| Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся
| УУД |
Организационный момент
| Приветствие. Мотивация к учебной деятельности Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Учитель: «Здравствуйте, дети. Проверим, всё ли готово у нас к уроку»
Учитель: «А чтобы наш урок был интересным, полезным для всех нас, мы должны выполнять правила, которые мы помним всегда. Давайте их озвучим». | Учашиеся включаются в деловой ритм урока, читая вместе стихотворные строки о порядке учебных принадлежностей на их рабочих столах: «Быть должны у нас в порядке Ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас такой: Всё, что нужно, под рукой.»
Дети попеременно с учителем произносят: «На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным, Говори всё чётко, внятно, Чтобы всё было понятно. Если хочешь отвечать, надо руку поднимать, Если друг стал отвечать, не спеши перебивать, А помочь захочешь другу, Подними спокойно руку». | Личностные: самоопределение.
|
«Мозговой штурм» Лингвистическая разминка | Повторение пройденного материала, обобщение ранее изученного | Учитель задаёт вопросы: «Что такое орфограмма? (Это ошибкоопасное место.) Зачем нам нужно знать орфограммы?(Мы должны быть грамотными людьми.)А какие орфограммы в корне мы с вами изучили на прошлых уроках?(Корни с чередованием –раст- ращ-рос-,-лаг--лож-Озвучьте, пожалуйста, эти правила. | Дети отвечают на вопросы, озвучивают правила о правописании корней с чередованием гласных О-А. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Регулятивные: самопроверка |
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. | Актуализация опорных знаний и способов действий на основе изученного материала по аналогии
| Учитель ставит учебную задачу: на слайде и на карточках(лежат у детей на партах) даны слова с пропущенными буквами в корне: росток, щётка, прилагательное, подросток, положить, расчёска, заросли, Ростов, жёлуди, выращенный, слагаемое ,отрасль. Разделите слова на группы, докажите свои действия».
| Учащиеся работают в парах, анализируют, сопоставляют, делают выводы.
Учащиеся проверяют правильную запись данных слов по слайду ,на котором все орфограммы вставлены(самопроверка).
| Познавательные: преобразование модели с целью выявления общих законов, установление причинно-следственных связей Логические : построение логической цепочки рассуждений Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, представление информации.
|
Формулировка темы и цели урока. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
| Создание учителем проблемной ситуации : «Со всеми ли словами вы справились? Почему возникли затруднения? Значит, вы что-то не знаете? Что же нам предстоит выяснить? Попробуйте сформулировать тему и цели урока ». | Определение темы и целей : «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова» Цели : «Научиться находить орфограмму в корне слова после шипящих, устанавливая позицию этой гласной (ударная или безударная). Подбирать однокоренные слова, доказывая данную орфограмму» . | Регулятивные : высказывают предположения на основе наблюдений. Формулируют тему, цели урока, записывают тему в тетрадь.
|
Открытие новых знаний. Наблюдение. | Открытие новых знаний учениками, формулировка орфограммы, систематизация, отработка навыков. | Учитель предлагает подумать над вопросом: «Ребята, как мы можем узнать правило о написании О-Е в корне после шипящих?» Учитель предлагает выполнить задания в группах: «На доске правильно записанные слова: жёлтый, чёрный, шёл, жёрдочка, пчёлы. Прочитайте их, спишите и выделите корень. Сравните их и попробуйте выяснить закономерности написания .Обратите внимание , в какой позиции (ударной или безударной)находятся гласные после шипящих в корне, постарайтесь подобрать к ним однокоренные слова. Затем учитель предлагает понаблюдать за ещё одной группой слов, которые относятся к исключениям и заимствованным словам. | Ученики отвечают, что правило можно прочитать в учебнике, также можно понаблюдать за словами и попробовать выявить определённые закономерности. Выявляют позицию гласной в корне, подбирают однокоренные слова и приходят к выводу о написании гласных в корне, таким образом формулируя правило. Наблюдая за словами-исключения- ми и заимствованными словами, делают вывод, что данные слова пишутся не по правилу, то есть являются исключением. Соотносят свои выводы с учебником, Совместное составление алгоритма. | Регулятивные: создание благоприятной атмосферы, заинтересованности, развитие монологической речи. Поиск путей решения проблемы. Осуществляют познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные : выделяют главное, свёртывают информацию до ключевых слов. Анализируют, сравнивают, делают выводы, устанавливают закономерности.
|
Усвоение новых знаний, их первичное закрепление
| Развитие учебно-языковых и орфографических умений. | Учитель предлагает выполнить упражнение из учебника: списать выборочно слова, вставить пропущенные орфограммы, обозначить графически. Тем, кто справится с работой быстро, учитель предлагает карточки: распределить слова в 2 группы(5-7 учащимся).
| Один учащийся пишет на доске, объясняя написание орфограммы. Остальные работают в тетрадях. В карточках ученики распределяют слова , мотивируют принцип, графически объясняют орфограммы (карточки сдаются учителю на проверку).
| Познавательные строят работу на основе алгоритма. Осуществляют познавательную рефлексию. Анализируют, сравнивают, группируют.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, слушают и слышат других, готовы корректировать свою точку зрения. Оказывают взаимопомощь, осуществляют взаимный контроль.
|
Физкультминутка |
|
|
|
|
Закрепление | Отработка и закрепление изученного иматериала,,выведение на уровень автоматизированного умственного действия | Учитель предлагает работу над этимологическим анализом слова «чесать»: подберите гнездо однокоренных слов от этого слова. Затем предлагает предложение с двумя словами из этого гнезда для синтаксического разбора: « Если б дали берёзе расчёску, изменила б берёза причёску.» Далее учитель предлагает детям (в группах) письмо (из мультфильма), где допущены ошибки на данную орфограмму. Ошибки необходимо исправить. | Дети работают с этимологическим словарём, подбирают однокоренные слова, записывают. Выполняют синтаксический разбор предложения, затем происходит взаимопроверка по правильному варианту на слайде. В группах работают над ошибками в письме, затем проверяют себя по слайду, исправляют ошибки, объясняя орфограммы.
| Коммуникативные: сотрудничество с учителем, сверстниками. Регулятивные: ищут пути решения проблемы. Осуществляют познавательную и личностную рефлексию. |
Подведение итогов. Рефлексия. | Обобщить, сделать выводы, | Учитель задаёт вопросы: «Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли мы её? Оцените свою деятельность (критерии выведены на слайде) и одноклассников (сигнальными карточками :зелёный – цель урока достигнута, красный – не достигнута.) | Ученики проговаривают цель, доказывая формулировкой правила. Оценивают свою работу. | Регулятивные : соотносят цели и результаты своей деятельности. Оценивают свою работу и определяют степень успешности работы всего класса.
|
Домашнее задание. | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
| Всем выучить теорию. Практическое задание по выбору: 1)упражнение,2)составить тест-лист на изученное правило из 10 слов.
| Задают вопросы по домашнему заданию. | Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
|