Дополнительная образовательная программа "Лидер XXI века"
материал (5 класс) на тему
Срок реализации программы – 3 года, возраст детей 11-17 лет.
Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, развитие лидерских качеств, формирование активной жизненной позиции, духовно-нравственной культуры и творческих способностей старшеклассников в процессе их социализации в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_lider_xxi_veka_shalyapina_ge.docx | 44.08 КБ |
proektirovanie_programm_novogo_pokoleniya.ppt | 2.35 МБ |
dop_lider_xxi_veka.ppt | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Дом детского творчества
Кирово-Чепецкого района Кировской области
Программа утверждена
на методическом совете МКОУ ДОД ДДТ
Протокол №_____________
Утверждено директором
МКОУ ДОД ДДТ
______________ Н.Л. Боброва
Дополнительная образовательная программа
«Лидер XXI века»
социально-педагогической направленности
Возраст детей: 11 – 17 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель:
Шаляпина Галина Евгеньевна,
педагог дополнительного образования
МКОУДОД ДДТ
с. Каринка
2010
Содержание
1. Пояснительная записка.................................................................................3 - 8 стр.
2. Учебно-тематический план 1 года обучения............................................9 - 10 стр.
3. Содержание программы 1 года обучения...............................................11 - 13 стр.
4. Учебно-тематический план 2 года обучения.................................................13 стр.
5. Содержание программы 2 года обучения...............................................14 - 15 стр.
6. Методическое обеспечение программы..................................................16 - 17 стр.
7. Список литературы...........................................................................................18 стр.
Пояснительная записка
Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости его организаторских и коммуникативных качеств. Обобщенный портрет настоящего лидера таков. Это волевой человек, он способен преодолевать препятствия на пути к цели; настойчив, умеет разумно рисковать. Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Лидер независим; психически устойчив, не дает увлечь себя нереальными предложениями; хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям; самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи; требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу; критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны. Он надежен, держит слово, на него можно положиться; вынослив, может работать даже в условиях перегрузок; восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами; стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальной ситуации; оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам; способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя; способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать, и подбодрить.
Для современного общества актуальна потребность в социально-активной позиции детей и молодежи. В условиях перехода на новые стандарты образования главенствующие задачи включают в себя формирование позитивных лидерских качеств личности ребенка, через включение его в различные виды деятельности на всех этапах школьной жизни. Проблемы формирования социально-активной позиции обусловлены рядом факторов:
- размытостью ценностных ориентиров в ближайшем окружении ребенка
- отсутствие ценностей системы в организации воспитательного пространства социума
- негативность к самостоятельным действиям вместе за собой потребность учащихся в перекладывание ответственности за решение проблем на взрослых.
Для того, чтобы дети смогли эффективно пользоваться своими гражданскими правами, выполнять общественные обязанности необходимо помочь им в достижениях этого уровня социальной зрелости, который определит их потребность в развитии лидерских качеств, поможет осознать необходимость активной жизненной позиции. В настоящее время решение этой задачи возможно через систему детских общественных и творческих объединений, чтобы подрастающее поколение в будущем могло бы взять на себя ответственность за решение задач экономического, политического и культурологического характера.
Подрастающее поколение, как показала практика, не всегда правильно трактуют понятие «активная жизненная позиция», а иногда даже затрудняются дать определение. В ходе реализации программы у учащихся должны быть четко сформировано данное понятие как - формирование позитивного отношения к жизни и умения организовывать людей, единомышленников.
Материалы программы, практические занятия призваны создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, используя различные виды деятельности, помочь определить стратегию и тактику работы с организаторами коллективной жизни школы. Программа несет в себе как обучающую, так и воспитательную функцию, реализация которых призвана сформировать лидерскую позиции учащихся с помощью определенной системы знаний, умений, навыков, приобщить их к организационной и управленческой культуре.
Образовательная программа "Школа лидера" (далее – программа) предоставляет возможность создать благоприятные условия для развития и проявления лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Программа "Школа лидера" имеет культурологическую направленность и предполагает апробацию форм и современного содержания обучения через:
- "введение" в мир познания истоков, истории малой родины и игрового пространства (первый год обучения);
- "переход" в мир формирования личностных качеств (второй год обучения);
Программа является профессионально-прикладной. Жизненные планы, ценностные ориентации, интересы и намерения детей среднего и старшего школьного возраста различаются, но совпадают в главном – каждый хочет занять достойное место в жизни. Профессионально-прикладная направленность программы обеспечивает формирование навыков и умений руководства.
Цель программы: создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Задачи программы:
образовательные: помогать формированию лидерских качеств обучающихся, навыков и умений руководить, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии;
развивающие: помогать развитию аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости; умения самокритично относиться к себе;
воспитательные: создать условия для нравственного становления учащихся, мотивации к социально значимой деятельности, активизации ученического самоуправления, благоприятного психологического климата, снижения уровня тревожности в детском коллективе.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- проведение психологического тестирования обучающихся с целью выявления личностных установок;
- побуждение учащихся к практической и творческой деятельности;
- применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения.
Предполагаемый результат обучения по программе
После обучения по программе воспитанники готовы к самостоятельной жизни, к решению самых сложных социальных проблем.
Ключевые навыки и умения, формируемые у обучающихся в ходе реализации программы:
- аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные, делать собственные выводы и заключения);
- проектировочные (умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения);
- коммуникативные (умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы);
- рефлексивные (умение осуществлять "самонаблюдение", выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития);
- исследовательские (умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.).
Учет возрастных особенностей детей
Программа "Школа лидера" рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста.
В процессе обучения активно используется культурологический материал, направленный на формирование нравственности воспитанников, патриотизма.
Содержание программы дает ребенку возможность развиваться в практической деятельности – воспитанники приобретают конкретные организаторские умения и навыки.
Специфика экспериментального подхода к организации образовательного процесса
Суть экспериментального подхода к содержанию и формам организации образовательной деятельности в рамках программы: выявление, развитие и поддержка лидерских качеств воспитанников в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности (психология, избирательное право, журналистика и др.).
Содержание деятельности воспитанников предусматривает обязательное участие обучающихся в работе своего класса, школы, сотрудничество с отделом молодежи, районной избирательной комиссией.
Реализация образовательной программы рассчитана на 2 года.
Год обучения | Периодичность | Кол-во часов | Кол-во часов |
Первый | 1 раз | 2 | 68 |
Второй | 2 раза | 4 | 144 |
В группу первого года обучения принимаются все желающие, без специального отбора. В группу второго года переводятся воспитанники, успешно прошедшие тестирование по итогам первого года обучения; могут приниматься и вновь прибывшие, после тестирования и опроса, при наличии определенного уровня общего развития и интереса.
Основные принципы организации обучения
Принципы организации обучения по программе:
- принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения (любовь к детям, заинтересованность в их судьбе, оптимистическая вера в ребенка, сотрудничество, мастерство общения) являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса;
- принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование сенсорных каналов и разнообразное их сочетание. Такое многоканальное восприятие дает учащимся возможность лучше узнать себя, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая путь к развитию;
- принцип открытого общения. Педагог говорит учащимся о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Это способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха;
- принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки ребенка и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления его способностей;
- принцип психологической комфортности предполагает охрану
и укрепление психологического здоровья ребенка; - принцип систематичности, т. е. наличие единых линий развития
и воспитания.
Учебно-тематический план (1 год обучения)
№ | Наименование разделов | Количество часов | Теорет. | Практ. |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 0 |
2 | Игровая гавань | 15 | 5 | 10 |
3 | Оформительский причал | 12 | 4 | 8 |
4 | Информационное море | 12 | 6 | 4 |
5 | Дорога общения | 30 | 10 | 20 |
ВСЕГО | 68 | 26 | 42 |
№ | Наименование разделов | Теорет. | Практич. | Всего часов |
1 | Вводное занятие | 1 | 0 | 1 |
2 | Игровая гавань | 5 | 10 | 16 |
2.1. | Основы публичного выступления. | 1 | 4 | 6 |
2.2. | КТД: методика организации и проведение | 4 | 6 | 10 |
3 | Оформительский причал | 4 | 8 | 12 |
3.1. | Основы журналистского мастерства | 1 | 2 | 3 |
3.2. | Стенгазета: специфика жанра | 1 | 2 | 3 |
3.3. | Выставки: виды и основы оформления | 1 | 2 | 3 |
3.4. | Школьная газета | 1 | 2 | 3 |
4 | Информационное море | 6 | 4 | 12 |
4.1. | Понятие информации: виды информации, источники информации | 2 | 2 | 4 |
4.2. | «Всемирная паутина» как источник информации | 2 | 2 | 4 |
4.3. | Детские общественные объединения России. История появления | 2 | 0 | 2 |
5 | Дорога общения | 10 | 20 | 30 |
5.1. | Понятие «Лидер» | 2 | 2 | 4 |
5.2. | Лидер и его команда | 2 | 4 | 6 |
5.3. | Общение как одна из основных ценностей человека | 2 | 6 | 8 |
5.4. | Конфликты и пути их разрешения | 2 | 4 | 6 |
5.5. | Этика и культура делового общения | 2 | 4 | 6 |
ВСЕГО | 28 | 42 | 68 |
Содержание программы (1 год обучения)
Раздел 1. Вводное занятие | Знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг. | |
Раздел 2. Игровая гавань | ||
2.1. Основы публичного выступления | Основы публичного выступления, ораторское искусство, культура речи, основы актерского мастерства, импровизация, аксессуары актера, разработка сценария, музыкальное сопровождение | -организация дня самоуправления; -разработка праздника Осени; «Хэллоуин». |
2.2. КТД: методика организации и проведение | "Я – актер: основы актерского мастерства. Выбор амплуа", "Компоненты поведения: интонация, мимика, жесты", "Проявление характера персонажа в общении", "Импровизация", "Разработка сценария: этапы работы", "Художественное решение", "Музыкальное сопровождение: передача настроения музыкой" | -разработка и проведение концертной программы на день матери; -подготовка и участие в фестивале «Будьте здоровы!» |
Раздел 3. Оформительский причал | ||
3.1. Основы журналистского мастерства | Основы журналистики. Права и обязанности журналистов. Издательское дело. Планирование работы редакции. Жанры журналистики | -выпуск репортажа Школьного ТВ |
3.2. Стенгазета: специфика жанра | Правила оформления стенгазеты, художественное решение | -создание, обработка статьи; |
3.3. Выставки: виды и основы оформления | Методика организации выставок в школе, выбор темы, композиционные правила построения, учет законов цветоведения, организация выставок поделок из природного материала, организация тематических выставок | -конкурс-выставка Новогодних газет; -фото-выставка работ «Родина моя - начало начал» |
3.4. Школьная газета | Специфика школьной газеты, подбор информации | -выпуск школьной газеты |
Раздел 4. Информационное море | ||
4.1. Понятие информации: виды информации, источники информации | Понятие "информация". Виды информации, источники. Работа с методической и справочной литературой | -поиск и обработка информации для социальных проектов. |
4.2. «Всемирная паутина» как источник информации | "Всемирная паутина" как один из источников информации. "Полезная" и "бесполезная" информация. Практическая работа "В мире полезной информации" | -подготовка мастер-класса на конкурс «Лидер года»; -доработка социальных проектов. |
4.3. Детские общественные объединения России. История появления | Детские общественные организации. Из истории создания. Зарубежные и российские общественные организации. "Наша история", "Детские движения мира", "Областные и районные детские организации". Беседа "Роль детских организаций". | -создание фильма о детских общественных организациях в России |
Раздел 5. Дорога общения | ||
5.1. Понятие «Лидер» | Понятия "лидер", "команда". Основные качества лидера. Работа в группе. Работа с методической и справочной литературой, тренинги. | -подготовка и участие в конкурсе «Лидер года» |
5.2. Лидер и его команда | Понятия "лидер", "команда". Качества лидера. Взаимоотношения лидера и его команды. Занятия по темам: «Понятие "лидер"», "Разбуди в себе лидера", "Скромность – | -организация развлекательной программы «23+8» к Дню защитника Отечества и Международному женскому дню. -разработка сценария и участие в конкурсе «Созвездие талантов» -проведение праздника «Слет отличников и ударников» |
5.3. Общение как одна из основных ценностей человека | Понятия "общение", "собеседник". Виды общения. Занятия по темам: "Основы публичного выступления", "Ораторское искусство", "Культура речи | -проведение дня здоровья; -участие в акциях ВНД -участие в конкурсе «Гордость ЮВК» |
5.4. Конфликты и пути их разрешения | Понятие конфликта, виды конфликта, конфликты и пути их разрешения. Занятия по темам: "Барьеры в общении", "Искусство спора", "Виды конфликтов", "Стили разрешения конфликтов". Проведение КТД. | -конкурсно-игровая программа «Моя семья-моё богатство» |
5.5. Этика и культура делового общения | Понятия "этика", "деловое общение". Специфика и требования к форме делового общения. Подбор необходимого материла по теме "Я – будущий президент", проведение КТД. | -день предпринимательства - проведение деловой игры. -посвящение в члены ЮВК. |
Учебно-тематический план (2 год обучения)
№ | Наименование разделов | Количество часов | Теорет. | Практ. |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | 0 |
2 | Познавательный риф | 78 | 20 | 58 |
3 | Остров права | 64 | 24 | 40 |
ВСЕГО | 144 | 46 | 98 |
№ | Наименование разделов | Теорет. | Практич. | Всего часов |
1 | Вводное занятие | 2 | 0 | 2 |
2 | Познавательный риф | 20 | 58 | 78 |
2.1. | Познай и реализуй себя | 8 | 22 | 30 |
2.2. | Социальное проектирование | 12 | 36 | 48 |
3 | Остров права | 24 | 40 | 64 |
3.1. | Закон о защите прав детей | 6 | 12 | 18 |
3.2. | Законы, регулирующие школьную жизнь | 6 | 16 | 22 |
3.3. | Избирательное право в школе | 12 | 12 | 24 |
ВСЕГО | 46 | 98 | 144 |
Содержание программы (2 год обучения)
Раздел 1. Вводное занятие | Знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг. |
Раздел 2. Познавательный риф | |
2.1. Познай и реализуй себя | Понятия "личность", "воображение", "характер", "темперамент", "эмоции". Занятия по темам: "Вы – личность", "Дайте волю воображению", "Воля и самостоятельность", "Решение проблем", "Мир эмоций", "Общение: необходимость |
2.2. Социальное проектирование | Проектная деятельность. Специфика, правила работы по проекту. Оформление работы. Понятие "социальный проект".Занятия по темам:"Целеполагание в проектной деятельности", "Создаем проект вместе", "Этапы работы над проектом", "Социальная значимость".Тренинги. |
Раздел 3. Остров права | |
3.1. Закон о защите прав детей | Знакомство с законами по защите прав детей |
3.2. Законы, регулирующие школьную жизнь | Устав школы, детской организации, законы школы, правила поведения. Занятия по темам: "Главный школьный документ – Устав", "Наши права и обязанности", "Правила поведения в школе", "Нужна ли школьная форма?", "Как наказать нарушителей". Творческая работа, разработка законов детского объединения. |
3.3. Избирательное право в школе | Избирательное право, локальные акты, положение об избирательной комиссии, права и обязанности членов избирательной комиссии. Занятия по темам: "Законы о выборах", "Мы выбираем, нас выбирают…", "Работа избирательной комиссии", "Агитационная кампания кандидата: победит лучший!","Избирательная комиссия: должности и обязанности", "Кандидат и его команда". |
Методическое обеспечение программы
Обучение по программе представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, в ходе которых воспитанники будут анализировать и моделировать различные ситуации, высказывать и защищать свою и коллективную точки зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях. В процессе занятий дети самостоятельно или при помощи педагога могут выявить свои слабые и сильные стороны, склонности и возможности.
Формы проведения учебных занятий
Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом принципов, поставленной цели, задач программы и возраста воспитанников.
Деловые и ролевые игры (например, деловые игры "Издательство", "Выборы", ролевая игра "Остров") учат обучающихся анализировать и оценивать человеческие взаимоотношения, способствуют расширению поведенческого диапазона детей, развитию их уверенности в себе, интеллектуальному росту.
Между практическими блоками организуются беседа и дискуссия. Выбор вопросов и тем осуществляется в зависимости от их перспективности и от содержания пройденного материала. Беседа может проводиться в начале изучения раздела как введение в вопрос (например, "Правила поведения во время экскурсий") или на заключительных занятиях по разделам программы как обобщение ("Достоинства и недостатки деятельности детской организации"). Наиболее продуктивными являются те занятия, на которых сочетаются беседа/дискуссия (не более 10–15 мин) и практическая деятельность с демонстрацией практических приемов.
Защита творческих заданий проводится с целью развития коммуникативных умений и навыков (выступать, мыслить, отвечать быстро и аргументированно). Использоваться творческие задания должны обязательно (пусть и нечасто), т. к. они формируют навыки открытого общения и умения применять полученные знания в новой ситуации.
Проектирование и моделирование осуществляются с целью создания условий для выдвижения, развития и реализации воспитанниками творческой идеи – как индивидуальной, так и групповой. В рамках данной программы обучающиеся могут разработать и реализовать долгосрочный творческий проект "Школьная газета".
Конкурс позволяет определить степень усвоения большого содержания сразу нескольких тем или разделов. Данная форма предполагает игровые элементы: деление на команды, наличие жюри, зрителей и т. д. Конкурс внутри творческого объединения направлен на реализацию "Я-образа" через соперничество, самопознание путем сравнения себя и сверстника. Участие в районных конкурсах позволяет реализовать "ситуацию успеха".
Коллективно-творческое дело (далее – КТД) – основное средство сплочения коллектива, совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. КТД ориентировано на развитие фантазии и творческих способностей детей.
Целесообразно также проводить упражнения на взаимодействие в группе, тренинги, встречи со специалистами и интересными людьми.
Для проверки прочности полученных знаний и умений, эффективности обучения по программе организуются три вида контроля:
- вводный – в начале года (тест, педагогическое наблюдение практических умений по ТБ, беседа, тренинг);
- промежуточный – в середине года (тест, творческая работа, деловая (ролевая) игра);
- итоговый – апрель – май текущего учебного года (КТД, беседа, проект).
Список литературы
1. Белинская Е.П. , Как стать лидером.- М., 2000.
2. Волохов А.В., Система самоуправления в детских общественных объединениях.- Нижний Новгород,2009.
3. Горохова Е.В., Хочу быть лидером.- Нижний Новгород,2000.
4. Коновалова О.Б., Время выбрало нас! (вып.3) – Н. Новгород,200
5. Лопатина И.Г., Ярмарка социальных инициатив. – Н. Новгород,2004.
6. Можейко О.В., Школа вожатого и воспитателя. – Волгоград,2007.
7. Селевко Г.К., Современные образовательные технологии. – М.,1998.
8. Тетерский С.В., Я в команде. – Н. Новгород, 2009.
9. Фришман И.И., Шаги навстречу. – М., 2009.
10.Фришман И.И., Тебе, вожатый! (вып.4) – Н. Новгород,2005.
11.Шмаков С.А., Игры учащихся - феномен культуры. – М.,1994.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образовательные программы дополнительного образования детей нового поколения Личностно-ориентированное обучение организация (и управление) Учебной деятельностью обучающихся, которая означает переориентацию общего процесса на постановку и решение ими самими конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских, проективных и др.) Компетентностный подход Направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых и предметных компетентностей личности. Результат этого - формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности формирование универсальных способов действий
Традиционное образование Модель образования, построенная на личностно – ориентированном подходе Человек - средство Человек – цель Приобщение человека к науке и производству Приобщение человека к полноценной самостоятельной жизни в современном обществе Формирование ЗУНов Формирование механизмов саморазвития личности, познавательной активности Усвоение образца деятельности Опыт творческой деятельности Механизмы трансляции и репродукции Механизмы творчества Заранее запрограммированы все действия человека Имеет место спонтанное развитие, непредсказуемый скачок, Ориентация на среднестатистического обучаемого Учет индивидуальных особенностей Оценка результата деятельности Оценка с точки зрения самой личности, из собственных оценок и ценностей Оценка с точки зрения социально – нормативных требований, давление на личность через коллектив Свобода личности Фетишизазия одной теории обучения Психология творчества Соответствие конечного результата цели Рассогласование цели и результата (могут быть разные результаты) В основе – категория деятельности В основе – категория взаимодействия Негативное отношение к части учащихся Позитивное отношение ко всем учащимся Стремление к коррекции поведения и личности Коррекция поведения и отдельных черт личности учащегося Универсальность требований Индивидуализация требований (нижний предел снижен, верхний – высокий и разный) Раскрытие своих чувств, желаний делает и учащихся, и педагога уязвимыми и беззащитными Самораскрытие своего « Я » - признак сильной и здоровой личности Общение - в рамках стабильных ролей Постоянная смена ролей
Образовательные программы дополнительного образования детей нового поколения Разработка дополнительных образовательных программ нового поколения предполагает учет ряда принципов: ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности; формирование у воспитанников целостного и эмоционально-образного восприятия мира; обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании; - развитие ключевых компетенций у воспитанников; обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента; - реализация единства образовательного процесса.
Образовательные программы должны включать в себя существенную часть информации, которая необходима и достаточна для понимания смысла, проблем и тенденций развития тех областей культуры и науки, техники и технологии, которые являются предметом деятельности объединения, общеучебные навыки, допрофессиональную ориентацию и подготовку – ключевые компетенции современности. К важнейшим характеристикам образовательных программ нового поколения относится их «открытость», внутренняя подвижность содержания и технологий, связанные с личностной ориентацией, учетом индивидуальных интересов и запросов детей.
Для создания необходимых условий качества образовательной программы нового поколения предусматривается: - обновление ее содержания на основе разработки научных основ организации образовательного процесса в УДО; - проведение конкурсов авторских образовательных программ; - экспертиза программно-методического обеспечения, разработка и экспериментальная проверка программ нового поколения; - активизация долгосрочных дополнительных образовательных программ, предназначенных для детей среднего и старшего школьного возраста; Логика проектирования программ нового поколения «Педагогическое проектирование» необходимо для максимально продуктивного взаимодействия с ребенком в творческом процессе, создания оптимального алгоритма обучающего диалога, обеспечивающего возможность индивидуального творческого освоения ребенком мира человеческой культуры. Педагогическое проектирование в русле личностно-ориентированного и компетентностного подходов по содержанию носит вероятностный характер, а по методу — модельно-гипотетический. Проектирование программ — одно из важнейших направлений образовательного проектирования.
Любая образовательная программа — это документ, регламентирующий тип и способы построения содержания учебно-воспитательного процесса в условиях той или иной педагогической системы Требования к содержанию и результатам проектирования должны опираться: а) на четкие представления о сущности понятия «образовательная программа»; б) на знание комплекса действующих нормативов, определяющих стратегию, цели и содержание соответствующего уровня и типа образования (стандартов образования, требований к обязательному минимуму содержания, квалификационных характеристик и др.).
Ориентиры для педагогов занимающихся разработкой и совершенствованием программ нового поколения: Программа нового поколения должна быть направлена на ликвидацию несоответствия между существующим образованием и реальными образовательными потребностями общества. Суть этого состоит в том, что важным результатом образования должны стать ключевые компетенции воспитанника, образно выражающиеся в умении «действовать, быть и жить». В связи с этим основным направлением модернизации системы дополнительного образования детей является изменение методов образовательной деятельности. 2. Программа направлена в первую очередь не на оснащение воспитанников новыми знаниями, умениями и навыками, а на создание новых личностно-профессиональных установок самого педагога – установок по отношению к ребёнку, его субъектности и самоопределению, а также к себе самому как участнику диалога – одновременно и ведущему, и равноправному; носителю и знания, и незнания. 3. Программы отличает новое понимание «образование – культура». В этом случае инновационная образовательная программа закрывает разрыв между образованием и культурой. Образование выступает как часть или даже жизнеопределяющий «орган» культуры, который обеспечивает её трансляцию и развитие. Характерной чертой образовательной программы нового поколения является её взаимодействие с самыми различными учреждениями, профессиональными сообществами, социальными институтами и практиками. Образовательная инновационная программа дает основания для приобщения к определённому образовательному, социальному опыту (но при этом она не может быть просто репродуцирована).
Личностные компетенции как результат инновационной образовательной программы Результат реализации образовательной программы нового поколения являются личностные ключевые компетентности: учебные, исследовательские, социально-личностные, коммуникативные, компетенции в области организаторской деятельности и сотрудничества, личностно-адаптивные, социальные, культурные (по А.В. Баранникову). В качестве результата образования на региональном уровне, определяется достижение социальной компетентности обучающегося через формирование гражданской позиции, нравственных идеалов и патриотизма, изучение национальных традиций и обычаев, изучение родного края, воспитание уважения к прошлому своего народа. «Параметрах образованного человека»: 1. Образованный человек – это человек, обладающий определенным уровнем мыслительной гибкости. 2. Образованный человек – это человек, у которого сформирована определенная способность к «самоактуализации через культуру». 3. Образованный человек – это человек, способный к самостоятельному и конструктивному выбору в различных ситуациях с той или иной степенью не определенности. 4. Образованный человек – это человек социально состоятельный, способный к эффективной ориентации и самореализации в разных социальных средах, социально и граждански не инфантильный.
Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуника- тивность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследова- тельский интерес саморегуляция ответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
Портрет выпускника: начальная школа – основная школа активно познающий мир любознательный , проявляющий исследовательский интерес доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера умеющий учиться, способный к самоорганизации навыки самоорганизации и здорового образа жизни готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения СИСТЕМА «ПРОБ»; ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ избирательность интересов умеет действовать с ориен-тацией на другую позицию познающий себя, утверждающий себя как взрослый готовый нести ответственность перед самим собой, другими умеет работать в группе и индивидуально осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни готов к выбору
Портрет выпускника: основная школа – старшая школа ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВАМИ НАУК В ИЗБРАННОЙ ОБЛАСТИ ОПЫТ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( познавательной, социальной) умеет действовать с ориентацией на другую позицию познающий себя, утверждающий себя как взрослый способен принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность умеет работать в группе и индивидуально разделяет ценности здорового и безопасного образа жизни избирательность интересов личная профессиональ- ная перспектива осознающий себя личностью готов к сотрудничеству для достижения совместного результата осознанно выполняет правила здо-рового и безопасного образа жизни понимает ценности образования как основы будущего успеха креативный, критически мыслящий
Ступени развития компетенций обучающихся в системе УДО I ступень 5-9 лет II ступень 9-14 лет III ступень 14-16 лет IV ступень 16-18 лет Формирование базовой культуры и образования Формирование профильных предметных компетенций, качеств и ценностей «Человек культуры» (гражданские, творческие, нравственные, практические, валеологические) Развитие ключевых компетенций: Коммуникативных, Креативных, Социальных, здоровьесберегающих на основе реализации предметных компетенций Развитие общих компетенций обучающихся (адаптация, Социализация, Интеграция в социум, самореализация) на основе реализации ключевых и предметно – фундаментальной компетенций
Востребованы: Программы научно-исследовательской ориентации Программы социальной адаптации Профессионально-прикладные программы Программы, развивающие художественную одаренность Комплексные программы Интегрированные программы Модульные программы (образовательный маршрут) Индивидуальные образовательные маршруты Для индивидуальной работы - разрабатывается дополнительно, при необходимости, преимущественно с детьми 2 и 3 года обучения, для состава 1 - 5 человек, с постепенной усложнённостью заданий. Пояснительная записка к индивидуальному маршруту: - особенности его развития, - описание его способностей и потенциальных возможностей, - особенности организации образовательного процесса, - ожидаемые результаты ("стандарты"),
ВИДЫ учебных групп: - однопрофильные, - двухпрофильные, - многопрофильные, - комплексные; - группы переменного состава; - сквозные учебные группы; - учебно-исследовательские группы. ФОРМЫ детских объединений: -Кружок (традиционная форма) - это среда общения и совместной деятельности детей, объединение детей по интересам; Класс в системе дополнительного образования - это группа учащихся изучающий определенный предмет. Секция - детское объединение с определенной специализацией (обычно спортивной). Студия - создается с целью развития художественных и иных творческих способностей учащихся, выявления их одаренности. Специфика обучения заключается в сочетании учебных, экспериментальных, практических и производственных задач; Театр - творческий коллектив, объединение, которое организует свою деятельность с помощью самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности. Клуб - объединение учащихся примерно одного или разного возраста с общими интересами, созданное для проведения совместных занятий и совместного досуга учащихся с целью их разностороннего развития и предназначенное для массового привлечения школьников к конкретному виду деятельности.
От успешного педагога – к успешному воспитаннику ! Заповеди 1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. 2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества. 3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. . 4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения. 5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. 6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно. 7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи. 8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение. 9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. 10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний. 11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. 12. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
13. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов. 14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью. 15. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...
Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск
Данные требования разработаны на основании «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...
Дополнительная образовательная программа "Лидер XXI века"
Образовательная программа «Лидер XXI века» предоставляет возможность создать благоприятные условия для развития и проявления лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и т...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...