Дополнительная образовательная программа "Лидер XXI века"
материал (5 класс) на тему

Срок реализации программы – 3 года, возраст детей 11-17 лет.

Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, развитие лидерских качеств, формирование активной жизненной позиции, духовно-нравственной культуры и творческих способностей старшеклассников в процессе их социализации в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Дом детского творчества

Кирово-Чепецкого района Кировской области

Программа утверждена
на методическом совете МКОУ ДОД ДДТ

Протокол №_____________

 Утверждено директором
МКОУ ДОД ДДТ

         ______________   Н.Л. Боброва

                     

Дополнительная образовательная программа

«Лидер XXI века»

социально-педагогической направленности

Возраст детей: 11 – 17 лет

Срок реализации: 3 года

                                        Составитель:

                                                Шаляпина Галина Евгеньевна,

                                                педагог дополнительного образования

       МКОУДОД ДДТ

с. Каринка

2010


Содержание

1. Пояснительная записка.................................................................................3 - 8 стр.

2. Учебно-тематический план 1 года обучения............................................9 - 10 стр.

3. Содержание программы 1 года обучения...............................................11 - 13 стр.

4. Учебно-тематический план 2 года обучения.................................................13 стр.

5. Содержание программы 2 года обучения...............................................14 - 15 стр.

6. Методическое обеспечение программы..................................................16 - 17 стр.

7. Список литературы...........................................................................................18 стр.

Пояснительная записка

     Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости его организаторских и коммуникативных качеств. Обобщенный портрет настоящего лидера таков. Это волевой человек, он способен преодолевать препятствия на пути к цели; настойчив, умеет разумно рисковать. Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Лидер независим; психически устойчив, не дает увлечь себя нереальными предложениями; хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям; самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи; требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу; критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны. Он надежен, держит слово, на него можно положиться; вынослив, может работать даже в условиях перегрузок; восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами; стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальной ситуации; оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам; способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя; способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать, и подбодрить.

     Для современного общества актуальна потребность в  социально-активной позиции детей и молодежи. В условиях перехода на новые стандарты образования главенствующие задачи включают в себя формирование позитивных лидерских качеств личности ребенка, через включение его в различные виды деятельности на всех этапах школьной жизни. Проблемы формирования социально-активной позиции обусловлены рядом факторов:

  • размытостью ценностных ориентиров в ближайшем окружении ребенка
  • отсутствие ценностей системы в организации воспитательного пространства социума
  • негативность к самостоятельным действиям вместе за собой потребность учащихся в перекладывание ответственности за решение проблем на взрослых.

    Для того, чтобы дети смогли эффективно пользоваться своими гражданскими правами, выполнять общественные обязанности необходимо помочь им в достижениях этого уровня  социальной зрелости, который определит  их потребность в развитии лидерских качеств, поможет осознать необходимость активной жизненной позиции. В настоящее время решение этой задачи возможно через систему детских общественных и творческих объединений, чтобы подрастающее поколение в будущем могло бы взять на себя ответственность за решение задач экономического, политического и культурологического характера.

     Подрастающее поколение, как показала практика, не всегда правильно трактуют понятие «активная жизненная позиция», а иногда даже затрудняются дать определение. В ходе реализации программы у учащихся должны быть четко сформировано данное понятие как - формирование позитивного отношения к жизни и умения организовывать людей, единомышленников.

     Материалы программы, практические занятия призваны создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, используя различные виды деятельности, помочь определить стратегию и тактику работы с организаторами коллективной жизни  школы. Программа несет в себе как обучающую, так и воспитательную функцию, реализация которых  призвана сформировать лидерскую позиции учащихся с помощью определенной системы знаний, умений, навыков, приобщить их к  организационной и управленческой культуре.

         Цели и задачи программы

     Образовательная программа "Школа лидера" (далее – программа) предоставляет возможность создать благоприятные условия для развития и проявления лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Программа "Школа лидера" имеет культурологическую направленность и предполагает апробацию форм и современного содержания обучения через:

  • "введение" в мир познания истоков, истории малой родины и игрового пространства (первый год обучения);
  • "переход" в мир формирования личностных качеств (второй год обучения);

   Программа является профессионально-прикладной. Жизненные планы, ценностные ориентации, интересы и намерения детей среднего и старшего школьного возраста различаются, но совпадают в главном – каждый хочет занять достойное место в жизни. Профессионально-прикладная направленность программы обеспечивает формирование навыков и умений руководства.

Цель программы: создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Задачи программы:

образовательные: помогать формированию лидерских качеств обучающихся, навыков и умений руководить, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии;

развивающие: помогать развитию аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости; умения самокритично относиться к себе;

воспитательные: создать условия для нравственного становления учащихся, мотивации к социально значимой деятельности, активизации ученического самоуправления, благоприятного психологического климата, снижения уровня тревожности в детском коллективе.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • проведение психологического тестирования обучающихся с целью выявления личностных установок;
  • побуждение учащихся к практической и творческой деятельности;
  • применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения.

 

Предполагаемый результат обучения по программе

    После обучения по программе воспитанники готовы к самостоятельной жизни, к решению самых сложных социальных проблем.

Ключевые навыки и умения, формируемые у обучающихся в ходе реализации программы:

  • аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные, делать собственные выводы и заключения);
  • проектировочные (умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения);
  • коммуникативные (умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы);
  • рефлексивные (умение осуществлять "самонаблюдение", выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития);
  • исследовательские (умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.).

 Учет возрастных особенностей детей

Программа "Школа лидера" рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста.

    В процессе обучения активно используется культурологический материал, направленный на формирование нравственности воспитанников, патриотизма.

Содержание программы дает ребенку возможность развиваться в практической деятельности – воспитанники приобретают конкретные организаторские умения и навыки.

 Специфика экспериментального подхода к организации образовательного процесса

     Суть экспериментального подхода к содержанию и формам организации образовательной деятельности в рамках программы: выявление, развитие и поддержка лидерских качеств воспитанников в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности (психология, избирательное право, журналистика и др.).

Содержание деятельности воспитанников предусматривает обязательное участие обучающихся в работе своего класса, школы, сотрудничество с отделом молодежи, районной избирательной комиссией.

    Реализация образовательной программы рассчитана на 2 года. 

Год обучения

Периодичность
в неделю

Кол-во часов
в неделю

Кол-во часов
в год

Первый

1 раз

2

68

Второй

2 раза

4

144

 

     В группу первого года обучения принимаются все желающие, без специального отбора. В группу второго  года переводятся воспитанники, успешно прошедшие тестирование по итогам первого года обучения; могут приниматься и вновь прибывшие, после тестирования и опроса, при наличии определенного уровня общего развития и интереса.

 

Основные принципы организации обучения

Принципы организации обучения по программе:

  • принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения (любовь к детям, заинтересованность в их судьбе, оптимистическая вера в ребенка, сотрудничество, мастерство общения) являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса;
  • принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование сенсорных каналов и разнообразное их сочетание. Такое многоканальное восприятие дает учащимся возможность лучше узнать себя, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая путь к развитию;
  • принцип открытого общения. Педагог говорит учащимся о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Это способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха;
  • принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки ребенка и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления его способностей;
  • принцип психологической комфортности предполагает охрану
    и укрепление психологического здоровья ребенка;
  • принцип систематичности, т. е. наличие единых линий развития
    и воспитания.

   

 Учебно-тематический план  (1 год обучения)

Наименование разделов

Количество часов

Теорет.

Практ.

1

Вводное занятие

1

1

0

2

Игровая гавань

15

5

10

3

Оформительский причал

12

4

8

4

Информационное море

12

6

4

5

Дорога общения

30

10

20

ВСЕГО

68

26

42

Наименование разделов

Теорет.

Практич.

Всего часов

1

Вводное занятие

1

0

1

2

Игровая гавань

5

10

16

2.1.

Основы публичного выступления.

1

4

6

2.2.

КТД: методика  организации и проведение

4

6

10

3

Оформительский причал

4

8

12

3.1.

Основы журналистского мастерства

1

2

3

3.2.

Стенгазета: специфика жанра

1

2

3

3.3.

Выставки: виды и основы оформления

1

2

3

3.4.

Школьная газета

1

2

3

4

Информационное море

6

4

12

4.1.

Понятие информации: виды информации, источники информации

2

2

4

4.2.

«Всемирная паутина» как источник информации

2

2

4

4.3.

Детские общественные объединения России. История появления

2

0

2

5

Дорога общения

10

20

30

5.1.

Понятие «Лидер»

2

2

4

5.2.

Лидер и его команда

2

4

6

5.3.

Общение как одна из основных ценностей человека

2

6

8

5.4.

Конфликты и пути их разрешения

2

4

6

5.5.

Этика и культура делового общения

2

4

6

ВСЕГО

28

42

68

Содержание программы (1 год обучения)

Раздел 1. Вводное занятие

Знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг.

Раздел 2. Игровая гавань

 2.1. Основы публичного выступления

Основы публичного выступления, ораторское искусство, культура речи, основы актерского мастерства, импровизация, аксессуары актера, разработка сценария, музыкальное сопровождение

-организация дня самоуправления;

-разработка праздника Осени; «Хэллоуин».

 2.2. КТД: методика  организации и проведение

"Я – актер: основы актерского мастерства. Выбор амплуа", "Компоненты поведения: интонация, мимика, жесты", "Проявление характера персонажа в общении", "Импровизация", "Разработка сценария: этапы работы", "Художественное решение", "Музыкальное сопровождение: передача настроения музыкой"

-разработка и проведение концертной программы на день матери;

-подготовка и участие в фестивале «Будьте здоровы!»

Раздел 3. Оформительский причал

  3.1. Основы журналистского мастерства

Основы журналистики. Права и обязанности журналистов. Издательское дело. Планирование работы редакции. Жанры журналистики

-выпуск репортажа Школьного ТВ

 3.2. Стенгазета: специфика жанра

Правила оформления стенгазеты, художественное решение

-создание, обработка статьи;

 3.3. Выставки: виды и основы оформления

Методика организации выставок в школе, выбор темы, композиционные правила построения, учет законов цветоведения, организация выставок поделок из природного материала, организация тематических выставок

-конкурс-выставка Новогодних газет;

-фото-выставка работ «Родина моя - начало начал»

 3.4. Школьная газета

Специфика школьной газеты, подбор информации

-выпуск школьной газеты

Раздел 4. Информационное море

 4.1. Понятие информации: виды    информации, источники информации

Понятие "информация". Виды информации, источники. Работа с методической и справочной литературой

-поиск и обработка информации для социальных проектов.

 4.2. «Всемирная паутина» как источник информации

"Всемирная паутина" как один из источников информации. "Полезная" и "бесполезная" информация. Практическая работа "В мире полезной информации"

-подготовка мастер-класса на конкурс  «Лидер года»;

-доработка социальных проектов.

 4.3. Детские общественные объединения России. История появления

Детские общественные организации. Из истории создания. Зарубежные и российские общественные организации. "Наша история", "Детские движения мира", "Областные и районные детские организации". Беседа "Роль детских организаций".

-создание фильма о детских  общественных организациях в России

Раздел 5. Дорога общения

 5.1. Понятие «Лидер»

Понятия "лидер", "команда". Основные качества лидера. Работа в группе. Работа с методической и справочной литературой, тренинги.

-подготовка и участие в конкурсе «Лидер года»

 5.2. Лидер и его команда

Понятия "лидер", "команда". Качества лидера. Взаимоотношения лидера и его команды. Занятия по темам: «Понятие "лидер"», "Разбуди в себе лидера", "Скромность –
достоинство королей", "Лидер – человек действия", "Лидер и доверие", "Ключи к успеху: стремление к самосовершенствованию", "Развитие навыков принятия и исполнения решений". Проведение КТД.

-организация развлекательной программы «23+8» к Дню защитника Отечества и Международному женскому дню.

-разработка сценария и участие в конкурсе «Созвездие талантов»

-проведение праздника «Слет отличников и ударников»

 5.3. Общение как одна из основных ценностей человека

Понятия "общение", "собеседник". Виды общения. Занятия по темам: "Основы публичного выступления", "Ораторское искусство", "Культура речи
и правила русской орфоэпии", "Виды общения". Практическая работа
в группах.

-проведение дня здоровья;

-участие в акциях ВНД

-участие в конкурсе «Гордость ЮВК»

 5.4. Конфликты и пути их разрешения

Понятие конфликта, виды конфликта, конфликты и пути их разрешения. Занятия по темам: "Барьеры в общении", "Искусство спора", "Виды конфликтов", "Стили разрешения конфликтов". Проведение КТД.

-конкурсно-игровая программа «Моя семья-моё богатство»

 5.5. Этика и культура делового общения

Понятия "этика", "деловое общение". Специфика и требования к форме делового общения. Подбор необходимого материла по теме "Я – будущий президент", проведение КТД.

-день предпринимательства - проведение деловой игры.

-посвящение в члены ЮВК.

 Учебно-тематический план  (2 год обучения)

Наименование разделов

Количество часов

Теорет.

Практ.

1

Вводное занятие

2

2

0

2

Познавательный риф

78

20

58

3

Остров права

64

24

40

ВСЕГО

144

46

98

Наименование разделов

Теорет.

Практич.

Всего часов

1

Вводное занятие

2

0

2

2

Познавательный риф

20

58

78

2.1.

Познай и реализуй себя

8

22

30

2.2.

Социальное проектирование

12

36

48

3

Остров права

24

40

64

3.1.

Закон о защите прав детей

6

12

18

3.2.

Законы, регулирующие школьную жизнь

6

16

22

3.3.

Избирательное право в школе

12

12

24

ВСЕГО

46

98

144

 Содержание программы (2 год обучения)

Раздел 1. Вводное занятие

Знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг.

Раздел 2. Познавательный риф

 2.1. Познай и реализуй себя

Понятия "личность", "воображение", "характер", "темперамент", "эмоции". Занятия по темам: "Вы – личность", "Дайте волю воображению", "Воля и самостоятельность", "Решение проблем", "Мир эмоций", "Общение: необходимость
и роскошь", "Шансы стать генералом", "Без конфликтов не бывает", "Правила делового общения", "К своей социальной зрелости", "Будь уверен в себе".Работа
с методической и справочной литературой, тренинги.

 2.2. Социальное проектирование

Проектная деятельность. Специфика, правила работы по проекту. Оформление работы. Понятие "социальный проект".Занятия по темам:"Целеполагание в проектной деятельности", "Создаем проект вместе", "Этапы работы над проектом", "Социальная значимость".Тренинги.

Раздел 3. Остров права

  3.1. Закон о защите прав детей

Знакомство с законами по защите прав детей
в РФ и в мире. Гражданское право. Занятия по темам: "Декларация прав
о защите детей", "Что мы знаем о Конвенции", импровизированная игра "Суд идет", дискуссия "Защита прав детей в России". Подбор материала для творческой работы, оформление и защита творческой работы
"Я – гражданин России"
(в рамках кон-
курса Думай, решай, действуй!")

 3.2. Законы, регулирующие школьную жизнь

Устав школы, детской организации, законы школы, правила поведения. Занятия по темам: "Главный школьный документ – Устав", "Наши права и обязанности", "Правила поведения в школе", "Нужна ли школьная форма?", "Как наказать нарушителей". Творческая работа, разработка законов детского объединения.

 3.3. Избирательное право в школе

Избирательное право, локальные акты, положение об избирательной комиссии, права и обязанности членов избирательной комиссии. Занятия по темам: "Законы о выборах", "Мы выбираем, нас выбирают…", "Работа избирательной комиссии", "Агитационная кампания кандидата: победит лучший!","Избирательная комиссия: должности и обязанности", "Кандидат и его команда".

Методическое обеспечение программы

    Обучение по программе представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, в ходе которых воспитанники будут анализировать и моделировать различные ситуации, высказывать и защищать свою и коллективную точки зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях. В процессе занятий дети самостоятельно или при помощи педагога могут выявить свои слабые и сильные стороны, склонности и возможности.

 Формы проведения учебных занятий

Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом принципов, поставленной цели, задач программы и возраста воспитанников.

Деловые и ролевые игры (например, деловые игры "Издательство", "Выборы", ролевая игра "Остров") учат обучающихся анализировать и оценивать человеческие взаимоотношения, способствуют расширению поведенческого диапазона детей, развитию их уверенности в себе, интеллектуальному росту.

Между практическими блоками организуются беседа и дискуссия. Выбор вопросов и тем осуществляется в зависимости от их перспективности и от содержания пройденного материала. Беседа может проводиться в начале изучения раздела как введение в вопрос (например, "Правила поведения во время экскурсий") или на заключительных занятиях по разделам программы как обобщение ("Достоинства и недостатки деятельности детской организации"). Наиболее продуктивными являются те занятия, на которых сочетаются беседа/дискуссия (не более 10–15 мин) и практическая деятельность с демонстрацией практических приемов.

Защита творческих заданий проводится с целью развития коммуникативных умений и навыков (выступать, мыслить, отвечать быстро и аргументированно). Использоваться творческие задания должны обязательно (пусть и нечасто), т. к. они формируют навыки открытого общения и умения применять полученные знания в новой ситуации.

Проектирование и моделирование осуществляются с целью создания условий для выдвижения, развития и реализации воспитанниками творческой идеи – как индивидуальной, так и групповой. В рамках данной программы обучающиеся могут разработать и реализовать долгосрочный творческий проект "Школьная газета".

Конкурс позволяет определить степень усвоения большого содержания сразу нескольких тем или разделов. Данная форма предполагает игровые элементы: деление на команды, наличие жюри, зрителей и т. д. Конкурс внутри творческого объединения направлен на реализацию "Я-образа" через соперничество, самопознание путем сравнения себя и сверстника. Участие в районных конкурсах позволяет реализовать "ситуацию успеха".

Коллективно-творческое дело (далее – КТД) – основное средство сплочения коллектива, совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. КТД ориентировано на развитие фантазии и творческих способностей детей.

Целесообразно также проводить упражнения на взаимодействие в группе, тренинги, встречи со специалистами и интересными людьми. 

 Проверка результатов обучения

Для проверки прочности полученных знаний и умений, эффективности обучения по программе организуются три вида контроля:

  • вводный – в начале года (тест, педагогическое наблюдение практических умений по ТБ, беседа, тренинг);
  • промежуточный – в середине года (тест, творческая работа, деловая (ролевая) игра);
  • итоговый – апрель – май текущего учебного года (КТД, беседа, проект).

 

Список литературы

1. Белинская Е.П. , Как стать лидером.- М., 2000.

2. Волохов А.В., Система самоуправления в детских общественных объединениях.- Нижний Новгород,2009.

3. Горохова Е.В., Хочу быть лидером.- Нижний Новгород,2000.

4. Коновалова О.Б., Время выбрало нас! (вып.3) – Н. Новгород,200

5. Лопатина И.Г., Ярмарка социальных инициатив. – Н. Новгород,2004.

6. Можейко О.В., Школа вожатого и воспитателя. – Волгоград,2007.

7. Селевко Г.К., Современные образовательные технологии. – М.,1998.

8. Тетерский С.В., Я в команде. – Н. Новгород, 2009.

9. Фришман И.И., Шаги навстречу. – М., 2009.

10.Фришман И.И., Тебе, вожатый! (вып.4) – Н. Новгород,2005.

11.Шмаков С.А., Игры учащихся - феномен культуры. – М.,1994.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 2

Образовательные программы дополнительного образования детей нового поколения Личностно-ориентированное обучение организация (и управление) Учебной деятельностью обучающихся, которая означает переориентацию общего процесса на постановку и решение ими самими конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских, проективных и др.) Компетентностный подход Направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых и предметных компетентностей личности. Результат этого - формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности.

Слайд 3

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности формирование универсальных способов действий

Слайд 4

Традиционное образование Модель образования, построенная на личностно – ориентированном подходе Человек - средство Человек – цель Приобщение человека к науке и производству Приобщение человека к полноценной самостоятельной жизни в современном обществе Формирование ЗУНов Формирование механизмов саморазвития личности, познавательной активности Усвоение образца деятельности Опыт творческой деятельности Механизмы трансляции и репродукции Механизмы творчества Заранее запрограммированы все действия человека Имеет место спонтанное развитие, непредсказуемый скачок, Ориентация на среднестатистического обучаемого Учет индивидуальных особенностей Оценка результата деятельности Оценка с точки зрения самой личности, из собственных оценок и ценностей Оценка с точки зрения социально – нормативных требований, давление на личность через коллектив Свобода личности Фетишизазия одной теории обучения Психология творчества Соответствие конечного результата цели Рассогласование цели и результата (могут быть разные результаты) В основе – категория деятельности В основе – категория взаимодействия Негативное отношение к части учащихся Позитивное отношение ко всем учащимся Стремление к коррекции поведения и личности Коррекция поведения и отдельных черт личности учащегося Универсальность требований Индивидуализация требований (нижний предел снижен, верхний – высокий и разный) Раскрытие своих чувств, желаний делает и учащихся, и педагога уязвимыми и беззащитными Самораскрытие своего « Я » - признак сильной и здоровой личности Общение - в рамках стабильных ролей Постоянная смена ролей

Слайд 5

Образовательные программы дополнительного образования детей нового поколения Разработка дополнительных образовательных программ нового поколения предполагает учет ряда принципов: ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности; формирование у воспитанников целостного и эмоционально-образного восприятия мира; обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании; - развитие ключевых компетенций у воспитанников; обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента; - реализация единства образовательного процесса.

Слайд 6

Образовательные программы должны включать в себя существенную часть информации, которая необходима и достаточна для понимания смысла, проблем и тенденций развития тех областей культуры и науки, техники и технологии, которые являются предметом деятельности объединения, общеучебные навыки, допрофессиональную ориентацию и подготовку – ключевые компетенции современности. К важнейшим характеристикам образовательных программ нового поколения относится их «открытость», внутренняя подвижность содержания и технологий, связанные с личностной ориентацией, учетом индивидуальных интересов и запросов детей.

Слайд 7

Для создания необходимых условий качества образовательной программы нового поколения предусматривается: - обновление ее содержания на основе разработки научных основ организации образовательного процесса в УДО; - проведение конкурсов авторских образовательных программ; - экспертиза программно-методического обеспечения, разработка и экспериментальная проверка программ нового поколения; - активизация долгосрочных дополнительных образовательных программ, предназначенных для детей среднего и старшего школьного возраста; Логика проектирования программ нового поколения «Педагогическое проектирование» необходимо для максимально продуктивного взаимодействия с ребенком в творческом процессе, создания оптимального алгоритма обучающего диалога, обеспечивающего возможность индивидуального творческого освоения ребенком мира человеческой культуры. Педагогическое проектирование в русле личностно-ориентированного и компетентностного подходов по содержанию носит вероятностный характер, а по методу — модельно-гипотетический. Проектирование программ — одно из важнейших направлений образовательного проектирования.

Слайд 8

Любая образовательная программа — это документ, регламентирующий тип и способы построения содержания учебно-воспитательного процесса в условиях той или иной педагогической системы Требования к содержанию и результатам проектирования должны опираться: а) на четкие представления о сущности понятия «образовательная программа»; б) на знание комплекса действующих нормативов, определяющих стратегию, цели и содержание соответствующего уровня и типа образования (стандартов образования, требований к обязательному минимуму содержания, квалификационных характеристик и др.).

Слайд 9

Ориентиры для педагогов занимающихся разработкой и совершенствованием программ нового поколения: Программа нового поколения должна быть направлена на ликвидацию несоответствия между существующим образованием и реальными образовательными потребностями общества. Суть этого состоит в том, что важным результатом образования должны стать ключевые компетенции воспитанника, образно выражающиеся в умении «действовать, быть и жить». В связи с этим основным направлением модернизации системы дополнительного образования детей является изменение методов образовательной деятельности. 2. Программа направлена в первую очередь не на оснащение воспитанников новыми знаниями, умениями и навыками, а на создание новых личностно-профессиональных установок самого педагога – установок по отношению к ребёнку, его субъектности и самоопределению, а также к себе самому как участнику диалога – одновременно и ведущему, и равноправному; носителю и знания, и незнания. 3. Программы отличает новое понимание «образование – культура». В этом случае инновационная образовательная программа закрывает разрыв между образованием и культурой. Образование выступает как часть или даже жизнеопределяющий «орган» культуры, который обеспечивает её трансляцию и развитие. Характерной чертой образовательной программы нового поколения является её взаимодействие с самыми различными учреждениями, профессиональными сообществами, социальными институтами и практиками. Образовательная инновационная программа дает основания для приобщения к определённому образовательному, социальному опыту (но при этом она не может быть просто репродуцирована).

Слайд 10

Личностные компетенции как результат инновационной образовательной программы Результат реализации образовательной программы нового поколения являются личностные ключевые компетентности: учебные, исследовательские, социально-личностные, коммуникативные, компетенции в области организаторской деятельности и сотрудничества, личностно-адаптивные, социальные, культурные (по А.В. Баранникову). В качестве результата образования на региональном уровне, определяется достижение социальной компетентности обучающегося через формирование гражданской позиции, нравственных идеалов и патриотизма, изучение национальных традиций и обычаев, изучение родного края, воспитание уважения к прошлому своего народа. «Параметрах образованного человека»: 1. Образованный человек – это человек, обладающий определенным уровнем мыслительной гибкости. 2. Образованный человек – это человек, у которого сформирована определенная способность к «самоактуализации через культуру». 3. Образованный человек – это человек, способный к самостоятельному и конструктивному выбору в различных ситуациях с той или иной степенью не определенности. 4. Образованный человек – это человек социально состоятельный, способный к эффективной ориентации и самореализации в разных социальных средах, социально и граждански не инфантильный.

Слайд 11

Слайд 12

ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Слайд 13

Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуника- тивность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследова- тельский интерес саморегуляция ответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ

Слайд 14

Портрет выпускника: начальная школа – основная школа активно познающий мир любознательный , проявляющий исследовательский интерес доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера умеющий учиться, способный к самоорганизации навыки самоорганизации и здорового образа жизни готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения СИСТЕМА «ПРОБ»; ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ избирательность интересов умеет действовать с ориен-тацией на другую позицию познающий себя, утверждающий себя как взрослый готовый нести ответственность перед самим собой, другими умеет работать в группе и индивидуально осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни готов к выбору

Слайд 15

Портрет выпускника: основная школа – старшая школа ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВАМИ НАУК В ИЗБРАННОЙ ОБЛАСТИ ОПЫТ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( познавательной, социальной) умеет действовать с ориентацией на другую позицию познающий себя, утверждающий себя как взрослый способен принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность умеет работать в группе и индивидуально разделяет ценности здорового и безопасного образа жизни избирательность интересов личная профессиональ- ная перспектива осознающий себя личностью готов к сотрудничеству для достижения совместного результата осознанно выполняет правила здо-рового и безопасного образа жизни понимает ценности образования как основы будущего успеха креативный, критически мыслящий

Слайд 16

Ступени развития компетенций обучающихся в системе УДО I ступень 5-9 лет II ступень 9-14 лет III ступень 14-16 лет IV ступень 16-18 лет Формирование базовой культуры и образования Формирование профильных предметных компетенций, качеств и ценностей «Человек культуры» (гражданские, творческие, нравственные, практические, валеологические) Развитие ключевых компетенций: Коммуникативных, Креативных, Социальных, здоровьесберегающих на основе реализации предметных компетенций Развитие общих компетенций обучающихся (адаптация, Социализация, Интеграция в социум, самореализация) на основе реализации ключевых и предметно – фундаментальной компетенций

Слайд 17

Востребованы: Программы научно-исследовательской ориентации Программы социальной адаптации Профессионально-прикладные программы Программы, развивающие художественную одаренность Комплексные программы Интегрированные программы Модульные программы (образовательный маршрут) Индивидуальные образовательные маршруты Для индивидуальной работы - разрабатывается дополнительно, при необходимости, преимущественно с детьми 2 и 3 года обучения, для состава 1 - 5 человек, с постепенной усложнённостью заданий. Пояснительная записка к индивидуальному маршруту: - особенности его развития, - описание его способностей и потенциальных возможностей, - особенности организации образовательного процесса, - ожидаемые результаты ("стандарты"),

Слайд 18

ВИДЫ учебных групп: - однопрофильные, - двухпрофильные, - многопрофильные, - комплексные; - группы переменного состава; - сквозные учебные группы; - учебно-исследовательские группы. ФОРМЫ детских объединений: -Кружок (традиционная форма) - это среда общения и совместной деятельности детей, объединение детей по интересам; Класс в системе дополнительного образования - это группа учащихся изучающий определенный предмет. Секция - детское объединение с определенной специализацией (обычно спортивной). Студия - создается с целью развития художественных и иных творческих способностей учащихся, выявления их одаренности. Специфика обучения заключается в сочетании учебных, экспериментальных, практических и производственных задач; Театр - творческий коллектив, объединение, которое организует свою деятельность с помощью самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности. Клуб - объединение учащихся примерно одного или разного возраста с общими интересами, созданное для проведения совместных занятий и совместного досуга учащихся с целью их разностороннего развития и предназначенное для массового привлечения школьников к конкретному виду деятельности.

Слайд 19

От успешного педагога – к успешному воспитаннику ! Заповеди 1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. 2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества. 3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. . 4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения. 5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. 6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно. 7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи. 8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение. 9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. 10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний. 11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. 12. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.

Слайд 20

13. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов. 14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью. 15. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск

Данные требования  разработаны на основании  «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...

Дополнительная образовательная программа "Лидер XXI века"

Образовательная программа «Лидер XXI века» предоставляет возможность создать благоприятные условия для развития и проявления лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и т...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...