конспект урока русского языка в 6 классе "Этимология слов"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект урока разработан в соответсвии с ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etimologiya_6_klass.doc | 64.5 КБ |
etimologiya_slov_6_klass.pptx | 912.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку для 6-го класса
Тема урока «Этимология слов».
Цель урока: познакомить школьников с понятием «этимология слова», со спецификой этимологического словаря, научить пользоваться данными этимологии при объяснении современных лингвистических фактов.
Задачи:
- познакомить школьников с понятием «этимологический словарь», показать его отличие от толкового словаря;
- формировать у школьников навыки работы с этимологическими словарями, формировать умение применять сведения из этимологии при объяснении фактов лексики, словообразования, орфографии;
- воспитывать у школьников интерес к русскому языку как учебному предмету, уважение к историческому прошлому Родины.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, этимологические словари разных авторов, таблицы, презентация Power Point.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Объяснение нового материала. Слово учителя.
IV. Закрепление материала.
4.1. Тренировочное упражнение. Этимология слова при объяснении фактов лексики.
4.2. Заполнение таблицы. Этимология слова при объяснении фактов лексики.
4.3. Сообщение ученика. Этимология слова при объяснении фактов лексики и словообразования.
4.4. Тренировочное упражнение. Работа у доски. Этимология слова при объяснении фактов словообразования.
4.5. Работа по группам. Формирование навыков исследовательской работы. Этимология слова при объяснении фактов орфографии.
5. Подведение итогов урока. Слово учителя.
6. Задание на дом.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Постановка перед школьниками учебной задачи. Раскрытие цели урока.
2. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос учащихся по теме «Основные способы образования слов в русском языке». Проверка домашнего упражнения, чтение «по цепочке».
3. Объяснение нового материала.
Слово учителя.
Ребята, вы задумывались когда-нибудь над тем, откуда произошло то или иное слово, почему какой-то предмет действительности назван именно так, а не иначе? Пытались ли вы узнать, откуда произошли слова: торжество, богатый, зима, волейбол, зеркало? Я думаю, хотя бы раз в жизни вы задумывались над этим, ведь все мы рождаемся с потребностью разгадать тайну появления слова, понять его истоки, выявить скрытый смысл, заложенный в нем. Но иногда нашего жизненного и лингвистического опыта бывает недостаточно, чтобы правильно определить происхождение слова. Вот тогда на помощь нам приходят этимологические словари. Что же такое этимологический словарь? В чём состоит его особенность?
Существует специальная наука – этимология, которая возникла ещё в античной Греции. Её цель – выявить происхождение слова. Решение этой проблемы мы можем найти в этимологических словарях, содержащих слова с объяснением их происхождения.
Из этимологических словарей мы узнаем, как образовалось слово, каким был раньше его морфемный состав, какие слова являются ему родственными. Если слово заимствовано, то мы можем узнать, как оно попало в русский язык, когда и из какого языка пришло к нам. В этимологических словарях показывается возникновение слова и вся его жизнь, раскрывается его биография. В них, как в зеркале, отражается история языка и культура народа-носителя языка.
Сможете ли вы ответить, откуда произошло слово медведь? Почему этот зверь назван именно так? Рассмотрим этимологию этого слова.
Дело в том, что наши предки почитали это животное, очень боялись его и даже старались не упоминать его имя. Поэтому они придумали для него иносказательное название медведь. Это слово было первоначально сложным. Оно было образовано от слова мёд, которое в древности имело основу медв-, и корня глагола есть. Слово медведь означало «тот, кто ест мёд». Славяне очень часто сталкивались с проявлениями этого качества косолапого зверя. Нередко медведь разорял ульи или опережал людей в поисках дикого мёда.
В чём же состоят особенности этимологического словаря?
Задание.
Сравните словарные статьи в этимологическом словаре и толковом словаре. В чём их различие?
Учащиеся находят в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова и в «Кратком этимологическом словаре русского языка» Н.М. Шанского и др. словарные статьи к слову запанибрата и зачитывают их.
1. Запанибрата, нареч. (разг.). Слишком бесцеремонно, фамильярно. Быть запанибрата с кем-нибудь.
2. Запанибрата. Собственно русское. Возникло путём сращения в одно слово предлога за с вин. пад. слова панибрат – «ровня», «друг», заимствованного из польского языка.
Вывод: в статьях толкового словаря объясняется современное значение слова. В статьях этимологического словаря даётся объяснение происхождения слова.
Учащиеся делают запись в тетради.
Особенности этимологического словаря:
1. Отражение истории языка и культуры народа, носителя этого языка.
2. Множество толкований слова, наличие нескольких версий.
3. Большая роль автора, составителя словаря.
IV. Закрепление материала.
Учитель: Как же может нам пригодиться этимологический словарь в школьной практике? Чем может помочь?
Этимологический словарь способствует глубокому раскрытию значений слов. Определяя происхождение слова, мы обычно ищем причину, почему предмет, получивший наименование, был назван так, а не иначе. Таким образом, мы выявляем образ, положенный в основу слова. Связь названий и предметов, явлений окружающего мира раньше хорошо осознавалась. Сейчас она вскрывается лишь путём реставрирования первоначальных значений.
4.1. Тренировочное упражнение.
Учитель: Попробуем с помощью этимологического словаря выявить образы, положенные в основу слов: кольчуга, черепок, дотла, насекомое, бояре, дремучий. Для этого определим современное толкование значения слова, слово-источник происхождения, первоначальное значение слова.
Учащиеся работают над упражнением, пользуясь этимологическими словарями для школьников. Приведём примерные ответы учащихся.
Кольчуга названа так потому, что её делали из колец. Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец. Слово образовано с помощью суффикса –уга- от слова кольцо.
Слово черепок означает «обломок разбитого керамического изделия». Оно образовано от слова череп со значением «глиняная посуда».
Наречие дотла означает «без остатка, до основания (преимущественно о том, что сгорело)». Оно образовано от слова тло, что означало «дно, пол, основание».
Для слова насекомое будет родственным слово насечки. Животное названо по насечкам, которое делят тело на части и характерны для данного вида животных.
Слово бояре образовано от существительного бой – «битва, сражение». Слово имело первоначальное значение «воин».
Слово дремучий в выражении дремучий лес означает «густой, тёмный, труднопроходимый». Оно образовано от глагола дремать. Первоначально выражение дремучий лес означало «никем не потревоженный в своём сне лес».
4.2. Заполнение таблицы.
Учитель: Как мы уже знаем, существует лексика исконная и заимствованная. Этимология помогает выявить образ, первоначальное значение, которое было положено в основу заимствованного слова. В первом столбике таблицы даны слова: оранжевый, территория, ангина, гранит, помидор, депутат. Чтобы убедиться в том, что эти слова заимствованы русским языком из других языков, при помощи этимологического словаря найдём иностранные слова, послужившие образованию заимствованного слова. Полученные данные запишем во второй столбик таблицы. В третий столбик запишем значение заимствованного слова в русском языке.
Заимствованное слово | От какого иностранного слова оно образовано | Что означает заимствованное слово в русском языке |
Оранжевый | ||
Территория | ||
Ангина | ||
Гранит | ||
Помидор | ||
Депутат |
Учащиеся проверяют правильность заполнения таблицы.
Вывод: первичный образ, положенный в основу слова и выявленный с помощью этимологии, помогает лучше понять современное значение слова.
4.3. Сообщение ученика.
Учитель: Часто этимологические словари помогают выяснить, что иногда очень разные по значению слова являются родственными по происхождению. Заслушаем сообщение, которое было подготовлено к сегодняшнему уроку.
Ученик: Определим с помощью этимологического словаря общее в значении слов: внушать – ухо, врач – врун, обаяние – басня. Для этого найдём источник происхождения первого слова и толкование его первоначального значения.
Древнее значение глагола внушить – «услышать». Он образовался от сочетания вън уши (вън – древний вариант предлога и приставки в-), т.е. внушать – «вводить, вставлять в уши». Привычное для нас значение «убедить» развилось только к началу XIX века.
Слово врач образовано от слова врать – «говорить». Первоначальное значение – «заговаривающий, волшебник». Так получилось, что у слова врать значение стало развиваться, так сказать, в сторону ухудшения, а у слова врач – в сторону улучшения. В русских диалектах встречается врач «обманщик, лгун».
Слово обаяние образовано от глагола обаять – «околдовать словами», которое, в свою очередь, образовано от глагола баять – «говорить». Первоначально обаяние – «колдовство словами, состояние околдованного словами». Слово басня также образовано от глагола баять – «говорить». Его первоначальное значение – «сказка, рассказ».
4.4. Тренировочное упражнение. Работа у доски.
Учитель: Рассмотрим группы слов: завтрак – утро, висок – висеть, подол – долина. В данных словах выделим корень. Можем ли мы считать их родственными с современной точки зрения? Нет. Однако эти слова являются родственными по происхождению. Для того чтобы доказать их общность, найдём исторические корни в каждой паре слов, обращаясь к этимологическому словарю.
Приведём примерные ответы.
Завтрак образовано от за утра, утро с помощью суффикса – ок. У изменилось в в, -ок изменилось в –ак под влиянием аканья.
Висок (ср. висеть) первоначально означало «висящая прядь волос».
Подол возникло на основе сочетания по долу, т.е. по низу; длань – ладонь, т.е. низ. Кстати именно значение «долина, низина» (наряду с низ юбки) было в древнерусском языке и до сих пор есть в современных русских народных говорах.
Вывод: этимология помогает выявить общее между словами, которые в современном русском языке не являются родственными.
4.5. Работа по группам. Формирование навыков исследовательской работы.
Учитель: В слове коварный мы видим орфограмму «Непроверяемый безударный гласный в корне слова». Для того чтобы узнать, какой гласный мы напишем в корнях этих слов, обратимся к их происхождению. С помощью этимологического словаря подберём к слову коварный исторически родственные слова, которые помогут нам узнать их правописание.
Прилагательное коварный образовано от слова коварь, что означало «кузнец». Славяне считали кузнецов колдунами, потому что кузнец связан с огнём, умеет управляться с металлами. Возможно, именно поэтому у прилагательного, образованного от слова кузнец, и появилось такое значение. Таким образом, исторически родственными словами к прилагательному коварный являются слова коварь, подкова, ковка. В корне этих слов под ударением о. Коварный - ковка, подкова, коварь. В слове коварный в корне пишем о.
Вы разделены на группы. Каждой группе предлагается проблема для самостоятельного исследования. С помощью этимологического словаря необходимо подобрать исторически родственные слова к словам печаль, запятая, колесо, текстильный, которые помогут проверить их правописание.
Приведём примерные ответы учеников.
Слово печаль. Орфограмма «Непроверяемый безударный гласный в корне слова». С помощью этимологии выявляем, что слово печаль происходит от древнего слова печа – «забота» и буквально означало «то, что жжёт». Печаль – печа. В корне пишем е.
Слово запятая происходит от древнего глагола запяти, имеющего значение «задержать». Получается, что запятая буквально означает «задержка, остановка» - именно так раньше её воспринимали писцы, да и при чтении запятая означает то же самое. Того же корня слово препятствие. Таким образом, исторически родственными словами к существительному запятая являются слова запяти, препятствие. В корнях этих слов под ударением гласный я ([`а]). Запятая – препятствие, запяти. В слове запятая в корне пишем я.
Слово колесо восходит к древнему славянскому слову коло «круг, колесо». Древний суффикс -ес- сейчас ещё в существительных телеса, небеса, словеса (когда-то это были формы множественного числа от тело, небо, слово). Колесо – коло. В корне пишем о.
Слово текстильный. Слово заимствовано из французского языка. Французское texte восходит к латинскому textum «ткань». К этому же слову восходит слово текст, которое первоначально означало «сотканное», а затем получило значение «связь», «стиль», «слог». Текстильный – текст. В корне пишем е.
Вывод: этимология даёт нам возможность не только узнать происхождение слова, но и во многих случаях понять, почему слово пишется так, а не иначе.
V. Подведение итогов урока.
Слово учителя.
Таким образом, этимология и этимологические словари являются нашими верными помощниками. Они помогают узнать первоначальное значение слова, его первоначальный морфемный состав, выявить его родственные связи, понять его написание. Я думаю, что теперь вы будете часто обращаться за помощью к этимологическим словарям, и надеюсь, что тайны, которые таят в себе слова, станут доступными вам.
VI. Задание на дом.
Создать презентацию, иллюстрирующую историю происхождения интересующего вас слова. При выполнении домашнего задания необходимо обращаться к «Толковому словарю» С.И. Ожегова и «Школьному этимологическому словарику».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЭТИМОЛОГИЯ- Раздел языкознания, изучающий происхождение слов. Это слово имеет греческое происхождение и состоит из двух слов: etymon - истинное, исходное значение; logos - учение, слово.
Особенности этимологического словаря. «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова 1.Запанибрата , нареч (разг.) Слишком бесцеремонно, фамильярно. «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанского 2.Запанибрата. Собственно русское. Возникло путём сращения в одно слово за с Вин.пад . Слова панибрат - «ровня», «друг», заимствованного из польского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ О ВВОДНЫХ СЛОВАХ. ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ»
Урок "Понятие о вводных словах. Группы вводных слов по значению" создан с применением технологии развития критического мышления. Учитель - проводник ученика, а не "транслятор" знаний...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Конспект урока русского языка "Слова среди слов"
Данный урок целесообразно проводить при повторении раздела "Лексика". Разные методы и формы работы будут интересны как сильному, так и слабому ученику. Можно проводить урок на элективных курсах ...
План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Разделительный твердый знак в словах с приставками".
Закрепление правописания слов с разделительным твердым знаком после приставок. Обогащение лексики учащихся словами с разделительным твердым знаком.Коррекция недостатков речемыслительной деятельно...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...