Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Баженова Наталья Сергеевна

     Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации нового ФГОС. Сама программа предполагает использование методов самостоятельного изучения материала, поисковый метод, работу в парах и индивидуальную. Такой подход позволяет развивать основные УУД: умения учащихся самостоятельно осваивать учебный материал от более простого к более сложному, трансформировать его и систематизировать, ставить учебные задачи, делать выводы на основе сравнения и сопоставления, оценивать свою работу и работу своих одноклассников, говорить грамотно и логично, отстаивать своё мнение, вести свободный диалог, работать в команде.

Урок рассчитан на средний класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе

 по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

Программа составлена С. И. Львовой, В. В. Львовым.

Тип урока: введение нового знания

Технология: Деятельностный метод обучения.

Основные цели:

1)  формирование  представления о разделе языка – словообразование  и   основных способах образования новых слов;

2)  формирование навыка определять способ образования слов на основе знаний морфемного состава слова и сопоставления его словообразовательной модели;

3)  закрепление знаний этапов учебной деятельности и их содержания;   тренировка  умений   самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.

ХОД УРОКА:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

1

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся.  Объявляет о начале урока.

Учащиеся приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку учебных принадлежностей.

2

Постановка учебной задачи.

 Результатом этого этапа будет определение учебной задачи. Это этап мотивации и целеполагания.

 УУД: личностные, коммуникативные.

Слова для наблюдения записаны на доске:

Прибежать, закопать, грибок, носик

Задание: запишите слова, распределяя на группы. По какому признаку вы распределяли слова.

Вопросы:  

- А можете ли вы сказать: от каких слов образовались данные слова?

- Какие морфемы приняли участие в их образовании?

- Сделайте вывод: с помощью каких морфем могут образовываться слова?

Учитель обращает внимание учащихся на открывшуюся тему урока «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

СЛАЙД 1.

Вопросы:  

- Найдите ключевые слова темы.   

СЛАЙД 2.

- Сформулируйте цели на  сегодняшний урок.

СЛАЙД 3.

Задание: запишите  число, тему урока в конспект  и тетрадь.

Учащиеся записывают слова в тетрадь. Группируют слова.

-  прибежать, закопать

-  грибок, носик

 (сгруппировать получилось по двум признакам: части речи – 2 группы; морфемный состав – 2 группы)

Учащиеся легко находят производные слова и говорят, что слова образовались с помощью приставки и суффикса.

Вывод:

Слова могут быть образованы с помощью приставки и суффикса.

Учащиеся отмечают, что  в слове СЛОВООБРАЗОВАНИЕ можно выделить 2  слова.

Учащиеся формулируют:

-узнать, что такое словообразование;

-понять, как образуются слова в русском языке;

-запомнить, какие способы образования слов  основные;

Учащиеся делают опорную запись в конспекте.

2

 «Открытие нового знания».

 Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий.

 Способы: диалог, парная работа.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

1) Задание по вариантам: понаблюдайте за строением  слов 

1в.мясорубка, кофемолка

2 в. -  лесоруб, пылесос.

- Запишите слова, найдите те слова, от которых образованы данные слова.

СЛАЙД 4.

Появляется новое, что необходимо выяснить. Обращение к материалу учебника. Просмотровое самостоятельное чтение. Поиск ответа на свой вопрос.

Вопросы:

- Что нового узнали о способах образования слов в русском языке из статьи учебника?

- Какой новое понятие встретилось? Что даёт это понятие?

СЛАЙД 5.

1) Учащиеся приходят к выводу, что слова образованы от 2 слов, но некоторые слова ограничиваются лишь  основами, а не целыми словами.

2) Читают учебный материал на стр. 5-6. Об основных способах образования слов (приставочном, суффиксальном, сложении).

Называют способы. Отмечают, что исходная основа с помощью морфемы образует новое слово.

Делают самостоятельный вывод.

Составляют краткую запись в опорном конспекте и подбирают примеры.  

3

Этап первичного закрепления.

Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма.

  Задание по Упр 402:

 Учащиеся, работая в парах,  образуют слова по заданным моделям, определяют исходное слово. Называют способ образования слов. Самостоятельно  подбирают слова. Выборочно комментируют ход рассуждения и действий.

4

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».

  Задание по Упр 404:

Уч-ся находят исходные слова. Записывают пару. Определяют способ образования слов. Проверяют себя по словообразовательному словарику.(часть 3)

5

Тренировочные упражнения.

 Результатом этого этапа будет отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия.

 Сообщение дополнительного материала по данной теме на опережающее обучение.

1)   Задание по Упр. 408:с использованием знаний по предмету природоведения.

2)Индивидуальное задание для сильных ребят.

- Запишите слова, подберите исходное слово к каждому из них, определите способ образования данных слов.

Приморский, пришкольный, прибрежный, загородный.

СЛАЙД 6 - 7.

Работа для отработки умения и навыка определять само исходное слово и способ его образования слова. (СЛОЖЕНИЕ)

2) Исследуют слова. Находят исходные. Определяют, что не все слова образованы известными способами, которые есть в учебнике. (приставочно-суффиксальный). У доски высказывают своё предположение. Вывод о новом способе уч-ся заносят в конспект. Оценивают выполнение индивидуальных заданий.  

6

Рефлексия Результатом этого этапа будет самооценка своих новых знаний и умений. Выставление оценок вместе с учителем и поощрение работы.

- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников.

СЛАЙД 8.

-Оцените своё эмоциональное состояние и работу на уроке.

СЛАЙД 9.

Учащиеся отмечают достигнутые результаты,  высказывают мнение и оценивают своих одноклассников, которые отвечали на уроке.

7

Домашнее задание:

1) теорию опорного конспекта выучить

2) упр.410 подобрать по 2 примера + устный рассказ (высказывание).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок в 5 классе по теме: «Словообразование . Основные способы образования слов в русском языке ». Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы высшей категории МБОУ Приаргунской СОШ Баженовой Натальей Сергеевной.

Слайд 2

СЛОВО ОБРАЗОВАНИЕ

Слайд 3

ЦЕЛИ УРОКА : 1) узнать , что такое словообразование ; 2) понять , как образуются слова в русском языке; 3) запомнить, основные способы образования слов;

Слайд 4

Задание по вариантам : понаблюдайте за строением слов 1 в . – мясорубка, кофемолка 2 в . - лесоруб , пылесос. - Запишите слова поморфемно , найдите те слова, от которых образованы данные слова.

Слайд 5

Основные способы образования слов в русском языке: 1) приставочный ¬ 2) суффиксальный 3) сложение : E ( O) Исходное слово Исходное слово Исходное слово Исходное слово Исходноеслово Исходное слово

Слайд 6

- Запишите слова, подберите исходное слово к каждому из них, определите способ образования данных слов. Приморский, пришкольный , прибрежный, загородный.

Слайд 7

Основные способы образования слов в русском языке : Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный Сложение

Слайд 8

ЦЕЛИ УРОКА: 1) узнать, что такое словообразование; 2) понять, как образуются слова в русском языке; 3) запомнить, основные способы образования слов;

Слайд 9

Оцените свое эмоциональное состояние



Предварительный просмотр:

Пример опорной записи для конспекта учащихся.

Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке.

Словообразование

Словообразование – это раздел лингвистики, изучающий законы образования слов.

Основные способы словообразования  (см. слайд 5 и 7 ПРЕЗЕНТАЦИИ)

Можно  выдать каждому учащемуся в качестве раздаточного материала для сокращения работы с конспектом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по теме Основные способы образования слов в русском языке" 6 класс

Повторительно-обобщающий урок по теме "основные способы образования слов в русском языке" в 6 классе коррекционно- развивающего обучения (7 вида)...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Словообразование. Основные способы образования слов".

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Словообразование.Основные способы образования слов" в рамкахсистемно-деятельностного подхода к обучению учащихся на уроке русского языка.Рекомендуется...

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке» ( В соответствии с требованиями ФГОС).

Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная  :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...

Конспект урока "Основные способы образования слов в русском языке"

Конспект урока "Основные способы образования слов в русском языке"...

Урок русского языка. Основные способы образования слов в русском языке

Урок русского языка по теме "основные способы образования слов в русском языке"...