План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Разделительный твердый знак в словах с приставками".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Закрепление правописания слов с разделительным твердым знаком после приставок. Обогащение лексики учащихся словами с разделительным твердым знаком.Коррекция недостатков речемыслительной деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok4_russ._yaz_v_5kl.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 – ом классе
специальной (коррекционной) школы.
Учитель: Назарова Е.А.
Тема урока: Дифференциация написаний с разделительным твердым знаком и без него после приставок.
Цели урока:
Образовательная. Закрепление правописания слов с разделительным твердым знаком после приставок. Обогащение лексики учащихся словами с разделительным твердым знаком.
Коррекционно – развивающая. Коррекция недостатков речемыслительной деятельности учащихся.
Воспитательная. Воспитывать осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и навыками при изучении родного языка.
Оборудование: презентация к уроку «Правописание слов с разделительным твердым знаком», карточки с буквами с, ъ, е, л, две картинки и рисунок радуги; схемы (альбом, № 47) и карточки с приставками (альбом, № 33), учебник «Русский язык» 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. 5 – е издание. Москва, «Просвещение» 2012 г., авторы: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. 5 – е издание. Москва, «Просвещение» 2012 г. Дидактический материал по русскому языку для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида с методическими рекомендациями для учителя. Автор: Якубовская Э.В. Москва, «Просвещение», 2008 г.
Ход урока
- Организационный момент.
Организация класса. Психологический настрой.
- Работа по теме урока. Различение смыслового значения слов с разделительным твердым знаком и без него. (Слайды 1 – 4)
- Наблюдение за изменением значения сходных по буквенному составу слов, в зависимости от наличия твердого знака в
них.
• Прочитать слово, составленное учителем из отдельных букв на
доске.
сел
Ученики читают составленное из букв слово, а учитель записывает его на доске.
• Прочитать то же слово после того, как учитель вставит в это
слово ъ.
съел
Учитель записывает второе слово. Получается запись на доске: сел — съел.
- Сравнить слова по значению.
- Определить, чем они различаются при произнесении. (Согласный сливается с гласным и не сливается.)
- Подписать данными словами две картинки: мальчик сидит на стуле, мальчик доедает яблоко.
- Сделать вывод.
- Какую роль играет твердый знак в слове? (Он показывает, что согласный не сливается с последующим гласным. Он помогает различать слова по их значению.)
- В каких случаях пишется разделительный твердый знак? Расскажите, опираясь на схему (альбом, № 47).
2) Дидактическая игра «Исправь ошибки в словах». (Слайды 5 – 7)
— Из слов убежал разделительный твердый знак, и слова потеряли смысл. Прочитайте все слова и скажите, какие из них потеряли смысл.
Увидел, ветка, въехал, ворона, обелись, обед.
- Как вернуть словам смысл?
- Произнесите их правильно: въехал, объелись.
- Запишите слова с разделительным твердым знаком. Подчеркните твердый знак, выделите приставку, отметьте согласный и гласный, которые при произнесении слова не сливаются.
3. Работа с текстом (учебник, упражнение № 135).
1) Чтение текста и анализ его по содержанию.
- О ком говорится в тексте?
- Как ворона прихорашивалась после дождя? Найдите слова в тексте. (Взъерошилась, отряхнулась, расправила хвост.)
- Что увидела ворона на небе? Найдите об этом предложение-загадку.
- Отгадайте загадку, и вы увидите рисунок этих ворот. (Рисунок радуги.)
2) Составление плана к тексту.
- Сколько частей в тексте?
- Давайте составим план текста. Для этого озаглавим каждую часть. (Дождь прошел. Ворона прихорашивается. Радуга.)
3) Списывание текста с объяснением правописания приставок в словах, отмеченных вопросительным знаком.
- Прочитайте слова с вопросительным знаком после приставок.
- Почему в словах поставлен вопросительный знак после приставок? (Спрашивается, писать или не писать твердый знак.)
- Ответьте.
- Спишите любую из трех частей текста, озаглавив ее.
- Физминутка.
1. Комплекс упражнений для глаз.
2. Выполнение движений на внимание.
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись,
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.
- Дидактическая игра «Ехал-ехал».
У каждого ученика по одной карточке с приставкой (см. альбом, № 33).
Нужно составить словосочетание, используя слово ехал с приставкой. Начинает учитель: поехал по дороге, ...
В конце игры учащиеся записывают на доске под схемой (с альбом, № 47) словосочетания, в которых есть слова с разделительным твердым знаком после приставок. Каждый ученик, работающий у доски, должен объяснить по схеме правописание разделительно твердого знака после приставки. В схеме раскрасить значок гласного звука.
6. Задание на дом (рабочая тетрадь 1, № 179).
- Прочитайте текст.
- Скажите, каким был мышонок.
- Отразите это в заглавии. Заглавие запишите.
На дом: вставить, где нужно, разделительный твердый знак и выписать слова в два столбика, как указано в рабочей тетради.
Проверка домашнего задания на следующем уроке: вспомнить
содержание текста и записать ответы на вопросы (в рабочей тетради).
7.Подведение итогов урока. (Слайды 7 - 9)
— Вспомните и перечислите как можно больше слов с разделительным твердым знаком. Каждый из вас должен назвать слово.
Для активизации словаря учитель использует опосредованную подсказку: вспомнить, что сделала ворона: взъе..., объя...; вспомнить слова, из которых убежал твердый знак: въе..., объе...; как называются грибы, которые нельзя употреблять в пищу?
— В каких случаях пишется разделительный твердый знак?
8. Выставление оценок учащимся.
Комментарии результатов работы учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План -конспект урока английского языка в3 классе. Тема: "Счастливые уроки в лесной школе". УМК "Enjoy English", автор М.З. Биболетова
Данный урок разработан с учетом требований ФГОС....
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
План – конспект урока английского языка, 8 класс Тема: Great Britain
Отрабатывать фонетические навыки на конкретном примере; учить понимать иностранную речь в игровых ситуациях. Прививать интерес к культуре, традициям, достопримечательностям англоязычных стран; воспиты...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»
Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...