Технологическая карта интегрированного урока по русскому языку и литературе «Мелихово. Экскурсия в Дом - музей А.П.Чехова»
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
Интегрированный урок по русскому языку и литературе « Экскурсия в Дом - музей А.П.Чехова».
(Повторение по теме «Сложное предложение»).
Виды сложных предложений. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Сложное бессоюзное предложение. Знаки препинания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 30.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта интегрированного урока по русскому языку и литературе «Мелихово. Экскурсия в Дом - музей А.П.Чехова»
ФИО: Л.И.Бландинская
Предмет: Русский язык, литература.
Место урока в изучаемой теме: Повторение по теме «Сложное предложение».
Дата | 10.04.2018г. |
Класс | 10а класс |
Тема урока | Интегрированный урок по русскому языку и литературе « Экскурсия в Дом - музей А.П.Чехова». (Повторение по теме «Сложное предложение»). |
Цель урока | Сформировать представления учащихся о жизни и творчестве А.П.Чехова, на основе текстов публицистического и художественного повторить знаки препинания в сложном предложении. |
Задачи урока | Образовательные: создать условия для знакомства с многогранностью писателя, выделение ключевых жизненных моментов, способствующих формированию А.П.Чехова как личности, писателя; способствовать развитию потребности читать художественную литературу и воспринимать личность автора через призму его творений Развивающие: создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения и структурирования материала, развивать речевые навыки, внимание, память. Воспитательные: способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, воспитанию интереса к классическому наследию русской литературы; самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативных навыков. Формировать УУД: личностные: формирование мотивации к индивидуальной творческой деятельности, формирование мотивации к самосовершенствованию, формирование нравственного мировоззрения; предметные: научиться интерпретировать прочитанное; метапредметные: познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель; регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено; коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию. |
Планируемые результаты обучения | Предметные: Учащиеся, проследив сложный и интересный путь становления А.П.Чехова - писателя, должны приблизиться к миру его идей, представлений, образов; поделиться мыслями, эмоциями, находками, испытать чувство комфорта и удовлетворения от своей работы. Работа с публицистическим текстом презентации и художественным текстом задания – прямая подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Метапредметные: Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, учатся анализировать художественный текст, фиксировать и оформлять результаты; учатся работать с разными источниками информации. Личностные: Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению птиц, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к птицам и их охраны, учащиеся формируют правила поведения в природе, развивают умения слушать и слышать другое мнение |
УУД | Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структуирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
Тип урока: | Интегрированный урок |
Основные понятия | Виды сложных предложений. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Сложное бессоюзное предложение. Знаки препинания. |
Межпредметные связи | Литература, русский язык |
Ресурсы | Презентация MSPowerPoint, Приложение 1,2 Работа с текстом (отрывок из воспоминаний И.А.Бунина. « О Чехове».) |
Формы урока | Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально |
Методы | Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный. |
Технологии | Технология развития критического мышления |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для достижения планируемых результатов | Примечания |
1. Организационный этап, вызов | Организация работы. Беседа. Сообщение темы урока: Сегодня наш урок мы проведём немного нетрадиционно. Я приглашаю вас на экскурсию в Дом-музей А.П.Чехова. Знакомясь с интерьером, описывая их, мы убедимся в том, что без сложных предложений трудно обойтись в речи. Экскурсия наша общеобразовательная. Мы должны будем повторить всё, что знаем о сложном предложении. Вы должны быть внимательны, активны, выполнять задания, а по окончании экскурсии нужно будет рассказать о своих впечатлениях. Находясь в музее, прошу соблюдать тишину и внимательно слушать экскурсовода. А его роль сегодня будете выполнять вы | Конспектирование информации. Принимают участие в беседе, отвечают на предложенные вопросы. | Организация материала в тетради. Ответить на дискуссионные вопросы. | |
2. Актуализация знаний | Рассказ о жизни и творчестве писателя Стимулирование мыслительной деятельности учащихся вопросом: Какие произведения А.П.Чехова читали? Основные темы его произведений? | Конспектирование информации; Анализ публицистического текста. Ученик-экскурсовод выразительно читает информацию на слайде, называет сло, указывает особенность использования. | Конспект. Ответы на вопросы. | |
3. Освоение нового материала, осмысление | Анализ текста: указание на нужные детали для повторения сложного предложения, ориентация ответов учащихся; Задает вопросы для размышления: К творчеству А.П.Чехов относился очень серьезно. Также серьезно он относился к своему к дому. Для писателя было важно устроить Мелихово так, чтобы всем, живущим в доме, было хорошо. Подберите высказывания писателя о роли близких людей в жизни человека. Найдите в рассказах А.П.Чехова описание дома, похожего на Мелихово. Даёт задание, объясняет, как его выполнять. | Анализируют текст. Отвечают на вопросы. Вспоминают изученные произведения русской литературы. Конспектирование новой информации, оформление цитат. Работа с текстом художественного произведения. | Ответы на вопросы. Анализ и привлечение существующего читательского опыта. Заполнение таблицы. | Приложение 1 |
4. Рефлексия | Задаёт вопрос: Что нового о писателе, о Мелихове узнали на уроке? Какие виды сложных предложений вспомнили на уроке? | Размышляют, отвечают на вопросы. Выполняют задание. | Вопросы для размышления. | |
5. Обобщение, рефлексия (по уроку) | Подводит итоги урока, задавая обобщающие вопросы. Выставление оценок за урок. | Отвечают на вопросы, подводят итоги урока. | Вопросы на закрепление; | |
6. Домашнее задание | Объявляет и объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание | Домашнее задание: Составить экскурсию «Край Есенина. Константиново» | Приложение |
«Изучать язык писателя – значит выявить речевые средства, которыми он выражает идейное содержание художественного произведения и эмоционально воздействует на читателя»
Приложение2.
Таблица №1
Вид простого предложения | Пример |
1. Обобщающие слова при однородных членах предложения. (1 пример) 2. Безличное предложение с однородными членами предложения. (2 примера) 3.Двусоставное предложение, осложненное однородными членами. (9 примеров) 4.Двусоставное предложение (4 примера) 5. Предложения с обращением. (10 примеров) 6.Односоставные предложения. (25 примеров) | На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Пахло от него хересом и флер- д оранжем. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Нафанаил немного подумал и снял шляпу. Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца. Сам он съежился, сгорбился, сузился. Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощание руку. Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Оба были приятно ошеломлены. Я уже до тайного дослужился. Жена улыбнулась. Все трое были приятно ошеломлены. Милый мой! – начал тонкий после лобызания. Голубчик мой! Миша! Друг детства! Это, Нафаня, друг моего детства! Не бойся, Нафаня! Ну, как живешь, друг? Служу, милый мой! Нет, милый мой, поднимай повыше… Я, ваше превосходительство.. Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафаил. Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же душонок и щеголь! Ах, ты господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? В гимназии вместе учились! Детьми были! Подойди к нему поближе. Служишь где? Дослужился? Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалование плохое. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Пробавляемся кое-как. Здесь буду служить Небось, уже статский? Две звезды имею. Очень приятно-с! Ну, полно! Для чего этот тон? Помилуйте. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому ведомству. |
Таблица №2
Виды сложных предложений | Пример |
1. Сложносочиненные (2 примера) 2. Сложноподчиненные (1 пример) 3. Бессоюзные (2 примера) 4.Предложения с разными видам и связи. (3 примера) | Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Из – за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком – его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом – его сын. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Жена уроки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира. Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфильтом, за то, что я ябедничать любил. Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)
Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и литература), связан с изучением творчеств...
Технологическая карта интегрированного урока по английскому языку и истории "Sight-Seeing Tour of the Hero City Volgograd"
Интегрированный урок по английскому языку и истории "Путешествие по городу-герою Волгограду": технологическая карта, материалы выступлений, презентация (разбита на 3 части)...
Технологическая карта интегрированного урока по русскому языки и географии
Итегрированный урок, совмещающий русский язык и географию....
Технологическая карта интегрированного урока (музыка, английский язык), «История одной песни», 9 класс
Данная разработка урока создаёт условия для формирования у обучающихся умения монологического высказывания (рассуждение) в форме письма благодарности исполнителю песни / автору/ композитор...
Технологическая карта бинарного урока по русскому языку, литературе "Роль частиц в рассказе А.П.Платонова "Юшка".
Урок содержит презентацию и наглядный материал....
Технологическая карта интегрированного урока по русскому языку и литературе в 5 классе
Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 5 классе...
Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?
В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...