Методическая разработка урока русского языка по теме "Пунктуация" 11 класс
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Известно, что до XV века в книгах не было знаков препинания. Об этом мы узнаем из работ академика Д.С.Лихачева, который перевел на современный язык «Слово о полку Игореве».
О значении знаков препинания рассказал известный писатель К.Г.Паустовский. Однажды его знакомый писатель принес в редакцию рассказ, который был труден для восприятия, но интересен по теме. Корректор взял рукопись и поклялся, что исправит ее, не выбросив и не приписав ни одного слова… «На следующее утро, - вспоминал Паустовский, - я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.
- Это чудо! – сказал я. - Как вы это сделали?
- Да просто расставил все знаки препинания… Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь…»
Мастера художественного слова справедливо сравнивают знаки препинания с нотами
- Прослушав отрывок из прозы К.Г.Паустовского, что бы вы могли сказать о значении знаков препинания?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
punktuatsiya.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЩКОЛА № 475
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Методическая разработка урока русского языка в 11 классе
по теме: «Пунктуация. Функция знаков препинания».
Учитель: Канаева Тамара Васильевна
г. Санкт-Петербург
2019 год
Методическая разработка урока русского языка в 11 классе по теме: «Пунктуация. Функции знаков препинания»
Цели урока:
1) рассмотреть принципы пунктуации, охарактеризовать знаки препинания;
2) определить функцию каждого из знаков препинания;
3) совершенствовать умения использовать основные приемы информационной обработки текста;
4) совершенствовать умения проводить пунктуационный анализ предложения;
5) определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации, грамматическим признакам и знакам препинания.
Структура урока: комбинированный; для достижения поставленных целей будут использованы приемы компетентностно-ориентированной технологии.
Методы обучения: частично-поисковый и исследовательский.
Оборудование: учебник: Власенков А.И. «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2017. Дидактический материал.
Ход урока | Действия учителя | Действия обучаемых |
1.Орг.момент | Приветствие. Объяснение целей и задач урока | Слушают. Делают записи в тетрадях. |
2. Подготовка к восприятию материала. Мотивация. | Известно, что до XV века в книгах не было знаков препинания. Об этом мы узнаем из работ академика Д.С.Лихачева, который перевел на современный язык «Слово о полку Игореве». О значении знаков препинания рассказал известный писатель К.Г.Паустовский. Однажды его знакомый писатель принес в редакцию рассказ, который был труден для восприятия, но интересен по теме. Корректор взял рукопись и поклялся, что исправит ее, не выбросив и не приписав ни одного слова… «На следующее утро, - вспоминал Паустовский, - я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова. - Это чудо! – сказал я. - Как вы это сделали? - Да просто расставил все знаки препинания… Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь…» Мастера художественного слова справедливо сравнивают знаки препинания с нотами. - Прослушав отрывок из прозы К.Г.Паустовского, что бы вы могли сказать о значении знаков препинания? | Ответы обучающихся: - Знаки препинания помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между словами в предложении. |
3.Изучение нового материала | - А сколько знаков препинания в системе русской пунктуации в настоящее время? - Давайте их назовем и охарактеризуем. А вы запишите их характеристики в тетради. Точка (.) Вопросительный знак (?) Восклицательный знак (!) Многоточие (…) Запятая (,) Точка с запятой (;) Двоеточие (:) Тире (-) Кавычки («») Скобки ( ). - Давайте вместе сделаем вывод о назначении знаков препинания. Назначение знаков препинания – передавать синтаксическое и смысловое членение текста, а также основные черты интонации предложения на письме. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста. | - Десять. Записывают в тетради. Приводят самостоятельно примеры предложений, в которых употребляются разные знаки препинания |
4. Закрепление материала | - Давайте запишем функции каждого знака препинания в свои тетради: 1) Точка 2) Восклицательный знак 3) Вопросительный знак 4) Запятая 5) Точка с запятой 6) Тире 7) Двоеточие 8) Скобки 9) Кавычки 10) Многоточие Запишите в тетрадях и заключите в рамку роль тире, так как в этом году в контрольно-измерительных материалах появилось новое задание, связанное с постановкой тире в разных видах предложений: Тире ставится: 1) между подлежащим и сказуемым при наличии определенных условий; 2) после однородных членов перед обобщающим словом; 3) в БСП для выражения противопоставления; 4) в неполных предложениях. Сейчас вы выполните упр. № 373 с объяснением постановки тире и двоеточия. | Разделяет текст на значимые в грамматическом и смысловом отношении части. Предает соответствующую интонацию (радости, удивления, восторга, восхищения) Указывают на целевое назначение предложения или его эмоциональную окраску. Вызывает читателя на диалог . Разделение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части Выделение в предложении особо значимых частей, слов, не являющихся членами предложения. Членение текста на более значимые части, в которых уже есть запятые Пропуск связки в сказуемом (подлежащее и сказуемое – одна часть речи) Пропуск членов предложения Означает композиционную, интонационную, смысловую неожиданность. Привлекает и акцентирует внимание читателя Разъяснительно-пояснительная Выделение в предложении особо значимых частей, необходимые пояснения. Выделение цитат, передача «прямой речи» Подчеркивает незаконченность передаваемого содержания Выполняют упражнение № 373 |
5. Рефлексия | Прошу каждого записать в тетради и озвучить: что вы вспомнили из курса русского языка или узнали нового о постановке знаков препинания. | Записывают и озвучивают свои записи. |
6. Подведение итогов и объявление домашнего задания (упр. 380) | Прошу сдать рабочие тетради на проверку, по результатам которой будут выставлены оценки. Всех благодарю за активную работу на уроке. | Сдают тетради. Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе Ъ и Ь и их функции в современном языке
Урок повторения роли Ъ и Ь в русском языке...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»»
Методическая разработка представляет собой разработку урока русского языку в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»». Разработка адресована учителям русского языка, преподающим в 7 классе (неза...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)
Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой. При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...
Методическая разработка урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ" с презентацией к уроку
Методическая разработка представляет собой урок-практикум, на котором отрабатывается композиция сочинения по тексту. Содержание текста актуальное. Представлены готовых 2 сочинения по данному тексту, ...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)
Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....
ФГОС, Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе «Язык - важнейшее средство общения».
Урок разработан для учащихся с ОВЗ (задержка психического развития)....