Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и литература), связан с изучением творчества К. Г. Паустовского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagol_kak_chast_rechi.docx | 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению».
Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)
Цели:
1. освоение понятия «Глагол как часть речи»
2. совершенствование умения анализировать готовый текст через понятия тип, стиль, тема, основная мысль;
3.воспитание любви к родине.
Задачи урока:
1.узнать глубже творчество К.Г.Паустовского;
2. научиться обобщать исследования в таблицах;
3. закрепить навыки работы с текстом ;
4. приобрести навыки аргументации, оформления своих мыслей и впечатлений от художественного произведения, участия в обсуждении;
5.научиться оформлять результаты своих поисков;
6.научиться работать над заданиями в группе.
7.научиться представлять свою работу, аргументировать свою позицию.
В уроке-проекте использованы следующие методы:
проблемно-поисковый, самостоятельной работы, обобщения.
Ожидаемые результаты:
- обучающиеся знакомятся с особенностями комплексного анализа текста;
- учатся анализировать текст и делать языковые разборы;
- учатся овладению навыкам и умениям самостоятельной и оценочной работы.
Характеристика урока-проекта:
Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и литература).
- Планирование
Класс разделен на 5 групп («звездочек»). Каждая работает над своим заданием
1-я группа анализирует текст, определяет его языковые особенности;
2-я группа работает над исправлением текста и систематизацией орфограмм ;
3-я группа демонстрирует умение выполнять различные грамматические разборы;
4-я группа работает над выявлением выразительных средств текста и составлением текста по аналогии;
5-я группа распределяет глаголы по их значениям
- Каждой группе раздается текст с распечатанными заданиями, группа заполняет только свою часть, остальное заполняется по ходу урока. Каждый член группы имеет оценочный лист, в котором ставят баллы другой группе по нескольким критериям.
Роль учителя на данном этапе – это роль консультанта.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя.
- Знаете ли вы, что такое глагол?
Звучат ответы учеников
Учитель: Без сомнения, вы все правы. Глагол – это одна из самостоятельных частей речи.
В старославянском языке «глагол» означал «слово», «мысль», а «глаголать» – «говорить». Посмотрите, именно в этом значении Пушкин использовал это старославянское слово для того, чтобы подчеркнуть, что слово поэта-пророка особенное. Давайте послушаем.
Восстань, Пророк! И виждь, и внемли!
Исполнись волею моей.
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Учитель: Как вы думаете, правильно ли наши предки словом «глагол» называли любое слово, речь вообще? За что глаголу такая честь? Может быть, эта часть речи самая важная в языке?
Звучат ответы детей
I .Целеполагающий этап
Верно. Мы докажем, что глагол, действительно очень важная часть речи, отправившись в гости к К.Г.Паустовскому. Совсем недавно на уроках литературы мы знакомились с творчеством этого замечательного писателя. Перед вами отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Мой дом» Прочитаем его.
Группы приступают к выполнению заданий (задания разложены на партах)
II. Аналитический этап
Каждый ученик самостоятельно или группой подбирает информацию в соответствии со своим заданием.
Задания для 1-ой группы.
1.Определите тему текста. Как бы вы его озаглавили?
2.Определите тип речи.
3. С какой целью использованы глаголы в очерке? Какова их смысловая нагрузка?
4. Определите лексическое значение слов рожок, отвесный дождь, околица.
5. Какого вида глаголы использует автор для создания картины, характеристики личности героя?
6.Обратите внимание на приставки в глаголах, что они обозначают? (работа с с ч.№3 учебника)
Задания для 2-ой группы.
В тексте вставить пропущенные буквы и распределить слова по видам орфограмм. Расставить недостающие знаки препинания. Объяснить орфограммы и пунктограммы.
Задания для 3-й группы.
Выполнить морфологический разбор глагола. Выписать предложения разного типа (нераспространенное; распространенное; предложение без сказуемого) и разобрать их по членам. Какую роль выполняют в них глаголы? Выписать глагольные словосочетания разного типа.
Задания для 4-ой группы.
1.Какие выразительные средства языка встретились в этом тексте? Какова их роль?
2.Составить аналогичный текст на тему: «Зимнее утро»
Задания для 5 группы.
Распределить глаголы по их значениям : 1.трудовые процессы; 2) движение; 3)состояние человека; 4)состояние природы; 5) процессы мысли и речи; 6) проявление цвета.
III Физкультминутка
IV. Этап обобщения информации.
На данном этапе осуществляется объединение в единое целое полученной каждой группой информации. Обучающиеся представляют результаты анализа текста, записывают в соответствующие графы таблицы.
V/Этап презентации
Участники групп передают результаты своей работы, другие группы выслушивают и вносят, если согласны с выступающими, результаты их исследования в свои тексты. Затем эксперты оценивают выступающую группу.
VI/Домашнее задание: стр.123-125 пересказать; упр. № 897
VII/ Рефлексия.
Анкета:
- Как вы оцениваете урок-проект?
- Что вам понравилось в данном уроке?
Приложение
Задания для 1 группы.
Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь…
На ра(с,сс)вете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из к_лодца в_дро воды. Из в_дра выскакивает л_гушка. Я обл_ваюсь к_лодезной водой и слушаю рожок п_стуха – он поет ещё д_леко, у самой околицы.
Я иду в пустую баню кипячу чай. на печке завод_т свою песню сверчок. Он поёт очень громко и не обраща_т внимания ни на мои шаги, ни на звон чашек.
Св_тает. Я беру вёсла и иду к р_ке. Ц_пной пес Дивный спит у к_литки. Он бьёт хв_стом по з_мле, но не подыма_т головы. Дивный давно привык к моим уходам на ра(с,сс)вете. Он только з_вает мне вслед и шумно вздыха_т.
Я отплываю в туман_. Восток розове_т. Уже не доноси(тся,ться) запах дыма сельских п_чей. Остаётся только безмолвие воды, зар_слей, вековых ив. Впереди – пустынный сентябрьский день…
1.Определите тему текста. Как бы вы его озаглавили?
2.Определите тип речи.
3. С какой целью использованы глаголы в рассказе? Какова их смысловая нагрузка?
4. Определите лексическое значение слов рожок, отвесный дождь, околица.
5. Какого вида глаголы использует автор для создания картины, характеристики личности героя?
6.Обратите внимание на приставки в глаголах, что они обозначают? (работа с учебником ч.3)
Задания для 2 группы.
Особенно хорошо в бесе_ке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь…
На ра(с,сс)вете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из к_лодца в_дро воды. Из в_дра выскакивает л_гушка. Я обл_ваюсь к_лодезной водой и слушаю рожок п_стуха – он поет ещё д_леко, у самой околицы.
Я иду в пустую баню кипячу чай. на печке завод_т свою песню сверчок. Он поёт очень громко и не обраща_т внимания ни на мои шаги, ни на звон чашек.
Св_тает. Я беру вёсла и иду к р_ке. Ц_пной пес Дивный спит у к_литки. Он бьёт хв_стом по з_мле, но не подыма_т головы. Дивный давно привык к моим уходам на ра(с,сс)вете. Он только з_вает мне вслед и шумно вздыха_т.
Я отплываю в туман_. Восток розове_т. Уже не доноси(тся,ться) запах дыма сельских п_чей. Остаётся только безмолвие воды, зар_слей, вековых ив. Впереди – пустынный сентябрьский день…
В тексте вставить пропущенные буквы и распределить слова по видам орфограмм. Расставить недостающие знаки препинания. Объяснить орфограммы и пунктограммы.
Задания для 3группы.
Особенно хорошо в бесе_ке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь…
На ра(с,сс)вете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из к_лодца в_дро воды. Из в_дра выскакивает л_гушка. Я обл_ваюсь к_лодезной водой и слушаю рожок п_стуха – он поет ещё д_леко, у самой околицы.
Я иду в пустую баню кипячу чай. на печке завод_т свою песню сверчок. Он поёт очень громко и не обраща_т внимания ни на мои шаги, ни на звон чашек.
Св_тает. Я беру вёсла и иду к р_ке. Ц_пной пес Дивный спит у к_литки. Он бьёт хв_стом по з_мле, но не подыма_т головы. Дивный давно привык к моим уходам на ра(с,сс)вете. Он только з_вает мне вслед и шумно вздыха_т.
Я отплываю в туман_. Восток розове_т. Уже не доноси(тся,ться) запах дыма сельских п_чей. Остаётся только безмолвие воды, зар_слей, вековых ив. Впереди – пустынный сентябрьский день…
Выполнить морфологический разбор любого глагола.
Выписать предложения разного типа ( нераспространенное; распространенное; предложение без сказуемого) и разобрать их по членам.
Какую роль выполняют в них глаголы?
Выписать глагольные словосочетания разного типа.
Задания для 4группы.
Особенно хорошо в бесе_ке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь…
На ра(с,сс)вете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из к_лодца в_дро воды. Из в_дра выскакивает л_гушка. Я обл_ваюсь к_лодезной водой и слушаю рожок п_стуха – он поет ещё д_леко, у самой околицы.
Я иду в пустую баню кипячу чай. на печке завод_т свою песню сверчок. Он поёт очень громко и не обраща_т внимания ни на мои шаги, ни на звон чашек.
Св_тает. Я беру вёсла и иду к р_ке. Ц_пной пес Дивный спит у к_литки. Он бьёт хв_стом по з_мле, но не подыма_т головы. Дивный давно привык к моим уходам на ра(с,сс)вете. Он только з_вает мне вслед и шумно вздыха_т.
Я отплываю в туман_. Восток розове_т. Уже не доноси(тся,ться) запах дыма сельских п_чей. Остаётся только безмолвие воды, зар_слей, вековых ив. Впереди – пустынный сентябрьский день…
1.Какие выразительные средства языка встретились в этом тексте? Какова их роль?
2.Составьте аналогичный текст на тему: « Зимнее утро»
Задания для 5 группы.
Особенно хорошо в бесе_ке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь…
На ра(с,сс)вете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из к_лодца в_дро воды. Из в_дра выскакивает л_гушка. Я обл_ваюсь к_лодезной водой и слушаю рожок п_стуха – он поет ещё д_леко, у самой околицы.
Я иду в пустую баню кипячу чай. на печке завод_т свою песню сверчок. Он поёт очень громко и не обраща_т внимания ни на мои шаги, ни на звон чашек.
Св_тает. Я беру вёсла и иду к р_ке. Ц_пной пес Дивный спит у к_литки. Он бьёт хв_стом по з_мле, но не подыма_т головы. Дивный давно привык к моим уходам на ра(с,сс)вете. Он только з_вает мне вслед и шумно вздыха_т.
Я отплываю в туман_. Восток розове_т. Уже не доноси(тся,ться) запах дыма сельских п_чей. Остаётся только безмолвие воды, зар_слей, вековых ив. Впереди – пустынный сентябрьский день…
Распределите глаголы по их значениям : 1.трудовые процессы; 2) движение; 3)состояние человека; 4)состояние природы; 5) процессы мысли и речи; 6) проявление цвета.
Таблица №1
Тема текста. Заглавие | |
Определите тип речи. | |
С какой целью используются глаголы в тексте? | |
Определите лексическое значение слов рожок, отвесный дождь, околица. | |
Определите вид глаголов, использованных в тексте | |
Определите значения глагольных приставок |
Таблица №2
безударная гласная в корне слова | непроизносимая согласная в корне слова | приставки на з-с | правописание тся-ться в глаголах | правописание безударных окончаний глаголов | чередование о-а в корне раст-(ращ-)-рос |
Таблица №3
распространенное предложение | нераспространенное предложение | предложение без сказуемого |
глагол+ существительное | глагол+наречие | глагол+глагол |
Таблица № 4
метафора | олицетворение | эпитет |
Текст по аналогии. Весеннее утро.
Таблица № 5
трудовые процессы | движение | состояние человека; | состояние природы | процессы мысли и речи | проявление цвета. |
Оценочный лист
№ группы | Быстрота выполнения задания | Чёткое, грамотное выполнение задания | Наличие примеров | Выводы | Дисциплина и слаженная работа группы |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: «Глагол как часть речи» (урок – обобщение)
Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи"...
Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В.
Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В....
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Глагол как часть речи"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Глагол как часть речи". Содержит игровой материал и задания. Также включены задания из учебника Ладыженской....
План-конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Глагол как часть речи»
Данные материалы подготовлены для использования преподавателями русского языка при изучении или повторении частей речи в 5-6 классе....
Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме "Глагол как часть речи".
Урок проводится в 4 четверти . Учащиеся вспоминают изученное о глаголе, определяют морфологические признаки, синтаксическую функцию. На уроке используется презентация "Глагол как часть реч...
Глагол как часть речи. Роль глагола в словосочетании и предложении, в речи
Технологическая карта урока по русскому языку в 5классе...