Конспект урока по теме «Буквы о — ё после шипящих в корне» в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Подробный конспект урока русского языка в 5 классе.
Учебник Т.А. Ладыженской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass._konspekt_uroka_po_teme_bukvy_o_-_yo_posle_shipyashchih_v_korne.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Буквы о — ё после шипящих в корне»
П.: Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Открываем тетради, подписываем число и кл. работа. Тема сегодняшнего урока «Буквы о — ё после шипящих в корне». Сегодня нам предстоит познакомиться с правилом правописания букв о — ё после шипящих в корне, сформировать умение применять правило, закрепить изученную орфограмму. Начнем урок с проверки домашнего задания. Есть отдельные задания на карточках. Желающие заработать оценку? Хорошо. Сделаете карточки, поднимите спокойно руку. Как только выполните задание, присоединяйтесь к работе класса. Скажите, ребята, какое правило вы изучили на прошлом уроке? Полный ответ с примерами у доски.
У: На прошлом уроке мы изучали правописание букв ы — и после ц. Буква и после ц пишется в корнях слов и словах на ция. Например, акация — после ц пишется и,так как слово на ция, цинк — в корне слова цинк пишется и. Буква ы пишется в окончаниях и суффиксах, например, у царицы — в окончании пишется ы. Ы пишется также в корнях слов-исключений: цыпленок, цыган, цыкнуть, на цыпочках.
П: Спасибо, молодец. Теперь открываем учебник на странице 40, упражнение 465. Будем работать с изменением задания. Вам необходимо прочитать текст и озаглавить его. Степан, пожалуйста, выразительно прочитай нам текст.
У: Что общего между циркулем и цирком. Я рассудил так: главное в цирке – это арена. На ней выступают акробаты, жонглеры, дрессировщики и фокусники. А арена какая? Круглая. Так же, как и здание самого цирка. Но ведь и циркуль имеет отношение к кругу. Он его чертит. Значит, именно круг как раз то, что роднит циркуль и цирк. А потом я прочел в словаре, что оба слова произошли от одного и того же латинского слова «циркулюс», что значит “круг, окружность”.
П: Спасибо, молодец. Скажите, над чем задумался автор?
У: Он рассуждал, что может быть общего между циркулем и цирком.
П: К какому выводу он пришел?
У: И циркуль, и цирк имеют отношение к кругу.
П: Что прочел автор в словаре? Какими словами являются цирк и циркуль?
У: Цирк и циркуль произошли от одного слова «циркулюс», это родственные слова.
П: А теперь подумайте, как можно озаглавить этот текст?
У: Родственные слова; что общего между цирком и циркулем?
П: Хорошо. Теперь ваша задача — выписать из первого абзаца слова на изученное правило на прошлом уроке, обозначить орфограмму. Никита, пожалуйста, прочитай, какие слова ты выписал с объяснением орфограммы.
У: Циркулем — в корне слова циркуль после ц пишется и; цирком— в корне слова цирк после ц пишется и; цирка — в корне слова цирк после ц пишется и; циркуль в корне слова циркуль после ц пишется и.
П: Хорошо, молодец. Скажите, ребята, чем являются слова циркуль — циркулем, цирка — цирком ?
У: Это формы слова.
П: Молодцы. Теперь приступаем к новой теме «Буквы о— е после шипящих в корне». Внимание на доску. Ван необходимо вставить пропущенные слова, обозначить орфограммы.
береч.. ш..лк
услышиш.. ш..пот
ра(с, сс)мотреть ж..лудь
У: Беречь — глагол, на конце пишется Ь, шелк — в корне Ё, услышишь — глагол 2 лица ед.числа, в окончании пишется Ь, шепот — в корне Ё, рассмотреть — две с, одна относится к корню, другая к приставке, желудь — в корне Ё.
П: Обратим внимание на существительные. Какой гласный слышится под ударением в корне слова? А какую гласную букву пишем?
У: Произносим о. А пишем Ё. ШЕлк, шЕпот, жЕлудь.
П: Открываем учебник на странице 37, читаем первую правило.
У: В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о. Шелк — в корне после шипящей ш под ударением пишется Ё. Слова-исключения: крыжовник, шорох, шомпол, шов, капюшон.
П: Хорошо. Выполняем упражнение 457. Слово щеголять обозначено звездочкой, поработаем с толковым словарем. Открываем страницу 166. Максим, прочитай нам значение слова.
У: Щеголять — 1)нарядно одеваться. 2) выставлять что-либо напоказ.
П: Хорошо, теперь вернемся к упражнению. Работаем с изменением задания. Подберите к данным словам однокоренные, в которых гласная после шипящей находится под ударением. Работаем вместе, начинаем с первого ряда.
У: Шелковистый — шелк, в корне под ударением после шипящей пишется Ё.<…>
П: Внимание на доску. В правиле вам даны слова-исключения. К ним также относится слово обжора. Все слова-исключения записаны на доске. Кто-нибудь может объяснить значение слова шомпол?
У:Нет.
П: Шомпол — металлический, деревянный или комбинированный стержень для чистки и смазки канала ствола стрелкового или охотничьего оружия, для выталкивания застрявших гильз.
Итак, ваша задача придумать и записать с этими словами словосочетания, обозначить орфограммы. Например,
спелый крыжовник, металлический шомпол, тихий шорох, крепкий шов, рваный капюшон.
У: <...>
П: Важно не путать одинаково звучащие глаголы и существительные. Правописание гласных после шипящих в корне слова у них различны. Так, глаголы: ожёг руку, поджёг крышу, а существительные: ожог руки, поджог дома. Различить их можно с помощью значения, исходя из контекста, то есть с помощью соседних слов. Внимание на доску. Четверостишие на запоминание слов.
Преступник ночью дом поджёг,
Но, совершив такой поджог,
Он и лицо себе обжёг –.
Так, получив большой ожог,
Он был наказан за поджог.
Найдите здесь существительные и глаголы с гласной в корне после шипящих, обозначьте орфограмму.
У: Поджег — глагол, после шипящей пишется Ё, поджог — существительное, после шипящей пишется о.<…>
П: Вам необходимо с этими словами придумать словосочетания, указать именное или глагольное словосочетание.
У: <...>
П: Теперь открываем страницу 38 учебника. Читаем теоретические сведения.
У: В некоторых словах после шипящих в безударном положении пишется буква о. Это слова с непроверяемой безударной гласной. Правописание их нужно запомнить.
П: Внимание на доску. Шоколад, жокей, жонглер, шофер, шоссе — правописание данных слов необходимо запомнить. Выполняем упражнение 459.Работаем с изменением задания. Здесь вам даны слова с непроверяемой гласной в корне, с буквами о-е после шипящих в корне и слова-исключения. Вам необходимо распределить их в два столбика 1) слова с непроверяемой гласной в корне 2) буквы о — е после шипящих в корне и слова-исключения на это правило. Обозначить орфограммы, работаем. Двое работают у доски, остальные в тетрадях. Те, кто справится быстрее, составьте словосочетания с двумя словами с непроверяемой гласной в корне слова.
У: Первый столбик — шоссе, шофер, жокей, жонглер, шоколад, шотландец; второй столбик — пришел, расческа, щетка, расчет, челка, решетка, шорох.
П: Итак, подведем итоги. Какое правило мы сегодня изучили на уроке?
У: Мы изучили правописание букв о— е после шипящих в корне. В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о. Шелк —в корне после шипящей ш под ударением пишется Ё.
П: какие слова-исключения мы узнали?
У: Крыжовник, шорох, шомпол, шов, капюшон, обжора.
П: Как называются слова, в которых после шипящих в безударном положении пишется буква о? Приведите примеры.
У: Слова с непроверяемой гласной в корне слова. Например, шофер, шоссе, шоколад, жокей, жонглер.
П: Правописание каких слов следует не путать?
У: Существительных и глаголов. В существ. пишется о, в глаголах ё.
П: Теперь откройте дневники и запишите домашнее задание. Параграф 86 правило, упр.458.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...
Конспект урока по теме "буквы О-Ё после шипящих"
Урок по теме "Буквы О-Ё после шипящих " представляет собой урок повторения и знакомства с новым материалом на основе уже изученного материала.Постороен в виде путешествия, с применением современных пе...
Урок русского языка в 5классе на тему: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"
Урок составлен по программе Р.Н.Бунеева кучебнику: "Бунеев Р.Н.Русский язык.5кл.М. :Баласс,2012", материалы урока подобраны из интернета и методических пособий к учебнику, созданных авторами учебника....
Открытый урок в рамках методического дня "От успехов школы к успехам ученика" по теме "Буквы О-Ё после шипящих в корне слов"
Открытый урок в рамках методического дня "От успехов школы к успехам ученика"...
Урок русского языка по теме: «Буквы ё–о после шипящих в корне»
Урок русского языка по теме: «Буквы ё–о после шипящих в корне».Урок для 5 класса.Программа по русскому языку для 5—9 классов общеобразовательных учреждений под ред. Т.А. Ладыже...
Урок русского языка в 5 классе на тему «Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов».
Цель: добиться осознанного правописания букв О-Ё после шипящих в корнях слов.Задачи:- образовательные: организовать деятельность учащихся по выявлению правила употребления «Букв О-Ё после шипящи...
Разработка урока на тему "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"
Данный урок составлен по ФГОС с учетом возрастных особеннойтей пятиклассников....