Программа факультатива "Словари XXI века"
рабочая программа по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ельнинская средняя школа №1 имени М.И.Глинки
Рассмотрено Утверждено
на заседании педагогического совета Директор______________Г.А.Глебова
Протокол №__01__от__31.08__2017 Приказ №__093__от__01.09___2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Словари XXI века».
Факультатив по русскому языку для 6 класса
«Лексика и фразеология»
Мазуровой Ирины Александровны
учитель
2017 год
Пояснительная записка
Лексика наиболее интересный для детей раздел русского языка. В нём рассматриваются основные единицы языка – слово и фразеологизм, с которыми связаны все остальные единицы и функционирование которых во многом определяется ими. Через слово и фразеологизм язык соотнесён с действительностью непосредственно, так как эти единицы служат наименованиями предметов.
Словарный и фразеологический состав языка отличается обилием составляющих его единиц. Слова и фразеологизмы обладают свойством достаточно чётко дифференцироваться по употреблению в разных сферах применения языка. Все эти качества слов и фразеологизмов привлекают учащихся, вызывая интерес к их изучению.
Цель факультатива:
-пробудить интерес учащихся к изучению лексики и фразеологии;
- расширить знания учащихся о языке, формировать их эстетический вкус;
- воспитать любовь к родному языку;
- повысить культуру речи обучающихся, развить умение пользоваться справочной литературой, обогатить словарный и фразеологический запас детей;
-отмечать эмоционально-выразительные достоинства фразеологических оборотов по сравнению со свободными сочетаниями;
-научить правильно и умело пользоваться фразеологическими оборотами как в устной, так и в письменной речи.
Факультатив по лексике и фразеологии русского языка рассчитан на 6 класс. На программу отводится 34 часа.
6 класс, 34 часа
Основные разделы программы
№ | Название раздела | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий |
1 | Лексические понятия | 4 | 4 |
1.1 | Слово – центральная единица языка. | 1 | 1 |
1.2 | Слово – единица словарного состава. | 1 | 1 |
1.3 | Лексика – словарный состав языка. | 1 | 1 |
1.4 | Лексическое значение самостоятельных слов | 1 | 1 |
2 | Словарь как хранилище лексики | 8 | |
2.1 | Словарная статья | 1 | 1 |
2.2 | Родовидовые группы слов | 1 | 1 |
2.3 | Лексическая форма слова как такая его форма, в которой слово даётся в словаре. | 1 | 1 |
2.4 | Однозначная многозначная лексика. | 1 | 1 |
2.5 | Прямое и переносное значение слова. | 1 | 1 |
2.6 | Обозначение переносного значения в словарях. | 1 | 1 |
2.7 | Художественная речь | 1 | 1 |
2.8 | Образность как главный признак художественной речи | 1 | 1 |
3 | Устаревшие слова | 1 | 1 |
4 | Неологизмы | 1 | 1 |
5 | Профессионализмы | 1 | 1 |
6 | Сокровища живой народной речи | 1 | 1 |
7 | Синонимы | 4 | 4 |
7.1 | Для чего служат синонимы | 1 | 1 |
7.2 | Синонимы в толковых словарях | 1 | 1 |
7.3 | Составление синонимических рядов | 1 | 1 |
7.4 | Анализ словарной статьи словаря синонимов | 1 | 1 |
8 | Практическая работа «Почему словарь не может вместить всю лексику языка?» (презентация) | 1 | 1 |
9 | Антонимы | 3 | 3 |
9.1 | Словарь и словарные статьи антонимов | 1 | 1 |
9.2 | Типы антонимов | 1 | 1 |
9.3 | Анализ словарной строки словаря антонимов | 1 | 1 |
10 | Изложение «Ленивка и Прилежанка» | 1 | 1 |
11 | Паронимы | 2 | 2 |
11.1 | Словарь паронимов | 1 | 1 |
11.2 | Редактирование текста со словами - паронимами | 1 | 1 |
12 | Омонимы | 2 | 2 |
12.1 | Многозначные слова и слова анонимы | 1 | 1 |
12.2 | Буклет «Создай комический эффект» | 1 | 1 |
13 | Лексический разбор слова | 1 | 1 |
14 | Фразеологизмы | 4 | 4 |
14.1 | Особенности употребления | 1 | 1 |
14.2 | Крылатые слова | 1 | 1 |
14.3 | Пословицы и поговорки | 1 | 1 |
14.4 | Словарь фразеологизмов | 1 | 1 |
Примерное содержание разделов
- Лексические понятия. Формирование у школьника понятия о лексике как словарном составе языка и слове как двусторонней единице, представленной единством содержания (грамматического и лексического значений) и формы.
- Словарь как хранилище лексики. Словари как источник сведений о слове. Содержание и структура словарной статьи. Лингвистические словари и энциклопедические словари.
- Устаревшие слова. Историзмы и архаизмы.
- Неологизмы. Словарь иностранных терминов.
- Профессионализмы. Экскурсия на хлебозавод и маслосыркомбинат.
- Сокровища живой народной речи. Диалекты. Местные говоры.
- Синонимы. Синонимы как близкие по значению слова, имеющие в толковых словарях совпадающие или близкие толкования. Обязательное для синонимов отношение к одной части речи. Синонимы служат: для уточнения, для выражения отношения говорящего к высказываемому, для замены. Определение состава синонимического ряда на основе общего значения части речи. Разграничение словообразовательных и синонимических связей. Пополнение словаря учащегося отвлечённой лексикой.
- Практическая работа «Почему словарь не может вместить всю лексику языка?» (презентация). Групповая работа.
- Антонимы. Составление антонимической пары – подбор антонима. Подбор синонимов каждому слову из пары антонимов. Анализ словарных статей словаря антонимов.
- Изложение «Ленивка и Прилежанка». Усвоение системных связей слов как лексических единиц, совершенствование речевых умений школьников.
- Паронимы. Анализ характеристик формы слов – паронимов. Анализ словарных статей толкового словаря и составление их на основе выделения словообразовательного значения. Выявление связей между характеристиками формы и значения. Подбор необходимого паронима.
- Омонимы. Лексические омонимы как полностью совпавшие по форме слова, которые никак не связаны своими значениями. Словарные статьи слов – омонимов в сравнении со словарными статьями многозначных слов.
- Лексический разбор слова. Схема лексического разбора: обнаружение предмета анализа; часть речи и грамматическое значение слова; словообразовательное значение; лексическое значение; лексическая форма.
- Фразеологизмы. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Основные признаки фразеологизмов. Фразеологическое богатство русского языка. Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речевой практике. Фразеологические словари русского языка, их использование.
Предполагаемый результат реализации программы.
- Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение навыков конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе и словарях.
- Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества): развитие ценностных отношений школьников к родному слову и Отечеству, родной культуре.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт самообслуживающей деятельности; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация программы "Школа 21 века" для учителей русского языка и литературы
Материалы работы с методического объединения учителей русского языка и литературы МОУ "СОШ № 30 имени Н.Н.Колокольцова"...
Рабочая программа. История средних веков. 6 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Средняя общеобразовательная школа № 2» «Согласовано»Заместитель директором поУВР______________ /Мельникова Е. В./«__...
Программа развития "Новому веку-здоровое поколение"
Подпрограмма разработана в соответствии с Законом РФ « Об образовании», «Концепции физического во...
Дополнительная образовательная программа "Лидер XXI века"
Срок реализации программы – 3 года, возраст детей 11-17 лет.Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прош...
Дополнительная образовательная программа "Лидер XXI века"
Образовательная программа «Лидер XXI века» предоставляет возможность создать благоприятные условия для развития и проявления лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и т...
Презентация программы "Лидер XXI века"
Краткая презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической образовательной направленности "Лидер XXI века"...
Праздничная программа "Педагог 21 века"
Праздничная программа "Педагог 21 века"Цели: воспитание у детей уважительного отношения к педагогу, его труду.Задачи: формирование доброжелательных отношений между воспитанниками и педагогами, р...