Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме: "Авторская пунктуация"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Урок построен на материале творчества поэта-земляка И.Ф. Акулиничева, представляет собой созданную средствами программного обеспечения PowerPoint мультимедийную презентацию и включает тестовые задания, выполненные в системе PROClass.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый окружной конкурс методических разработок уроков (мероприятий) с использованием УЛО «Современный урок - 2017»
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе
по теме:
«Авторская пунктуация»
УМК
авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков,
Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. - М.: «Просвещение», 2015 г.
Выполнила
Татаренкова Наталья Викторовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка,
высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Внедрение информационных технологий является неотъемлемой частью современного общего образования. В рамках введения ФГОС в нашу школу было поставлено учебно-лабораторное оборудование, обеспечивающее выполнение всеми обучающимися практической части рабочей программы учебного предмета, курсов внеурочной деятельности.
В своей деятельности я часто применяю систему контроля и мониторинга качества знаний PROClass – это инструмент для проведения текущего, урочного и итогового контроля знаний и мониторинга образовательных достижений обучающихся. Данная интерактивная система тестирования предназначена для оперативной проверки знаний учащихся и позволяет анализировать уровень восприятия и понимания материала занятия каждым учеником.
Урок построен на материале творчества поэта-земляка И.Ф. Акулиничева, представляет собой созданную средствами программного обеспечения PowerPoint мультимедийную презентацию и включает тестовые задания, выполненные в системе PROClass.
Цель данной работы: продемонстрировать умение проектировать учебное занятие с применением информационных технологий (учебно-лабораторного оборудования системы PROClass).
Технологическая карта урока
Тема урока | Авторская пунктуация |
Цели урока | Образовательная: ознакомление с авторской пунктуацией, обучение пунктуационному анализу предложений художественного текста на примере стихотворного текста поэта-земляка И.Ф. Акулиничева.
Воспитательная: формирование интереса (исследовательского) к художественной литературе и культу-ре родной земли через лирику местного поэта. Здоровьесберегающая: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости. |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Предполагаемые результаты | Предметные: знание основных функций знаков препинания, умение анализировать функционально-смысловые особенности пунктограмм, их отличие от авторских знаков препинания. Метапредметные: самостоятельная организация работы с источником информации: ее отбор, оценка, систематизация, анализ, подбор аргументов для подтверждения собственной позиции, структурирование материала; формулирование темы, цели, выдвижение обобщенных выводов по ключевым вопросам урока. Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обуча-ющихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. |
Методы и приемы | Работа в мини-группах; работа с опорной схемой. |
Образовательные ресурсы | http://www.uroki.net http://www.festival.1september.ru/subjects http://www.zavuch.info http://www.nsportal |
Оборудование | Мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран), ноутбук, система контроля знаний PROCLass. |
Наглядный материал | Презентация по теме урока, опорные слова. |
Основные понятия | Авторская пунктуация, нерегламентированные знаки препинания, экспрессия. |
Организационная структура (сценарий) урока
№ п/п | Этап урока | ИКТ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1 | Организационный момент | Слайд 1 | Приветствует учащихся, создает комфорт-ную рабочую атмосферу в классе, проверя-ет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | Личностные: - самоопределение; -самооценка готовности к уроку. |
2 | Мотивация к учебной деятельности | Слайды 2-5 Слайд 6 Слайд 7 | «Чтобы лучше понять поэта, надо побывать на его родине», - сказал великий немецкий поэт Гете. В нашем селе Кошки живет замечательный поэт-самородок, член Сою-за писателей и Союза литераторов России, автор двенадцати сборников, переведенных на украинский и болгарский языки, И.Ф. Акулиничев. Его творчество питается соками родной земли. В своих стихотворениях он воспел красоту нашего степного края. Иван Акулиничев обладает уникальной возможностью увидеть и запечатлеть в своих стихотворениях необычное в окружающем его мире. Любое природное явление под его пером превращается в свой неповторимый образ. Оперируя простыми, привычными слова-ми, автору удается создавать удивитель-ные картины, волнующие душу и надолго остающиеся в сердце. В каждом таком образе запечатлена неповторимая красота родной природы. Давайте прочитаем стихотворение поэта:
В родном краю Сторона моя родная Вся в цветах в колосьях ржи Век ракетный обгоняя В облаках звенят стрижи Мятой луговой пропахший Воздух как лекарство пью И в березке встречной каждой Русь святую узнаю. [11, с.22] - Удобно ли вам было читать этот текст? Почему? Обучающиеся делают вывод: Отсутствие знаков препинания делает текст невыразительным, однообразным, непонят-ным. - Расставьте знаки препинания и объясните их употребление. Обучающиеся объясняют недостающие знаки препинания. В родном краю Сторона моя родная Вся в цветах, в колосьях ржи. Век ракетный обгоняя, В облаках звенят стрижи. Мятой луговой пропахший Воздух, как лекарство, пью. И в березке встречной каждой Русь святую узнаю. | Слушают учителя, читают стихотворение, выполняют пунктуационный анализ предложений, расставляют пропущенные знаки препинания, анализируют информацию, делают вывод. | Регулятивные: - уметь работать в соответствии с целевой установкой; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?) Познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. |
3 | Актуализация знаний, выявление затруднений в индивидуальном учебном действии | Слайд 8 | Затем текст сравнивается с авторским вариантом. В родном краю Сторона моя родная - Вся в цветах, в колосьях ржи. Век ракетный обгоняя, В облаках звенят стрижи. Мятой луговой пропахший Воздух, как лекарство, пью - И в березке встречной каждой Русь святую узнаю. Делается вывод: - Что вы можете сказать про авторский текст? Чем он отличается? Автор предпочел в тексте поставить тире. - Комментарий учителя «Очень часто, читая художественную лите-ратуру, мы сталкиваемся с интересным яв-лением: наши знания правил пунктуации оказываются недостаточными, чтобы «про-читать» некоторые знаки. К сожалению, вопрос решается подчас предельно просто: не соответствует правилу — значит автор-ское».[13, с. 171] | Сравнивают тексты, находят различия, делают вывод. | Познавательные: -осознавать познавательную задачу; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: - способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
4 | Подготовка к восприятию нового материала | В первом и втором четверостишии автор предпочел поставить тире. - Как выдумаете, почему? В первой строфе это дополнительный знак препинания, который служит для смыслового выделения последних слов предложения. Отступление от правила связано с желанием автора подчеркнуть оттенок сравнения, ярче показать красоту родной земли. Во второй строфе мы видим, что автор поставил тире в простом осложненном предложении перед союзом и, связы-вающим повторяющиеся сказуемые (одно-родные члены), как бы разорвав его на две части, чтобы достичь логического завер-шения мысли. - Комментарий учителя Авторы не всегда соблюдают правила постановки знаков препинания. Часто они находят им свое, особенное применение, и этим достигается особая выразительность и красота текста. Такая пунктуация называется авторским употреблением знаков препинания. Искусно поставленные И.Ф. Акулиниче-вым знаки препинания в этом стихот-ворении несут своеобразный смысл, передают настроение автора, выполняют особенные функции. | Воспринимают информацию со слов учителя, анализируют материал, делают вывод. | Коммуникативные: уметь воспринимать словесную информацию. Регулятивные: анализировать новый материал, синтезировать, выделять главное, обобщать, делать выводы. | |
5 | Постановка учебной задачи | Слайды 9-10 | - Определение темы и целей урока. Обучающиеся формулируют тему и цели урока. Запись темы урока в тетрадь. Постановка целей урока. 1. Познакомиться с понятием «авторская пунктуация». 2. Учиться отличать авторские знаки препинания от регулируемых пунктуацион-ными правилами. 3. Определить роль авторских знаков препинания на примере текста мастера художественного слова И.Ф. Акулиничева. 4. Совершенствовать навыки пунктуацион-ного анализа предложений. | Записывают тему урока в тетрадь, определяют (совместно с учителем) цели урока. | Регулятивные: - высказывать предположения на основе наблюдений; определять тему и цели урока. Коммуникативные: - взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме; - слушать и понимать речь других; формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения. Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления Личностные: -формировать доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку. |
6 | Восприятие новой информации | Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 |
- Что такое авторские знаки препинания? Учащиеся самостоятельно дают опреде-ление понятию. Знаки, которые не поддаются объяснению с точки зрения действующих правил пунктуации, но выражают необходимый автору смысл, называются авторскими. Понятие «авторская пунктуация» рас-сматривается филологами в широком и узком смыслах. Большинство лингвистов используют тер-мины «авторский знак»,«авторская пунк-туация», «нерегламентированная пунктуа-ция»,«индивидуально-авторская пунктуа-ция», «поэтическая пунктуация», «оккази-ональная пунктуация» как синонимы. Н.С. Валгина считает, что «своеобразная пунктуация – это элемент стиля автора». [14, с. 400] По мнению П.А. Леканта, авторская пунк-туация – это «постановка знаков препина-ния, не предусмотренных правилами». [16, с. 546] В свою очередь Д.Э. Розенталь рассматри-вает это понятие в двух аспектах, конста-тируя, что «четкую границу между этими двумя понятиями провести трудно». [17, с. 350] 2. Случаи авторского употребления знаков препинания:
3. Опорная схема «Роль авторских знаков препинания в контексте» (приложение) | Слушают объяснение учителя, воспринимают информацию, анализируют, синтезируют, обобщают и делают вывод. | Коммуникативные: уметь воспринимать словесную информацию. Регулятивные: анализировать новый материал, синтезировать, выделять главное, обобщать, делать выводы. |
7 | Первичная проверка понимания | Слайды 18-22 | Работа в мини-группах (по 2 человека). Учащимся раздаются отрывки из поэтических текстов И.Ф. Акулиничева, где им нужно найти примеры авторского употребления знаков препинания и объяснить их роль (приложение) Выступления обучающихся. (От каждой группы отвечает 1 ученик и объясняет случаи постановки авторских знаков препинания). | Работают в группах по 2 человека, (опираясь на схему), анализируют отрывки из поэтических произведений, находят примеры авторских знаков препинания, объясняют их роль. | Познавательные: -обосновывать свое мнение. Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; - планировать свое действие в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: - формулировать коммуникативное высказывание. Уметь планировать и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку. Личностные: - формировать доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку в процессе исследовательской, творческой деятельности. |
8 | Вывод, обобщение изученного материала | Слайд 23 Слайд 24 | - Какой авторский знак препинания наиболее употребляемый поэтом И.Ф. Акулиничевым? (Тире). - Комментарий учителя Авторская пунктуация, несущая в себе заряд экспрессии, становится помощником поэта и писателя в создании художест-венной выразительности произведения. Истинное мастерство заключается не в нарушении функциональной значимости знаков, а в расширении границ их использования. Авторские знаки помогают постичь глубину мыслей и чувств пишущего. Обучающиеся делают вывод: Авторский знак привлекает внимание читателей: - используется для выражения жестких пауз, ритмомелодики; - используется для чеканности слога; - используется для выражения экспрессии; - служит для усиления эмоциональной окраски предложений, противопоставле-ния. | Совместно с учителем анализируют материал, делают вывод. | Познавательные: - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. |
9 | Контроль результатов учебной деятельности. Интерактивный тест. | Слайды 25-36 | Тестирование по теме: «Авторская пунктуация» (приложение). Обучающиеся читают самостоятельно вопросы и варианты ответа и выбирают правильный ответ с помощью оборудо-вания PROCLass. | Выполняют тестовые задания с выбором ответа, затем осуществляют самопроверку. | Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь работать с системой контроля знаний PROCLass. Регулятивные: - уметь - осуществлять самоконтроль. |
10 | Подведение итогов урока. Рефлексия. | Слайд 37 | Проверка осознанности усвоения мате-риала. - Как удалось понять тему урока? - Какие ассоциации вызывает у вас понятие «авторская пунктуация»? Приемом творческого самовыражения будет синквейн. Ключевое словосочетание: «Авторская пунктуация». 1. Экспрессивная, нерегламентированная, ненормативная,индивидуальная, свободная 2. Противоречит, помогает, учит. 3. Не совпадает с правилами пунктуации. 4. Образность. | Выполняют творческую работу, составляют синквейн. | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные: - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; -выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. |
11 | Домашнее задание | Слайд 38 | Выписать из художественной литературы примеры авторского употребления знаков препинания. | Записывают задание на дом. |
Список литературы
1. Акулиничев И.Ф. Когда уходит август: Стихи.- Куйбышев: Кн. изд-во, 1975.
2. Акулиничев И.Ф. Ржаное солнце: Стихи.- Куйбышев: Кн. изд-во, 1979.
3. Акулиничев И.Ф. Вербы над водой: Стихи.- Куйбышев: Кн. изд-во, 1982.
4. Акулиничев И.Ф. Бабушкины жаворонки: Стихи.- Самара: Кн. изд-во, 1993.
5. Акулиничев И.Ф. Сенокос: Стихи.- Самара: издат. комплекс ГУВД Самарской области, 2000.
6. Акулиничев И.Ф. Земляничный край: Стихи.- Самара: издат. комплекс ГУВД Самарской области, 2003.
7. Акулиничев И.Ф. Родная земля: Стихи.- Димитровград: изд-во “Посад Мелекесс”, 2005.
8. Акулиничев И.Ф. Васильки во ржи: Стихи.- Димитровград: ООО “Издательский центр “ЮНИПресс”, 2007.
9. Акулиничев И.Ф. Осень в рябиновых бусах: Стихи. – Русское эхо: Самара, 2009.
10. Акулиничев И.Ф. Полынь: Стихи. – Самара. – Русское эхо, 2011.
11. Акулиничев И.Ф. «Снегири». Д.: Издательский Центр “ЮНИПресс”, 2012.
12. Акулиничев И.Ф. «Ромашковая Родина». – Д.: Издательский Центр “ЮНИПресс”, 2014.
13. Валгина Н.С. Актуальные проблемы современной русской пунктуации: Учеб. пособие. — М.: Высш. шк., 2004. – С. 171.
14. Валгина Н.С. Понятие авторской пунктуации//Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: учебник.- М.: Агар, 2000. – С. 400.
15. Валгина Н.С. Что такое авторская пунктуация? // Русская речь. 1978. №1. – С. 56.
16. Пунктуация в художественном тексте//Современный русский язык: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология»/ под ред. П.А. Леканта. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2001.- С. 546.
17. Розенталь Д.Э. Авторские знаки препинания// Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: орфография и пунктуация. М.: ОНИКС 21 век, Мир и Образование, 2004. – С. 350.
Приложение к уроку
1. Тексты для исследования
1 группа
За полосою вьюжной Есть теплая страна, Где шлепает по лужам Зеленая весна. И щебет мчится с нею В отечество мое. Подснежники синеют – В снегу! – в следах ее. [4, с.5] | Зинка А на стогу смеется Зинка С кривыми вилами в руках, В цветастой ситцевой косынке – Как солнце в белых облаках. [5, с.80] |
2 группа
Кондурча Лопуха зеленой Кружкой – посмотри! – Черпают из речки Небо косари. [5, с.69] | Логика гвоздя - Эй, кара-у-у-ул! Лежачих бьют! За самосуд его – под суд!- Гвоздь ржавый молотку хамил За то, что тот его…прямил. [5, с.167] |
3 группа
В память о юности Лепестки летят по классу – Будто бы мои записки, Что тебе пишу и тут же, Неотправленные, рву. [4, с.32] | Растут вокруг дуба дубочки- Зеленые дочки-сыночки. На дубе в гнезде сорочата – Сороки-воровки внучата. Земля – словно зыбка для каждого – Где луг спит в пеленках ромашковых. [5, с.76] |
4 группа
У братской могилы И где суглинок ни копни – Наткнешься на осколок ржавый. На тот вон старый дуб взгляни, Из чьей коры змеиным жалом Торчит железо той войны. [5, с.23] | Веник Метле трепался веник, грудь топыря: - Руковожу я в министерстве …пылью! [5, с.166] |
- Опорная схема «Роль авторских знаков препинания в контексте»
Виды авторских знаков | Роль в контексте |
Тире | Знак используется для сжатого, резкого, контрастного и смыслового выражения мыслей. |
Точка с запятой | Подчеркивает отдельность, фрагментарность впечатлений и настроений автора. |
Двоеточие | Сигнализирует читателю о том, что надо произнести часть высказывания с предупредительной интонацией, потом сделать паузу. А после двоеточия следующая синтаксическая единица проговаривается в более быстром темпе. |
Многоточие | Разрывает плавность речи, создаёт эмоциональную напряжённость и остроту незаконченности высказывания, паузы, может указывать на недосказанность, затрудненность речи, на наличие подтекста, неуверенность говорящего, стеснение, сомнение. |
Восклицательный знак | Выполняет интонационно-экспрессивную функцию для выражения изумления, призыва, волнения, сильного чувства. |
Вопросительный знак | Служит для выражения сомнения или недоумения пишущего непосредственно после ключевого слова. |
- Интерактивный тест
- Какие знаки препинания не являются нормативными и играют смысловую роль?
A. Разделяющие
B. Выделяющие
С. Авторские
- Авторские знаки препинания характерны для
А. Разговорного стиля
В. Официально-делового стиля
С. Художественного стиля
D. Научного стиля
- В каком варианте ответа правильно указана цифра, на месте которой употреблен авторский знак препинания:
Память
Неуклюже напялив тулупы,(1)
В спину тыкая плоским штыком,(2)
Не меня по снегам душегубы
К виселице вели (3)– босиком. [5, с.17]
А. 1
В. 2
С. 3
4. Замените авторский знак препинания на соответствующий современным нормам:
Солнцеворот
Солнышко из оперенья ночи
Выщипнуло несколько секунд -
И на воробьиный шаг короче
Стала тень березы на снегу. [6, с. 37]
А. Двоеточие
В. Запятая
С. Точка с запятой
D. Многоточие
5. Какой авторский знак препинания является самым распространенным в поэтической речи И.Ф. Акулиничева?
А. Точка с запятой
В. Тире
С. Многоточие
D. Восклицательный знак
6. Этот авторский знак препинания используется чаще всего для сжатого, резкого, контрастного выражения мыслей:
А. Точка с запятой
В. Многоточие
С. Запятая
D. Тире
7. Этот авторский знак подчеркивает отдельность, фрагментарность впечатлений и настроений автора:
А. Точка с запятой
В. Тире
С. Многоточие
D. Запятая
8. Основная функция этого знака – фиксировать факт структурной и смысловой незаконченности предложения, его прерванность:
А. Точка с запятой
В. Тире
С. Многоточие
D. Запятая
9. Какой авторский знак препинания является указателем места логической паузы и ее длительности?
А. Тире
В. Точка с запятой
С. Многоточие
D. Запятая
10. Кто из ученых-лингвистов собственно авторскими признает лишь те знаки, которые «всецело связаны с индивидуальностью пишущего» [15, с. 56]
А. П.А. Лекант
В. А.В. Канафьева
С. Н.С. Валгина
D. Д.Э. Розенталь
Ответы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
С | С | С | В | В | D | A | С | А | С |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
Цель урока: 1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...
Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте
Урок разработан в технологии модульного обучения....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»
разработка урока русского языка "Диалог"...
Методическая разработка урока русского языка по теме "Пунктуация" 11 класс
Известно, что до XV века в книгах не было знаков препинания. Об этом мы узнаем из работ академика Д.С.Лихачева, который перевел на современный язык «Слово о полку Игореве».О значении...