План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koren_slova_v_gruppe_odnokorennyh_slov.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Корень слова в группе однокоренных слов» 5 класс

Цели урока:

Метапредметная : Расширить изучение понятия «однокоренные слова»

Предметная: Обобщить знания обучающихся о корне слова

Метапредметные задачи

Развитие универсальных учебных действий обучающихся:

Познавательных

Общеучебных:

1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы;

2. Искать и выделять необходимую информацию

Логических:

3. Устанавливать причинно-следственные связи;

4. Строить логические цепи рассуждений;

5. Выдвигать гипотезы

Постановка и решение проблем:

6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера;

Личностных

1. Уметь слушать и вступать в диалог;

2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами;

Коммуникативных

1.Проявлять любознательность при получении знаний;

2.Проявлять интерес к изучению родного языка;

3.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

Регулятивных

1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать";

2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата;

4. Оценивать - осознавать качество и уровень усвоения нового знания;

Предметные задачи

Образовательные:

конкретизация полученных знаний о корне и однокоренных словах;

закрепить умение распознавать однокоренные слова;

обогащать речь детей.

Развивающие:

развивать орфографическую зоркость;

развивать познавательные процессы: мышление (все виды), логическое, ассоциативное, критическое; внимание, память (зрительную, ассоциативную);

развивать кругозор учащихся.

Ход урока

  1. Орг.момент. Эмоциональный настрой


II.   Групповая  работа над ассоциативным рядом со словом «корень»

Запишите слова или словосочетания, которые приходят к вам, когда вы слышите слово «КОРЕНЬ».

Дети записывают у себя на листочке, получается примерно следующее:
корни дерева, корень цветка, корень слова, однокоренные слова.

О каких понятиях корня идёт речь?

Таким образом, дети выходят на два понятия корня – ботаническое и грамматическое.

III. Сопоставление с культурно-историческим аналогом. Прочитайте, что по этому поводу говорят ученые.

 Каждой группе предлагаются листы с информацией: словарные статьи из толковых словарей С.И. Ожегова и В.И. Даля.

Словарь С.И. Ожегова

Корень – 1. Подземная часть растения, через которую оно всасывает соки из почвы.
2. Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба (корень зуба), волоса, ногтя.
3. Начало, источник, основа чего-то (перенос.) (корень зла).
4. В грамматике: основная часть слова без ¬ и ^.
5. В математике: математический квадратный корень.

Словарь В.И. Даля

Корень – 1. Подземная часть всякого растения.
2. Корень зуба, волоса, ногтя, пера – та часть, которая вросла в тело.
3. Мой корень – родина.
4. Корень слова – слог или звук, от которого слово произошло.
5. Математический корень.

Диагностика (степень личного приращения знаний)

Найдите общее в вашем выводе и у ученых.

IV. Формулировка темы урока учащимися

- Прежде чем сформулировать тему урока, скажите, какое значение слова «КОРЕНЬ» из перечисленных в толковых словарях важно на уроке русского языка?


Создание проблемной ситуации(образовательной задачи)

Работая в группах, вспомните, что вам известно об однокоренных словах и выясните, какие из предложенных слов являются однокоренными? Сформируйте из них группы однокоренных слов

Гора, гористый, гореть, горелый, горный, загорал.

В чём трудность? С чем вы столкнулись? (корни одинаковые, а лексическое значение у них разное)

Что же необходимо знать для того, чтобы правильно определить, являются ли слова однокоренными? (лексическое значение слов)

- Определите тему нашего урока «Корень слова в группе однокоренных слов» или «Корень слова. Однокоренные слова»

- А разве эта тема для вас новая?


- Каковы же тогда цели нашей работы?


V. Целеполагание. Сформулируйте их, используя незаконченные предложения
(Дети записывают цели в тетради, опираясь на записи на доске)

 Цели урока:

Я хочу узнать …новое о корне слова

Мне надо учиться… находить корень слова и однокоренные слова по их лексическому значению

Я хочу развивать…орфографическую грамотность

VI. Определение корня и однокоренных слов. Актуализация знаний

Вспомните, какое определение корня вы давали в начальных классах?

Начните заполнять таблицу, которая у вас на листочках

Знаю

Хочу узнать

Узнал новое, научился

Какую колонку вы заполните в конце урока?

Учащиеся вспоминают, что такое лексическое значение слова.

Работа в парах с упражнением учебника 79

- Найдите родственные слова, выпишите их, обозначьте в них корни. Устно объясните лексическое значение данных слов.

- Сделайте вывод о том, как правильно найти  корень слова и какие слова называются однокоренными

VII. Физкультминутка

VIII.  Тренировочные упражнения

Работа в группах

Задание. Записать предложения, выбрав нужную букву, и выделить корень. Устно объяснить свой выбор

На скалу набрасывались яростные ва/олы.- На лугу пасутся большие ва/олы.

Ветер разве/ивает яркие флаги.- Чтение разве/ивает грамотность.

Я да/ою сигнал. – Я да/ою корову

- Проверьте по ключу правильность своей работы. Сделайте вывод по вашим наблюдениям.

Индивидуальное задание у доски
. На доске ряды слов. Найти «четвёртое лишнее», объяснить свой выбор:

вода – водяной – водитель - подводник
узнать – узко – узенький – поуже

Ложь – положить – сложу - приложить

Проверка выполненной работы.

IX. Рефлексия – осознание пройденного пути.

- Какие цели сегодня были достигнуты? Закончите фразу: «сегодня на уроке я…»

- Закончите заполнение третьей колонки нашей таблицы.


XII. Домашнее задание по выбору: составить игру «четвёртое лишнее»; выполнить упражнение 80; выписать из Толкового словаря 5-6 однокоренных слов со словарной статьёй


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по системе Л.В.Занкова "Однокоренные слова"

Представлен конспект урока по теме "Однокоренные слова" в 3 классе...

разработка урока русского языка в 5 классе по ФГОС "Лексика. Заимствованные слова"

Данный конспект урока поможет учителям, работающим по новым ФГОС, в основной школе....

План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Разделительный твердый знак в словах с приставками".

Закрепление правописания слов с разделительным твердым знаком после приставок. Обогащение лексики учащихся словами с разделительным твер­дым знаком.Коррекция недостатков речемыслительной деятельно...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План-конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: Рр. Мастерская творческого письма (по слову «мама»)

laquo;Повышение качества обучения школьников посредством использования активных форм работы на уроке»...