Конспект урока "Буква Ь на конце наречий после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11
Конспект урока по теме
«Буква ь на конце наречий после шипящих»
Работу выполнила
Иванова Светлана Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №11
Березники
2019
Схема для моделирования урока открытия новых знаний
Тема: «Буква ь на конце наречий после шипящих» (п.23 М.М.Разумовская и др. Русский язык 7 класс).
Цель урока: создать условия для овладения знаниями о правописании мягкого знака после шипящих на конце наречий и освоения способа применения этих знаний на письме.
Предполагаемые результаты урока (подцели):
Личностные: бережное и внимательное отношение к русскому языку, понимание роли языка в развитии интеллектуальных способностей, обогащение словарного запаса учащихся, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Метапредметные: развитие навыков целеполагания и планирования; совершенствование умений микроисследования; осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; совершенствование умений анализа, сравнения, группировки, обобщения; извлечение информации из различных источников, умение делать выводы, строить рассуждения; осуществление коммуникативного взаимодействия с одноклассниками и учителем; умение приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные: овладение знаниями о правописании мягкого знака после шипящих на конце наречий и их применение на практике; умение отличать наречие от других частей речи ; умение рассуждать на лингвистические темы.
Схема для моделирования урока
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты деятельности |
1. Организа-ционный момент. | Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить уч-ся к работе на уроке. | Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на работу. | Приводят в порядок рабочее место, эмоционально настраиваются на урок. (Запись :Дата. Классная работа) | Личностные: ответственность за предстоящую деятельность. Метапредметные: организация своего рабочего места. |
2. Актуализа-ция имеющихся знаний и способов их примене-ния | Проверить уровень усвоения теоретического материала. Проверить навыки практического применения имеющихся знаний, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы. | Вопросы и задания учителя: -Ребята, нам пришло письмо от нашего друга Незнайки. Он просит нас помочь ему в выполнении задания. Незнайка испытывает трудности в правописании слов, оканчивающихся на шипящий. Давайте ему поможем. На доске написаны слова. Полноч…,стереч…,горяч…, ландыш…,рож…,луж…, съеш…,вскач…,свеж…, багаж…,наотмаш…,сплош…, войдёш…,хорош…,туч…, настеж… -Прочитайте слова. -Разделите их на группы, вставьте, где необходимо мягкий знак. | Учащиеся отвечают на вопросы для повторения, вспоминают о правописании мягкого знака после шипящих в разных частях речи. | Личностные: внимательное и бережное отношение к родному языку, развитиеучебных мотивов. Метапредметные: строить речевое высказывание на определённую тему, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль. Предметные: использовать знания о правописании мягкого знака в разных частях речи, умение определять части речи. |
3. Столкнове-ние знания и незнания | Поставить учащихся перед необходимостью открытия новых знаний о правописании мягкого знака после шипящих. | Учитель предлагает выполнить задание (пробное действие), задаёт вопросы: -На какие группы разделили данные слова? -Чем руководствовались при делении слов на группы? -Какая группа слов вызвала у вас затруднение? | В ходе выполнения работы учащиеся легко справляются с правописанием имён существительных, прилагательных и глаголов (используют алгоритм выведенного ранее способа действия), но приходят к осознанию того, что не знают, пишется ли Ь в наречиях. | Личностные: Внимательное и бережное отношение к родному языку, развитие учебных мотивов. Метапредметные: умение анализировать, сопоставлять, разрешать проблемные ситуации, рассуждать, делать выводы. Предметные: знание правил написания мягкого знака в разных частях речи. |
4. Целепола-гание (на основе уточнения границ неизвестно-го и конкретиза-ции проблемы) и планирова-ние этапов деятельнос-ти | Создать условия для постановки учащимися цели познаватель-ной деятельности, формулировки темы урока и планирования деятельности | 1.Обсуждение затруднений(« В чём же причина ваших затруднений?»), уточнение границ неизвестного («Чего мы ещё не знаем?») 2.Вопрос учителя, подводящий к целеполаганию: Как бы вы сформулировали цель нашего урока? 3.Вопрос учителя, подводящий к формулировке темы урока: Как бы вы определили тему урока? 4.Вопрос учителя, стимулирующий действия планирования: Что необходимо сделать для достижения поставленной цели? | Отмечают, что получилось разное написание слов вскач…,наотмаш…,сплош…, настеж… Следовательно, неизвестно правило написания мягкого знака после шипящих на конце наречий. Формулируют цели: -Выяснить, когда на конце наречий после шипящих пишется ь. -Потренироваться в написании наречий, оканчивающихся на шипящий. Формулируют тему урока: « Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий». (Запись:Тема урока) Планирование деятельности: отмечают , что необходимо исследовать слова ,выявить закономерность, выделить опознавательные признаки орфограммы, оформить результаты исследования в виде схемы и устного высказывания(текста нового правила). | Личностные: понимание роли языка в развитии интеллектуальных способностей, развитие учебных мотивов. Метапредметные: определение границ незнания, постановка проблемы, умение определять цель деятельности и её этапы. Предметные: Определение части речи, представление об опознавательных признаках орфограммы. |
5. Открытие новых знаний | Научить работать с информацией, находить опознавательные признаки орфограммы «Мягкий знак после шипящих на конце наречий», развивать логическое мышление. | Учитель предлагает материал для исследования: Сегодня с утра Мишка был Дон Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскачь понёсся по саду. Ему было невтерпёж сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него прочь и прятались в зарослях крапивы. Он наотмашь рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзничь. -Выпишите словосочетания Глагол+наречие, оканчивающееся на шипящий, проанализируйте написание наречий. -Как вам будет удобно работать в ходе исследования? После сообщения групп о результатах исследования предлагает сравнить самостоятельно сделанные выводы с теоретическими сведениями учебник (п.23). Вопрос к учащимся после прочтения правила: Что нового вы узнали из текста правила? | 1.Ученики работают в парах, находят в словосочетаниях наречия, обозначают опознавательные признаки, устанавливают закономерности, формулируют выводы. С помощью словаря проверяют правильность написания наречий в тексте. 2.Желающие пары сообщают о результатах исследования. Приходят к выводу, что большинство наречий пишутся с мягким знаком, но сомнение вызывает слово невтерпёж. Выдвигают предположение об исключении. 3.Читают правило в учебнике, сравнивают его содержание со своими выводами. Узнают, что есть слова-исключения: уж замуж невтерпёж
4.Проговаривают орфограмму друг другу в парах. | Личностные: внимательное и бережное отношение к родному языку, обогащение словарного запаса, развитие учебных мотивов. Метапредметные: умение анализировать, сопоставлять, разрешать проблемную ситуацию, делать выводы, строить рассуждения, слушать и понимать речь других. Предметные: Орфограмма «Мягкий знак после шипящих на конце наречий». |
6. Выве-дение способа примене-ния новых знаний | Выявление последовательности действий при применении орфограммы «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» | Вопрос, подводящий к созданию инструкции по применению правила: Какова последовательность действий при написании Ь в наречиях? | Работают в парах, создают алгоритм: 1)Нахожу слово, оканчивающееся на шипящий; 2)Определяю часть речи; 3)если наречие, проверяю, это слово-исключение; 4)если да, не пишу Ь; 5)если нет, пишу Ь. Дополняют алгоритм применения орфограммы «Мягкий знак после шипящих в разных частях речи», записывают в теоретическую тетрадь. | Личностные: Развитие учебных мотивов. Метапредметные: систематизация информации, развитие логического мышления, алгоритмизация действий. Предметные: Способ применения орфограммы «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» |
7. Закрепле-ние новых знаний и отработка способа их примене-ния | Закрепить знания о правописании Ь, сформировать умение применять эти знания в различных ситуациях | Предлагает упражнения различного уровня сложности и самостоятельности. Упр. 1 (только на новое правило, на отработку нового понятия). Задание: из пословиц выписать наречия, вставить пропущенные буквы, используя алгоритм. 1.Матушка-рожь кормит всех сплош… 2.Землю вскач…не пашут. 3.Для дорогого гостя и ворота настеж… 4.Если лень тебе не дочь, прогони её ты проч… Упр. 2 (с элементами творчества). Задание: Вставить в предложение нужное по смыслу слово, объяснить его написание. Решил муравьишко отправиться в путешествие. Надумал подняться по стебельку, да упал … Глядит, … мягкая трава. Пустились …зелёные кузнечики. …открыты ходы в норки землероек. … и лиса тут как тут. Она … полакомиться чем-нибудь вкусненьким. Слова для справок: навзнич…, сплош…, вскач…,настеж…, уж…, не проч… Упр. 3 (на разграничение смешиваемых правил, явлений). Задание: проводится «Буквенный диктант» (диктуются слова разных частей речи, оканчивающихся на шипящий, записываем только букву Ь или прочерк в строчку в три столбика) 1. дочь видишь не плачь 2. настежь врач скрипуч 3. рожь рисуешь навзничь 4. пляж замуж лечь 5. воткнёшь прочь пустошь
| Выполняют упражнение письменно, устно комментируют, используя алгоритм. Выполняют упражнение устно с последующей проверкой. В ходе выполнения этого задания у ребят получается запись: 1.Ь Ь Ь 2.Ь - - 3.Ь Ь Ь 4.- - Ь 5.Ь Ь Ь Если обвести все буквы Ь, то получится 5. Ученики всё выполнили правильно. | Личностные: внимательное и бережное отношение к родному языку, обогащение словарного запаса учащихся. Метапредметные: действие по алгоритму; умение строить связное монологическое высказывание, слушать других, аргументировать и корректировать свою точку зрения, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. Предметные: умение верно определять части речи, употреблять Ь после шипящих. |
8. Рефлексия. Подведе-ние итогов урока. | Создать условия для анализа собственной деятельности и развития умения самооценки | Учитель предлагает вопросы для рефлексии и самоконтроля: -Удалось ли достичь цели, поставленной вами? Почему вы так считаете? -Какие знания, приобретённые ранее, понадобились вам сегодня? -Какие знания вы приобрели вновь? -Чему вы научились на сегодняшнем уроке? - Давайте вернёмся к пробному заданию в начале урока. Как правильно надо написать слова, вызвавшие у вас затруднение? Сможете вы теперь помочь Незнайке? - А теперь представьте себя учёными. Вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуйте догадаться, где нужно поставить Ь. Мелестная девеж(?) притясла комейный боромож(?). Лусый морош(?) увертал чулёную велоч(?).
| Учащиеся отвечают на вопросы учителя, анализируя собственные знания и этапы познавательной деятельности. Ещё раз проговаривают вновь открытые теоретические сведения, указывают на способы их применения на практике. Выявляют пробелы в собственных знаниях и учебных действиях. Используя знания грамматики русского языка, учащиеся определяют , где необходимо поставить Ь. | Личностные: внимательное и бережное отношение к родному языку. Метапредметные: самоконтроль и самооценка, умение перестраиваться в изменённой ситуации. Предметные: выявление пробелов в знаниях по русскому языку и умениях, связанных с их практическим применением |
9. Домашнее задание | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. *Применить новые знания в творческой ситуации | Предлагает дифференцированное домашнее задание:
| Анализируют материалы домашнего задания, задают вопросы учителю на уточнение. | Личностные: развитие учебных мотивов, интереса к предмету. Метапредметные Планирование своих действий, структурирование знаний, , построение связного высказывания на заданную тему. Предметные: знание орфограммы, умение применять на практике, использование в собственной речи слова на изученную орфограмму. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе по теме "Мягкий знак в конце наречий после шипящих"
Данная работа представляет собой конспект урока по теме "Мягкий знак в конце наречий после шипящих". 7 классЦель: дать понятие об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий, сформироват...
Мягкий знак на конце наречий после шипящих
урок русского языка в 7 классе...
Конспект урока « Буквы о,е на конце наречий, после шипящих»
Представленный конспект урока предназначен для учеников 7 класса. Данный материал разработан к учебнику под ред. М.М. Разумовской и др. Главная задача урока: изучить правописание суффиксов нареч...
«Буква ь на конце наречий после шипящих»
Обощенное правило употребления ь после шипящих в конце слов разных частей речи...
Мягкий знак на конце наречий после шипящих
Презентация и конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. поможет обучающимся наглядно уви...