Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: "Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_5_klasse._rayonnyy_seminar_2010g.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 5-м классе на тему "Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных".
Цели урока:
• отработка способа действия при выборе написания О-Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц;
• формирование умения применять правило написания О-Е после шипящих и Ц.
Тип урока: урок – изложение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Упражнение 359 (устно) – Образуй от данных слов существительные с суффиксом – чик (щик). Морфемный разбор слов: зимовщик, переписчик.
- В каких случаях пишутся буквы ч и щ в суффиксе имен существительных –чик (-щик). (После букв д,т,з,с,ж пишется буква ч, в остальных случаях буква щ.
III. Повторение.
– Работа по карточкам в 2-х вариантах. (Приложение)
– Устная синтаксическая минутка. (Проводится с теми учащимися, которые не работают по карточкам)
Задание. Составьте предложения по данным схемам, используя в них предложенные слова. Объясните постановку знаков препинания. (Удачные предложения записать в тетради).
• [ ], и [ ] шорох
• А: «П» желтый лист
• «П?» – а крыжовник
– Задание для учащихся всего класса
Запись словосочетаний с пояснением и графическим выделением орфограммы «Буквы Е-О после шипящих в корне слова».
Трудолюбивые пчелы, спелый крыжовник, желтый одуванчик, мягкая шерстка, тихий шепот, ровный шов.
– Ребята, в какой морфеме находится орфограмма? (В корне) Как она называется? ( «Буквы Е-О после шипящих в корне слова»).
– Что называется корнем? (Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.)
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой орфограммой «Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
Запись темы урока в тетрадях. «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»
– Что называется окончанием ? ( Окончание – это изменяемая часть слова, в которой заключено его грамматическое значение. Окончание образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.)
IV. Объяснение нового материала.
На доске изображена таблица.
Падеж, число | О | Е |
И.п. ед.ч. | Кольцо | Солнце |
Т.п. ед.ч. | Свечой | Тучей |
Р.п. мн.ч. | Борцов | Горцев |
Наблюдения по таблице, выполнение заданий
• Какой частью речи являются данные слова? (Имена существительные)
• Что такое имя существительное? (Имя существительное – часть речи, которая имеет общее грамматическое значение «предмет». «Предмет» в грамматике – это то, о чем можно спросить «кто это?» или «что это?». Имя существительное имеет морфологические признаки рода, числа, падежа. В предложении имя существительное чаще всего бывает подлежащим или дополнением.)
• В какой части слова выделены буквы О и Е? (В окончании)
• После каких согласных стоят эти буквы? (После шипящих и Ц)
• Определите ударение в словах.
Выводы из наблюдений.
Сформулировать правило пытаются ученики. Учитель обобщает выводы учащихся.
Проговаривается орфограмма «Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных»
После шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква О, без ударения – буква Е.( стр.18 учебник)
V. Закрепление изученного материала.
- Задание. Вставьте буквы. Запишите слова с орфограммой «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных» в два столбика.
- крыш..й, дач..й, рощ..й, мяч..м, улиц..й, удач..й, ключ..м, колодц..в, дворц..в, калач..м.
Физкультминутка.
Буратино подтянулся,
Раз качнулся, два качнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, верно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать
Запись словосочетаний с комментированием. Составьте словосочетания с данными словами. В каких словах в окончании пишется О, а в каких Е ? Почему?( устно)
На доске:
Быть | храбрец |
Стать | молодец |
Познакомиться | горец |
С помощью какого суффикса образованы названия лиц (людей) по месту их жительства? (-ец)
- Задание. Поставьте данные в скобках имена существительные в нужном падеже. Запишите.
1.Дорога за берёзовой (роща) поворачивала налево. 2.Бригада (врачи) выехала в районы, заражённые эпидемией. 3.Дети с удовольствием ели бульон с (лапша). 4.Мама резала (нож) овощи для салата. 5.Я поехал отдыхать вместе с (товарищ).
- Графически обозначьте условия выбора о и е.
- Выполнение заданий упражнения 363
Т.п. ед. ч. | Р.п. мн. ч. |
мудрецом | мудрецов |
безумцем | безумцев |
упрямцем | упрямцев |
отцом | отцов |
пловцом | пловцов |
счастливцем | счастливцев |
старцем | старцев |
горцем | горцев |
молодцем | молодцев |
гостинцем | гостинцев |
добровольцем | добровольцев |
колодцем | колодцев |
РЕЗЕРВ.
- Повторение пройденного. Задание. Определите склонение, падеж имён существительных, впишите окончания.
Море
Петя добрался до первой мел.. . Сердце у
мальчика забилось от радост.. У Пети в
коллекци.. был всего один морской конёк, а
здесь их было так много. Но вдруг Петя
увидел на обрыв.. отца, который звал его.
Голос отца вернул Петю к горькому чувству
разлук.. с мор.. .
(В.Катаев)
V. Подведение итогов урока
Ребята, в каком случае после шипящих и Ц в окончаниях существительных пишется буква О, в каком – Е ?
VI. Запись домашнего задания
Упражнение 364. – Спиши, распределяя слова по двум колонкам: с буквой О в окончании и с буквой Е в окончании. Графически обозначь условия выбора орфограммы.
Выучить наизусть правило учебника ( стр. 18 ).
Приложение №1
Карточка № 1
Прочитайте предложение. Применяя свои знания, впишите недостающее.
Природа – это волшебник, она не только дарит нам радость, но и с…здает разные уд…вительные вещи, надо только нагнут(?)ся и поискать их.
(Что?) Природа – (впиши часть речи____________________), так как
1.Обозначает _______________________
2. Имеет морфологические признаки: ____________ (одуш./неодуш.),
____________ (собств./нариц.), _____род., _____скл., _____число,
_____ падеж.
3. В предложении выполняет роль _____________
Карточка № 2
Прочитайте предложение. Применяя свои знания, впишите недостающее.
Туманным весенн…м утром шел лесом, возвр…щался с глухариного тока человек.
(Кто?) Человек – (впиши часть речи____________________), так как
1.Обозначает _______________________
2. Имеет морфологические признаки: ____________ (одуш./неодуш.),
____________ (собств./нариц.), _____род., _____скл., _____число,
_____ падеж.
3. В предложении выполняет роль _____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц"
Урок (открытие новых знаний ) русского языка в 5 классе по учебнику М. Разумовской. Форма работы - групповая....
Презентация к уроку по русскому языку 5 класс на тему: "Правописание О - Е после шипящих и ц в окончаниях существительных".
Правописание О - Е после шипящих и ц в окончаниях существительных....
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:"Правописание приставок при- и пре-".
Правописание приставок при- и пре-....
Русский язык. 7 класс. Тема "Буквы О и Е после шипящих на конце наречий". Конспект урока
Цели урока: объяснение нового материала, формирование умения выделять оьфограмму; составление алгоритмов....
Русский язык. 7 класс. Тема "Буквы О и Е после шипящих на конце наречий". Презентация к уроку
Цели урока: объяснение нового материала, формирование умения выделять оьфограмму; составление алгоритмов....
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Правописание частицы не с глаголами, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Правописание частицы не с глаголамиЦели деятельности учителя: актуализация знаний о единственном и множественном числе глаголов; ознакомление с правилом написания ча...
Урок. Русский язык. 6 класс. "Буква Ь на конце наречий после шипящих".
Технологическая карта урока по русскому языку. 6 класс....