упражнение 248 по установленному образцу (эталону) с проговариванием во внешней речи
- Обратимся к упражнению 250. В каких случаях вам трудно было установить второстепенный член предложения? - А теперь давайте вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: Какие предложения ярче, интереснее, информативнее – нераспространенные или распространенные?
Работа с текстом упражнения 252 (по цепочке). Приведите примеры использования в данном тексте второстепенных членов и определите их роль в тексте.
|
Выполняют упражнение из учебника, проговаривая способ действия
Учащиеся отмечают, что второстепенные члены предложения играют важную роль в тексте, делают его ярче, выразительнее.
Приводят примеры использования в данном тексте второстепенных членов, определяют их роль в тексте, аргументируют свой ответ
| Личностные УУД: Регулятивные УУД: Познавательные УУД: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- умение структурировать знания, выбор эффективных способов решения задач
Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка
- управление поведением партнера – контроль, коррекция
|
Самостоятельная работа с проверкой по эталону Цель: - тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
- проверить свое умение применять изученный способ;
- развивать умение самостоятельной проверки по эталону
|
Организовывает самостоятельную деятельность учащихся. Верно ли утверждение: 1) Подлежащее – главный член предложения 2) Дополнение отвечает на вопросы какой? какая? 3) Обстоятельство – главный член предложения. 4) В предложении Я совершенно утратил способность писать. способность – это дополнение. 5) Это была обыкновенная кукла с широко раскрытыми голубыми глазами, с несколько разведенными руками, с льняными локонами. Выделенное слово является определением.
|
Работают самостоятельно, самооценивание по критериям: - 5 - «5»
- 4 - «4»
- 3 - «3»
- Менее «3» - изучи еще раз внимательно параграф 17, 18
| Личностные УУД: Регулятивные УУД: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
- коррекция
- оценка
|
Рефлексия деятельности Цель: - оценить результаты собственной деятельности
- повторить способ нового знания
- сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание
| - Организовывает работу в группах по составлению синквейна на тему «Главные и второстепенные члены предложения» или «Мои впечатления от урока»
- Фронтальная беседа
- Чему был посвящен наш урок?
- Какие затруднения вы испытали?
- Что помогло вам их преодолеть?
- Выберите то домашнее задание, которое поможет вам преодолеть вашу трудность: – Я рекомендую вам выбрать то д\з, которое поможет вам преодолеть вашу трудность: - Кто научился различать главные и второстепенные члены предложения, но у вас остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 254
- Кто научился различать главные и второстепенные члены предложения, но не уверен, что самостоятельно сможет различать главные и второстепенные члены предложения, то скажите себе: “Я работал хорошо!” и составьте кластер «Способы определения второстепенных членов предложения»;
- Кто научился различать главные и второстепенные члены предложения и может объяснить тему товарищу, скажите себе: “Молодец!” и выпишите из учебника литературы 5 предложений, в которых встретятся распространенные и нераспространенные предложения.
| Составление синквейна в группах, выбор домашнего задания | Личностные УУД: - смыслообразование
- Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор
Регулятивные УУД: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
- коррекция
- оценка
Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные УУД: |