Технологическая карта интегрированного урока по русскому языку и литературе в 5 классе
план-конспект занятия по литературе (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Имена существительные в художественных произведениях | 50.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока по русскому языку и
литературе в 5 классе
Тема: Обобщение «Имена существительные в художественных произведениях».
Цели: Повторить знания, приобретенные на уроках русского языка и литературы.
- Развивать творческие способности, сообразительность, находчивость, логическое мышление; развивать русскую речь.
- Воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.
Задачи урока:
- Обучающая – показать роль имени существительного в художественном тексте, формировать навыки устной и письменной речи, формировать навыки анализа художественных текстов с точки зрения красоты.
- Развивающая - способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, Рассмотреть нравственную категорию красоты как в природном так и в общественном значении (как средство воспитания доброты, благородных стремлений).
- Воспитательная - воспитывать стремление и желание быть внимательным и вдумчивым читателем; воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе, умение работать в группе; умение проводить рефлексию своей деятельности и деятельности одноклассников.
Тип урока: урок обобщения знаний
Форма урока: урок- путешествие
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал
Ход урока:
- Орг. момент.
- Проблемная ситуация.
Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие-в княжество Морфология. С давних пор в Княжестве Морфология живут Части речи. Одни из них очень знаменательные: это глагол, прилагательное, наречие, числительное, местоимение и…. А какой же части речи не хватает? Давайте вспомним.
Собрать 2 слова из букв
(имя существительное).
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
- Что мы знаем об имени существительном? (Слайды)
- А с каким предметом дружит имя существительное?
- А какая цель нашего урока? (повторить имя существительное в художественнх произведениях)
3. Творческая работа.
Чтобы вам не было скучно, я хочу предложить вам небольшое путешествие.
А путешествовать будем на паровозике и останавливаться на разных станциях.
Ну что в путь?
1 станция. « Собственные и нарицательные».
Тут мы должны вспомнить, что такое имя собственное и нарицательное?
- Вспомните, мы читали рассказ Ивана Шмелёва «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Выпишите из отрывка все имена собственные сущ-ные.
- Вот перед нами имена собственные, а вы можете найти хоть одно имя нарицательное.
(Обмен тетрадями- взаимопроверка). Жизненный опыт
Оценивание
2 станция. «Загадочная».
Перед нами загадки. Отгадайте их и определите признаки сущ-ного.
Сердитый недотрога живет в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки ни одной.
(Ёж)
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести
(Сорока)
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
И никуда я не иду, покуда он идет.
( Дождь)
Если я измажусь сажей,
Мне оно об этом скажет.
(Зеркало)
3 станция. «Сказочная»
- Закинул старик удочку в море. (невод)
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
- У лукоморья клён зелёный. (дуб)
А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»
- Я ль на свете всех умнее, (милее)
Всех румяней и белее?
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
- Ветер! Ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи птиц. (туч)
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
- Избушка там, на тонких ножках. (курьих)
- Стал он кликать золотую щуку (рыбку)
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Найдите ошибку, исправьте её и вспомните название сказки, ее автора.
4 станция. « Путаница».
- Перед вами зашифрованные слова. Расшифруйте их и получите имена литературных героев.
5 станция. «Весёлая переменка».
6 станция «ПЕРЕВЁРТЫШИ»
В названии сказки все слова перевёрнуты.
Нужно каждое слово заменить на противоположное по значению и назвать сказку.
7 станция. «Блиц – опросная»
Сейчас проведем небольшой блиц-опрос. Перед вами ромашка. На каждом лепестке спрятан номер вопроса. Желающий выходит и отвечает на вопрос.
1- Имеют ли единственное число сущ-ные оладьи, пельмени, гренки?(нет)
2-Можно ли писать с большой буквы сущ-ные серёжка, орёл, стрелка?(можно, если это имя, город, кличка )
3-Что мы слышим в начале урока?(у)
4-В каком слове буква «я» находится 7 раз?(семья)
Для того, чтобы проверить №5, №6, №7, №8 откройте учебник на стр. 307 – это орфоэпический словарик. Для чего нужен этот словарь? Что такое орфоэпия?
5-Как правильно сказать тОрты или тортЫ?
6- Как правильно сказать звОнят или звонЯт?
7. Как правильно сказать красИвее или красивЕе?
8. Как правильно сказать бАловать или баловАть?
8. Станция «Стихотворная»
9. Станция « Кроссвордная» (работа в группе 4 человека)
- Как называется стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища. (РОсток)
- Огородное растение, растущее обычно кочаном. (КАпуста)
- Составьте словосочетание из слов лес и хозяйство. Какое слово изменилось? Объясните орфограмму в этом слове. (ЛЕсной)
- Низшее водяное растение, у которого отсутствует расчленение на корень, стебель и листья. (ВодорОсль)
- Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? (прилАгательное)
- Масло бывает животного происхождения и … (РАстительного)
- Скажите одним словом: «прибавить одно к другому» (СлОжить)
- Система связи для передачи речевой информации на расстояние при помощи электрических сигналов по проводам или по радио. (ТЕлЕфон)
- Что значит «описывать, передавать устно или письменно, кратко пересказывать содержание чего-нибудь?» (ИзлАгать)
- Какова задача того, кто обвиняет кого-нибудь. Скажите это одним словом. (ОбвИнить)
- Как называется письменное упражнение, перелагающее содержание прочитанного или услышанного? (ИзлОжение)
- Человек, знающий дело, толковый, дельный, серьёзный. (ДЕловой)
- Подведение итогов
Мы приблизились к концу маршрута и должны для себя определить, что мы повторили о существительном. (презентация)
- Рефлексия
У меня получилось…
Было интересно…
Было трудно….
Теперь я знаю…
"Благодарю…".
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить.
РЕФЛЕКСИЯ В КОНЦЕ УРОКА
у меня получилось …
было интересно…
было трудно…
теперь я могу…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)
Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и литература), связан с изучением творчеств...
Методическая разработка интегрированного урока-конкурса русского языка и литературы 8 класс
Игра- конкурс не только благотворно влияет на отношение школьников к русскому языку и литературе как к учебным предметам, но и способствует развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной ...
Технологическая карта интегрированного урока по русскому языку и литературе «Мелихово. Экскурсия в Дом - музей А.П.Чехова»
Интегрированный урок по русскому языку и литературе « Экскурсия в Дом - музей А.П.Чехова».(Повторение по теме «Сложное предложение»).Виды сложных предложений. Сложносочиненное ...
Технологическая карта интегрированного урока по русскому языки и географии
Итегрированный урок, совмещающий русский язык и географию....
Технологическая карта интегрированного урока (музыка, английский язык), «История одной песни», 9 класс
Данная разработка урока создаёт условия для формирования у обучающихся умения монологического высказывания (рассуждение) в форме письма благодарности исполнителю песни / автору/ композитор...
Технологическая карта бинарного урока по русскому языку, литературе "Роль частиц в рассказе А.П.Платонова "Юшка".
Урок содержит презентацию и наглядный материал....
Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?
В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...