Технологическая карта бинарного урока по русскому языку, литературе "Роль частиц в рассказе А.П.Платонова "Юшка".
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Урок содержит презентацию и наглядный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта бинарного урока
по русскому языку, литературе "Роль частиц в рассказе А.П.Платонова "Юшка".
Учителя МОАУ СОШ № 1 с.Возжаевки Белогорского района Амурской области:
Францева О.В, учитель русского языка, Марченко В.А, учитель литературы.
Тема | Роль частиц в рассказе А.П.Платова "Юшка". |
Класс | 7 "Б" |
Тип урока | Повторительно-обобщающий |
Формы работы | Групповая, парная, индивидуальная, коллективная |
Используемые технологии | Технология деятельстного метода (ТДМ) |
Цели урока | 1) Обобщить понятия о функциях частицы как служебной частицы речи; 2) Проанализировать содержание рассказа А.Платонова "Юшка" с точки зрения нравственных понятий: доброта, милосердие, любовь к ближнему. |
Задачи | Образовательные: показать своеобразие частиц; совершенствовать навыки анализа художественного текста; Развивающие: развивать познавательный интерес и литературно - творческие способности образного мышления и воображения; развивать способность обучающихся осмысливать оттенки значения, выражаемые частицами в предложениях художественного текста; Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову, самостоятельность, познавательную и творческую активность; на примере литературного героя воспитывать собственные внутренние качества доброты, внимательного отношения друг к другу, заботу о близком человеке. |
Планируемые результаты | Личностные УУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -личностная мотивация к познавательной деятельности; -осмыслить необходимость сотрудничества и взаимопомощи; уважать мнения сверстников по обсуждаемой проблеме. Метапредметные УУД: Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; Познавательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках; работать с разными по уровню заданиями; Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; оценивать результаты своей деятельности. Предметные: - умение находить частицы, определять разряд и их роль в тексте, составлять призыв к доброте, используя формообразующие частицы. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | компьютер, экран с проектором, слайд-презентация, флаеры, раздаточный материал. |
Ход урока.
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |||
Предметные | Личностные и метапредметные УУД | |||||
I Самоопределение к деятельности. (Организационный момент.) | О.В. - Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Мы рады вас приветствовать в нашем кабинете. Урок у нас сегодня будет необычный - урок - игра. Занятие для вас проведёт молодой педагог, учитель литературы Марченко Виктория Андреевна и учитель русского языка Францева О.В. | Пожелание успеха друг другу и учителю. | Положительное отношение к школе(Личностные УУД) | |||
II Актуализация знаний. Цели: -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | О.В. - Наш урок я хотела бы начать с прослушивания стихотворения Татьяны Валеевой. (звучит аудиозапись) В безликом мире, в этой суете, В водовороте серых дней, Давай поговорим о Доброте, Что спрятана в душе твоей. Остановись и оглянись назад - Что от тебя осталось в прошлом? Лишь опустевший зимний сад, Который помнит о хорошем. Давай поговорим о Доброте, Что спрятана на донышке души, О ней мы позабыли в суете, Лишь старый клён о ней шуршит... Давай поговорим о Доброте. - Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (о доброте) - Актуальна ли эта тема в наши дни? Приведите примеры, подтверждающие актуальность темы. - Все ли способны к волонтёрству? - Какова основная мысль? - Какие слова - синонимы можно подобрать к слову "доброта?" | Ответы детей | Информация для самостоятельного осмысления жизненных ситуаций (Познавательные УУД). | |||
III. Определение темы урока, постановка целей и задач урока. | В.А.- Какие произведения вы знаете, в которых звучит тема милосердия, добра, любви? - Ребята, найдите частицу, которая призывает к действию. (ДАВАЙ) (слайд № 2) (картинка из рассказа + слово "частица") - Опираясь на подсказку, определите тему урока. - Запишите тему сегодняшнего урока в оценочный лист, который находится у вас на столах. - Назовите цели урока: (слайд № 3) 1) Определить роль частиц в рассказе А.П.Платонова "Юшка". 2) Произвести анализ рассказа А.П.Платонова "Юшка". В.А: - Чтобы достигнуть поставленных целей, мы должны решить с вами ряд задач. Предлагаю воспользоваться приёмом "вставь пропущенный глагол".Задачи .(слайд № 4) 1) .......(Раскрыть) нравственные проблемы, поднятые автором в произведении. 2) ..... (Повторить) разряды частиц 3) .......(Повторить) и ...... (углубить) полученные знания. | рассказ В.Г.Короленко "В дурном обществе", сказка К.Паустовского "Тёплый хлеб", А.И.Куприн "Чудесный доктор"." рассказ А.Приставкин "Золотая рыбка" рассказ А.Платонова"Юшка". Просмотр презентации Отвечают на вопросы и самостоятельно формулируют тему, цели и задачи урока Ответы детей | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того что еще не известно (Регулятивные УУД). Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (Познавательные УУД) | |||
IV. Обобщение и систематизация изученного Практическая работа | О.В: Невозможно идти к целям, не имея каких - то навыков и способностей. Поэтому я вам предлагаю выполнить, опираясь на свои знания, первое задание. Задание 1 (индивид. задание) - На столах у вас в группах дан на каждого ученика тест с вопросами. Вам необходимо выбрать только один правильный ответ. За каждый правильный вариант ответа - 1 балл (макс. 6 баллов) Слайд № 5. (на слайде тест) - А теперь проверьте (слайд № 6) - Поставьте в индивидуальный оценочный лист кол-во балов. - Итак, переходим к заданию № 2. Слово предоставляется Виктории Андреевне. Задание № 2 (работа в парах) В.А: - Сейчас мы с вами проанализируем отрывок из рассказа, в котором автор показывает жестокое обращение детей к Юшке.
О.В: - Для того, чтобы так любить людей, нужно иметь большое сердце. | Самостоятельно знакомятся с тестовым заданием на повторение пройденного материала и выполняют его, затем проверяют и оценивают работу. Работа в парах по группам. Вставляют подходящие по смыслу частицы, определяют разряд и роль в тексте, а также находят глаголы. Оценивают свою работу. Ответы детей. | Осуществлять пошаговый контроль своих действий (Регулятивные УУД). Перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). | |||
IV Релаксация (физминутка) | - Сейчас мы с вами отдохнём, найдём сердца и ответим на вопросы, которые помогают понять, что такое доброта, милосердие, любовь. Вопросы: 1) Сколько корней в слове милосердие? (мил, серд) 2) Какой частью речи является слово "доброта?" (сущ) 3) Кто проявляет милосердие к людям? Назовите героя. (Юшка) 4) Продолжите предложение - Меня, Даша, народ.....! (любит) 5) Какое доброе дело Юшка сделал для сироты? 6) Почему жизнь Юшки нельзя назвать бесполезной? - Молодцы! - Как видим, добро, милосердие, любовь не иссякают после смерти человека. Добро прорастает и даёт свои плоды. | Выполнение физминутки Ответы учащихся. | ||||
V. Творческая работа. | Задание № 3 В.А: - Как вы считаете, каких людей в нашем, современном, мире больше: равнодушных, чёрствых к чужому горю или всё - таки добрых? - Можете ли вы, подрастающее поколение, помочь равнодушным, чёрствым людям стать милосерднее, добрее по отношению к тем, кто их окружает? - Что для этого нужно сделать? - А в качестве обращения или призыва, предлагаю создать флаеры. - Что такое флаер? - Как мы можем при помощи листовок донести информацию о доброте, сострадании? - Ваша работа будет оцениваться по тем критериям, которые у вас прописаны после задания (мак балл - 3). | Ответы учащихся. Работа в группах. Дети выполняют работу, придумывают призыв. Один из участников каждой группы выходит к доске, зачитывает свой призыв и вешает на неё. | Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. (Коммуникативные УУД). | |||
VI. Подведение итогов, оценки, рефлексия. Цель: -дать оценку работе класса и отдельных учеников, контроль и самоконтроль. | О.В : - Какую частицу вы использовали, чтобы передать призыв к доброте? - Какую роль она выполняет в вашем предложении? - На этом наши задания подошли к концу. - А теперь посчитайте количество баллов, которые вы заработали на уроке. - Поставьте себе согласно критериям (слайд) соответствующую оценку. | Ответы учащихся. Самостоятельно оценивают свою работу в классе, согласно критериям. | Прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала(Регулятивные УУД) Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). | |||
VII. Информация о домашнем задании. | В.А. - Изготовить буклет или флаер на тему "Спешите делать добрые дела", используя электронные сервисы Paint, Canva, Редактор. - Какие глобальные проблемы в 21 веке существуют? - Ваши предложения о решении этих проблем вы можете изложить, создавая листовку, флаер или буклет. | Ответы детей. Обучающиеся записывают домашнее задание в оценочный лист. | ||||
VIII. Рефлексия | О.В. - Давай вспомним, какие 2 цели, которые мы поставили в начале урока? Достигли ли мы их? - Продолжите предложения. 1. Я узнал..... 2. Я научился...... 3. Мне понравилось.... 4. Я затруднялся..... 5. Знания, полученные на уроке, пригодятся мне .... В.А - Верьте, что добрых людей вокруг нас намного больше чем равнодушных. И сами старайтесь сделать больше добра! Спасибо за урок!. | Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.
Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. "Сложное предложение"
Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС,...
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе Тема: Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие». Учитель русского языка и литературы высшей категории Позниченко В.С.
конспект урока представлен в виде технологической карты в свете новых требований ФГОС...
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока - повторение.Цели урока:-дать предс...
Технологическая карта урока открытого русского языка. Тема урока: Развитие связной речи. Повествование. Обучающее изложение. По рассказу К.Г. Паустовского «Шкатулка» (Упр.282-283) Класс: 5
Технологическая карта урока развития связной речив 5 классе. Тема урока: "Повествование, Обучающее изложение по рассказу Паустовского К.Г. "Шкатулка"....
Технологическая карта урока по русскому языку «Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление».
Это попытка продемонстрировать учащимся сложность языка, особенности его развития, его изменения.С помощью современных образовательных технологий девятиклассники могут прикоснуться к деятельности учен...
Технологическая карта урока по русской литературе: Образ Герасима в рассказе "Муму" И.С.Тургенева
Технологическая карта урока по русской литературе: Образ Герасима в рассказе "Муму" И.С.Тургенева...