Конспект урока русского языка "Слова среди слов"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Данный урок целесообразно проводить при повторении раздела "Лексика". Разные методы и формы работы будут интересны как сильному, так и слабому ученику. Можно проводить урок на элективных курсах при работе с анализом текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slova_sredi_slov.docx | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №1.
Тема: «Слова среди слов».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Через многоаспектный анализ слова проникнуть в суть и ткань слова и рассмотреть его смысловую значимость и художественно –эстетическую ценность в речи и художественном тексте.
Задачи: 1. Через приёмы комплексного анализа ( лингвистического, литературного, художественно – эстетического ) помочь учащимся увидеть слово огонь, огонек в художественном образе.
2. Развивать умение видеть эстетическую функцию слова как средства выразительного языка через разные формы и виды работ со словом.
3. Формировать у учащихся способность к творческому чтению (читательскую компетентность ) через комплексный анализ слова.
4. Формировать умение грамотно строить монологические высказывания.
5. Развивать ассоциативное мышление учащихся путём операции сравнения.
6. Создание творческой атмосферы на уроке, способствовать воспитанию у учащихся любви к родному языку, чувства прекрасного, формированию творческого восприятия окружающего мира.
Оборудование: толковый словарь русского языка, фразеологический словарь, тексты В.Г. Короленко «Огоньки»и Ф. Тютчева «Пожары», аудио фрагмент пьесы П.И. Чайковского «Январь. У камелька».
Ход урока:
Слово отражает мысль:
непонятна мысль – непонятно и слово…
В.Г. Белинский
- Слово учителя о целях, задачах урока.
- Как вы понимаете эпиграф урока?
- Спишите слова Белинского, объясните постановку знаков препинания.
- Объясните, какую букву вставили. К какому правилу относится правописание гласной? (Правописание непроверяемой безударной гласной в корне слова)
- Всегда ли вы уверены в написании непроверяемой безударной гласной в корне слова? (Нет)
- Как же быть в этом случае? (Обратиться к «Орфографическому словарю»)
-Ребята, посмотрите вокруг себя… Окружающий нас мир – это сотни тысяч предметов, явлений, признаков, действий – и все они облачены в слова. У каждого слова есть своё происхождение. Какая наука занимается происхождением слов? (Этимология, существуют этимологические словари )
- Каждое слово имеет своё лексическое значение, которое мы можем узнать…( В толковом словаре)
- Что же такое слово? Что оно в себе содержит, кроме смыслового значения, может быть, в слове есть какая-то тайна?
- Работа с афоризмами о слове.
- Прочитайте, ребята, высказывания мудрых людей о слове. Какое из них вам больше понравилось? Почему?
Материал, из которого писатель Чтобы ярче, точнее выразить
слагает свои произведения, - слово. каждую мысль, писатель подбирает
самые выразительные слова.
- А ещё один мудрец сказал о слове так: «Слово – это великая ценность, которой наделён человек». Ценность…
- Какие ценности бывают? Назовите 2 основные группы: ( Материальные и духовные )
- К какой же из двух вы отнесёте слово? ( К духовной )
- Почему?
- Сегодня на уроке мы с вами попробуем разгадать тайну слова, а для этого нам нужно проникнуть в глубь слова, в самое сердце и узнать есть ли у слова дуща, характер, т. е. мы попробуем почувствовать вкус слова. Наверное, так мог сказать человек, который познал ценность слова, «вкусил» его. Такое внимательное изучение слова поможет нам с вами проникнуть в глубь целого художественного произведения , понять авторский замысел и найти в тексте много полезного для себя, увидеть художественную ценность текста.
- Введение нового материала.
- Сегодня мы познакомимся поближе с очень интересным словом огонь.
- Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
-Откуда эти строки? (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»).
-Найдите синоним и антоним к слову огонь (пламень, лед).
- Что означает это слово, каково его лексическое значение? ( сначала формулируют учащиеся, потом учитель читает значение слова в толковом словаре).
- Какая это часть речи? (существительное).
- Какие морфологические признаки существительного вы знаете? ( собственное, нарицательное, одушевлённое, неодушевлённое, склонение, род, число, падеж,член предложения).
Огонь– нариц., неодушевл.,2 скл., м. р. , ед. ч., им. п. , подлежащее.
- Изменим слово (огня, огню) во множественном числе (огни).
- Выделим морфемный состав слова: огонь.
- Подберите однокоренные слова к слову огонь – огонек, огнище, огненный, огневой…
- Составьте словосочетания со словом огонь. Охваченный огнем, дрожащие огоньки
- Каково значение слова огонек в следующих предложениях? В селе за рекою потух огонек. В глазах их забегали веселые огоньки. (Прямое, переносное)
- Запишите предложение: Огонь в лампе дрогнул, потускнел, но через секунду снова разгорелся ровно и ярко. Составьте схему этого предложения.
- Знаете ли вы, ребята, какие-либо фразеологические обороты со словом огонь? Что они обозначают:
подливать масло в огонь – усугублять ситуацию
играть с огнем - неосмотрительность
идти в огонь и в воду - самоотверженность
таскать каштаны из огня - делать работу за кого-либо
между двух огней - опасность, которая угрожает с двух сторон и боязнь, опасение чего-либо
- Когда мы произносим слово огонь, то какие ассоциации возникают у нас? Солнце, жар, зной, костер, багрянец, тепло, уют…
-Как вы думаете, есть ли у слова огонь цвет? Оранжевый, красный, алый, багряный, червонный, багровый, пунцовый, малиновый, киноварный, рубиновый, гранатовый…
- А есть ли вкус? Сладкий, солёный, горький…
- А как оно звучит? Запишем слово в транскрипции [ агон,].
- Какую музыку мы слышим в слове? Яркую, волнующую, тревожную, спокойную…
- Давайте подберём эпитеты к слову огонь: яркий, сильный, лёгкий, ласковый.
- Что огонь может делать?
Деепричастие Глаголы Причастие
горя горит горящий
разгоравшись разгораетсяся разгорающийся
пылая пылает пылающий
- Запишите предложение:
..На пожарище печальном
Нет ни искры, дым, один, —
Где ж огонь, злой истребитель,
Полномочный властелин? Ф. Тютчев
- Предложение выразительное, яркое, образное.
Мы видим характер слова, его душу – злой, беспощадный. Но огонь может быть и нужным, приносящим надежду, радость.
- Слово огонь в художественном тексте.
-Учащимся выдают художественные тексты В.Г. Короленко «Огоньки»
Работа с текстом:
- Выразительно читаем.
Крошечный по объему рассказ В. Г. Короленко «Огоньки» рождает массу ассоциаций. Каких? (Огни конкретного далекого берега – смысл человеческой жизни)
Поражаешься мастерству и мудрости писателя, сумевшего несколькими фразами изложить целую философскую программу. Начиная рассказывать о конкретных огнях далекого и желанного берега, Короленко незаметно подводит читателя к общим рассуждениям о смысле и цели человеческой жизни.
- Изобразительные средства языка и слова огоньки.
- Роль слова, его характер, душа, музыка в слове.
- Слово- образ- символ.
- Изображение характера слова в живописи.
- Обращаемся к ассоциации, возникающим в связи со словом огонь, огонек.
-Какую картину вы могли бы нарисовать, используя ассоциативный ряд?
- Демонстрация репродукций художников.
- Слово в музыке.
- Ребята, а как вы думаете, можно ли огонь в камине, бушующее пламя, дрожащий огонек передать через музыку?
- Если бы вы были композиторами, какую бы вы сочинили музыку, желая показать это?
- Прослушайте отрывок из первой пьесы цикла «Времена года» П. И. Чайковского, эпиграфом к которой стали строки А. С. Пушкина:
"И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела."
- Какую картину вы себе представили?
- Итог урока.
- Слово – это владыка, мысль, дух,… образ, символ.
-В чём же тайна слова? ( У него, в его звучании, есть характер, душа…) Слово – это просто набор, произнесённых звуков или набор написанных букв? ( нет слово – это образ, символ).
- Поучительны стихи В.Полторацкого «Слово о словах»:
Слова бывают разные –
То дельные, то праздные.
То честные, правдивые.
То льстивые, фальшивые.
Есть слово – утешения
И слово – удушения.
Есть трезвые, есть пьяные,
Лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные,
А есть бесстыдно-грязные,
Одни помогут выпрямить,
Другие душу вытравить.
Есть речь огнём горящая,
Есть тлением смердящая.
Слова – высокой доблести
И самой низкой подлости.
- Вот поэтому со словом нужно обращаться осторожно, бережно (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь, говорит народная мудрость): оно может жестоко оскорбить, навек обидеть, смертельно ранить
- Поможет нам в этом разобраться слово, глубокий анализ слова. Слово, сказанное – мгновение, но содержит в себе целую жизнь, огромный мир. А наша задача – суметь запечатлеть это мгновение в своём сердце.
- Домашнее задание:
Напишите небольшое сочинение на одну из предложенных тем:
«Человек через слово всемогущ» (Г. Державин)
«И образ мира, в Слове явленный…» (Б. Пастернак)
«У каждого из слов душа своя» (Кугультинов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...
Конспект урока русского языка «Сложные слова» 7 класс коррекционной школы VIII вида.
Конспект урока русского языка «Сложные слова» с презентацией 7 класс коррекционной школы VIII вида....
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ О ВВОДНЫХ СЛОВАХ. ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ»
Урок "Понятие о вводных словах. Группы вводных слов по значению" создан с применением технологии развития критического мышления. Учитель - проводник ученика, а не "транслятор" знаний...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
Конспект и технологическая карта урока русского языка "Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах."
Урок русского языка в 8 классе....