Методическая разработка урока русского языка по теме "Пунктуация" 11 класс
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Канаева Тамара Васильевна

Известно, что до  XV века в книгах не было знаков препинания. Об этом мы узнаем из работ академика Д.С.Лихачева, который перевел на современный язык «Слово о полку Игореве».

О значении знаков препинания рассказал известный писатель К.Г.Паустовский. Однажды его знакомый писатель принес в редакцию рассказ, который был труден для восприятия, но интересен по теме. Корректор взял рукопись и поклялся, что исправит ее, не выбросив и не приписав ни одного слова… «На следующее утро, - вспоминал Паустовский, - я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.

- Это чудо! – сказал я. -  Как вы это сделали?

- Да просто расставил все знаки препинания… Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь…»

Мастера художественного слова справедливо сравнивают знаки препинания с нотами

- Прослушав отрывок из прозы К.Г.Паустовского, что бы вы могли сказать о значении знаков препинания?                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon punktuatsiya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЩКОЛА № 475

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе

по теме: «Пунктуация. Функция знаков препинания».

                                                                                 Учитель: Канаева Тамара Васильевна

г. Санкт-Петербург

2019 год

Методическая разработка урока  русского языка в 11 классе по теме: «Пунктуация.                                                                                                                       Функции знаков препинания»

Цели урока:

1) рассмотреть принципы пунктуации, охарактеризовать  знаки препинания;

2) определить функцию каждого из знаков препинания;

3) совершенствовать умения использовать основные приемы информационной обработки текста;

4) совершенствовать умения проводить пунктуационный анализ предложения;

5) определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации, грамматическим признакам и знакам препинания.

Структура урока: комбинированный; для достижения поставленных целей будут использованы приемы компетентностно-ориентированной технологии.

Методы обучения: частично-поисковый и исследовательский.

Оборудование: учебник: Власенков А.И. «Русский язык  и литература. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – 4-е изд. – М. :  Просвещение, 2017.   Дидактический материал.

Ход урока

                                            Действия учителя

         Действия обучаемых

1.Орг.момент

Приветствие. Объяснение целей и задач урока

Слушают. Делают записи в тетрадях.

2. Подготовка к восприятию материала. Мотивация.

Известно, что до  XV века в книгах не было знаков препинания. Об этом мы узнаем из работ академика Д.С.Лихачева, который перевел на современный язык «Слово о полку Игореве».

О значении знаков препинания рассказал известный писатель К.Г.Паустовский. Однажды его знакомый писатель принес в редакцию рассказ, который был труден для восприятия, но интересен по теме. Корректор взял рукопись и поклялся, что исправит ее, не выбросив и не приписав ни одного слова… «На следующее утро, - вспоминал Паустовский, - я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.

- Это чудо! – сказал я. -  Как вы это сделали?

- Да просто расставил все знаки препинания… Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь…»

           Мастера художественного слова справедливо сравнивают знаки препинания с нотами.

          - Прослушав отрывок из прозы К.Г.Паустовского, что бы вы могли сказать о значении знаков препинания?                                        

Ответы обучающихся:  

- Знаки   препинания помогают членить текст на  предложения, устанавливать связи и отношения между словами в предложении.              

3.Изучение нового материала

- А сколько знаков препинания в системе русской пунктуации в настоящее время?

- Давайте их назовем и охарактеризуем. А вы запишите их характеристики в тетради.

Точка (.)

Вопросительный знак (?)

Восклицательный знак (!)

Многоточие (…)

Запятая (,)

Точка с запятой (;)

Двоеточие (:)

Тире (-)

Кавычки («»)

Скобки ( ).

- Давайте вместе сделаем вывод о назначении знаков препинания.

Назначение знаков препинания – передавать синтаксическое и смысловое членение текста, а также основные черты интонации предложения на письме. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.

- Десять.

Записывают в тетради.

Приводят самостоятельно примеры предложений, в которых употребляются разные знаки препинания

4. Закрепление материала

- Давайте запишем функции каждого знака препинания в свои тетради:

1) Точка

2) Восклицательный знак

3) Вопросительный знак

4) Запятая

5) Точка с запятой

6) Тире

7) Двоеточие

8) Скобки

9) Кавычки

10) Многоточие

Запишите в тетрадях и заключите в рамку роль тире, так как в этом году в контрольно-измерительных материалах появилось новое задание, связанное с постановкой тире в разных видах предложений:

Тире ставится: 1) между подлежащим и сказуемым при наличии определенных условий;

2) после однородных членов перед обобщающим словом;

3) в БСП для выражения противопоставления;

4) в неполных предложениях.

Сейчас вы выполните упр. № 373 с объяснением постановки тире и двоеточия.

Разделяет текст на значимые в грамматическом и смысловом отношении части.

Предает соответствующую интонацию (радости, удивления, восторга, восхищения)

Указывают на целевое назначение предложения или его эмоциональную окраску.

Вызывает читателя  на диалог

.

Разделение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части

Выделение в предложении особо значимых частей, слов, не являющихся членами предложения.

Членение текста на более значимые части, в которых уже есть запятые

Пропуск связки в сказуемом (подлежащее и сказуемое – одна часть речи)

Пропуск членов предложения

Означает композиционную, интонационную, смысловую неожиданность.

Привлекает и акцентирует внимание читателя

Разъяснительно-пояснительная

Выделение в предложении особо значимых частей, необходимые пояснения.

Выделение цитат, передача  «прямой речи»

Подчеркивает  незаконченность передаваемого содержания

Выполняют упражнение № 373

5. Рефлексия

Прошу каждого записать в тетради и озвучить:  что вы вспомнили из курса русского языка или узнали нового о постановке знаков препинания.

Записывают и озвучивают свои записи.

6. Подведение итогов и объявление домашнего задания (упр. 380)

Прошу сдать рабочие тетради на проверку, по результатам которой будут выставлены оценки.

Всех благодарю за активную работу на уроке.

Сдают тетради.

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»»

Методическая разработка представляет собой разработку урока русского языку в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»». Разработка адресована учителям русского языка, преподающим в 7 классе (неза...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ" с презентацией к уроку

Методическая разработка представляет собой урок-практикум, на котором отрабатывается композиция сочинения по тексту. Содержание текста актуальное. Представлены готовых 2 сочинения по данному тексту, ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

ФГОС, Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе «Язык - важнейшее средство общения».

Урок разработан для учащихся с ОВЗ (задержка психического развития)....