Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме "Придаточные дополнительные"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Тема: Сложноподчиненное предложение с придаточным дополнительным.
Цель: продолжить формирование представлений о видах сложноподчиненных предложений; научить определять в тексте сложноподчиненное предложение с придаточным дополнительным. Развитие навыков анализа структуры предложений с придаточным дополнительным, характеристики средств связи присоединения к главному предложению.
Формирование потребности к совершенствованию знаний по русскому языку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе.
Тема: Сложноподчиненное предложение с придаточным дополнительным.
Цель: продолжить формирование представлений о видах сложноподчиненных предложений; научить определять в тексте сложноподчиненное предложение с придаточным дополнительным. Развитие навыков анализа структуры предложений с придаточным дополнительным, характеристики средств связи присоединения к главному предложению.
Формирование потребности к совершенствованию знаний по русскому языку.
Формирование УУД:
1.Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор
2. Метапредметные:
-познавательные: умение отбирать нужную информацию, анализировать текст, выстраивать логическую цепь рассуждений;
-коммуникативные: умение аргументировать свою позицию, свой ответ; владение монологической и диалогической формой речи; развитие навыков работы в группе;
-регулятивные: устанавливать последовательность действий при выполнении задания, оценивать собственные возможности при выполнении заданий; развитие самостоятельной творческой деятельности.
3. Предметные: сознательная организация своей познавательной деятельности, применение теоретических знаний на практике, проявление элементов творчества при выполнении заданий.
Тип урока: урок открытия и усвоения новых знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, карточки с заданиями.
Ресурсы: учебный комплекс под редакцией В. В. Бабайцевой, Дрофа, 2017, учебник Русский язык. Практика.9 класс./ под ред. Ю. С. Пичугова.
Основные термины, понятия: сложноподчинённое предложение, главное предложение, придаточное предложение, средства связи: подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова, придаточное изъяснительное, определительное.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
Организационныймомент | Включение в деловой ритм.
| Подготовка класса к работе. | |
1.Мотивация. Самоопределение к деятельности | Устное сообщение учителя Лингвист Николай Максимович Шанский сказал: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения». Вопросы (появляются по щелчку) - О каких предложениях пойдет речь на сегодняшнем уроке? - Как Н.М.Шанский своей цитатой подсказал нам необходимость изучения СПП?
| Отвечают на вопросы. Сложноподчинённых. Использование сложноподчинённых предложений даёт множество возможностей для передачи наших мыслей, потому что в зависимости от цели высказывания, которую ставит перед собой человек, придаточные предложения могут быть самыми разными. | Личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание; коммуникативные: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. 1.Выполните задания в парах: 1) заполните кластер недостающими компонентами; 2) выполните задание по типу огэ; 3) выполните задание по типу огэ; 4) индив. – исследование(на карточке) | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
3. Постановка учебной задачи
| Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. упр. 150. Сравните предложения. В каком варианте мысль выражена более полно? Разберите простые предложения по членам, затем проанализируйте сложноподчинённые. Что помогает определить вид придаточного предложения? Определите тему урока. Обратите внимание на слайд и скажите, какие задачи нам придётся сегодня решить? | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Во втором, т. к. они являются сложноподчинёнными. Тема: Придаточные дополнительные Задачи: Определить, что поясняют придаточные дополнительные, при помощи чего прикрепляются, где находится. . | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы |
4. Построение проекта выхода из затруднения
| Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Обратимся к учебнику «Теория», п. 214 и к опорной записи в учебнике «Практика». Проведите исследование. Проанализируйте предложения. Что у них общего? Изучите материал и оформите результат в таблице. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). Записывают предложения, обозначают части | Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. Первичное закрепление
| Устанавливает осознанность ситуации. Запишите предложения, используя условные обозначения. Среди предложений найдите сложноподчиненное с придаточным дополнительным Игра «Верите ли вы, что… | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. | Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| Организует деятельность по применению новых знаний. Работа с упражнением 152. - Найдите среди предложений текста СПП с придаточным дополнительным. Докажите правильность выбора. ( Запись предложения, схематическое объяснение) - Какие ещё предложения по своей структуре встретились в данном тексте. - Чем отличаются СПП от БСП и СПП? - Замените предложение с причастным оборотом синонимичной конструкцией СПП с союзным словом «что». Холм, взявший отца в свои недра, был велик и печален, громадная скульптура, венчавшая вершину, бросала на город исполинскую тень. ( Холм, что взял отца в свои недра, был велик и печален, громадная скульптура, что венчала вершину, бросала на город исполинскую тень.) - Какой вид придаточных у вас получился? (Определительные) Сравните предложения (Присмотритесь к окружающему и увидите, что всё вокруг удивительно и загадочно – придаточное дополнительное) и предложения, которые были сконструированы вами. Сделайте вывод об употреблении местоимения ЧТО в придаточных предложениях. (Присоединяет как придаточные определительные, так и придаточные дополнительные). - Как отличить придаточное определительное от придаточного дополнительного? Определите особенности следующих предложений. Перестройте данное предложение в предложение с косвенной речью. Сделайте вывод, какие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными дополнительными. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В СПП части соединяются при помощи интонации и подчинительных союзов или союзных слов, в ССП – сочинительных союзов и интонации, в СБП – интонации. Сложноподчинённым предложениям с придаточными дополнительными синонимичны предложения с прямой речью. | Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение |
7. Рефлексия деятельности (итог урока)
| Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |
Проведите исследование. Проанализируйте предложения. Что у них общего? Чем различаются?
1.Слышно было, как ветер трепал кусты деревьев.
(В.Арсеньев)
2.Он знал, что основа всего – нравственность.
(Ф.Достоевский)
3.Только теперь мы заметили, где находились.
(Г.Федосеев)
4.Важно было то, что его никто не заметил.
(М.Горький)
Ключевые слова | Цель | Результат |
Отвечают | Установить вопросы | |
Присоединяются | Определить средства связи | |
Находится | Узнать, какое место занимают | |
Поясняет | Выяснить, какое слово поясняют | |
Указательное слово | Узнать, может ли быть указательное слово |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе.
Тема: Сложноподчиненное предложение с придаточным дополнительным.
Цель: продолжить формирование представлений о видах сложноподчиненных предложений; научить определять в тексте сложноподчиненное предложение с придаточным дополнительным. Развитие навыков анализа структуры предложений с придаточным дополнительным, характеристики средств связи присоединения к главному предложению.
Формирование потребности к совершенствованию знаний по русскому языку.
Формирование УУД:
1.Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор
2. Метапредметные:
-познавательные: умение отбирать нужную информацию, анализировать текст, выстраивать логическую цепь рассуждений;
-коммуникативные: умение аргументировать свою позицию, свой ответ; владение монологической и диалогической формой речи; развитие навыков работы в группе;
-регулятивные: устанавливать последовательность действий при выполнении задания, оценивать собственные возможности при выполнении заданий; развитие самостоятельной творческой деятельности.
3. Предметные: сознательная организация своей познавательной деятельности, применение теоретических знаний на практике, проявление элементов творчества при выполнении заданий.
Тип урока: урок открытия и усвоения новых знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, карточки с заданиями.
Ресурсы: учебный комплекс под редакцией В. В. Бабайцевой, Дрофа, 2017, учебник Русский язык. Практика.9 класс./ под ред. Ю. С. Пичугова.
Основные термины, понятия: сложноподчинённое предложение, главное предложение, придаточное предложение, средства связи: подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова, придаточное изъяснительное, определительное.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
Организационныймомент | Включение в деловой ритм.
| Подготовка класса к работе. | |
1.Мотивация. Самоопределение к деятельности | Устное сообщение учителя Лингвист Николай Максимович Шанский сказал: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения». Вопросы (появляются по щелчку) - О каких предложениях пойдет речь на сегодняшнем уроке? - Как Н.М.Шанский своей цитатой подсказал нам необходимость изучения СПП?
| Отвечают на вопросы. Сложноподчинённых. Использование сложноподчинённых предложений даёт множество возможностей для передачи наших мыслей, потому что в зависимости от цели высказывания, которую ставит перед собой человек, придаточные предложения могут быть самыми разными. | Личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание; коммуникативные: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. 1.Выполните задания в парах: 1) заполните кластер недостающими компонентами; 2) выполните задание по типу огэ; 3) выполните задание по типу огэ; 4) индив. – исследование(на карточке) | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
3. Постановка учебной задачи
| Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. упр. 150. Сравните предложения. В каком варианте мысль выражена более полно? Разберите простые предложения по членам, затем проанализируйте сложноподчинённые. Что помогает определить вид придаточного предложения? Определите тему урока. Обратите внимание на слайд и скажите, какие задачи нам придётся сегодня решить? | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Во втором, т. к. они являются сложноподчинёнными. Тема: Придаточные дополнительные Задачи: Определить, что поясняют придаточные дополнительные, при помощи чего прикрепляются, где находится. . | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы |
4. Построение проекта выхода из затруднения
| Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Обратимся к учебнику «Теория», п. 214 и к опорной записи в учебнике «Практика». Проведите исследование. Проанализируйте предложения. Что у них общего? Изучите материал и оформите результат в таблице. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). Записывают предложения, обозначают части | Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. Первичное закрепление
| Устанавливает осознанность ситуации. Запишите предложения, используя условные обозначения. Среди предложений найдите сложноподчиненное с придаточным дополнительным Игра «Верите ли вы, что… | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. | Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| Организует деятельность по применению новых знаний. Работа с упражнением 152. - Найдите среди предложений текста СПП с придаточным дополнительным. Докажите правильность выбора. ( Запись предложения, схематическое объяснение) - Какие ещё предложения по своей структуре встретились в данном тексте. - Чем отличаются СПП от БСП и СПП? - Замените предложение с причастным оборотом синонимичной конструкцией СПП с союзным словом «что». Холм, взявший отца в свои недра, был велик и печален, громадная скульптура, венчавшая вершину, бросала на город исполинскую тень. ( Холм, что взял отца в свои недра, был велик и печален, громадная скульптура, что венчала вершину, бросала на город исполинскую тень.) - Какой вид придаточных у вас получился? (Определительные) Сравните предложения (Присмотритесь к окружающему и увидите, что всё вокруг удивительно и загадочно – придаточное дополнительное) и предложения, которые были сконструированы вами. Сделайте вывод об употреблении местоимения ЧТО в придаточных предложениях. (Присоединяет как придаточные определительные, так и придаточные дополнительные). - Как отличить придаточное определительное от придаточного дополнительного? Определите особенности следующих предложений. Перестройте данное предложение в предложение с косвенной речью. Сделайте вывод, какие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными дополнительными. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В СПП части соединяются при помощи интонации и подчинительных союзов или союзных слов, в ССП – сочинительных союзов и интонации, в СБП – интонации. Сложноподчинённым предложениям с придаточными дополнительными синонимичны предложения с прямой речью. | Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение |
7. Рефлексия деятельности (итог урока)
| Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |
Проведите исследование. Проанализируйте предложения. Что у них общего? Чем различаются?
1.Слышно было, как ветер трепал кусты деревьев.
(В.Арсеньев)
2.Он знал, что основа всего – нравственность.
(Ф.Достоевский)
3.Только теперь мы заметили, где находились.
(Г.Федосеев)
4.Важно было то, что его никто не заметил.
(М.Горький)
Ключевые слова | Цель | Результат |
Отвечают | Установить вопросы | |
Присоединяются | Определить средства связи | |
Находится | Узнать, какое место занимают | |
Поясняет | Выяснить, какое слово поясняют | |
Указательное слово | Узнать, может ли быть указательное слово |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Технологическая карта урока русского языка. 6 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...