Рабочая программа. История средних веков. 6 класс
рабочая программа (история, 6 класс) по теме
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
«Согласовано»
Заместитель директором по
УВР
______________ /Мельникова Е. В./
«____» ___________ 2012 г.
«Утверждаю»
Руководитель ШМО
______________ /Склярова М. А./
«____» ____________ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории средних веков
6 класс
Разработала:
Горшонкова Наталья Юрьевна
Учитель истории и обществознания
2012– 2013 учебный год
Округ Муром
Оглавление
1. Пояснительная записка с.3
2. Учебно-тематическое планирование
по истории Средних веков с.4
3. Тематическое планирование и содержание тем учебного курса с.5
4. Требования к уровню подготовки учащихся с.14
5.Учебно-методическое обеспечение с.20
6.Список литературы с.21
Приложение 1) Списки тем сообщений, докладов, творческих работ. с.23
Приложение 2) Темы проектов. с.24
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по Всеобщей истории разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы Л.Н. Алексашкиной «Всеобщая история» 2004 года, «Программы общеобразовательных учреждений по истории 5-11 классы» М.:Просвещение,2008.
На изучение всеобщей истории по программе отдается всего 28 часов. Тематическое планирование предполагает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактические материалы (контрольные задания, тесты, учебно-познавательные задачи разного уровня сложности) М.В. Короткова; О.В. Давыдова по истории средних веков.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: СD-проект «Мировая историческая энциклопедия».
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до XVII в., важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XVII в.; изученные виды исторических источников.
Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
Владеть компетенциями:
- Коммуникативной компетенцией;
- Смыслопоисковой компетенцией;
- Компетенцией личностного развития;
- Информационно-поисковой;
- Рефлексивной компетенцией;
- Учебно-познавательной компетенцией;
- Профессионально-трудовой компетенцией.
2. Учебно-тематическое планирование
по истории Средних веков
Учитель Горшонкова Наталья Юрьевна
Классы 6
Количество часов
Всего - 28 час ; в неделю - 2 час.
Плановых контрольных уроков - 0, зачетов - 1, тестов - 8, самостоятельных работ - 2.
Административных контрольных работ 1 ч.
Планирование составлено на основе «Программы общеобразовательных учреждений по истории 5-11 классы» М.:Просвещение,2008.
Учебник «История Средних веков.» Е.В. Агибалова, Г.М. Донского. – М.: Просвещение, 2008;
Рабочая тетрадь к учебнику «История Средних веков.» Е.В. Агибалова, Г.М. Донского. – М.: Просвещение, 2008;
3. Тематическое планирование и содержание тем учебного курса
№ п/п | Наименование разделов и тем (строгое соответствие с содержанием программы) | Количество часов | Дата | Развитие компетенций (развивающая задача урока) | Коррекция знаний по итогам контрольных работ (описание вида знаний) | Организация повторения предыдущей темы | Форма урока (с использованием ИКТ, экскурсия, лабораторные работы, практические работы, выход в Интернет, конференции) | Форма контроля (реферат, сообщение, доклад, самостоятельная работа, зачет, КИМ, тесты) | Оборудование и наглядно-дидактический материал, образовательные диски |
Раздел I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. (12 ч)
| |||||||||
Тема 1. Западная Европа в V-XI вв. | 7 |
|
|
|
|
|
|
| |
1 | Введение. | 1 |
| Объяснить значение понятий, составлять описание средневековых памятников по историческим источникам. |
| Вводная лекция. Беседа. | Урок с использован ИКТ |
| Мультимедийное оборудование |
2 | Великое переселение народов и образование варварских государств. | 1 |
| Объяснить значение понятий; называть существенные черты процесса образования государства у герм; систематизировать исторический материал в виде схемы «Управление государством франков». Излагать суждения о деятельности вождя франков Хлодвига. |
| Опрос. | Урок экскурсия |
| Книга для чтения по истории средних веков/Сост.Н.И. Запорожец.Под ред.А.А.Сванидзе -М.,1986.С. 9-11. Рабочая тетрадь № 1,2,3 с. 3-5. |
3 | Королевство франков. Возникновение, расцвет и распад империи Карла Великого. | 1 |
| Объяснить значение понятий; сравнить управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи. Излагать суждения о причинах гибели империи Карла Великого. |
| Индивидуальная форма работы: составление сравнительной таблицы. Участие в дискуссии. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Тест №1. Сообщение о Хлодвиге
| Карта «Империя Карла Великого» Брандт М.Ю. Тесты и задания по истории средних веков/ М.Ю.Брандт.с.8 №13,14,18,19 Турский Г. История франков. Серия «Литературные памятники».- М.,1987.С.48-57,363,459. Рабочая тетрадь: задание №2,3,4,5 с.10-13. |
4 | Христианская церковь в раннее Средневековье. | 1 |
| Систематизировать исторический материал в виде схемы; организация христианской церкви. Излагать суждения о роли Христ церкви в раннее Ср/в. |
| Индивидуальная форма работы: составление схемы, выполнение заданий в рабочих тетрадях. Участие в дискуссии. Решение творческих заданий | Изложение нового материала с элементами самостоятельной работы. | Тест №2. Сообщение
| Брандт М.Ю. Тесты и задания по истории средних веков/ М.Ю.Брандт.с.13 Школьная энциклопедия. История средних веков. –М.,2003. С.704. Рабочая тетрадь: задание №7 с.13 |
5 | Складывание феодальных отношений в странах Западной Европы. | 1 |
| Систематизировать исторический материал в виде схемы «Феодальная лестница». |
| Индивидуальная работа: выполнение заданий в рабочих тетрадях. составление схемы. Анализ фрагментов исторического документа. | Комбинированный урок с элементами анализа исторических документов. | Тест №3. Сообщение | Рабочая тетрадь: задание №1,5 с.5-8. |
6 | Западная Европа в IX-XI вв. | 1 |
| Сравнить политическую власть короля и власть крупных феодалов; определять роль церковной власти и власти короля в раннефеодальном обществе. |
| Работа в парах. Составление сравнительной таблицы. Работа по выполнению заданий в рабочих тетрадях. | Комбинированный урок с элементами самостоятельной и исследовательской работы. Самостоятельная работа. | Тест №5 Сообщение | Рабочая тетрадь: задание №1,2,3,4,6 с.14-16. |
Тема 2. Византия и славянский мир. | 3 |
|
|
|
|
|
|
| |
7 | Византийское тысячелетие. | 1 |
| Сравнить управление государством в Византии и в империи Карла Великого. Высказывать и аргументировать свое отношение к личности императора Юстиниана. | Анализ сам работ. Работа над типичными ошибками. | Анализ текста и иллюстраций учебника с.55-59. Участие в дискуссии. | Урок изложение нового материала с элементами анализа текста учебника . | Сообщение | Энциклопедия школьника. Всемирная история в лицах (раннее Средневековье)- М., 1999.- с.23. Брандт М.Ю. Тесты и задания по истории средних веков/ М.Ю.Брандт.№ 19- 20 с.25. |
8 | Образование славянских государств. | 1 |
| Высказывать и аргументировать свое отношение к деятельности и личности Кирилла и Мефодия. |
| Групповая форма работы: участие в беседе, дискуссии. Работа с фрагментами исторического источника. | Урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы. | Сообщение |
|
9 | Культура Западной и Центральной Европы в V-XI вв. | 1 |
| Сравнить современное обучение и обучение в период раннего средневековья. На основе дополнительной литературы подготовить сообщения. |
| Составление тезисов. Групповая форма работы: участие в беседе. | Работа по группам. | Сообщения учащихся по данной теме. Тест |
|
Тема 3. Арабский мир в VI-XI вв. | 2 |
|
|
|
|
|
|
| |
10 | Арабский халифат и его распад. | 1 |
| Объяснить причины военных успехов арабов и причины распада халифата; охарактеризовать памятники арабской культуры и ее влияние на европейскую культуру. |
| Работа в парах: анализ фрагмента историческрго документа. Решение проблемного задания. Выполнение заданий в рабочих тетрадях. | Изложение нового материала с постановкой проблемного задания. | Сообщение | Карта «Арабы VII- IХ вв.» Рабочая тетрадь: задание №,3,4, с.31 Хрестоматия по истории средних веков, с. 143 - 150 |
11 | Возникновение ислама. | 1 |
| Характеризовать причины и процесс возникновения и распространения исламской религии; сравнить религиозные представления христиан и мусульман. |
| Работа в парах. | Комбинированный урок с элементами анализа текста учебника и фрагмента исторического документа. Самостоятельная работа. | Сообщение Тест | Брандт М.Ю. Тесты и задания по истории средних веков/ М.Ю.Брандт.№ 4- 7 с.30-31, №13 с. 35. |
Раздел II. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. (10 ч)
| |||||||||
Тема 4. Феодальное общество. | 5 |
|
|
|
|
|
|
| |
12 | Крестьяне и сеньоры. | 1 |
| Анализировать исторические явления на примере положения различных сословий. Составлять рассказ «День феодала». | Анализ сам работ. Работа над типичными ошибками. | Составление рассказа о быте и жизни феодалов, используя текст учебника и хрестоматии. Индивидуальная работа в рабочей тетради. | Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы. | Сообщение | Рабочая тетрадь: задание №1,2,3 с.39- 41. Брандт М.Ю. Тесты и задания по истории средних веков/ М.Ю.Брандт.№ 8,9, 11, 12, с.42. Хрестоматия по истории средних веков, с. 69- 77. |
13 | Рыцарство на войне и дома. | 1 |
| Раскрывать особенности рыцарской культуры. На основе всех источников составить Кодекс рыцарской чести. |
| Групповая форма работы. | Урок с использовании ИКТ | Тест | Мультимедийное оборудование. Брандт М.Ю. Тесты и задания по истории средних веков/ М.Ю.Брандт. № 15, 17, 18 с.44- 45 Хрестоматия по истории средних веков, с. 83. |
14 | Возникновение и расцвет средневековых городов. | 1 |
| Раскрывать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста городов; анализировать фрагмент исторического документа. |
| Групповая форма работы. | Изложение нового материала с элементами лабораторной работы. | Тест | Брандт М.Ю. Тесты и задания по истории средних веков/ М.Ю.Брандт. № 3, 7,12 с.50-54. Рабочая тетрадь: задание №4 с. 44. Хрестоматия по истории средних веков, с. 172 – 183. |
15 | Ремесло и торговля в средневековой Европе. | 1 |
| Характеризовать роль ремесленных цехов в развитии средневекового производства; раскрывать особенности ведения средневековой торговли; сравнивать положение различных слоев общества на примере городского населения. |
| Групповая форма работы. Решение проблемного задания. Анализ фрагмента исторического документа. | Урок – конференция. | Нарисовать гербы ремесленных мастерских. | Брандт М.Ю. Тесты и задания по истории средних веков/ М.Ю.Брандт. № 13, 14, 15 с. 54. Рабочая тетрадь: задание №5, 6 с. 44- 45. Хрестоматия по истории средних веков, с. 161- 168, 186-187, 189-190. |
Тема 5. Католическая церковь в XI-XIII вв. | 2 |
|
|
|
|
|
|
| |
16 | Католическая церковь: путь к вершине могущества. | 1 |
| Раскрывать роль церкви в средневековом обществе на примере хождения в Каноссу; систематизировать исторический материал в виде схемы. Излагать суждения о связи с/в истории с современностью. | Коррекция знаний по итогам сам работы | Работа в парах, составление схемы, участие в дискуссии. | Урок с использовании ИКТ. | Тесты. | Мультимедийное оборудование Брандт М.Ю. Тесты и задания по истории средних веков/ М.Ю.Брандт. № 1,3, 7,10с. 62-66. Хрестоматия по истории средних веков, глава 5. |
17 | Крестовые походы. | 1 |
| Выявлять причинно-следственные связи на примере участия различных слоев населения в Крестовых походах и последствий Крестовых походов; систематизировать исторический материал в виде таблицы. |
| Работа с исторической картой. Составление таблицы. Анализ текста учебника | Урок с использовании ИКТ с элементами организации самостоятельной деятельности уч-ся. | Тесты. Сообщение | Историческ карта «Крестовые походы ХI- ХI»,»Четвертый Крестовый поход». Брандт М.Ю. Тесты и задания по истории средних веков/ М.Ю.Брандт. № 11,13, 14, 15 с. 66-69. Хрестоматия по истории средних веков, с.214,232 |
Тема 6. Страны Западной Европы в XI-XIV вв. | 3 |
|
|
|
|
|
|
| |
18 | Франция: объединение страны. | 1 |
| Выявлять причинно-следственные связи на примере выяснения интересов различных групп населения в объединении страны; анализировать причины возникновения Генеральных штатов; систематизировать исторический материал в виде таблицы. |
| Групповая форма работы. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с использованием ИКТ. | Сообщение | Историческ карта «Англия и Франция в ХI- ХIV вв.» Рабочая тетрадь с.58-60,№ 1,3,4,5. Хрестоматия по истории Средних веков с.235,240.
|
19 | Англия: от норманнского завоевания до парламента. | 1 |
| Раскрывать сущность реформ Генриха Плантагенета; сравнивать процесс развития различных государств на примере Англии и Франции. |
| Групповая форма работы.
| Урок с применением ИКТ. | Тесты.
| Историческ карта «Англия и Франция в ХI- ХIV вв.» Рабочая тетрадь с.61-63 №1-4 Брандт М.Ю. Тесты и задания по истории средних веков/ М.Ю.Брандт. с. 79 №11,с.81 №16, с.82 № 17. Энциклопедия Всемирная история в лицах (раннее средневековье),с.135-149.
|
20 | Германия в XII-XIV вв. | 1 |
| Высказывать свои суждения об оценке деятельности исторических личностей с политической и моральной стороны. |
| Групповая форма работы. | Комбинированный урок | Сообщения Самостоятельная работа | Рабочая тетрадь с.77-78 Энциклопедия Всемирная история в лицах (раннее средневековье) |
Раздел III. ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (6 ч)
| |||||||||
Тема 7. Страны Западной Европы в ХIV – ХV вв. | 3 |
|
|
|
|
|
|
| |
21 | Крестьянские восстания во Франции и Англии. | 1 |
| Сравнивать исторические процессы на примере восстаний Уота Тайлера и Жакерии. Систематизировать истор материал в виде таблицы. | Коррекция знаний по итогам самостоятельной работы | Групповая форма работы. Индивидуальная работа. | Урок с применением ИКТ. | Сообщения | Историческ карта «Англия и Франция во время Столетней войны» Хрестоматия по истории средних веков, с.248 Книга для чтения по истории средних веков,с. 111. |
22 | Столетняя война. | 1 |
| Высказывать свое суждение о деятельности Жанны д,Арк и Карла VII. |
| Групповая форма работы. | Урок с элементами театрализации | Сообщения Тест | Историческ карта «Англия и Франция во времена Столетней войны» Хрестоматия по истории средних веков, с.242-245 |
23 | Усиление королевской власти во Франции и Англии. | 1 |
| Давать оценку деятельности Людовика ХI и ГенрихаVII. |
| Групповая форма работы. | Урок с применением ИКТ. | Доклад | Историч карта «Англия и Франция в ХV вв.» Хрестоматия по истории средних веков, с.264-271 Рабочая тетрадь с.69-71,№2,3,5. |
24 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 1 |
| Видеть различие в судьбах государств Западной Европы (ХI –ХV веках) |
|
|
|
|
|
Тема 8. Центральная и Юго-Восточная Европа в ХIV–ХV вв. | 2 |
|
|
|
|
|
|
| |
25 | Гуситское движение в Чехии. | 1 |
| Давать оценку деятельности руководителям гуситских войн. |
| Групповая форма работы. | Урок с применение ИКТ | Доклад | Историческ карта «Развитие ремесла и торговли в Европе ХIV.» Рабочая тетрадь с.82-83, №2,3 Энциклопедия Всемирная история в лицах (раннее ср-ье)с71 |
26 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | 1 |
| Выявлять причинно-следственные связи на примере падения Византийской империи и образования Османской империи. |
| Индивидуальная работа. | Контрольная работа. | Тест | Историческ карта «Османская империя в ХIV-ХVвв.» Рабочая тетрадь с.83-85, №2-4. |
| Культура Западной Европы в ХI – ХV веках. | 2 |
|
|
|
| Проект |
|
|
27 | Образование, литература и искусство в Средние века. | 1 |
| Уметь отличать стили в архитектуре, высказывать свое мнение о ср-в науках. |
|
|
|
|
|
28 | Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения | 1 |
| Выявлять причинно-следственные связи на примере раннего Возрождения в Италии. |
|
|
|
|
|
4. Требования к уровню подготовки учащихся
Наименование раздела | Требования к ЗУН-м | ||
Что должны знать | Что должны уметь | Какие качества личности будут формироваться | |
Раздел I. Раннее средневековье. Тема 1. Западная Европа в V-XI вв. | Знать хронологические рамки периода Средневековья; значение понятий: Средние века, Великое переселение народов, государство, франки, империя, церковь, католичество, православие, Библия, церковная иерархия, духовенство, монастыри, сеньоры, вассалы, феодалы, раздробленность, феодальная лестница, норманны, викинги. Исторические личности: Хлодвиг, Карл Великий, Карл Мартелл. Исторические факты: образование германских государств, образование и распад государства каролингов, изменение в положении Церкви, структура и иерархия духовенства, монашество, жизнь средневекового монастыря. Усиление власти майордомов, бенефиций и феод. Норманнское завоевание, создание Священной Римской империи, императоры и церковь | Называть хронологические рамки периода Средневековья. Объяснять значение понятий, составлять описание средневековых памятников по историческим источникам; Систематезировать материал в виде схемы «Управление гос-ом франков»; Называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого и гос-ва Хлодвига; Описывать устройство Христианской церкви, систематизировать в виде схемы «Устройство Христианской церкви». Описывать занятия и образ жизни вассалов и сеньоров. Систематизировать исторический материал в виде схемы «Феодальная лестница». Сравнивать власть короля и крупных феодалов, определять роль церковной власти и власти короля в раннефеодальном обществе. Работать по исторической карте: находить и показывать территории расселения германских племен, империю Карла Великого, походы норманнов.
| внимание учащихся привлекается к важным вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, личной вины, поведения в различных ситуациях, их эмоционального переживания. оценивать поступки не быть равнодушными к окружающим. Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых эпох, учащиеся одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви. Урок истории обладает возможностями влиять на становление духовно-нравственных качеств личности. Урок должен быть организован таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. |
Тема II. Византия и славянский мир. | Новые исторические понятия: басилевс, торговый путь из варяг в греки, иконопись, фреска, миссионеры, кириллица. Исторические личности: Юстиниан, Кирилл, Мефодий, Симеон, Болеслав Храбрый и их значения. Исторические факты: политика Византии, торговые и культурные связи Византии и Руси. Создание Болгарского царства, образование Чехии, Польши. Достижения в области образования, искусства, архитектуры и литературы в Европе в V – ХI вв. | Называть существенные признаки политического устройства Византии, сравнивать управление гос-ом в Византии и в империи Карла Великого. Сравнивать образ жизни славян и германцев, определять характерные черты процесса создания Великоморавского, Чешского и Польского государств. Называть существенные черты представлений средневекового человека о мире. Составлять описание средневековых памятников(храмов, произведений искусства и литературы), сравнивать современное обучение и обучение в период раннего Средневековья. Давать определение понятий Работать с исторической картой: показывать империю Карла Великого, славянские гос-ва. | ученик проводит как фактический анализ (выявляет объективные свойства исторических событий и процессов), так и ценностно-оценочный анализ, определяя значение данного события для развития общества и личности. В ходе занятия ставлю цель выработать умение использовать при оценках систему общечеловеческих, социально значимых и личных ценностей, соотносить их, чтобы выработать ответственность за принятое решение. |
Тема III. Арабский мир в VI – ХI вв. | Новые исторические понятия: монотеистическая религия, Коран, Сунна, шариат, Мухаммед. Исторические факты: территория, занятия арабских племен, завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе; Путь пророка, распространение ислама | Называть основные события истории халифата, объяснять причины распада халифата, охарактеризовать памятники арабской культуры и её влияние на европейскую культуру. Давать определение понятий; Характеризовать причины и процесс возникновения и распространения исламской религии, сравнивать религиозные представления мусульман и христиан. Работать с исторической картой: показывать на карте территорию проживания арабских племен и территорию Арабского халифата | Анализ подобных фактов заставляет учащихся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений и пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. воспитывая милосердие.
|
Раздел II. Расцвет средневековья. Тема IV. Феодальное общество. | Новые исторические понятия: барщина, оброк, натуральное хозяйство; Рыцарь, турнир, герб, замок, рыцарская культура; бюргеры, буржуа, коммуна, ремесло, городское самоуправление; мастер, подмастерье, цех, шедевр, ярмарка, ростовщики, менялы, банк. Исторические факты: крестьянская община, её функции и значение, повинности, быт и культура крестьян; вооружение и боевая тактика рыцарей, воспитание, занятия и образ жизни рыцарей, Кодекс рыцарской чести; мастер, борьба городов с сеньорами, социальная структура города, организация управления, облик средневекового города; средневековое ремесло, цехи и их организация, торговые пути, возникновение банков, мировоззрение банков, мировоззрение горожан. | Давать определение понятий Описывать занятия и образ жизни крестьян; характеризовать основные признаки феодального общества; анализировать исторические явления на римере положения различных сословий; описывать образ жизни рыцарства, раскрывать особенности рыцарской культуры; описывать ср/в город, называть характерные черты политического устройства средневекового города; описыватьзанятия и образ жизни городских ремесленников и купцов, характеризовать роль ремесленных цехов в развитии ср/в производства, раскрывать особенности ведения ср/в торговли, сравнивать положение различных слоев населения на примере городского населения. Работать с исторической картой: показывать крупные ср/в города. | сопереживают людям прошлого, находят много общего, что имеет большое значение в духовно-нравственном воспитании. раво на собственное мнение, оценку, право отстаивать свою точку зрения в споре |
Тема V. Католическая церковь в ХI – ХIII вв. | Новые исторические понятия: индульгенция, Католическая церковь, Православие, анафема, отлучение от церкви; крестоносцы, духовно-рыцарский орден. Исторические факты: разделение церквей, борьба папства и империи в ХI в., основы могущества церкви, ереси, борьба церкви с еретиками; причины и участники крестовых походов, государства крестоносцев на Востоке, значение крестовых походов. | Давать определение понятий. Называть существенные черты религиозных воззрений, причины существования двух Христианских церквей; раскрывать особенности роли Ц в ср/в обществе, систематизировать исторический материал в виде схемы; называть участников, излагать суждения о связи ср/в истории с современностью, выявлять причинно-следственные связи на примере участия в Крестовых походах различных слоев населения и последствий Крестовых походов; сравнивать цели участников походов; систематизировать исторический материал в виде таблицы. Работать с исторической картой: показывать направления Крестовых походов. |
|
Тема VI. Страны Западной Европы в ХI – ХIV вв. | Новые исторические понятия: Генеральные штаты, сословная монархия, суд присяжных, хартия, парламент, междоусобица, курфюрст. Исторические личности: Филипп II Август, Филипп IV Красивый, Бонифаций VIII, Иоанн Безземельный, Фридрих I Барбаросса, Фридрих II Голенштауфен. Исторические факты: слабость и сила королевской власти, возникновение Генеральных штатов, конфликт с папством; Воздействие норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии, реформы Генриха Плантагенета, великая хартия вольностей, отличительные черты английского парламента; Борьба папства и императоров, колонизация земель западных славян, усиление князей и ослабление императорской власти во 2-й половине ХIII – ХIV вв. | Давать определение понятий Называть основные события, связанные с процессом создания государства, выявлять причинно- следственные связи на примере выяснения интересов различных групп населения в объединении страны, анализировать причины возникновения Генеральных штатов, систематизировать ист материал в виде таблицы; Называть последствия норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии, называть существенные признаки сословно- представительной монархии. Раскрывать причины сохранения феодальной раздробленности в Германии, сравнивать ист процессы на примере особенностей развития Германии Работать с исторической картой: показывать на карте процесс объединения Франции, направления походов норманнов, местоположение государств, входящих в Священную Римскую империю. |
|
Раздел III. Позднее Средневековье. Тема VII. Страны Западной Европы в ХIV – ХV вв. | Новые исторические понятия: Рабочее законодательство, ростовщичество, дофин, национальная независимость, централизация, неограниченная власть короля, уния. Исторические личности: Уот Тайлер, Жанна д,Арк, Людовик ХI, Генрих VII Тюдор. Исторические факты: ухудшение условий жизни европейцев в ХIV в, освобождение крестьян от личной зависимости, обострение противоречий между крестьянами и сеньорами, Жакерия, восстания Уота Тайлера; Причины, этапы, ход Столетней войны; завершение объединения Франции, усиление королевской власти в Англии. Война Алой и Белой розы в Англии. | Давать определение понятий Рассказывать о событиях и о бедствиях в жизни европейцев ХIV – ХV вв, выявлять причинно – следственные связи на примере воздействия последствий эпидемий чумы на экономику и общество, сравнивать исторические процессы на примере восстаний Жакерии и Уота Тайлера, систематизировать ист материал в виде таблицы, называть имена участников Столетней войны; причины, этапы, ход и последствия Столетней войны, анализировать их. Рассказывать о завершении процесса централизации Франции, усилении королевской власти в Англии, войне Алой и Белой розы в Англии. Сравнить процесс объединения в разных странах Европы, давать оценку Людовика ХI и Генриха VII. Работать с исторической картой: показывать ход восстаний во Франции и Англии, показывать ход Столетней войны, процесс завершения объединения страны. | формировать историческую память учащихся, расширить их кругозор, воспитывать уважение к защитникам нашей Родины, развивать патриотические и гражданские качества обучающихся. |
Тема VIII. Центральная и Юго – Восточная Европа в ХIV – ХV вв. | Новые исторические понятия: сейм, гуситы, табориты, умеренные, турки- османы, янычары, церковная уния. Исторические личности: Ян Гус, Ян Жижка. Исторические факты: этнические, социальные, религиозные противоречия, гуситские войны и их значение; усиление Османской империи, османские завоевания на Балканах, Флорентийская уния. | Давать определение понятий. Называть участников гуситского движения, анализировать причины, сущность гуситских войн; систематизировать ист материал в виде таблиц и схем. Рассказывать о событиях, связанных с завоеваниями турков- османов, о последних веках существования Византийской империи; выявлять причинно- следственные связи на примере падения Византии и образования Османской империи. Работать с исторической картой: показывать ход гуситского движения; территории, завоеванные турками- османами. |
|
Повторение |
| Умение оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений. Уметь связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного. Уметь анализировать материал, определяя предпосылки, сущность и последствия исторических событий и явлений. Уметь сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия. Уметь давать самостоятельную оценку ист явлениям, событиям и личностям. Уметь полемизировать и отстаивать свои взгляды. Уметь сам-но анализировать ист источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные. Уметь работать с истор картой. |
|
5. Учебно-методическое обеспечение
а) Методические и учебные пособия.
- «Программы общеобразовательных учреждений по истории 5-11 классы» М.:Просвещение,2008.
Преподавание всеобщей истории ориентировано на использование:
Учебник «История средних веков» Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. – М.: Просвещение, 2008.
Дополнительные пособия для учителя:
Арасланова О.В.Поурочные разработки по истории Средних веков.6 класс.- М.: ВАКО,2004.
Брандт М.Ю.История средних веков. 6 класс.-М.:Дрлфа,2005.
- Брандт М.Ю. Тесты и задания по истории средних веков/
- Давыдов О.В. Задания и тесты по истории средних веков/ О.В. Давыдов. – М.: Экзамен, 2006.
- Девятайкина Н.И.История средних веков: источники, задания, игры: учебное пособие для школ.- Саратов: Регион. Приволж. Изд-во «Детская книга», 1996.
- Запорожец Н.И. Книга для чтения по истории средних веков/: пособия для учащихся/ Н.И. Запорожец; под ред. А.А. Сванидзе. – М.: Просвешение, 1990.
- Петрович В.Г., Петрович Н.М.Уроки истории.6 класс. – М.:ТЦ Сфера,2005.
- Фадеева Д.А., Тороп, В.В., Бондарь С.В.Контрольные работы по истории 5 -9 классы: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2007.
- Хрестоматия по истории средних веков/ под ред. В.Е Степанкова, 1 часть;
- Шевченко Н.И.Сборник проблемно- развивающих заданий по курсу «История Средних веков»: учебное пособие. – М.:Аркти, 2002.
- Для учащихся:
- Петрова Н.Г. История средних веков: рабочая тетрадь/ Н.Г. Петрова. – М.: ООО «ТИД Русское слово РС», 2006.
б) Оборудование и приборы.
Настенные карты по истории Средних веков: «Крестовые походы ХI- ХI»,»Четвертый Крестовый поход», «Арабы VII- IХ вв.», «Англия и Франция в ХI- ХIV вв.», «Империя Карла Великого», «Османская империя в ХIV-ХVвв.», «Англия и Франция во времена Столетней войны», «Англия и Франция в ХI- ХIV вв.».
Контурные карты.
Мультимедийное оборудование.
в) Дидактический материал (раздаточный).
Карточки.
6. Список литературы
а) Литература, использованная при подготовке программы.
Блок М. Феодальное общество (отрывок из кн.)//Блок М. Апология истории или ремесло историка.— М., 1986.
Город в средневековой цивилизации Западной Европы/Под ред. А. А. Сванидзе. В 4 т.— М., 1999—2000.
Гуревич А. Я. Избранные труды. В 4 т.— М.; СПб., 1999.— Т. 1—2.
Дюбй Ж. Время соборов: Искусство и общество (980—1420).— М., 2002.
Люби Ж- Средние века. От Гуго Капета до Жанны д'Арк (987—1460).— М., 2000.
Живая история Востока/Под ред. О. Е. Непомнина.— М., 1998.
История Востока. В 6 т.— М., 1995.— Т. 2.
История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т.— М., 1992.— Т. 2.
История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. В 3 т.— М., 1985, 1986.-— Т. 1, 2.
История Латинской Америки: В 5 т.— М., 1991.— Т. 1.
История Средних веков/Под ред. С. П. Карпова. В 2 т.— М., 1997 (и после-. дующие переиздания).— Т. 1.
Каждан А. П. Византийская культура (X—XII вв.). (Любое изд.)
Карл Великий: реалии и мифы.— М., 2001.
Карсавин Л. П. Монашество в Средние века.— М., 1992.
Книга для чтения по истории Средних веков/Под ред. В. П. Будановой.— М., 1999.
Контамин Ф. Война в Средние века.— СПб., 2001.
Несмелова М.Л. Конспекты уроков по истории средних веков. 6-7 класс.М: Владос-Пресс, 2002. Ч. 2.
НикифоровД.Н. Альбом по истории культуры средних веков. — М., 1959.
Нянковский М.А. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для школьников. — Ярославль, 1997.
Сафонова Т.В. Преподавание истории в школе. — Глазов, 1999.
Смирнов С.Г. Задачник по истории средних веков. — М., 1995.
Турский Г. История франков. Серия «Литературные памятники».- М.,1987.
Цвешкова Г.А. Дидактические материалы по истории Средних веков. 6 класс. М: Владос, 2003.
Чистякова Т.А. Арабский халифат. Пособие для учителя. — М., 1962.
ЯстребицкаяА.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. Учебное пособие. — М., 1995.
б) Литература, рекомендованная для учащихся.
Запорожец Н.И. Книга для чтения по истории средних веков/: пособия для учащихся/ Н.И. Запорожец; под ред. А.А. Сванидзе. – М.: Просвешение, 1990.
Огнева О. Рыцари. Турниры. Оружие. Энциклопедия.— М., 2000.
Райцес В.И. Жанна д'Арк. — И живы памятью столетий. — Минск, 1987.
Сабатини Р. Колумб. - М, 1992.
Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История средних веков (У-ХУ века). Часть 1. - М, 1980.
Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История средних веков (ХУ-ХУН века). Часть II. - М., 1981.
Турский Г. История франков. Серия «Литературные памятники». - М, 1987.
ХолландД. Большая иллюстрированная энциклопедия.— М., 2001.
Школьная энциклопедия. История средних веков. — М., 2003.
Энциклопедия для детей. Всемирная история. Том 1. — М., Аван-та+, 2000.
Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7.— М., Аванта+, 1998.
Энциклопедия для детей. Техника. Том 14. - М., Аванта+, 2003.
Энциклопедия для детей. Всемирная литература. Том 15. Часть 1. -М.,Аванта+,2000.
Энциклопедический словарыоного историка. Всеобщая история / Сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. — М., 1994.
Я познаю мир: Города мира. Энциклопедия, — М., 2000.
Я познаю мир: История. Энциклопедия. - М., 2002.
Я познаю мир: Этикет, обычаи, быт. Энциклопедия. — М., 2002.
в) Образовательные диски.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия: Новая история.
Приложение 1) Списки тем сообщений, докладов, творческих работ.
№ п/п | № урока | Тема урока | Темы рефератов, докладов |
1 | 3 | Королевство франков. Возникновение, расцвет и распад империи Карла Великого. | Личность Хлодвига. |
2 | 4 | Христианская церковь в раннее Средневековье. | Как жили в монастыре. |
3 | 5 | Складывание феодальных отношений в странах Западной Европы. | Каким был Карл Великий. |
4 | 6 | Западная Европа в IX-XI вв. | Что ели средневековые люди? Военные походы викингов. |
5 | 8 | Византийское тысячелетие. | Юстиниан I. Ремесло и искусство Византии. |
6 | 9 | Образование славянских государств. | Славяне. |
7 | 10 | Культура Западной и Центральной Европы в V-XI вв. | Как одевались в ср/в? |
8 | 11 | Арабский халифат и его распад. | Арабское войско. |
9 | 12 | Возникновение ислама. | Брак согласно шариату. |
10 | 13 | Крестьяне и сеньоры. | Жизнь в деревне в раннее средневековье. |
11 | 15 | Средневековый город | Мода. |
12 | 19 | Крестовые походы. | Ледовое побоище – часть крестового похода. |
13 | 20 | Франция: объединение страны. | ФилиппIV Красивый. |
14 | 22 | Германия в XII-XIV вв. | Итальянские города-государства |
15 | 23 | Крестьянские восстания во Франции и Англии. | О начале столетней войны |
16 | 24 | Столетняя война. | Уот Тайлер |
17 | 25 | Усиление королевской власти во Франции и Англии. | Людовик ХI |
18 | 26 | Гуситское движение в Чехии. | Ян Жижка. |
Приложение 2) Темы проектов.
№ п/п | № урока | Тема урока |
|
1 | 13 | Феодалы и крестьяне
| «Образ прекрасного рыцаря – верен ли он?» |
2 | 27 -28 | Культура Западной Европы в ХI – ХIII вв. Образование и наука. Литература и искусство. | « Образованный и культурный человек сегодня и в средние века - одно и то же? » |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_pr_6_kl_sred_veka.docx | 58.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
«Согласовано»
Заместитель директором по
УВР
______________ /Мельникова Е. В./
«____» ___________ 2012 г.
«Утверждаю»
Руководитель ШМО
______________ /Склярова М. А./
«____» ____________ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории средних веков
6 класс
Разработала:
Горшонкова Наталья Юрьевна
Учитель истории и обществознания
2012– 2013 учебный год
Округ Муром
Оглавление
1. Пояснительная записка с.3
2. Учебно-тематическое планирование
по истории Средних веков с.4
3. Тематическое планирование и содержание тем учебного курса с.5
4. Требования к уровню подготовки учащихся с.14
5.Учебно-методическое обеспечение с.20
6.Список литературы с.21
Приложение 1) Списки тем сообщений, докладов, творческих работ. с.23
Приложение 2) Темы проектов. с.24
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по Всеобщей истории разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы Л.Н. Алексашкиной «Всеобщая история» 2004 года, «Программы общеобразовательных учреждений по истории 5-11 классы» М.:Просвещение,2008.
На изучение всеобщей истории по программе отдается всего 28 часов. Тематическое планирование предполагает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактические материалы (контрольные задания, тесты, учебно-познавательные задачи разного уровня сложности) М.В. Короткова; О.В. Давыдова по истории средних веков.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: СD-проект «Мировая историческая энциклопедия».
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до XVII в., важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XVII в.; изученные виды исторических источников.
Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
Владеть компетенциями:
- Коммуникативной компетенцией;
- Смыслопоисковой компетенцией;
- Компетенцией личностного развития;
- Информационно-поисковой;
- Рефлексивной компетенцией;
- Учебно-познавательной компетенцией;
- Профессионально-трудовой компетенцией.
2. Учебно-тематическое планирование
по истории Средних веков
Учитель Горшонкова Наталья Юрьевна
Классы 6
Количество часов
Всего - 28 час ; в неделю - 2 час.
Плановых контрольных уроков - 0, зачетов - 1, тестов - 8, самостоятельных работ - 2.
Административных контрольных работ 1 ч.
Планирование составлено на основе «Программы общеобразовательных учреждений по истории 5-11 классы» М.:Просвещение,2008.
Учебник «История Средних веков.» Е.В. Агибалова, Г.М. Донского. – М.: Просвещение, 2008;
Рабочая тетрадь к учебнику «История Средних веков.» Е.В. Агибалова, Г.М. Донского. – М.: Просвещение, 2008;
3. Тематическое планирование и содержание тем учебного курса
№ п/п | Наименование разделов и тем (строгое соответствие с содержанием программы) | Количество часов | Дата | Развитие компетенций (развивающая задача урока) | Коррекция знаний по итогам контрольных работ (описание вида знаний) | Организация повторения предыдущей темы | Форма урока (с использованием ИКТ, экскурсия, лабораторные работы, практические работы, выход в Интернет, конференции) | Форма контроля (реферат, сообщение, доклад, самостоятельная работа, зачет, КИМ, тесты) | Оборудование и наглядно-дидактический материал, образовательные диски |
Раздел I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. (12 ч) | |||||||||
Тема 1. Западная Европа в V-XI вв. | 7 | ||||||||
1 | Введение. | 1 | Объяснить значение понятий, составлять описание средневековых памятников по историческим источникам. | Вводная лекция. Беседа. | Урок с использован ИКТ | Мультимедийное оборудование | |||
2 | Великое переселение народов и образование варварских государств. | 1 | Объяснить значение понятий; называть существенные черты процесса образования государства у герм; систематизировать исторический материал в виде схемы «Управление государством франков». Излагать суждения о деятельности вождя франков Хлодвига. | Опрос. | Урок экскурсия | Книга для чтения по истории средних веков/Сост.Н.И. Запорожец.Под ред.А.А.Сванидзе -М.,1986.С. 9-11. Рабочая тетрадь № 1,2,3 с. 3-5. | |||
3 | Королевство франков. Возникновение, расцвет и распад империи Карла Великого. | 1 | Объяснить значение понятий; сравнить управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи. Излагать суждения о причинах гибели империи Карла Великого. | Индивидуальная форма работы: составление сравнительной таблицы. Участие в дискуссии. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Тест №1. Сообщение о Хлодвиге | Карта «Империя Карла Великого» Брандт М.Ю. Тесты и задания по истории средних веков/ М.Ю.Брандт.с.8 №13,14,18,19 Турский Г. История франков. Серия «Литературные памятники».- М.,1987.С.48-57,363,459. Рабочая тетрадь: задание №2,3,4,5 с.10-13. | ||
4 | Христианская церковь в раннее Средневековье. | 1 | Систематизировать исторический материал в виде схемы; организация христианской церкви. Излагать суждения о роли Христ церкви в раннее Ср/в. | Индивидуальная форма работы: составление схемы, выполнение заданий в рабочих тетрадях. Участие в дискуссии. Решение творческих заданий | Изложение нового материала с элементами самостоятельной работы. | Тест №2. Сообщение | Брандт М.Ю. Тесты и задания по истории средних веков/ М.Ю.Брандт.с.13 Школьная энциклопедия. История средних веков. –М.,2003. С.704. Рабочая тетрадь: задание №7 с.13 | ||
5 | Складывание феодальных отношений в странах Западной Европы. | 1 | Систематизировать исторический материал в виде схемы «Феодальная лестница». | Индивидуальная работа: выполнение заданий в рабочих тетрадях. составление схемы. Анализ фрагментов исторического документа. | Комбинированный урок с элементами анализа исторических документов. | Тест №3. Сообщение | Рабочая тетрадь: задание №1,5 с.5-8. | ||
6 | Западная Европа в IX-XI вв. | 1 | Сравнить политическую власть короля и власть крупных феодалов; определять роль церковной власти и власти короля в раннефеодальном обществе. | Работа в парах. Составление сравнительной таблицы. Работа по выполнению заданий в рабочих тетрадях. | Комбинированный урок с элементами самостоятельной и исследовательской работы. Самостоятельная работа. | Тест №5 Сообщение | Рабочая тетрадь: задание №1,2,3,4,6 с.14-16. | ||
Тема 2. Византия и славянский мир. | 3 | ||||||||
7 | Византийское тысячелетие. | 1 | Сравнить управление государством в Византии и в империи Карла Великого. Высказывать и аргументировать свое отношение к личности императора Юстиниана. | Анализ сам работ. Работа над типичными ошибками. | Анализ текста и иллюстраций учебника с.55-59. Участие в дискуссии. | Урок изложение нового материала с элементами анализа текста учебника . | Сообщение | Энциклопедия школьника. Всемирная история в лицах (раннее Средневековье)- М., 1999.- с.23. Брандт М.Ю. Тесты и задания по истории средних веков/ М.Ю.Брандт.№ 19- 20 с.25. | |
8 | Образование славянских государств. | 1 | Высказывать и аргументировать свое отношение к деятельности и личности Кирилла и Мефодия. | Групповая форма работы: участие в беседе, дискуссии. Работа с фрагментами исторического источника. | Урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы. | Сообщение | |||
9 | Культура Западной и Центральной Европы в V-XI вв. | 1 | Сравнить современное обучение и обучение в период раннего средневековья. На основе дополнительной литературы подготовить сообщения. | Составление тезисов. Групповая форма работы: участие в беседе. | Работа по группам. | Сообщения учащихся по данной теме. Тест | |||
Тема 3. Арабский мир в VI-XI вв. | 2 | ||||||||
10 | Арабский халифат и его распад. | 1 | Объяснить причины военных успехов арабов и причины распада халифата; охарактеризовать памятники арабской культуры и ее влияние на европейскую культуру. | Работа в парах: анализ фрагмента историческрго документа. Решение проблемного задания. Выполнение заданий в рабочих тетрадях. | Изложение нового материала с постановкой проблемного задания. | Сообщение | Карта «Арабы VII- IХ вв.» Рабочая тетрадь: задание №,3,4, с.31 Хрестоматия по истории средних веков, с. 143 - 150 | ||
11 | Возникновение ислама. | 1 | Характеризовать причины и процесс возникновения и распространения исламской религии; сравнить религиозные представления христиан и мусульман. | Работа в парах. | Комбинированный урок с элементами анализа текста учебника и фрагмента исторического документа. Самостоятельная работа. | Сообщение Тест | Брандт М.Ю. Тесты и задания по истории средних веков/ М.Ю.Брандт.№ 4- 7 с.30-31, №13 с. 35. | ||
Раздел II. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. (10 ч) | |||||||||
Тема 4. Феодальное общество. | 5 | ||||||||
12 | Крестьяне и сеньоры. | 1 | Анализировать исторические явления на примере положения различных сословий. Составлять рассказ «День феодала». | Анализ сам работ. Работа над типичными ошибками. | Составление рассказа о быте и жизни феодалов, используя текст учебника и хрестоматии. Индивидуальная работа в рабочей тетради. | Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы. | Сообщение | Рабочая тетрадь: задание №1,2,3 с.39- 41. Брандт М.Ю. Тесты и задания по истории средних веков/ М.Ю.Брандт.№ 8,9, 11, 12, с.42. Хрестоматия по истории средних веков, с. 69- 77. | |
13 | Рыцарство на войне и дома. | 1 | Раскрывать особенности рыцарской культуры. На основе всех источников составить Кодекс рыцарской чести. | Групповая форма работы. | Урок с использовании ИКТ | Тест | Мультимедийное оборудование. Брандт М.Ю. Тесты и задания по истории средних веков/ М.Ю.Брандт. № 15, 17, 18 с.44- 45 Хрестоматия по истории средних веков, с. 83. | ||
14 | Возникновение и расцвет средневековых городов. | 1 | Раскрывать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста городов; анализировать фрагмент исторического документа. | Групповая форма работы. | Изложение нового материала с элементами лабораторной работы. | Тест | Брандт М.Ю. Тесты и задания по истории средних веков/ М.Ю.Брандт. № 3, 7,12 с.50-54. Рабочая тетрадь: задание №4 с. 44. Хрестоматия по истории средних веков, с. 172 – 183. | ||
15 | Ремесло и торговля в средневековой Европе. | 1 | Характеризовать роль ремесленных цехов в развитии средневекового производства; раскрывать особенности ведения средневековой торговли; сравнивать положение различных слоев общества на примере городского населения. | Групповая форма работы. Решение проблемного задания. Анализ фрагмента исторического документа. | Урок – конференция. | Нарисовать гербы ремесленных мастерских. | Брандт М.Ю. Тесты и задания по истории средних веков/ М.Ю.Брандт. № 13, 14, 15 с. 54. Рабочая тетрадь: задание №5, 6 с. 44- 45. Хрестоматия по истории средних веков, с. 161- 168, 186-187, 189-190. | ||
Тема 5. Католическая церковь в XI-XIII вв. | 2 | ||||||||
16 | Католическая церковь: путь к вершине могущества. | 1 | Раскрывать роль церкви в средневековом обществе на примере хождения в Каноссу; систематизировать исторический материал в виде схемы. Излагать суждения о связи с/в истории с современностью. | Коррекция знаний по итогам сам работы | Работа в парах, составление схемы, участие в дискуссии. | Урок с использовании ИКТ. | Тесты. | Мультимедийное оборудование Брандт М.Ю. Тесты и задания по истории средних веков/ М.Ю.Брандт. № 1,3, 7,10с. 62-66. Хрестоматия по истории средних веков, глава 5. | |
17 | Крестовые походы. | 1 | Выявлять причинно-следственные связи на примере участия различных слоев населения в Крестовых походах и последствий Крестовых походов; систематизировать исторический материал в виде таблицы. | Работа с исторической картой. Составление таблицы. Анализ текста учебника | Урок с использовании ИКТ с элементами организации самостоятельной деятельности уч-ся. | Тесты. Сообщение | Историческ карта «Крестовые походы ХI- ХI»,»Четвертый Крестовый поход». Брандт М.Ю. Тесты и задания по истории средних веков/ М.Ю.Брандт. № 11,13, 14, 15 с. 66-69. Хрестоматия по истории средних веков, с.214,232 | ||
Тема 6. Страны Западной Европы в XI-XIV вв. | 3 | ||||||||
18 | Франция: объединение страны. | 1 | Выявлять причинно-следственные связи на примере выяснения интересов различных групп населения в объединении страны; анализировать причины возникновения Генеральных штатов; систематизировать исторический материал в виде таблицы. | Групповая форма работы. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с использованием ИКТ. | Сообщение | Историческ карта «Англия и Франция в ХI- ХIV вв.» Рабочая тетрадь с.58-60,№ 1,3,4,5. Хрестоматия по истории Средних веков с.235,240. | ||
19 | Англия: от норманнского завоевания до парламента. | 1 | Раскрывать сущность реформ Генриха Плантагенета; сравнивать процесс развития различных государств на примере Англии и Франции. | Групповая форма работы. | Урок с применением ИКТ. | Тесты. | Историческ карта «Англия и Франция в ХI- ХIV вв.» Рабочая тетрадь с.61-63 №1-4 Брандт М.Ю. Тесты и задания по истории средних веков/ М.Ю.Брандт. с. 79 №11,с.81 №16, с.82 № 17. Энциклопедия Всемирная история в лицах (раннее средневековье),с.135-149. | ||
20 | Германия в XII-XIV вв. | 1 | Высказывать свои суждения об оценке деятельности исторических личностей с политической и моральной стороны. | Групповая форма работы. | Комбинированный урок | Сообщения Самостоятельная работа | Рабочая тетрадь с.77-78 Энциклопедия Всемирная история в лицах (раннее средневековье) | ||
Раздел III. ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (6 ч) | |||||||||
Тема 7. Страны Западной Европы в ХIV – ХV вв. | 3 | ||||||||
21 | Крестьянские восстания во Франции и Англии. | 1 | Сравнивать исторические процессы на примере восстаний Уота Тайлера и Жакерии. Систематизировать истор материал в виде таблицы. | Коррекция знаний по итогам самостоятельной работы | Групповая форма работы. Индивидуальная работа. | Урок с применением ИКТ. | Сообщения | Историческ карта «Англия и Франция во время Столетней войны» Хрестоматия по истории средних веков, с.248 Книга для чтения по истории средних веков,с. 111. | |
22 | Столетняя война. | 1 | Высказывать свое суждение о деятельности Жанны д,Арк и Карла VII. | Групповая форма работы. | Урок с элементами театрализации | Сообщения Тест | Историческ карта «Англия и Франция во времена Столетней войны» Хрестоматия по истории средних веков, с.242-245 | ||
23 | Усиление королевской власти во Франции и Англии. | 1 | Давать оценку деятельности Людовика ХI и ГенрихаVII. | Групповая форма работы. | Урок с применением ИКТ. | Доклад | Историч карта «Англия и Франция в ХV вв.» Хрестоматия по истории средних веков, с.264-271 Рабочая тетрадь с.69-71,№2,3,5. | ||
24 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 1 | Видеть различие в судьбах государств Западной Европы (ХI –ХV веках) | ||||||
Тема 8. Центральная и Юго-Восточная Европа в ХIV–ХV вв. | 2 | ||||||||
25 | Гуситское движение в Чехии. | 1 | Давать оценку деятельности руководителям гуситских войн. | Групповая форма работы. | Урок с применение ИКТ | Доклад | Историческ карта «Развитие ремесла и торговли в Европе ХIV.» Рабочая тетрадь с.82-83, №2,3 Энциклопедия Всемирная история в лицах (раннее ср-ье)с71 | ||
26 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | 1 | Выявлять причинно-следственные связи на примере падения Византийской империи и образования Османской империи. | Индивидуальная работа. | Контрольная работа. | Тест | Историческ карта «Османская империя в ХIV-ХVвв.» Рабочая тетрадь с.83-85, №2-4. | ||
Культура Западной Европы в ХI – ХV веках. | 2 | Проект | |||||||
27 | Образование, литература и искусство в Средние века. | 1 | Уметь отличать стили в архитектуре, высказывать свое мнение о ср-в науках. | ||||||
28 | Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения | 1 | Выявлять причинно-следственные связи на примере раннего Возрождения в Италии. |
4. Требования к уровню подготовки учащихся
Наименование раздела | Требования к ЗУН-м | ||
Что должны знать | Что должны уметь | Какие качества личности будут формироваться | |
Раздел I. Раннее средневековье. Тема 1. Западная Европа в V-XI вв. | Знать хронологические рамки периода Средневековья; значение понятий: Средние века, Великое переселение народов, государство, франки, империя, церковь, католичество, православие, Библия, церковная иерархия, духовенство, монастыри, сеньоры, вассалы, феодалы, раздробленность, феодальная лестница, норманны, викинги. Исторические личности: Хлодвиг, Карл Великий, Карл Мартелл. Исторические факты: образование германских государств, образование и распад государства каролингов, изменение в положении Церкви, структура и иерархия духовенства, монашество, жизнь средневекового монастыря. Усиление власти майордомов, бенефиций и феод. Норманнское завоевание, создание Священной Римской империи, императоры и церковь | Называть хронологические рамки периода Средневековья. Объяснять значение понятий, составлять описание средневековых памятников по историческим источникам; Систематезировать материал в виде схемы «Управление гос-ом франков»; Называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого и гос-ва Хлодвига; Описывать устройство Христианской церкви, систематизировать в виде схемы «Устройство Христианской церкви». Описывать занятия и образ жизни вассалов и сеньоров. Систематизировать исторический материал в виде схемы «Феодальная лестница». Сравнивать власть короля и крупных феодалов, определять роль церковной власти и власти короля в раннефеодальном обществе. Работать по исторической карте: находить и показывать территории расселения германских племен, империю Карла Великого, походы норманнов. | внимание учащихся привлекается к важным вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, личной вины, поведения в различных ситуациях, их эмоционального переживания. оценивать поступки не быть равнодушными к окружающим. Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых эпох, учащиеся одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви. Урок истории обладает возможностями влиять на становление духовно-нравственных качеств личности. Урок должен быть организован таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. |
Тема II. Византия и славянский мир. | Новые исторические понятия: басилевс, торговый путь из варяг в греки, иконопись, фреска, миссионеры, кириллица. Исторические личности: Юстиниан, Кирилл, Мефодий, Симеон, Болеслав Храбрый и их значения. Исторические факты: политика Византии, торговые и культурные связи Византии и Руси. Создание Болгарского царства, образование Чехии, Польши. Достижения в области образования, искусства, архитектуры и литературы в Европе в V – ХI вв. | Называть существенные признаки политического устройства Византии, сравнивать управление гос-ом в Византии и в империи Карла Великого. Сравнивать образ жизни славян и германцев, определять характерные черты процесса создания Великоморавского, Чешского и Польского государств. Называть существенные черты представлений средневекового человека о мире. Составлять описание средневековых памятников(храмов, произведений искусства и литературы), сравнивать современное обучение и обучение в период раннего Средневековья. Давать определение понятий Работать с исторической картой: показывать империю Карла Великого, славянские гос-ва. | ученик проводит как фактический анализ (выявляет объективные свойства исторических событий и процессов), так и ценностно-оценочный анализ, определяя значение данного события для развития общества и личности. В ходе занятия ставлю цель выработать умение использовать при оценках систему общечеловеческих, социально значимых и личных ценностей, соотносить их, чтобы выработать ответственность за принятое решение. |
Тема III. Арабский мир в VI – ХI вв. | Новые исторические понятия: монотеистическая религия, Коран, Сунна, шариат, Мухаммед. Исторические факты: территория, занятия арабских племен, завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе; Путь пророка, распространение ислама | Называть основные события истории халифата, объяснять причины распада халифата, охарактеризовать памятники арабской культуры и её влияние на европейскую культуру. Давать определение понятий; Характеризовать причины и процесс возникновения и распространения исламской религии, сравнивать религиозные представления мусульман и христиан. Работать с исторической картой: показывать на карте территорию проживания арабских племен и территорию Арабского халифата | Анализ подобных фактов заставляет учащихся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений и пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. воспитывая милосердие. |
Раздел II. Расцвет средневековья. Тема IV. Феодальное общество. | Новые исторические понятия: барщина, оброк, натуральное хозяйство; Рыцарь, турнир, герб, замок, рыцарская культура; бюргеры, буржуа, коммуна, ремесло, городское самоуправление; мастер, подмастерье, цех, шедевр, ярмарка, ростовщики, менялы, банк. Исторические факты: крестьянская община, её функции и значение, повинности, быт и культура крестьян; вооружение и боевая тактика рыцарей, воспитание, занятия и образ жизни рыцарей, Кодекс рыцарской чести; мастер, борьба городов с сеньорами, социальная структура города, организация управления, облик средневекового города; средневековое ремесло, цехи и их организация, торговые пути, возникновение банков, мировоззрение банков, мировоззрение горожан. | Давать определение понятий Описывать занятия и образ жизни крестьян; характеризовать основные признаки феодального общества; анализировать исторические явления на римере положения различных сословий; описывать образ жизни рыцарства, раскрывать особенности рыцарской культуры; описывать ср/в город, называть характерные черты политического устройства средневекового города; описыватьзанятия и образ жизни городских ремесленников и купцов, характеризовать роль ремесленных цехов в развитии ср/в производства, раскрывать особенности ведения ср/в торговли, сравнивать положение различных слоев населения на примере городского населения. Работать с исторической картой: показывать крупные ср/в города. | сопереживают людям прошлого, находят много общего, что имеет большое значение в духовно-нравственном воспитании. раво на собственное мнение, оценку, право отстаивать свою точку зрения в споре |
Тема V. Католическая церковь в ХI – ХIII вв. | Новые исторические понятия: индульгенция, Католическая церковь, Православие, анафема, отлучение от церкви; крестоносцы, духовно-рыцарский орден. Исторические факты: разделение церквей, борьба папства и империи в ХI в., основы могущества церкви, ереси, борьба церкви с еретиками; причины и участники крестовых походов, государства крестоносцев на Востоке, значение крестовых походов. | Давать определение понятий. Называть существенные черты религиозных воззрений, причины существования двух Христианских церквей; раскрывать особенности роли Ц в ср/в обществе, систематизировать исторический материал в виде схемы; называть участников, излагать суждения о связи ср/в истории с современностью, выявлять причинно-следственные связи на примере участия в Крестовых походах различных слоев населения и последствий Крестовых походов; сравнивать цели участников походов; систематизировать исторический материал в виде таблицы. Работать с исторической картой: показывать направления Крестовых походов. | |
Тема VI. Страны Западной Европы в ХI – ХIV вв. | Новые исторические понятия: Генеральные штаты, сословная монархия, суд присяжных, хартия, парламент, междоусобица, курфюрст. Исторические личности: Филипп II Август, Филипп IV Красивый, Бонифаций VIII, Иоанн Безземельный, Фридрих I Барбаросса, Фридрих II Голенштауфен. Исторические факты: слабость и сила королевской власти, возникновение Генеральных штатов, конфликт с папством; Воздействие норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии, реформы Генриха Плантагенета, великая хартия вольностей, отличительные черты английского парламента; Борьба папства и императоров, колонизация земель западных славян, усиление князей и ослабление императорской власти во 2-й половине ХIII – ХIV вв. | Давать определение понятий Называть основные события, связанные с процессом создания государства, выявлять причинно- следственные связи на примере выяснения интересов различных групп населения в объединении страны, анализировать причины возникновения Генеральных штатов, систематизировать ист материал в виде таблицы; Называть последствия норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии, называть существенные признаки сословно- представительной монархии. Раскрывать причины сохранения феодальной раздробленности в Германии, сравнивать ист процессы на примере особенностей развития Германии Работать с исторической картой: показывать на карте процесс объединения Франции, направления походов норманнов, местоположение государств, входящих в Священную Римскую империю. | |
Раздел III. Позднее Средневековье. Тема VII. Страны Западной Европы в ХIV – ХV вв. | Новые исторические понятия: Рабочее законодательство, ростовщичество, дофин, национальная независимость, централизация, неограниченная власть короля, уния. Исторические личности: Уот Тайлер, Жанна д,Арк, Людовик ХI, Генрих VII Тюдор. Исторические факты: ухудшение условий жизни европейцев в ХIV в, освобождение крестьян от личной зависимости, обострение противоречий между крестьянами и сеньорами, Жакерия, восстания Уота Тайлера; Причины, этапы, ход Столетней войны; завершение объединения Франции, усиление королевской власти в Англии. Война Алой и Белой розы в Англии. | Давать определение понятий Рассказывать о событиях и о бедствиях в жизни европейцев ХIV – ХV вв, выявлять причинно – следственные связи на примере воздействия последствий эпидемий чумы на экономику и общество, сравнивать исторические процессы на примере восстаний Жакерии и Уота Тайлера, систематизировать ист материал в виде таблицы, называть имена участников Столетней войны; причины, этапы, ход и последствия Столетней войны, анализировать их. Рассказывать о завершении процесса централизации Франции, усилении королевской власти в Англии, войне Алой и Белой розы в Англии. Сравнить процесс объединения в разных странах Европы, давать оценку Людовика ХI и Генриха VII. Работать с исторической картой: показывать ход восстаний во Франции и Англии, показывать ход Столетней войны, процесс завершения объединения страны. | формировать историческую память учащихся, расширить их кругозор, воспитывать уважение к защитникам нашей Родины, развивать патриотические и гражданские качества обучающихся. |
Тема VIII. Центральная и Юго – Восточная Европа в ХIV – ХV вв. | Новые исторические понятия: сейм, гуситы, табориты, умеренные, турки- османы, янычары, церковная уния. Исторические личности: Ян Гус, Ян Жижка. Исторические факты: этнические, социальные, религиозные противоречия, гуситские войны и их значение; усиление Османской империи, османские завоевания на Балканах, Флорентийская уния. | Давать определение понятий. Называть участников гуситского движения, анализировать причины, сущность гуситских войн; систематизировать ист материал в виде таблиц и схем. Рассказывать о событиях, связанных с завоеваниями турков- османов, о последних веках существования Византийской империи; выявлять причинно- следственные связи на примере падения Византии и образования Османской империи. Работать с исторической картой: показывать ход гуситского движения; территории, завоеванные турками- османами. | |
Повторение | Умение оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений. Уметь связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного. Уметь анализировать материал, определяя предпосылки, сущность и последствия исторических событий и явлений. Уметь сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия. Уметь давать самостоятельную оценку ист явлениям, событиям и личностям. Уметь полемизировать и отстаивать свои взгляды. Уметь сам-но анализировать ист источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные. Уметь работать с истор картой. |
5. Учебно-методическое обеспечение
а) Методические и учебные пособия.
- «Программы общеобразовательных учреждений по истории 5-11 классы» М.:Просвещение,2008.
Преподавание всеобщей истории ориентировано на использование:
Учебник «История средних веков» Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. – М.: Просвещение, 2008.
Дополнительные пособия для учителя:
Арасланова О.В.Поурочные разработки по истории Средних веков.6 класс.- М.: ВАКО,2004.
Брандт М.Ю.История средних веков. 6 класс.-М.:Дрлфа,2005.
- Брандт М.Ю. Тесты и задания по истории средних веков/
- Давыдов О.В. Задания и тесты по истории средних веков/ О.В. Давыдов. – М.: Экзамен, 2006.
- Девятайкина Н.И.История средних веков: источники, задания, игры: учебное пособие для школ.- Саратов: Регион. Приволж. Изд-во «Детская книга», 1996.
- Запорожец Н.И. Книга для чтения по истории средних веков/: пособия для учащихся/ Н.И. Запорожец; под ред. А.А. Сванидзе. – М.: Просвешение, 1990.
- Петрович В.Г., Петрович Н.М.Уроки истории.6 класс. – М.:ТЦ Сфера,2005.
- Фадеева Д.А., Тороп, В.В., Бондарь С.В.Контрольные работы по истории 5 -9 классы: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2007.
- Хрестоматия по истории средних веков/ под ред. В.Е Степанкова, 1 часть;
- Шевченко Н.И.Сборник проблемно- развивающих заданий по курсу «История Средних веков»: учебное пособие. – М.:Аркти, 2002.
- Для учащихся:
- Петрова Н.Г. История средних веков: рабочая тетрадь/ Н.Г. Петрова. – М.: ООО «ТИД Русское слово РС», 2006.
б) Оборудование и приборы.
Настенные карты по истории Средних веков: «Крестовые походы ХI- ХI»,»Четвертый Крестовый поход», «Арабы VII- IХ вв.», «Англия и Франция в ХI- ХIV вв.», «Империя Карла Великого», «Османская империя в ХIV-ХVвв.», «Англия и Франция во времена Столетней войны», «Англия и Франция в ХI- ХIV вв.».
Контурные карты.
Мультимедийное оборудование.
в) Дидактический материал (раздаточный).
Карточки.
6. Список литературы
а) Литература, использованная при подготовке программы.
Блок М. Феодальное общество (отрывок из кн.)//Блок М. Апология истории или ремесло историка.— М., 1986.
Город в средневековой цивилизации Западной Европы/Под ред. А. А. Сванидзе. В 4 т.— М., 1999—2000.
Гуревич А. Я. Избранные труды. В 4 т.— М.; СПб., 1999.— Т. 1—2.
Дюбй Ж. Время соборов: Искусство и общество (980—1420).— М., 2002.
Люби Ж- Средние века. От Гуго Капета до Жанны д'Арк (987—1460).— М., 2000.
Живая история Востока/Под ред. О. Е. Непомнина.— М., 1998.
История Востока. В 6 т.— М., 1995.— Т. 2.
История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т.— М., 1992.— Т. 2.
История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. В 3 т.— М., 1985, 1986.-— Т. 1, 2.
История Латинской Америки: В 5 т.— М., 1991.— Т. 1.
История Средних веков/Под ред. С. П. Карпова. В 2 т.— М., 1997 (и после-. дующие переиздания).— Т. 1.
Каждан А. П. Византийская культура (X—XII вв.). (Любое изд.)
Карл Великий: реалии и мифы.— М., 2001.
Карсавин Л. П. Монашество в Средние века.— М., 1992.
Книга для чтения по истории Средних веков/Под ред. В. П. Будановой.— М., 1999.
Контамин Ф. Война в Средние века.— СПб., 2001.
Несмелова М.Л. Конспекты уроков по истории средних веков. 6-7 класс.М: Владос-Пресс, 2002. Ч. 2.
НикифоровД.Н. Альбом по истории культуры средних веков. — М., 1959.
Нянковский М.А. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для школьников. — Ярославль, 1997.
Сафонова Т.В. Преподавание истории в школе. — Глазов, 1999.
Смирнов С.Г. Задачник по истории средних веков. — М., 1995.
Турский Г. История франков. Серия «Литературные памятники».- М.,1987.
Цвешкова Г.А. Дидактические материалы по истории Средних веков. 6 класс. М: Владос, 2003.
Чистякова Т.А. Арабский халифат. Пособие для учителя. — М., 1962.
ЯстребицкаяА.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. Учебное пособие. — М., 1995.
б) Литература, рекомендованная для учащихся.
Запорожец Н.И. Книга для чтения по истории средних веков/: пособия для учащихся/ Н.И. Запорожец; под ред. А.А. Сванидзе. – М.: Просвешение, 1990.
Огнева О. Рыцари. Турниры. Оружие. Энциклопедия.— М., 2000.
Райцес В.И. Жанна д'Арк. — И живы памятью столетий. — Минск, 1987.
Сабатини Р. Колумб. - М, 1992.
Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История средних веков (У-ХУ века). Часть 1. - М, 1980.
Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История средних веков (ХУ-ХУН века). Часть II. - М., 1981.
Турский Г. История франков. Серия «Литературные памятники». - М, 1987.
ХолландД. Большая иллюстрированная энциклопедия.— М., 2001.
Школьная энциклопедия. История средних веков. — М., 2003.
Энциклопедия для детей. Всемирная история. Том 1. — М., Аван-та+, 2000.
Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7.— М., Аванта+, 1998.
Энциклопедия для детей. Техника. Том 14. - М., Аванта+, 2003.
Энциклопедия для детей. Всемирная литература. Том 15. Часть 1. -М.,Аванта+,2000.
Энциклопедический словарыоного историка. Всеобщая история / Сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. — М., 1994.
Я познаю мир: Города мира. Энциклопедия, — М., 2000.
Я познаю мир: История. Энциклопедия. - М., 2002.
Я познаю мир: Этикет, обычаи, быт. Энциклопедия. — М., 2002.
в) Образовательные диски.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия: Новая история.
Приложение 1) Списки тем сообщений, докладов, творческих работ.
№ п/п | № урока | Тема урока | Темы рефератов, докладов |
1 | 3 | Королевство франков. Возникновение, расцвет и распад империи Карла Великого. | Личность Хлодвига. |
2 | 4 | Христианская церковь в раннее Средневековье. | Как жили в монастыре. |
3 | 5 | Складывание феодальных отношений в странах Западной Европы. | Каким был Карл Великий. |
4 | 6 | Западная Европа в IX-XI вв. | Что ели средневековые люди? Военные походы викингов. |
5 | 8 | Византийское тысячелетие. | Юстиниан I. Ремесло и искусство Византии. |
6 | 9 | Образование славянских государств. | Славяне. |
7 | 10 | Культура Западной и Центральной Европы в V-XI вв. | Как одевались в ср/в? |
8 | 11 | Арабский халифат и его распад. | Арабское войско. |
9 | 12 | Возникновение ислама. | Брак согласно шариату. |
10 | 13 | Крестьяне и сеньоры. | Жизнь в деревне в раннее средневековье. |
11 | 15 | Средневековый город | Мода. |
12 | 19 | Крестовые походы. | Ледовое побоище – часть крестового похода. |
13 | 20 | Франция: объединение страны. | ФилиппIV Красивый. |
14 | 22 | Германия в XII-XIV вв. | Итальянские города-государства |
15 | 23 | Крестьянские восстания во Франции и Англии. | О начале столетней войны |
16 | 24 | Столетняя война. | Уот Тайлер |
17 | 25 | Усиление королевской власти во Франции и Англии. | Людовик ХI |
18 | 26 | Гуситское движение в Чехии. | Ян Жижка. |
Приложение 2) Темы проектов.
№ п/п | № урока | Тема урока | |
1 | 13 | Феодалы и крестьяне | «Образ прекрасного рыцаря – верен ли он?» |
2 | 27 -28 | Культура Западной Европы в ХI – ХIII вв. Образование и наука. Литература и искусство. | « Образованный и культурный человек сегодня и в средние века - одно и то же? » |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "История" 10-11 класс
Рабочая программа "История" 10-11 класс...
Рабочая программа "История России" - 6 класс
Базовый учебник для учащихся: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времён до конца XVI века....
Рабочая программа истории России 9 класс 2012-2013 уч. год
Рабочая программа составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2007г., авторской программы под редакцией А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, издате...
Рабочая программа. История России. 7 класс
Данная программа содержит пояснительную записку; основное содержание; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся 7 класса; список литературы и средств обучения....
Рабочая программа по ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ Класс 6
Рабочая программа составлена в соответствии с примерной программой по истории для основного общего образования МО РФ 2004г. Данная программа предусматривает базовый уровень изучения учебно...
Рабочая программа ИСТОРИЯ Средних веков 6 класс
Рабочая программа по истории составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования истории...
Рабочая программа ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Рабочая программа ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ...