Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме: "Авторская пунктуация"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Татаренкова Наталья Викторовна

Урок построен на материале творчества поэта-земляка И.Ф. Акулиничева, представляет собой созданную средствами программного обеспечения  PowerPoint  мультимедийную презентацию и включает тестовые задания, выполненные в системе  PROClass.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый окружной конкурс методических разработок уроков (мероприятий)                      с использованием УЛО «Современный урок - 2017»

Методическая разработка                                                                                                           урока русского языка в 9 классе

по теме:

«Авторская пунктуация»

УМК

 авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков,

Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. - М.: «Просвещение», 2015 г.

                                                                                       Выполнила  

                                                                                       Татаренкова Наталья Викторовна,

                                                                                       учитель русского языка и литературы

                                                                                       ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка,

                                                                                       высшая  квалификационная категория

Пояснительная записка

Внедрение информационных технологий является неотъемлемой частью современного общего образования. В рамках введения ФГОС в нашу школу было поставлено учебно-лабораторное оборудование, обеспечивающее выполнение всеми обучающимися практической части рабочей программы учебного предмета, курсов внеурочной деятельности.

В своей деятельности я часто применяю систему контроля и мониторинга качества знаний PROClass – это инструмент для проведения текущего, урочного и итогового контроля знаний и мониторинга образовательных достижений обучающихся. Данная интерактивная система тестирования предназначена для оперативной проверки знаний учащихся и позволяет анализировать   уровень восприятия и понимания материала занятия каждым учеником.

Урок построен на материале творчества поэта-земляка И.Ф. Акулиничева, представляет собой созданную средствами программного обеспечения  PowerPoint  мультимедийную презентацию и включает тестовые задания, выполненные в системе  PROClass.

Цель данной работы: продемонстрировать умение проектировать учебное занятие с применением информационных технологий (учебно-лабораторного оборудования системы PROClass).


Технологическая карта урока

Тема урока

Авторская пунктуация

Цели урока

Образовательная: ознакомление с авторской пунктуацией, обучение пунктуационному анализу предложений художественного текста на примере стихотворного текста поэта-земляка И.Ф. Акулиничева.

  1. Развивающая: развитие пунктуационной зоркости, умения отличать авторские знаки препинания от регулируемых пунктуационными правилами, определять их роль в контексте, умения проводить мини-исследование художественного текста, высказывать и доказывать свою точку зрения. Развивать навыки выразительного чтения и анализа лирического произведения, практические умения работы обучающихся в системе PROClass.

Воспитательная: формирование интереса (исследовательского) к художественной литературе и культу-ре родной земли через лирику местного поэта.

Здоровьесберегающая:  работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Предполагаемые результаты

Предметные: знание основных функций знаков препинания, умение анализировать функционально-смысловые особенности пунктограмм, их отличие от авторских знаков препинания.

Метапредметные: самостоятельная организация работы с источником информации: ее отбор, оценка, систематизация, анализ, подбор аргументов для подтверждения собственной позиции, структурирование материала; формулирование темы, цели, выдвижение обобщенных выводов по ключевым вопросам урока.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обуча-ющихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками.

Методы и приемы

Работа в мини-группах; работа с опорной схемой.

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net                http://www.festival.1september.ru/subjects

http://www.zavuch.info            http://www.nsportal

Оборудование

Мультимедийный проектор,  интерактивная доска (экран),  ноутбук,  система контроля знаний PROCLass.

Наглядный материал

Презентация по теме урока, опорные слова.

Основные понятия

Авторская пунктуация, нерегламентированные знаки препинания, экспрессия.

Организационная структура (сценарий) урока

№ п/п

Этап урока

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1

Организационный момент

Слайд 1

Приветствует учащихся, создает комфорт-ную рабочую атмосферу в классе, проверя-ет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Личностные:

-  самоопределение;

-самооценка готовности к уроку.

2

Мотивация                    к учебной деятельности

Слайды          2-5

Слайд 6

Слайд 7

«Чтобы лучше понять поэта, надо побывать на его родине», - сказал великий немецкий поэт Гете. В нашем селе Кошки живет замечательный поэт-самородок, член Сою-за писателей и Союза литераторов России, автор двенадцати сборников, переведенных на украинский и болгарский языки,  И.Ф. Акулиничев. Его творчество питается соками родной земли. В своих стихотворениях он воспел красоту нашего степного края. Иван Акулиничев обладает уникальной возможностью увидеть и запечатлеть в своих стихотворениях необычное в окружающем его мире. Любое природное явление под его пером превращается в свой неповторимый образ. Оперируя простыми, привычными слова-ми, автору удается создавать  удивитель-ные картины, волнующие душу и надолго остающиеся в сердце. В каждом таком образе запечатлена неповторимая красота родной природы. Давайте прочитаем стихотворение поэта:

       

       

     В родном краю

Сторона моя родная

Вся в цветах в колосьях ржи

Век ракетный обгоняя

В облаках звенят стрижи

Мятой луговой пропахший

Воздух как лекарство пью

И в березке встречной каждой

Русь святую узнаю. [11, с.22]

- Удобно ли вам было читать этот текст? Почему?

Обучающиеся делают вывод:

Отсутствие знаков препинания делает текст невыразительным, однообразным, непонят-ным.

- Расставьте знаки препинания и объясните их употребление.

Обучающиеся объясняют недостающие знаки препинания.

      В родном краю

Сторона моя родная

Вся в цветах, в колосьях ржи.

Век ракетный обгоняя,

В облаках звенят стрижи.

Мятой луговой пропахший

Воздух, как лекарство, пью.

И в березке встречной каждой

Русь святую узнаю.

Слушают учителя,

читают стихотворение,

выполняют пунктуационный анализ предложений, расставляют

пропущенные знаки препинания,

анализируют информацию,

 делают вывод.

Регулятивные:

- уметь работать в соответствии с целевой установкой;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом  (зачем?)

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи,

делать выводы.

3

Актуализация знаний, выявление затруднений в индивидуальном учебном действии

Слайд 8

Затем текст сравнивается с авторским вариантом.

      В родном краю

Сторона моя родная -

Вся в цветах, в колосьях ржи.

Век ракетный обгоняя,

В облаках звенят стрижи.

Мятой луговой пропахший

Воздух, как лекарство, пью -

И в березке встречной каждой

Русь святую узнаю.

Делается вывод:                                                    - Что вы можете сказать про авторский текст? Чем он отличается?                           Автор предпочел в тексте поставить тире.

- Комментарий учителя                                  «Очень часто, читая художественную лите-ратуру,  мы сталкиваемся с интересным яв-лением:  наши  знания  правил пунктуации оказываются недостаточными, чтобы «про-читать»  некоторые знаки.  К  сожалению, вопрос решается подчас предельно просто: не соответствует правилу — значит автор-ское».[13, с. 171]

Сравнивают тексты, находят различия, делают вывод.

Познавательные:                 -осознавать

познавательную задачу;

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные:

 - способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4

Подготовка к восприятию нового материала

В первом и втором четверостишии автор предпочел поставить тире.

- Как выдумаете, почему?

В первой строфе это дополнительный знак препинания, который служит для смыслового выделения последних слов предложения. Отступление от правила связано с желанием автора подчеркнуть оттенок сравнения, ярче показать красоту родной земли.

Во второй строфе мы видим, что автор поставил тире в простом осложненном предложении перед союзом и, связы-вающим повторяющиеся сказуемые (одно-родные члены), как бы разорвав его на две части, чтобы достичь логического завер-шения мысли.

- Комментарий учителя

Авторы не всегда соблюдают правила постановки знаков препинания. Часто они находят им свое, особенное применение, и этим достигается особая выразительность и красота текста. Такая пунктуация называется авторским употреблением знаков препинания.

Искусно поставленные И.Ф. Акулиниче-вым знаки препинания в этом стихот-ворении несут своеобразный смысл, передают настроение автора, выполняют особенные функции.

Воспринимают информацию со слов учителя,                     анализируют  материал,                   делают вывод.

Коммуникативные:

уметь воспринимать словесную информацию.

Регулятивные:

анализировать новый материал, синтезировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.

5

Постановка

учебной задачи

Слайды

9-10

- Определение темы и целей урока.

Обучающиеся формулируют тему и цели урока.

Запись темы урока в тетрадь.

Постановка целей урока.

1. Познакомиться с понятием «авторская пунктуация».

2. Учиться отличать авторские знаки препинания от регулируемых пунктуацион-ными правилами.

3. Определить роль авторских знаков препинания на примере текста мастера художественного слова И.Ф. Акулиничева.

4. Совершенствовать навыки пунктуацион-ного анализа предложений.

Записывают тему урока в тетрадь, определяют   (совместно с учителем) цели урока.

Регулятивные:

- высказывать предположения на основе наблюдений;

определять тему

 и цели урока.  

Коммуникативные:

- взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме;

- слушать и понимать речь других; формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения.

Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления

Личностные:

-формировать доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку.

6

Восприятие новой информации

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

  1. Знакомство с термином «авторские знаки препинания".

- Что такое авторские знаки препинания?

Учащиеся самостоятельно дают опреде-ление понятию.

Знаки, которые не поддаются объяснению с точки зрения действующих правил пунктуации, но выражают необходимый автору смысл, называются авторскими.

Понятие «авторская пунктуация» рас-сматривается филологами в широком и узком смыслах.

Большинство лингвистов используют тер-мины «авторский знак»,«авторская пунк-туация», «нерегламентированная пунктуа-ция»,«индивидуально-авторская пунктуа-ция», «поэтическая пунктуация», «оккази-ональная пунктуация» как синонимы.

Н.С. Валгина считает, что «своеобразная пунктуация – это элемент стиля автора». 

[14, с. 400]

По мнению П.А. Леканта, авторская пунк-туация – это «постановка знаков препина-ния, не предусмотренных правилами».          [16, с. 546]

В свою очередь Д.Э. Розенталь рассматри-вает это понятие в двух аспектах, конста-тируя, что «четкую границу между этими двумя понятиями провести трудно».         [17, с. 350]

2. Случаи авторского употребления знаков препинания:

  • Не характерны для официально-деловых и научных текстов.
  •  Характерны для художественных и публицистических текстов (более явное присутствие фигуры автора).

3. Опорная схема «Роль авторских знаков препинания в контексте» (приложение)

Слушают объяснение учителя, воспринимают информацию, анализируют, синтезируют, обобщают и делают вывод.

Коммуникативные:

уметь воспринимать словесную информацию.

Регулятивные:

анализировать новый материал, синтезировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.

7

Первичная проверка понимания

Слайды

18-22

Работа в мини-группах (по 2 человека).

Учащимся раздаются отрывки из поэтических текстов И.Ф. Акулиничева, где им нужно найти примеры авторского употребления знаков препинания и объяснить их роль (приложение)

Выступления обучающихся.

(От каждой группы отвечает 1 ученик и объясняет случаи постановки авторских знаков препинания).

Работают в группах по   2 человека,

(опираясь на схему), анализируют отрывки из поэтических произведений,  находят примеры авторских знаков препинания, объясняют их роль.

Познавательные:

-обосновывать свое мнение.

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные:

- формулировать коммуникативное высказывание.

Уметь планировать  и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку. 

Личностные:

- формировать доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку в процессе исследовательской, творческой деятельности.

8

Вывод, обобщение изученного материала

Слайд 23

Слайд 24

 - Какой авторский знак препинания наиболее употребляемый поэтом И.Ф. Акулиничевым?  (Тире).

- Комментарий учителя

Авторская пунктуация, несущая в себе заряд экспрессии, становится помощником поэта и писателя в создании художест-венной выразительности произведения. Истинное мастерство заключается не в нарушении функциональной значимости знаков, а в расширении границ их использования. Авторские знаки  помогают постичь глубину мыслей и чувств пишущего.

Обучающиеся делают вывод:

Авторский  знак привлекает  внимание  читателей:

 - используется для выражения жестких пауз, ритмомелодики;

- используется для чеканности слога;

- используется для выражения экспрессии;

-  служит для усиления эмоциональной окраски предложений, противопоставле-ния.

Совместно с учителем анализируют материал, делают вывод.

Познавательные: 

- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

9

Контроль результатов учебной деятельности.

Интерактивный тест.

Слайды

25-36

Тестирование по теме: «Авторская пунктуация» (приложение).

Обучающиеся читают самостоятельно вопросы и варианты ответа и выбирают правильный ответ с помощью оборудо-вания PROCLass.

Выполняют тестовые задания с выбором ответа, затем осуществляют самопроверку.

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

уметь работать с системой контроля знаний PROCLass.

Регулятивные:

- уметь

- осуществлять самоконтроль.

10

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Слайд 37

Проверка  осознанности  усвоения  мате-риала.

-  Как удалось понять тему урока?

- Какие ассоциации вызывает у вас понятие «авторская пунктуация»?

Приемом творческого самовыражения будет синквейн.

Ключевое словосочетание:

«Авторская пунктуация».

1. Экспрессивная, нерегламентированная, ненормативная,индивидуальная, свободная

2. Противоречит, помогает, учит.

3. Не совпадает с правилами пунктуации.

4. Образность.

Выполняют творческую работу, составляют синквейн.

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные:

-  совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

11

Домашнее задание

Слайд 38

Выписать из художественной литературы

примеры авторского употребления  знаков препинания.

Записывают задание  на дом.

         


Список литературы

1. Акулиничев И.Ф. Когда уходит август: Стихи.- Куйбышев: Кн. изд-во, 1975.

2. Акулиничев И.Ф. Ржаное солнце: Стихи.- Куйбышев: Кн. изд-во, 1979.

3. Акулиничев И.Ф. Вербы над водой: Стихи.- Куйбышев: Кн. изд-во, 1982.

4. Акулиничев И.Ф. Бабушкины жаворонки: Стихи.- Самара: Кн. изд-во, 1993.

5. Акулиничев И.Ф. Сенокос: Стихи.- Самара: издат. комплекс ГУВД Самарской области, 2000.

6. Акулиничев И.Ф. Земляничный край: Стихи.- Самара: издат. комплекс ГУВД Самарской   области, 2003.

7.  Акулиничев И.Ф. Родная земля: Стихи.- Димитровград: изд-во  “Посад Мелекесс”, 2005.

   8. Акулиничев И.Ф. Васильки во ржи: Стихи.- Димитровград: ООО “Издательский центр  “ЮНИПресс”, 2007.

 9.  Акулиничев И.Ф. Осень в рябиновых бусах: Стихи. – Русское эхо: Самара, 2009.

10. Акулиничев И.Ф. Полынь: Стихи. – Самара. – Русское эхо, 2011.

11. Акулиничев И.Ф. «Снегири». Д.: Издательский Центр “ЮНИПресс”, 2012.

12. Акулиничев И.Ф. «Ромашковая  Родина». – Д.: Издательский Центр “ЮНИПресс”, 2014.

13. Валгина  Н.С. Актуальные проблемы современной русской пунктуации: Учеб. пособие. — М.: Высш. шк., 2004. – С. 171.

14. Валгина Н.С. Понятие авторской пунктуации//Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: учебник.- М.: Агар, 2000. – С. 400.

15. Валгина Н.С. Что такое авторская пунктуация? // Русская речь. 1978. №1. – С. 56.

16. Пунктуация в художественном тексте//Современный русский язык: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология»/ под ред. П.А. Леканта. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2001.- С. 546.

17. Розенталь Д.Э. Авторские знаки препинания// Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: орфография и пунктуация. М.: ОНИКС 21 век, Мир и Образование, 2004. – С. 350.

 


 Приложение к уроку

                                                            1. Тексты для исследования

                                                                   1 группа

За полосою вьюжной

Есть теплая страна,

Где шлепает по лужам

Зеленая весна.

И щебет мчится с нею

В отечество мое.

Подснежники синеют –

В снегу! – в следах ее.

[4, с.5]

Зинка

А на стогу смеется Зинка

С кривыми вилами в руках,

В цветастой ситцевой косынке –

Как солнце в белых облаках.

[5, с.80]

                                                                   2 группа

Кондурча

Лопуха зеленой

Кружкой – посмотри! –

Черпают из речки

Небо косари.

[5, с.69]

Логика гвоздя

- Эй, кара-у-у-ул! Лежачих бьют!

За самосуд его – под суд!-

Гвоздь ржавый молотку хамил

За то, что тот его…прямил.

[5, с.167]

                                                                   3 группа

В память о юности

Лепестки летят по классу –

Будто бы мои записки,

Что тебе пишу и тут же,

Неотправленные, рву.

[4, с.32]

Растут вокруг дуба дубочки-

Зеленые дочки-сыночки.

На дубе в гнезде сорочата –

Сороки-воровки внучата.

Земля – словно зыбка для каждого –

Где луг спит в пеленках ромашковых.

[5, с.76]

                                           

                                                                                                            4 группа

У братской могилы

И где суглинок ни копни –

Наткнешься на осколок ржавый.

На тот вон старый дуб взгляни,

Из чьей коры змеиным жалом

Торчит железо той войны.

[5, с.23]

Веник

Метле трепался веник, грудь топыря:

- Руковожу я в министерстве …пылью!

[5, с.166]

  1. Опорная схема «Роль авторских знаков препинания в контексте»

Виды авторских знаков

Роль в контексте

Тире

Знак используется для сжатого, резкого, контрастного и смыслового выражения мыслей.

Точка с запятой

Подчеркивает отдельность, фрагментарность впечатлений и настроений автора.                                  

Двоеточие

Сигнализирует читателю о том, что надо произнести часть высказывания с предупредительной интонацией, потом сделать паузу. А после двоеточия следующая синтаксическая единица проговаривается в более быстром темпе.

Многоточие

Разрывает плавность речи, создаёт эмоциональную напряжённость и остроту

незаконченности высказывания, паузы, может указывать на недосказанность, затрудненность речи, на наличие подтекста, неуверенность говорящего, стеснение, сомнение.

Восклицательный знак

Выполняет интонационно-экспрессивную функцию для выражения изумления, призыва, волнения, сильного чувства.

Вопросительный знак

Служит для выражения сомнения или недоумения пишущего непосредственно после ключевого слова.

  1. Интерактивный тест

  1.  Какие знаки препинания не являются нормативными и играют смысловую роль?

 A.  Разделяющие

 B.  Выделяющие

 С.  Авторские

  1.  Авторские знаки препинания характерны для

 А.  Разговорного стиля

 В.  Официально-делового стиля

 С.  Художественного стиля

 D.  Научного стиля

  1.  В каком варианте ответа правильно указана цифра, на месте которой употреблен   авторский знак препинания:

               Память

Неуклюже напялив тулупы,(1)

В спину тыкая плоским штыком,(2)

Не меня по снегам душегубы

К виселице вели (3)– босиком. [5, с.17]

 

  А.  1

  В.  2

  С.  3

      4.  Замените авторский знак препинания на соответствующий современным нормам:

                   Солнцеворот

Солнышко из оперенья ночи

Выщипнуло несколько секунд -

И на воробьиный шаг короче

Стала тень березы на снегу. [6, с. 37]

А.  Двоеточие

В.  Запятая

С.   Точка с запятой

D.  Многоточие

5.  Какой авторский знак препинания является самым распространенным в поэтической речи И.Ф. Акулиничева?

   А.  Точка с запятой

   В.  Тире

   С.  Многоточие

   D.  Восклицательный знак

 6.  Этот авторский знак препинания используется чаще всего для сжатого, резкого, контрастного выражения мыслей:

 

  А.  Точка с запятой

  В.   Многоточие

  С.   Запятая

  D.   Тире

    7.  Этот авторский знак подчеркивает отдельность, фрагментарность впечатлений и        настроений автора:                                     

   А.  Точка с запятой

   В.  Тире

   С.  Многоточие

   D.  Запятая

 

         8. Основная функция этого знака – фиксировать факт структурной и смысловой незаконченности предложения, его прерванность:

           А.  Точка с запятой

    В.  Тире

    С.  Многоточие

    D.  Запятая

 

  9.  Какой авторский знак препинания является указателем места логической паузы и ее длительности?

           А.  Тире

    В.  Точка с запятой

    С.  Многоточие

    D.  Запятая

   

  10.  Кто из ученых-лингвистов  собственно авторскими признает лишь те знаки,  которые «всецело связаны с индивидуальностью пишущего» [15, с. 56]

    

     А.  П.А. Лекант

     В.  А.В. Канафьева

     С.  Н.С. Валгина

     D.  Д.Э. Розенталь

Ответы

           

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

С

С

С

В

В

D

A

С

А

С

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте

Урок разработан в технологии модульного обучения....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»

разработка урока русского языка "Диалог"...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Пунктуация" 11 класс

Известно, что до  XV века в книгах не было знаков препинания. Об этом мы узнаем из работ академика Д.С.Лихачева, который перевел на современный язык «Слово о полку Игореве».О значении...