Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации нового ФГОС. Сама программа предполагает использование методов самостоятельного изучения материала, поисковый метод, работу в парах и индивидуальную. Такой подход позволяет развивать основные УУД: умения учащихся самостоятельно осваивать учебный материал от более простого к более сложному, трансформировать его и систематизировать, ставить учебные задачи, делать выводы на основе сравнения и сопоставления, оценивать свою работу и работу своих одноклассников, говорить грамотно и логично, отстаивать своё мнение, вести свободный диалог, работать в команде.
Урок рассчитан на средний класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе
по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
Программа составлена С. И. Львовой, В. В. Львовым.
Тип урока: введение нового знания
Технология: Деятельностный метод обучения.
Основные цели:
1) формирование представления о разделе языка – словообразование и основных способах образования новых слов;
2) формирование навыка определять способ образования слов на основе знаний морфемного состава слова и сопоставления его словообразовательной модели;
3) закрепление знаний этапов учебной деятельности и их содержания; тренировка умений самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.
ХОД УРОКА:
№ | Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся |
1 | Организационный момент | Учитель приветствует учащихся. Объявляет о начале урока. | Учащиеся приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку учебных принадлежностей. |
2 | Постановка учебной задачи. Результатом этого этапа будет определение учебной задачи. Это этап мотивации и целеполагания. УУД: личностные, коммуникативные. | Слова для наблюдения записаны на доске: Прибежать, закопать, грибок, носик Задание: запишите слова, распределяя на группы. По какому признаку вы распределяли слова. Вопросы: - А можете ли вы сказать: от каких слов образовались данные слова? - Какие морфемы приняли участие в их образовании? - Сделайте вывод: с помощью каких морфем могут образовываться слова? Учитель обращает внимание учащихся на открывшуюся тему урока «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке». СЛАЙД 1. Вопросы: - Найдите ключевые слова темы. СЛАЙД 2. - Сформулируйте цели на сегодняшний урок. СЛАЙД 3. Задание: запишите число, тему урока в конспект и тетрадь. | Учащиеся записывают слова в тетрадь. Группируют слова. - прибежать, закопать - грибок, носик (сгруппировать получилось по двум признакам: части речи – 2 группы; морфемный состав – 2 группы) Учащиеся легко находят производные слова и говорят, что слова образовались с помощью приставки и суффикса. Вывод: Слова могут быть образованы с помощью приставки и суффикса. Учащиеся отмечают, что в слове СЛОВООБРАЗОВАНИЕ можно выделить 2 слова. Учащиеся формулируют: -узнать, что такое словообразование; -понять, как образуются слова в русском языке; -запомнить, какие способы образования слов основные; Учащиеся делают опорную запись в конспекте. |
2 | «Открытие нового знания». Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий. Способы: диалог, парная работа. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). | 1) Задание по вариантам: понаблюдайте за строением слов 1в.–мясорубка, кофемолка 2 в. - лесоруб, пылесос. - Запишите слова, найдите те слова, от которых образованы данные слова. СЛАЙД 4. Появляется новое, что необходимо выяснить. Обращение к материалу учебника. Просмотровое самостоятельное чтение. Поиск ответа на свой вопрос. Вопросы: - Что нового узнали о способах образования слов в русском языке из статьи учебника? - Какой новое понятие встретилось? Что даёт это понятие? СЛАЙД 5. | 1) Учащиеся приходят к выводу, что слова образованы от 2 слов, но некоторые слова ограничиваются лишь основами, а не целыми словами. 2) Читают учебный материал на стр. 5-6. Об основных способах образования слов (приставочном, суффиксальном, сложении). Называют способы. Отмечают, что исходная основа с помощью морфемы образует новое слово. Делают самостоятельный вывод. Составляют краткую запись в опорном конспекте и подбирают примеры. |
3 | Этап первичного закрепления. Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма. | Задание по Упр 402: | Учащиеся, работая в парах, образуют слова по заданным моделям, определяют исходное слово. Называют способ образования слов. Самостоятельно подбирают слова. Выборочно комментируют ход рассуждения и действий. |
4 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя». | Задание по Упр 404: | Уч-ся находят исходные слова. Записывают пару. Определяют способ образования слов. Проверяют себя по словообразовательному словарику.(часть 3) |
5 | Тренировочные упражнения. Результатом этого этапа будет отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия. Сообщение дополнительного материала по данной теме на опережающее обучение. | 1) Задание по Упр. 408:с использованием знаний по предмету природоведения. 2)Индивидуальное задание для сильных ребят. - Запишите слова, подберите исходное слово к каждому из них, определите способ образования данных слов. Приморский, пришкольный, прибрежный, загородный. СЛАЙД 6 - 7. | Работа для отработки умения и навыка определять само исходное слово и способ его образования слова. (СЛОЖЕНИЕ) 2) Исследуют слова. Находят исходные. Определяют, что не все слова образованы известными способами, которые есть в учебнике. (приставочно-суффиксальный). У доски высказывают своё предположение. Вывод о новом способе уч-ся заносят в конспект. Оценивают выполнение индивидуальных заданий. |
6 | Рефлексия Результатом этого этапа будет самооценка своих новых знаний и умений. Выставление оценок вместе с учителем и поощрение работы. | - Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников. СЛАЙД 8. -Оцените своё эмоциональное состояние и работу на уроке. СЛАЙД 9. | Учащиеся отмечают достигнутые результаты, высказывают мнение и оценивают своих одноклассников, которые отвечали на уроке. |
7 | Домашнее задание: | 1) теорию опорного конспекта выучить 2) упр.410 подобрать по 2 примера + устный рассказ (высказывание). |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СЛОВО ОБРАЗОВАНИЕ
ЦЕЛИ УРОКА : 1) узнать , что такое словообразование ; 2) понять , как образуются слова в русском языке; 3) запомнить, основные способы образования слов;
Задание по вариантам : понаблюдайте за строением слов 1 в . – мясорубка, кофемолка 2 в . - лесоруб , пылесос. - Запишите слова поморфемно , найдите те слова, от которых образованы данные слова.
Основные способы образования слов в русском языке: 1) приставочный ¬ 2) суффиксальный 3) сложение : E ( O) Исходное слово Исходное слово Исходное слово Исходное слово Исходноеслово Исходное слово
- Запишите слова, подберите исходное слово к каждому из них, определите способ образования данных слов. Приморский, пришкольный , прибрежный, загородный.
Основные способы образования слов в русском языке : Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный Сложение
ЦЕЛИ УРОКА: 1) узнать, что такое словообразование; 2) понять, как образуются слова в русском языке; 3) запомнить, основные способы образования слов;
Оцените свое эмоциональное состояние
Предварительный просмотр:
Пример опорной записи для конспекта учащихся.
Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке.
Словообразование
Словообразование – это раздел лингвистики, изучающий законы образования слов.
Основные способы словообразования (см. слайд 5 и 7 ПРЕЗЕНТАЦИИ)
Можно выдать каждому учащемуся в качестве раздаточного материала для сокращения работы с конспектом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по теме Основные способы образования слов в русском языке" 6 класс
Повторительно-обобщающий урок по теме "основные способы образования слов в русском языке" в 6 классе коррекционно- развивающего обучения (7 вида)...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Словообразование. Основные способы образования слов".
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Словообразование.Основные способы образования слов" в рамкахсистемно-деятельностного подхода к обучению учащихся на уроке русского языка.Рекомендуется...
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке» ( В соответствии с требованиями ФГОС).
Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...
Открытый урок " Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке русского языка в 5 классе по теме «Словообразование. Основные способы образования слов".
Тема «Словообразование. Основные способы образования слов»Тип урока: открытие нового знания...
Конспект урока "Основные способы образования слов в русском языке"
Конспект урока "Основные способы образования слов в русском языке"...
Урок русского языка. Основные способы образования слов в русском языке
Урок русского языка по теме "основные способы образования слов в русском языке"...
Урок русского языка в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке»
Презентация с синтаксической пятиминуткой....