Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Конспект урока русского языка в 7 классе по обучению правописанию мягкого знака после шипящих на конце наречий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
г.Сарова Нижегородской области
Конспект урока по русскому языку в 7 классе
«Мягкий знак после шипящих на конце наречий»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Воскобойник Елена Борисовна
г. Саров
2013
Тема урока: «Ь после шипящих на конце наречий».
Класс: 7
Продолжительность занятия: 45 минут
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Место в системе уроков: первый урок по теме.
Цели урока:
Образовательные:
- Дать понятие о правописании Ь на конце наречий после шипящих.
- Научить различать наречия на шипящие и другие части речи.
- Научить использовать наречия на шипящие в устной и письменной речи.
Развивающие:
- Формирование познавательного интереса к русскому языку на основе соединения теоретического материала с пониманием его практического применения; соединения грамматического материала по русскому языку с основами культуры речи.
- Формирование умственных, учебных действий:
Анализа и синтеза – при анализе правильности построения высказываний; при анализе опорной схемы устного ответа и алгоритма действия; при анализе правописания слов.
Сравнения – через сравнение критериев написания Ь на конце разных частей речи после шипящих.
Обобщения и систематизации – при составлении устных ответов; через запоминание условий выбора изученной орфограммы; через постановку вопросов по изучаемой теме; через формулирование выводов по данной теме.
- Развитие действий контроля и самоконтроля: пошаговый контроль при отработке правила с помощью алгоритма; организация действий взаимоконтроля (работа в парах); выполнение упражнений на закрепление; формирование навыка различения условий написания Ь на конце наречий на шипящие и других частей речи.
- Развитие сенсорной сферы:
Восприятия: слухового и зрительного; памяти: словесно-логической, эмоциональной, наглядно-образной, моторной, долговременной, оперативной; внимания: произвольного, непроизвольного, целенаправленного, организованного; воображения: воссоздающего, творческого.
- Развития речи: обогащение и осложнение смысловых функций речи как основного инструмента обучения; развитие коммуникативных умений и навыков; обогащение словарного запаса учащихся; развитие монологической речи; расширение кругозора учащихся; овладение изобразительно-выразительными средствами языка.
Воспитательные:
- Воспитание требовательности к себе: трудолюбия, дисциплинированности, добросовестности, ответственности.
- Воспитание товарищества, гуманности, деликатности, способности к взаимовыручке.
- Воспитание чувства долга, ответственности перед коллективом, чувства сопереживания, умения радоваться успехам других, максимальной работоспособности.
- Воспитания бережного отношения к родному языку, патриотизма.
Оборудование: презентация темы (алгоритм, таблица, иллюстрация с картины).
Раздаточный материал: приложения к учебному материалу урока, личный лист самооценки учащихся.
Структура урока:
- Оргмомент.
- Активизация мыслительной деятельности. Психологическая подготовка к изучению новой темы.
- Сообщение темы, постановка целей и задач.
- Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.
- Составление алгоритма. Первичное закрепление знаний. Применение знаний на новом языковом материале.
- Пауза отдыха.
- Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретённых знаний и умений.
- Подведение итогов урока.
- Задание на дом.
Диагностика ЗУН
Знать условия выбора правильного написания Ь на конце наречий на шипящие.
Уметь различать наречия и другие части речи.
Уметь самостоятельно находить наречия на шипящие в языковом материале.
Уметь правильно употреблять наречия на шипящие в устной и письменной речи.
Метод частично-поисковый (учащиеся приобретают новые знания, оперируя имеющимися), параллельно использован репродуктивный метод как вспомогательный, ориентированный на третью группу учащихся.
Исходный уровень ЗУН, необходимый для усвоения темы «Написание Ь на конце наречий»:
- знают, что изучает морфология и орфография;
- знают морфологические признаки наречия как части речи;
- знают, что такое имя существительное, глагол, имя прилагательное;
- знают правила употребления Ь в данных частях речи;
- умеют различать второстепенные члены предложения, выделять обстоятельства.
Ход урока
I этап урока. Оргмомент (1 мин.)
Обоснование: мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке.
Деятельность учителя: явка на урок, готовность рабочих мест, санитарное состояние класса, настроение учеников. Эти вопросы учитель обязан не оставить без внимания.
Деятельность учащихся: дежурные помогают решать на перемене организационные вопросы. Рапорт учителю о готовности класса начать учебную деятельность.
II этап урока. Актуализация мыслительной деятельности. Познавательная мотивация. Психологическая подготовка к изучению новой темы (4 мин.)
Обоснование: создание проблемной ситуации установка на запоминание и практическое применение новых знаний.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
СЛАЙД №2 Учитель предлагает ученикам решить лингвистическую задачу: - Какой вид орфограммы объединяет все слова со спорным написанием? - Написание слова в каком из словосочетаний вы не можете объяснить? - Какова же тема нашего урока? СЛАЙД №3 - Цели урока: - познакомиться с правилом правописания Ь на конце наречий после шипящих; - сформировать и закрепить навыки написания Ь после шипящих в сущ., глаг., прилаг., нареч.; - выработать умение выявления данной орфограммы и включения её в связный рассказ. - Каково может быть значение данной темы в учебном материале раздела «Наречие»? | Ученики работают со словосочетаниями устно. - Написание Ь на конце слов после шипящих. - Открыты настеж(?). т.к. написание Ь на конце наречий после шипящих мы ещё не изучали. Учащиеся формулируют тему урока. - Знание этой темы поможет нам грамотно употреблять наречия на шипящие. |
III этап. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. (5 мин.)
Обоснование: вводятся языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия; анализируется формулировка понятия, данная в учебнике. Наблюдения проводятся на материале орфографического правила в учебнике.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Вопросно-ответная беседа: - От чего зависит выбор написания Ь на конце наречия? (Назовите условие выбора написания Ь на конце наречия после шипящей.) Фиксация результата работы по первичному восприятию правила: - Поднимите руку те, кто затрудняется при работе с данным правилом. Есть ли вопросы по формулировке? Если у кого-то они и есть, разрешить их поможет алгоритм. - Что такое алгоритм? Какова цель его составления? | - Выбор написания Ь на конце наречия зависит от шипящей. Ь пишется после Ш и Ч. После Ж Ь не пишется. Исключение – настежь. - Двумя чертами подчёркиваем условие выбора, одной чертой – Ь, над словом пишем: наречие, исключение отмечаем в скобках после слова. - Алгоритм – ключ к решению. Составляя его, мы ещё раз прорабатываем правило через зрительное восприятие. |
IV этап. Составление алгоритма. Применение его в практической деятельности по первичному закреплению знаний. Применение новых знаний на языковом материале (10 мин.).
Обоснование. Алгоритм (его составление) – это аналитико-синтетическая работа, требующая понимания теоретического материала. Тренировка зрительной памяти и образного мышления. Помогает развивать логическое мышление и выбирать правильное решение. Особенно необходим слабым учащимся. Данный этап позволяет выявить первичный уровень закрепления знаний, проверить умение рассуждать в соответствии с приобретёнными умениями различать условия выбора написания Ь на конце наречий после шипящих.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
СЛАЙД №4 - Почему алгоритм представлен в образе сердца? - Воспользуемся алгоритмом при выполнении упражнения 263. Первый уровень – исходное задание. Второй уровень – дополнительное по заданию в учебнике. Во время выполнения данного упражнения учащиеся работают самостоятельно, затем сверяются с доской. Трое, успевшие выполнить второй уровень до проверки работы на доске, получают оценки. Сильные учащиеся оценивают работу справившихся ранее. Фиксация результативности работы на данном этапе – взаимопроверка в парах. | - По опорным словам: уж, замуж, невтерпёж. На доске работают два человека. Проверяя задание на доске, одноклассники сами оценивают ответы, задают дополнительные вопросы по изученному ранее материалу. Консультанты докладывают учителю о результатах работы. |
V этап. Пауза отдыха. Учащиеся разминаются. (1 мин.)
Обоснование: проявление внимания к здоровью детей, их работоспособности.
VI этап. Закрепление и обобщение приобретённых знаний и умений.
(18 мин.)
Обоснование. Овладение способами действия по правилу, алгоритмическими предписаниями, таблицей. Выполнение аналитико-синтетических упражнений частично-поискового типа. Проверяется усвоение орфографического правила, умения выделять наречия на шипящие среди других частей речи в словосочетаниях, предложениях, связном тексте. Развитие речевых навыков учащихся, привитие норм правильной речи. Обобщение изученного. Итоговое закрепление приобретённых ЗУН.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
СЛАЙД №5 Таблица по написанию Ь в различных частях речи. Работа с дидактическим материалом по данной теме (приложение к уроку). СЛАЙД №6 - иллюстрация с картины К.Юона «Конец зимы. Полдень». Развитие связной речи. Виды контроля и фиксации знаний:
| Выполняют разноуровневые задания трёх приложений. Самостоятельно выбирают уровень выполнения работы в соответствии с осознанием собственного уровня усвоения и отработки данного правила и результативностью деятельности на уроке. Составляют и записывают миниатюру по картине с привлечением речевого материала по изученному орфографическому правилу – наречий на шипящие. Объясняют написание в соответствии с правилом. Обобщение изученного – выполнение теста по вариантам с последующей самопроверкой. |
VII этап. Подведение итогов урока (3 мин.)
Обоснование. Осуществление принципа «обратной связи», развитие познавательной активности учащихся, пробуждение любознательности. Учитель в соответствии с выбором учащихся делает вывод об усвоении темы и желании учащихся работать. Проверяется объективность самооценки по шкале продуктивности деятельности каждого ученика на уроке.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Вопросно-ответная беседа: - Какова была цель урока? - Добились ли вы результатов? - О чём узнали? Чему научились? -Пригодятся ли вам ЗУН, полученные на уроке? (Слайд №8). | Заполняют листы самооценки результативности деятельности на уроке, затем сдают задания, выполненные в приложении, и листы самооценки. |
VIII этап. Задание на дом (1 мин.)
Обоснование (предыдущий этап).
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Упр. 266. Заполнить таблицу из упр. 266 двумя-тремя примерами на каждую часть речи из упр. 265. Учитель благодарит учащихся за внимание и работу на уроке. | Записывают домашнее задание в дневники. Благодарят учителя за урок. |
Ф.И. ученика_______________
Приложение № 1. «Найди слову пару»
(Первый уровень). Задание: сгруппируйте слова в зависимости от того, какими частями речи они являются. Объясните их написание.
(Второй уровень). Задание: сгруппируйте слова в зависимости от того, какими частями речи они являются. Объясните их написание. Одно из наречий используйте при составлении простого предложения. Выполните морфологический разбор данного наречия.
Пустош(?), горяч(?), сбереч(?), среди туч(?), видиш(?), летуч(?), настеж(?).
Приложение № 2. «Наречия в поэтической речи».
(Первый уровень). Задание: найдите и выпишите из данных поэтических текстов наречия на шипящие. Объясните их правописание, определите синтаксическую роль.
(Второй уровень). Задание: найдите и выпишите из данных поэтических текстов наречия на шипящие. Объясните их правописание, определите синтаксическую роль. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор в своих произведениях?
Но меркнет день – настала ноч(?); Ещё земли печален вид,
Пришла – и, с мира рокового А воздух уж(?) весною дышит,
Ткань благодатную покрова И мёртвый в поле стебль колышет,
Сорвав, отбрасывает проч(?)… И елей ветви шевелит.
И бездна нам обнажена Ф.И.Тютчев
С своими страхами и мглами,
И не преград меж(?) ей и нами –
Вот отчего нам ноч(?) страшна!
Ф.И.Тютчев
Приложение № 3. «Сам себе автор».
(Первый уровень). Задание: используя иллюстрацию с картины К.Юона «Конец зимы. Полдень.» и опорные словосочетания с наречиями на шипящие (терпеть невмоч(?), залито сплош(?), гонит проч(?), распахнутые настеж(?), уж(?), невтерпёж(?), томиться взаперти, несутся вскач(?), запишите миниатюру «Ожидание весны». Объясните правописание наречий.
(Второй уровень). Задание: используя иллюстрацию с картины К.Юона и опорные словосочетания с наречиями на шипящие (приведены выше), запишите миниатюру «Ожидание весны», осложняя предложения обособленными определениями и обстоятельствами. Объясните правописание наречий.
Приложение № 4 Тест по теме «Мягкий знак после шипящих на конце наречий».
I вариант.
1. Какое утверждение является неверным?
А. Мягкий знак на конце наречий пишется после букв ш, ч и ж.
Б. После буквы ж Ь на конце наречий пишется только в слове настежь.
В. На конце наречий уж(?), замуж(?), невтерпёж(?)Ь не пишется.
2. Найди строку, в которой даны только наречия на шипящие.
А. Проч(?), меж(?), лиш(?).
Б. Настеж(?), навзнич(?), замуж(?).
В. Думаеш(?), вскач(?), плач(?).
3. Найди строку, в которой даны только словосочетания с наречиями, на конце которых пишется мягкий знак.
А. Превозмоч(?) боль, ожидать невмоч(?), кроткая доч(?).
Б, Мечтаеш(?) о лете, юркий уж(?), усеяно сплош(?).
В. Открыты настеж(?), бить наотмаш(?), упасть навзнич(?).
4. Найди предложение с наречием(-ями), на конце которого(-ых) не пишется мягкий знак.
А. Ждать уж(?) было невтерпёж(?), поэтому друзья удалились.
Б, На гору не хотелось подниматься, было опасение упасть навзнич(?).
В. Наступала осень, и окна настеж(?) открывать никто не хотел.
5. Найди предложение с наречием, в написании которого допущена ошибка.
А. Маленькие забавные пони вскачь носились по парку.
Б. Уж в нашем доме всегда рады гостям.
В. Поле сплош было засеяно рожью.
Приложение № 4 Тест по теме «Мягкий знак после шипящих на конце наречий».
II вариант.
1. Какое утверждение является неверным?
А. На конце наречий уж(?), замуж(?), невтерпёж(?), Ь не пишется.
Б. После буквы ж Ь на конце наречий пишется только в слове настеж(?).
В. Мягкий знак на конце наречий пишется после букв ш, ч, ж.
2. Найди строку, в которой даны только наречия на шипящие.
А. решаеш(?), проч(?), меч(?).
Б, Ключ(?), меж(?), стереч(?).
В. Наотмаш(?), невтерпёж(?), сплош(?).
3.Найди строку, в которой даны только словосочетания с наречиями, на конце которых пишется мягкий знак.
А. Береч(?) честь, потерять ключ(?), встретиться в полноч(?).
Б. Уйти проч(?), пуститься вскач(?), опрокинуться настеж(?).
В, Выйти замуж(?), распахнуть настеж(?), терпеть невмоч(7).
4. Найди предложение с наречием(-ями), на конце которого(-ых) не пишется мягкий знак.
А. Старики ждали внука долго, а как стало невтерпёж(?), отправились к нему.
Б. Ждать уж(?) было невтерпёж(?), хотелось бежать проч(?).
В. Из окна напротив был слышен детский плач(?).
5. Найди предложение с наречием, в написании которого допущена ошибка.
А. Неумелый и неопытный всадник упал с коня навзничь.
Б.Мальчик ждал предстоящего праздника – старшая сестра выходила замужь.
В. Спустившись с горы, путники пустили коней вскачь.
Лист самооценки результативности деятельности на уроке по теме «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»
Ф.и. ученика__________________________________
Результативность моей деятельности в течение урока на данных его этапах я оцениваю так (в баллах от 0 до 5):
- Решение лингвистической задачи____
- Работа с учебником______
- Отработка знаний.
Работа с приложением № 1 «Найди слову пару»______
- Работа с приложением № 2 «Наречия в поэтической речи»______
- Работа с приложением № 3 «Сам себе автор» ________
- Работа с приложением № 4 «Тестовые задания»______
Какой этап понравился больше (+) , вызвал затруднения (-):
- Решение лингвистической задачи_____
- Работа с учебником ______
- «Найди слову пару»______
- «Наречия в поэтической речи»______
- «Сам себе автор»______
- «Тестовые задания»_____
Итоговая оценка моей деятельности на уроке______
Список использованной литературы
Русский язык 7 класс: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/под ред. Баранова М.Т. – М.: Просвещение, 2008
Источники иллюстраций:
Картина К.Юон «Конец зимы. Полдень»: http://design.tristan.ru/pictures_pejaz.phtml?fn=134
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку на тему "О и А на конце наречий"
Конспект урока по русскому языку в7 классе на тему "О и А на конце наречий"...
Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих в корнях слов" 5-й класс
Цель урока:1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной ...
Урок русского языка "Правописание О-Е после шипящих на конце наречий"
Открытый урок по русскому языку ФГОС. Тема: " О и Е после шипящих в суффиксе наречий"...
конспект урока по русскому языку - тема: "Правописание гласных после шипящих"
Ознакомление учащихся с правописанием гласных после шипящих: ча-ща, чу-щу, жи-ши.Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической зоркости....
Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий. ...
Конспект урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Урок предназначен для учащихся 7 класса...
Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих "
Учащиеся должны не только формировать представление о способе выбора о-ё после шипящих в корне слов и умение определять, комментировать условия такого написания,но и формировать умение учит...