Программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, основной образовательной программы среднего общего образования школы, учебного плана школы на 2018 – 2019 учебный год и авторской программы Н.Г. Гольцовой для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений "Русский язык. 10 -11 классы" ("Программа курса "Русский язык" для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М., "Русское слово", 2014 г.) Количество часов соответствует программным требованиям: 68 часа (2 часа в неделю). Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. «Русский язык. 10-11 классы» и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку 10 класс | 36.17 КБ |
Календарно-тематическое планирование 10 класс "Русский язык" | 32.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
г. Лыткарино Московской области
Утверждена |
решением педагогического совета |
от « »______________2018 г. |
Протокол № __________________ |
Утверждена |
приказом по школе №_______ |
от « »_______________2018г. |
Директор школы |
________________Т.А.Брюзова |
Рабочая программа по русскому языку
10 класс
Разработала
Васильева Т.А.,
учитель русского языка
и литературы
г. Лыткарино
2018 г.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, основной образовательной программы среднего общего образования школы, учебного плана школы на 2018 – 2019 учебный год и авторской программы Н.Г. Гольцовой для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений "Русский язык. 10 -11 классы" ("Программа курса "Русский язык" для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М., "Русское слово", 2014 г.) Количество часов соответствует программным требованиям: 68 часа (2 часа в неделю). Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. «Русский язык. 10-11 классы» и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.
Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».
Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.
Содержание программы по русскому языку отобрано на основе компетентностного подхода.
Языковая и языковедческая компетенция – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых – русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально- культурной специфика русского языка; расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения. Именно поэтому большое внимание на уроках русского языка уделяется работе с произведениями устного народного творчества: пословицы, загадки, поговорки, песни; выбираются тексты нравственного и патриотического содержания.
Изучение русского языка на базовом уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Базовый уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.
Цели обучения русскому языку:
Изучение русского языка в старшей школе направленно на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения, в том числе и на основе изучения русской национальной культуры, традиций русского народа, его мышления и миропонимания (в соответствии со спецификой работы МОУ СОШ № 3);
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях; функционально – стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Достижению целей данной программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:
- Активные методы обучения
- Исследовательская технология обучения
- Технология развития критического мышления на уроках русского языка
- Технологии уровневой дифференциации
- Информационно-коммуникационные технологии
- Здоровьесберегающие технологии
Методы и приёмы обучения:
• обобщающая беседа по изученному материалу;
• индивидуальный устный опрос;
• фронтальный опрос;
• выборочная проверка упражнения;
• взаимопроверка;
• самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
• различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
• виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;
• составление учащимися авторского текста в различных жанрах;
• наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
• написание сочинений;
• письмо под диктовку;
• комментирование орфограмм и пунктограмм.
Формы организации образовательного процесса: поурочная система обучения с использованием объяснительно- иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового, деятельностного методов обучения.
Межпредметные связи
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Наиболее выражена связь русского языка с предметами гуманитарного цикла: литература, история.
Место учебного предмета в учебном плане
Содержание обучения русскому языку, представленное в данной рабочей программе, рассчитано на 68 учебных часов для базового уровня (2 ч. в неделю). При этом в программе предусмотрены резервные часы (2 часа). Это резервное время при разработке рабочей программы может быть использовано как для введения дополнительного содержания обучения, так и для увеличения времени на изучение отдельных модулей.
Методическое обеспечение
1. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 10-11 класс. Авторы: Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В., Москва, «Русское слово», 2014 г.
2. Учебник для общеобразовательных учреждений. Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. В 2-х ч.(базовый уровень), М., «Русское слово», 2015 г.
В данную рабочую программу внесены дополнительные темы, обеспечивающие подготовку обучающихся к ЕГЭ по русскому языку: «Основные этапы работы над сочинением по русскому языку», «Классификация ошибок», «Самостоятельная оценка предложенного сочинения».
Развитие культуроведческой компетенции отражено в календарно-тематическом планировании данной рабочей программы в графе «Тема урока»: на уроках русского языка в соответствии с тематикой урока изучаются явления языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка на примере произведений устного народного творчества.
Использование средств обучения
На уроках русского языка планируется широко применять имеющийся фонд учебно-наглядных пособий, ИКТ, экранных средств обучения, который включает в себя серии настенных таблиц, учебные кинофильмы. Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой (орфографические словари, толковые словари, словарь антонимов, фразеологический словарь русского языка и т.п.) и интернет-ресурсами.
творчества.
II. Планируемые результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресатами ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение различными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
В результате изучения курса русского языка ученик должен
знать/понимать:
- функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
- системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
- понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
- компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
- основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь:
- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
- проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
чтение:
- использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и
общественной жизни государства.
III. Содержание учебного курса «Русский язык. 10 класс»
1. ВВЕДЕНИЕ
Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.
2. ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.
3. ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения.
4. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.
Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.
Основные способы формообразования в современном русском языке. Одна из задач - научить учащихся пользоваться различными типами аспектных словарей и вырабатывать у них потребность постоянной работы со словарями. Работа со словарями должна быть обязательным элементом урока.
5. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.
Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц. Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих согласных.Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
6. ЧАСТИ РЕЧИ.
Имя существительное. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры. Число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных. Морфологический разбор имен существительных. Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.
Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов. Морфологический разбор числительных. Склонение имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.
Местоимение. Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.
Глагол
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования. времени глагола. Спряжение глаголов. Две основы глаголов. Формообразование глагола. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов.
Причастие как особая глагольная форма.Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.Морфологический разбор причастий.Образование причастий.Правописание суффиксов причастий, Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие. Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.
Слова категории состояния. Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч. Морфологический разбор слов категории состояния.
7. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.
Предлог. Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.
Частицы. Частицы как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи. Междометие. Междометие как особый разряд слов.
Учебно-тематический план. Русский язык. 10 класс.
(68 часов: 66 ч. + 2 ч. резерв.)
№ | Тема | Кол – во часов | Практическая работа | |
Контрольные работы, практикумы | Развитие речи | |||
1 | Введение.
| 1 | - | - |
2 | Фонетика, графика, орфоэпия. | 3 | 1 | |
3 | Лексика, фразеология, лексикография | 15 | 2 | 3 |
4 | Морфемика и словообразование. | 4 | 1 | |
5 | Морфология и орфография. | 13 | 2 | |
6 | Части речи. Имя существительное. | 4 | 1 | |
7 | Имя прилагательное. | 4 | ||
8 | Имя числительное. | 2 | ||
9 | Местоимение. | 2 | 1 | |
10 | Глагол. Причастие. Деепричастие. | 5 | ||
11 | Наречие. | 2 | 1 | |
12 | Слова категории состояния. | 1 | ||
13 | Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы. Междометия. | 7 | ||
14 | Повторение и обобщение. | 3 | 2 | |
Всего часов: 68 час. | 66(+2 ч.рез) | 10 | 4 |
Предварительный просмотр:
IV. Календарно-тематическое планирование «Русский язык. 10 класс»
(2 часа в неделю, всего 68 часов (66 ч.+2 ч.резерв)
Название раздела программы | № урока | Тема урока | К-во часов | Тип урока, учебные действия | Виды контроля | Дата |
Введение | 1. | Слово о русском языке. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. | 1 | Урок - лекция; знать смысл понятий “современный русский литературный язык», «языковая норма»; иметь представление о русском языке как родном и русском языке как государственном, о функциях русского языка в школьном изучении. Уметь извлекать необходимую информацию из источников, развернуто обосновывать собственные суждения, строить монологическое высказывание в виде рассуждения. | Работа с текстом статьи | 1 нед. сент. |
Лексика. Фразеология. (6 час. +1 р/р) | 2. | Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова. | 1 | Урок-практикум; повторить и обобщить знания о слове как центральной единице речи; уметь объяснять лексическое значение слов разными способами; углубить знания о многозначности слова | Практическая работа | 1 нед. сент. |
3. | Изобразительно-выразительные средства русского языка. Устаревшая лексика: историзмы, архаизмы. | 1 | Урок-практикум; отработать навыки распознавания тропов в текстах, проводить анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка. | Практическая работа | 2 нед. сентябрь | |
4. | Р/Р. Практическая работа. Лингвистический анализ текста. | 1 | Урок-исследование: наблюдение за использованием в художественных текстах специфических языковых средств: фонетических (звукопись), словообразовательных (индивидуально-авторские неологизмы, повторы), лексических и фразеологических); использование средств выразительности художественной речи. | Практическая работа, фронтальный опрос | 2 нед. сентябрь | |
5. | Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и их употребление. Работа со словарями. | 1 | Комбинированный урок; знать смысл понятий «контекстуальные синонимы и антонимы», познакомить с изобразительными возможностями синонимов, антонимов, паронимов, омонимов; уметь пользоваться разными видами словарей; повышать культуру речи учащихся. | Практическая работа, анализ текста | 3 нед. сентябрь | |
6. | Происхождение лексики современного русского языка. Исконно-русская лексика, старославянизмы, заимствованная лексика. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. | 1 | Урок-лекция; рассмотреть, как соотносятся между собой разные пласты лексики в рамках национального языка с точки зрения ее происхождения и употребления | Работа со статьей учебника, фронтальный опрос | 3 нед. сентябрь | |
7. | Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. | 1 | Урок-практикум; знать о фразеологизме в его узком и широком значениях, о происхождении фразеологизмов, стилистической окраске, нормативном употреблении; уметь правильно употреблять в речи фразеологизмы в соответствии со значением и стилистическими свойствами. | Практическая работа, анализ текста | 4 нед. сентябрь | |
8. | Контрольная работа № 1. Лексический анализ текста с решением тестовых задач. | 1 | Урок контроля, проверить сформированность у учащихся умений и навыков, связанных с разделом “Лексика и фразеология”. Ознакомить с принципами и основными особенностями экзаменационного тестирования; отработать навыки выполнения заданий ЕГЭ по теме“Лексика и фразеология” | Контрольная работа | 4 нед. сентябрь | |
9. | Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями. | 1 | Урок – практикум; владеть основными нормами ударения в современном русском языке, уметь работать с орфоэпическим словарем, оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм. | Практическая работа, фронтальный опрос | 1 нед. октябрь | |
Морфемика и словообразование. Состав слова (5 час.) | 10. | Состав слова. Система морфем русского языка. Древнерусские корни в современных словах Контрольный словарный диктант № 1. | 1 | Урок- практикум; изучить стилистические ресурсы морфемики: синонимичные и омонимичные морфемы; владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре. | Практическая работа, фронтальный опрос | 1 нед. октябрь |
11. 12. | Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования. | 2 | Комбинированный урок; выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова; определять способы словообразования разных частей речи, ; подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования. | Работа со статьей учебника, фронтальный опрос | 2 нед. октябрь | |
13. | Словообразовательный разбор слова. Формообразование | 1 | Урок освоения нового материала; уметь проводить словообразовательный разбор и пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей, различать словообразование и формообразование; использовать в собственной речевой практике стилистические возможности частей слова. | Работа со статьей учебника, фронтальный опрос | 3 нед октябрь | |
14. | Контрольный диктант № 1 по теме «Морфемика и словообразование» | 1 | Урок контроля; проверить орфографические и пунктуационные навыки учащихся. | Контрольный диктант | 3 нед октябрь | |
Орфография. (12 час. + 4 р/р) | 15. | Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | Урок-практикум; познакомить с основными принципами русской орфографии; отработать навыки правописания безударной гласной в корне слова, условий ее выбора. | Практическая работа, фронтальный опрос | 4 нед октябрь |
16. 17. | Правописание чередующихся гласных в корне слова. | 2 | Урок-практикум; уметь применять в практике письма нормы правописания чередующихся безударных гласных | Практическая работа, фронтальный опрос | 4 нед октябрь- 2 нед. ноябрь | |
18. | Употребление гласных после шипящих и Ц. | 1 | Урок-практикум; уметь выполнять проблемные задания по теме, самостоятельно организуя собственную деятельность. | Практическая работа | 2 нед. ноябрь | |
19. | Правописание звонких, глухих и двойных согласных. | 1 | Комбинированный урок: Отработать знания о слабых позициях согласных | Самостоятельная работа | 3 нед. ноябрь | |
20. | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 | Урок-практикум: знать основные принципы написания гласных и согласных в приставках, различать приставки пре-при-на семантической основе, обнаруживать орфограммы приставках слов, группировать слова по видам орфограмм, использовать орфографический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов. | Устный опрос | 3 нед. ноябрь | |
21. | Правописание приставок пре-при- | 1 | Практическая работа | 4 нед. ноябрь | ||
22. | Правописание приставок. Буквы ы-и после приставок. Употребление Ъ и Ь. | 1 | Практическая работа | 4 нед. ноябрь | ||
23. | Готовимся к ЕГЭ. Практическая работа. Обобщающий тренинг по орфографии. | 1 | Урок-исследование: знать орфографические нормы и их группировку на основе принципов правописания; уметь применять полученные знания на практике. | Практическая работа | 1 нед. декабрь | |
24. | Контрольный словарный диктант № 2. Употребление прописных букв. Правила переноса. | 1 | Урок контроля; отработать навыки правописания орфограммы «Прописная буква», условий ее выбора. | Контрольный словарный диктант | 1 нед. декабрь | |
25. | Контрольный диктант № 2 по теме «Орфография» | 1 | Урок контроля; проверить орфографические и пунктуационные навыки учащихся; владеть практическими навыками материала. | Контрольный диктант | 2 нед. декабрь | |
26. | Р/Р. Текст как речевое произведение. | 1 | Урок развития речи; соблюдение требований к построению текста: соответствие теме ,четкое выражение и логическое развитие основной мысли, строгая последовательность в изложении фактов, использование языковых средств связи предложений. | Анализ текста | 2 нед. декабрь | |
27. | Р/Р. Смысловая и композиционная целостность текста. | 1 | Анализ текста | 3 нед. декабрь | ||
28. | Р/Р. Анализ синтаксических структур художественного текста | 1 | Анализ текста | 3 нед. декабрь | ||
29. | Готовимся к ЕГЭ. Р/Р. Практическая работа. Содержательно-композиционный анализ текста. Средства связи предложений в тексте. | 1 | Урок- практикум: знать основные средства связи предложений в тексте: местоимения, повтор слова, синонимы, однокоренные слова, описательные обороты и т.д.; закрепить полученные знания на практике. | Практическая работа | 4 нед. декабрь | |
30. | Резервный урок по темам «Лексика», «Фразеология», «Морфемика» и др. | 1 | Повторение, устный опрос | 4 нед. декабрь | ||
31. | Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имен существительных. Морфологические нормы. | 1 | Урок – лекция; повторение лексико-грамматической категории « имя существительное»; распознавание существительного на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли. | Фронтальный опрос, работа со статьей учебника | 5 нед. декабрь | |
32. | Гласные в суффиксах имен существительных. | 1 | Урок-практикум; повторить способы образования существительных при помощи суффиксов и правописание типичных суффиксов существительных. | Практическая работа, фронтальный опрос | 2 нед. январь | |
Морфология (33 + 5 р/р)
| 33. | Р/Р. Текстоведческий анализ | 1 | Урок развития речи; знать основные признаки текста, типы речи;уметь анализировать текст, определяя его типовую принадлежность, создавать тексты различных типов речи, работая с художественной литературой, уметь находить тексты, относящиеся к разным типам речи. | Работа с текстом | 3 нед. январь |
34 -35 | Имя прилагательное как часть речи. | 2 | Комбинированный урок; распознавание прилагательного на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли; различение постоянных и непостоянных признаков прилагательного. | Фронтальный опрос, работа со статьей учебника | 3-4 нед. январь | |
36-37 | Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в древнерусском и современном русском языке | 2 | Урок-практикум; знать особенности правописания Ни НН в суффиксах имён прилагательных, морфологические нормы употребления прилагательных; уметь применять полученные знания на практике, выполнять тестовые задания | Практическая работа. | 5 нед. январь | |
38. | Правописание сложных имен прилагательных и существительных. | 1 | Урок-практикум: знать особенности правописания сложных имён прилагательных и существительных.; расширить словарный запас учащихся, активизировать употребление сложных слов в их речи; закрепить навыки работы с лингвистическими словарями. | Практическая работа, фронтальный опрос | 1 нед. февраль | |
39. | Готовимся к ЕГЭ.Практическая работа по теме «Имя существительное и имя прилагательное». | 1 | Урок освоения нового материала; повторить и обобщить изученное по теме «Имя существительное и имя прилагательное»; закрепить навыки работы с экзаменационными тестами. | Проверочная работа | 1 нед. февраль | |
40. | Имя числительное как часть речи. Правописание имен числительных. | 1 | Урок-практикум; распознавание числительного на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли; закрепить навыки склонения и правописания количественных и порядковых числительных. | Работа со статьей учебника | 2 нед. февраль | |
41. | Р/Р Употребление в речи имен числительных. Числительные в Древней Руси | 1 | Урок развития речи; наблюдение за употреблением числительных в речи; употребление числительных в соответствии с основными лексическими и грамматическими нормами. | Фронтальный опрос. Практическая работа | 2 нед. февраль | |
42 -43. | Местоимение как часть речи. Правописание местоимений. | 2 | Комбинированный урок; распознавание числительного на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли. Знать особенности правописания местоимений, морфологические нормы употребления местоимений | Практическая работа. Тестовые задания | 3 нед. февраль | |
44-45. | Глагол как часть речи. Правописание личных окончаний глагола. | 2 | Урок- практикум; повторить основные лексико-грамматические разряды глагола; знать правила написания суффиксов и личных окончаний глагола; уметь определять спряжение глаголов пот суффиксам. | Практическая работа. Тестовые задания | 4 нед. февраль | |
46. | Причастие как глагольная форма. Правописание суффиксов причастий. | 1 | Урок-практикум; уметь распознавать причастия на основе структурно-семантического и грамматического анализа; знать правила правописания суффиксов причастий; уметь аргументировать выбор суффикса причастия в зависимости от спряжения глагола. | Практическая работа. Тестовые задания | 1 нед. март | |
47-48. | Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Контрольный словарный диктант № 3. | 2 | Урок контроля; систематизировать и обобщить правила правописания Н и нН в суффиксах прилагательных и причастий; совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки. | Контрольный словарный диктант | 1-2 нед. март | |
49. | Р/Р Сочинение – рассуждение о книге. | 1 | Урок развития речи; обобщить и расширить сведения о рассуждении как типе речи; создать условия для расширения знаний о рассуждении как типе речи, развития речи и творчества, логического и образного мышления, нравственного воспитания. | Сочинение- рассуждение | 3 нед. март | |
50. | Деепричастие как глагольная форма. | 1 | Урок –практикум; уметь распознавать причастия на основе структурно-семантического и грамматического анализа, определять глагольные признаки у деепричастий,; уметь проводить аргументированный анализ отличий деепричастия от слов других частей речи. | Работа со статьей учебника, фронтальный опрос | 3 нед. март | |
51. | Готовимся к ЕГЭ. Практическая работа по теме «Глагол и глагольные формы» | 1 | Урок освоения новых знаний; проверить сформированность у учащихся орфографических умений и навыков, связанных с разделом «Глагол и глагольные формы»; закрепить навыки работы с экзаменационными тестами. | Практическая работа | 4 нед. март | |
52. | Наречие как часть речи. Слитное и раздельное написание наречий. | 1 | Урок обобщения знаний; закрепить знания учащихся о некоторых закономерностях слитного и раздельного правописания наречий; формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; формировать мотивацию на активное творческое усвоение учебного материала. | Практическая работа | 1 нед. апрель | |
53. | Дефисное написание наречий. | 1 | Урок-практикум; отработка навыка поиска закономерностей дефисного написания наречий; развивать внимание и наблюдательность, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память. | Практическая работа | 1 нед. апрель | |
54. | Слова категории состояния | 1 | Комбинированный урок;Формировать умение различать наречия, слова категории состояния, краткие формы прилагательных среднего рода; повторить условия выбора орфограммы «Правописание Н и НН в наречиях на о (-е) и кратких прилагательных». | Работа с учебником, конспект статьи | 2 нед. апрель | |
55. | Служебные части речи. Предлог. | 1 | Урок –лекция; усвоить специфику служебных частей речи; совершенствовать умение видеть служебные части речи в предложении, определять их роль; совершенствовать навыки анализа роли предлога в словосочетании и предложении; учить определять роль предлога в предложении и тексте. | Работа с учебником, конспект статьи | 2 нед апрель | |
56 -57. | Контрольный словарный диктант № 4 Правописание производных предлогов. | 2 | Урок контроля; повторить разряды предлогов по происхождению, написание производных предлогов; совершенствовать навык правописания производных предлогов, различения производных предлогов и других частей речи; повторить особенности официально-делового стиля речи; умение решать поставленные задачи и делать выводы. | Контрольный словарный диктант | 3 нед. апрель | |
58- 59. | Союз как служебная часть речи. Правописание союзов. | 2 | Урок-практикум; закрепить понятие о сочинительных и подчинительных союзах; сформировать навык слитного написания союзов в отличие от созвучных сочетаний слов. | Фронтальный опрос, работа с текстом | 4 нед. апрель | |
60. | Частицы. Правописание частиц. | 1 | Урок-практикум; освоить семантику частиц, их функции в языке и речи, совершенствовать умение доказывать принадлежность слова к частицам; закрепить знания о том, какие частицы пишутся раздельно, какие – через дефис; тренироваться в различении омонимичных частиц и морфем; | Практическая работа, тестовые задания | 1 нед май | |
61. | Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. | 1 | Урок-практикум; повторить правописание НЕ – НИ с разными частями речи и в составе предложения; закрепить орфографические умения и навыки. | Практическая работа, тестовые задания | 1 нед май | |
62- 63. | Правописание частицы НЕ с разными частями речи. Междометия. Употребление междометий в русских песнях. | 2 | Систематизировать и обобщить правила правописания не с разными частями речи, совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки. | Практическая работа, тестовые задания | 2 нед май | |
64. | Контрольная работа № 2 по теме «Морфология». Тестовые задания ЕГЭ по теме «Морфология» | 1 | Урок контроля знаний; проверить сформированность у учащихся орфографических умений и навыков, связанных с разделом «Морфология»; закрепить навыки работы с экзаменационными тестами. | Контрольный диктант | 3 нед май | |
65. | Анализ итоговой контрольной работы. | 1 | Урок рефлексии; проанализировать ошибки, допущенные в контрольной работе, составить индивидуальный план коррекции грамотности на следующий учебный год. | Анализ текста | 4 нед май | |
66. | Итоговый урок. Обобщение изученного в 10 классе. | 1 | Урок рефлексии; проверить сформированность у учащихся орфографических умений и навыков, закрепить навыки работы с экзаменационными тестами за курс 10 класса. | Обобщение, опрос | 4 нед май | |
67-68. | Резервные часы | 2 | Урок рефлексии; проверить сформированность у учащихся орфографических умений и навыков, закрепить навыки работы с экзаменационными тестами за курс 10 класса. |
« Утверждено» «Согласовано»
На заседании ШМО « » Зам.директора по УВР_________(Л.В. Анаскина)
Протокол №___ от _________ 2018 г.
Руководитель ШМО________(Р.Ш. Лютак) ____________________________________2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...