Конспект урока по теме "буквы О-Ё после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Хорошилова Светлана Алексеевна

Урок по теме "Буквы О-Ё после шипящих " представляет собой урок повторения и знакомства с новым материалом на основе уже изученного материала.Постороен в виде путешествия, с применением современных педагогических технологий , что позволяет в игровой форме доступноусвоить новый материала и повторить изученный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА,

данного в 7б классе

гимназии №8 г.Можги УР

Тема: Буквы О – Е после шипящих на конце наречий.

Цели:

  1. Познакомить с правилами написания букв О – Е после шипящих на конце наречий;
  2. Повторить правописание букв О – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных;
  3. Систематизировать знания о наречии;
  4. Способствовать развитию связной речи учащихся в устной и письменной форме;
  5. Закреплять умение работать в группах.

Оборудование: учебник «Бунеевы. Русский язык. 7 класс», «бортовой журнал», сигнальные карточки, наглядность на доску, карточки с заданиями, жетоны.

ЭТАПЫ УРОКА

СОДЕРЖАНИЕ

ПРИМЕЧАНИЕ

1.Орг. момент. Нацели-вание. Мотивация.















2. Повторе-ние ранее изученного






































3. Знакомство с новой темой.

















4. Закрепле-ние изучен-ного.



















































































5. Итог урока.







6. Д/ з.


7. Дополни-тельное задание.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Сегодня мы отправляемся в путешествие по островам Океана Орфографических Знаний. Во время нашего путешествия мы встретимся с законами Орфографии, постараемся доказать знание этих законов, т.к. они помогут нам в выполнении заданий. А может быть, мы сможем даже открыть новый Закон Орфографии, который необходим нам для дальнейшего изучения темы «Наречие».

- Поплывем мы на кораблях. Они лежат у вас на столах. Придумайте название кораблю, впишите фамилии членов команды. В команде 5 человек. Выберите капитана-консультанта, который будет фиксировать ваш курс в «бортовом журнале». От дружной и слаженной работы всех команд будет зависеть наше благополучное возвращение домой. На кораблях есть фонарь-сигнал, который будет сигнализировать следующее: зеленый – готовы плыть дальше, красный – нужна помощь.


         ПОДГОТОВКА К ПЛАВАНИЮ

 - Отправляясь в плавание, мореплаватели запасаются провизией. В нашем плавании провизией служат знания о наречии. Проводим игру «Аукцион».

Учащиеся называют признаки наречия, за правильный ответ получают жетон. Тот, кто наберет большее количество жетонов, и последний, указавший признак наречия, получает отметку «5».

- Итак, отправляемся в путь. Мы в Океане Орфографических знаний. Приближаемся к острову.


 Но вот беда: некоторых жителей этого острова захватили в плен злые медузы. Освободить их поможет только Королева Ударение. Как вы думаете, почему?

Карточка № 1.

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните условия выбора орфограмм. Вспомните и расскажите правила.

Меч..м, ландыш..м, кореш..к, лягуш..нок, оконц..м, малыш..м, гусениц..й, ковш..м, каш..й, хрящ..м, творож..к, ремеш..к, барсуч..нок, медвеж..нок, меж..й.


- Какой Закон Орфографии нам встретился? Докажите его.

- Плавание продолжается. На нашем пути следующий остров. Здесь еще утро, и жители острова не проснулись. Попробуем их разбудить.

- Какой Орфографический Закон нужно вспомнить, чтобы жители острова проснулись? Посмотрите на карточку.

Карточка №2.

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните условия выбора орфограмм. Вспомните и расскажите правила.

Охотничья тропка растворилась в камыш..вых зарослях. Егорушка умылся, надел кумач..вую рубаху. Для туристского похода я купил больш..й вещ..вой мешок.


- Посмотрите, вот еще остров! Здесь часто бывает извержение вулканов и рождается новый Закон Орфографии.


- Как вы думаете, какой закон может здесь появиться?

(О – Е после шипящих на конце наречий).

- Как этот новый закон связан с предыдущими законами? Выполним задание по карточке и попробуем сформулировать закон.


Карточка № 3.

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните условия выбора орфограмм.

1) Константин неуклюж.. высвободил из-под себя ноги. 2) Как здесь свеж.. под липою густою. 3) Рассыпчатая каша горяч.. обжигала язык. 4) В это время тягуч.. скрипнула дверь сарая.


- Сформулируйте закон, который вы открыли.

- Запишем тему урока.

- Давайте проверим себя, обратимся к учебнику –

стр. 144.


- Для того, чтобы плыть дальше, нам необходимо пополнить свои запасы продовольствием, т.е. закрепить новый Орфографический Закон. В этом нам поможет упр. 182. (Выполняем его в тетрадях и на доске.)

Проверка – устно.

- Теперь мы можем плыть дальше. Наш корабль приближается к еще одному острову. Посмотрите, кто нас встречает? Это же пираты! Их остров называется Безграмотландия. Здесь живут все те, кто пишет с ошибками. Пираты предлагают вам выполнить следующее задание.


Тех, кто пишет с ошибками, пираты завтра найдут и возвратят на свой остров. Давайте докажем им, что все мы хорошо знаем Законы Орфографии.


Карточка № 4.

Напишите буквенный диктант.

  1. хорош…  выглядеть
  2. бежать неуклюж…
  3. рассказывать певуч…
  4. кричать угрожающ…
  5. говорить общ…
  6. ответить блестящ..
  7. глядеть зловещ..
  8. стало свеж..
  9. проступают резч..
  10. очень хорош..

Самопроверка и самооценка.


- Мы отправляемся домой через узкий пролив. Огромные скалы, как океанические ворота, дают вам следующее задание: работа с текстом «Встреча в лесу».


Карточка № 5 (1).

Вставьте пропущенные буквы.

Хорош.. осенью в больш..м лиственном лесу! Воздух чист и ароматен. В тени тянет ветерок, а выйдешь на поляну – горяч.. припекает солнышко. Вдруг мой товарищ предостерегающ.. поднял руку кверху: из кустов орешника выползла, угрожающ.. шипя, змея.




Карточка № 5 (2).

Вставьте пропущенные буквы.

Все глубж.. мы пробирались в лес. Нам хотелось получить как можно больш.. впечатлений. Неожиданно мы увидели больш..го бурого медведя. Он заметил нас, неуклюж.. повернулся и быстро ушел в чащу. Мы пошли тиш.. .


Карточка № 5 (3).

Вставьте пропущенные буквы.

В стороне от нас тягуч.. скрипело сухое дерево. Рядом с ним певуч.. журчал быстрый ручеек. Все кругом было зелено и пахуч.. . Солнце горяч.. припекало.

Проверка – чтение текста по «цепочке» с объяснением орфограмм.


- По пути домой выполняем творческое задание.

Карточка № 6.

Вставьте слова, подходящие по смыслу (с изучаемой орфограммой).

1) Ночь была теплая, но к утру стало _______.  2) Медведица ___________ заковыляла через ручей в чащу. 3) Бесконечные морозные ночи ____________ действуют на людей. 4) Над головами густо зачернело небо, ___________ нависли снежные наносы. 5) Косматые худые голодные псы __________ смотрели на путешественников.

Слова для справок: свеж.., могуч.., глубж.., отчаянно, уверенно, протяжно, неуклюж.., угнетающ.., тоскующ.., зловещ.., пугающ.. .

Проверка – чтение текста с объяснением орфограмм.


- Плавание закончилось. Мы благополучно вернулись домой. Подведем итоги нашего путешествия.

- Какие Орфографические Законы мы повторили?

- Какой новый Закон вывели?

- Для чего нужны нам эти знания.

- Капитаны, отчитайтесь о путешествии на своем корабле по результатам «бортового журнала».


Теория в «теорию», упр. 186.


Упр. 184.

Запись в тетрадях и на доске: дата, классная работа.







На столах – корабли, «бортовой журнал», сигнальные карточки.


Напомним правила игры.


















Опорную схему – на доску.










Опорную схему – на доску.











Проблем-ная ситуация.







Опорную схему – на доску.















1 ученик у доски, остальные в тетрадях.










Правильные ответы на обратной стороне доски:

  1. о
  2. е
  3. е
  4. е
  5. о
  6. е
  7. е
  8. о
  9. е

10-о


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Приложение к уроку по теме

 «Буквы О-Е после шипящих не конце наречий»

Карточка № 1.

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните условия выбора орфограмм. Вспомните и расскажите правила.

Меч..м, ландыш..м, кореш..к, лягуш..нок, оконц..м, малыш..м, гусениц..й, ковш..м, каш..й, хрящ..м, творож..к, ремеш..к, барсуч..нок, медвеж..нок, меж..й.

Карточка №2.

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните условия выбора орфограмм. Вспомните и расскажите правила.

Охотничья тропка растворилась в камыш..вых зарослях. Егорушка умылся, надел кумач..вую рубаху. Для туристского похода я купил больш..й вещ..вой мешок.

Карточка № 3.

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните условия выбора орфограмм.

1) Константин неуклюж.. высвободил из-под себя ноги. 2) Как здесь свеж.. под липою густою. 3) Рассыпчатая каша горяч.. обжигала язык. 4) В это время тягуч.. скрипнула дверь сарая.

Карточка № 4.

Напишите буквенный диктант.

  1. хорош.. выглядеть
  2. бежать неуклюж..
  3. рассказывать певуч..
  4. кричать угрожающ..
  5. говорить общ..
  6. ответить блестящ..
  7. глядеть зловещ..
  8. стало свеж..
  9. проступают резч..
  1. . очень хорош..

Ответы

  1. о
  2. е
  3. е
  4. е
  5. о
  6. е
  7. е
  8. о
  9. е

    10- о

Карточка № 5 (1).

Вставьте пропущенные буквы.

Хорош.. осенью в больш..м лиственном лесу! Воздух чист и ароматен. В тени тянет ветерок, а выйдешь на поляну – горяч.. припекает солнышко. Вдруг мой товарищ предостерегающ.. поднял руку кверху: из кустов орешника выползла, угрожающ.. шипя, змея.

Карточка № 5 (2).

Вставьте пропущенные буквы.

Все глубж.. мы пробирались в лес. Нам хотелось получить как можно больш.. впечатлений. Неожиданно мы увидели больш..го бурого медведя. Он заметил нас, неуклюж.. повернулся и быстро ушел в чащу. Мы пошли тиш.. .

Карточка № 5 (3).

Вставьте пропущенные буквы.

В стороне от нас тягуч.. скрипело сухое дерево. Рядом с ним певуч.. журчал быстрый ручеек. Все кругом было зелено и пахуч.. . Солнце горяч.. припекало.

Карточка № 6.

Вставьте слова, подходящие по смыслу (с изучаемой орфограммой).

1) Ночь была теплая, но к утру стало _______.  2) Медведица ___________ заковыляла через ручей в чащу. 3) Бесконечные морозные ночи ____________ действуют на людей. 4) Над головами густо зачернело небо, ___________ нависли снежные наносы. 5) Косматые худые голодные псы __________ смотрели на путешественников.

Слова для справок: свеж.., могуч.., глубж.., отчаянно, уверенно, протяжно, неуклюж.., угнетающ.., тоскующ.., зловещ.., пугающ.. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"

Карточка для учащегося  к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"...

Разработка урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Разработка урока по русскому языку на тему:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».Разработка урока предполагает изучение материала по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце ...

Урок русского языка по ФГОС 5 кл Тема урока: «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»

Тема урока: «Правописание  букв О-Ё  после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»Базовый учебник:  русский язык  5 класс в 2-х частях  под ред.  А.Д.Шмелёва, Е.Я.Шмелёв...

План – конспект урока «Буквы о и ё после шипящих в корне»

План – конспект урока «Буквы о и ё после шипящих в корне»...

Открытый урок по русскому языку. Тема урока: "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Открытый урок по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Гласные О и Е после шипящих в сцффиксах существительных". (конспект урока и презентация к нему)Учитель вместе с учениками отправляется на поиск...

Урок Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Уроу объяснения нового материала с использованием современных информационных технологий....