Конспект урока "Буква Ь на конце наречий после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Иванова Светлана Вячеславовна

Урок открытия новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11

Конспект урока по теме

«Буква ь на конце наречий после шипящих»

Работу выполнила

Иванова Светлана Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №11

Березники

2019

Схема для моделирования урока открытия новых знаний

Тема: «Буква ь на конце наречий после шипящих» (п.23 М.М.Разумовская и др. Русский язык 7 класс).

Цель урока: создать условия для овладения знаниями о правописании мягкого знака после шипящих на конце наречий и освоения способа применения этих знаний на письме.

Предполагаемые результаты урока (подцели):

Личностные: бережное и внимательное отношение к русскому языку, понимание роли языка в развитии интеллектуальных способностей, обогащение словарного запаса учащихся, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Метапредметные: развитие навыков целеполагания и планирования; совершенствование умений микроисследования; осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  совершенствование умений анализа, сравнения, группировки, обобщения; извлечение информации из различных источников, умение делать выводы, строить рассуждения; осуществление коммуникативного взаимодействия с одноклассниками и учителем; умение приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные: овладение знаниями о правописании мягкого знака после шипящих на конце наречий и их применение на практике; умение отличать наречие от других частей речи ; умение рассуждать на лингвистические темы.

Схема для моделирования урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты деятельности

1. Организа-ционный момент.

Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить уч-ся к работе на уроке.

Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на работу.

Приводят в порядок рабочее место, эмоционально настраиваются на урок.

(Запись :Дата. Классная работа)

Личностные:

ответственность за предстоящую деятельность.

Метапредметные: организация своего рабочего места.

2. Актуализа-ция имеющихся знаний и способов их примене-ния

Проверить уровень усвоения теоретического материала. Проверить навыки практического применения имеющихся знаний, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы.

Вопросы и задания учителя:

-Ребята, нам пришло письмо от нашего друга Незнайки. Он просит нас помочь ему в выполнении задания. Незнайка испытывает трудности в правописании слов, оканчивающихся на шипящий.

Давайте ему поможем.

На доске написаны слова.

Полноч…,стереч…,горяч…, ландыш…,рож…,луж…, съеш…,вскач…,свеж…, багаж…,наотмаш…,сплош…,

войдёш…,хорош…,туч…, настеж…

-Прочитайте слова.

-Разделите их на группы, вставьте, где необходимо мягкий знак.

Учащиеся отвечают на вопросы для повторения, вспоминают о правописании мягкого знака после шипящих в разных частях речи.

Личностные:

внимательное и бережное отношение к родному языку, развитиеучебных мотивов.

Метапредметные: строить речевое высказывание на определённую тему, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль.

Предметные: использовать знания о правописании мягкого знака в разных частях речи, умение определять части речи.

3. Столкнове-ние знания и незнания

Поставить учащихся перед необходимостью открытия новых знаний о правописании мягкого знака после шипящих.

Учитель предлагает выполнить задание (пробное действие), задаёт вопросы:

-На какие группы разделили данные слова?

-Чем руководствовались при делении слов на группы?

-Какая группа слов вызвала у вас затруднение?

В ходе выполнения работы учащиеся легко справляются с правописанием имён существительных, прилагательных  и глаголов (используют алгоритм выведенного ранее способа действия), но приходят к осознанию того, что не знают, пишется ли Ь в наречиях.

Личностные:

Внимательное и бережное отношение к родному языку, развитие учебных мотивов.

Метапредметные: умение анализировать,

сопоставлять, разрешать проблемные ситуации, рассуждать, делать выводы.

Предметные: знание правил написания мягкого знака в разных частях речи.

4. Целепола-гание (на основе уточнения границ неизвестно-го и конкретиза-ции проблемы) и планирова-ние этапов деятельнос-ти

Создать условия для постановки учащимися цели познаватель-ной деятельности, формулировки темы урока и планирования деятельности

1.Обсуждение затруднений(« В чём же причина ваших затруднений?»), уточнение границ неизвестного («Чего мы ещё не знаем?»)

2.Вопрос учителя, подводящий к целеполаганию: Как бы вы сформулировали цель нашего урока?

3.Вопрос учителя, подводящий к формулировке темы урока:

Как бы вы определили тему урока?

4.Вопрос учителя, стимулирующий действия планирования:

Что необходимо сделать для достижения поставленной цели?

Отмечают, что получилось разное написание слов вскач…,наотмаш…,сплош…, настеж

Следовательно, неизвестно правило написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Формулируют цели:

-Выяснить, когда на конце наречий после шипящих пишется ь.

-Потренироваться в написании наречий, оканчивающихся на шипящий.

Формулируют тему урока:

« Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий».

(Запись:Тема урока)

Планирование деятельности: отмечают , что необходимо исследовать слова ,выявить закономерность, выделить опознавательные признаки орфограммы, оформить результаты исследования в виде схемы и устного высказывания(текста нового правила).

Личностные:

понимание роли языка в развитии интеллектуальных способностей, развитие учебных мотивов.

Метапредметные: определение границ незнания, постановка проблемы, умение определять цель деятельности и её этапы.

Предметные:

Определение части речи, представление об опознавательных признаках орфограммы.

5. Открытие новых знаний

Научить работать с информацией, находить опознавательные признаки  орфограммы «Мягкий знак после шипящих на конце наречий», развивать логическое мышление.

Учитель предлагает материал для исследования:

Сегодня с утра Мишка был Дон Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскачь понёсся по саду. Ему было невтерпёж сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него прочь и прятались в зарослях крапивы. Он наотмашь рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзничь.

-Выпишите словосочетания

Глагол+наречие, оканчивающееся на шипящий, проанализируйте написание наречий.

-Как вам будет удобно работать в ходе исследования?

После сообщения групп о результатах исследования предлагает сравнить самостоятельно сделанные выводы с теоретическими сведениями учебник (п.23). Вопрос к учащимся после прочтения правила:

Что нового вы узнали из текста правила?

1.Ученики работают в парах, находят в словосочетаниях наречия, обозначают опознавательные признаки, устанавливают закономерности, формулируют выводы. С помощью словаря проверяют правильность написания наречий в тексте.

2.Желающие пары сообщают о результатах исследования.

Приходят к выводу, что большинство наречий пишутся с мягким знаком, но сомнение вызывает слово невтерпёж.

Выдвигают предположение об исключении.

3.Читают правило в учебнике, сравнивают его содержание со своими выводами. Узнают, что есть слова-исключения:

уж   замуж   невтерпёж

        

4.Проговаривают орфограмму друг другу в парах.

Личностные:

внимательное и бережное отношение к родному языку, обогащение словарного запаса, развитие учебных мотивов.

Метапредметные: умение анализировать, сопоставлять, разрешать проблемную ситуацию, делать выводы, строить рассуждения, слушать и понимать речь других.

Предметные:

Орфограмма «Мягкий знак после шипящих на конце наречий».

6. Выве-дение способа примене-ния новых знаний

Выявление последовательности действий при применении орфограммы «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»

Вопрос, подводящий к созданию инструкции по применению правила:

 Какова последовательность действий при написании Ь в наречиях?

Работают в парах, создают алгоритм:

1)Нахожу слово, оканчивающееся на шипящий;

 2)Определяю часть речи;

3)если наречие, проверяю, это слово-исключение;

4)если да, не пишу Ь;

5)если нет, пишу Ь.

Дополняют алгоритм применения орфограммы «Мягкий знак после шипящих в разных частях речи», записывают в теоретическую тетрадь.

Личностные:

Развитие учебных мотивов.

Метапредметные: систематизация информации, развитие логического мышления, алгоритмизация действий.

Предметные:

Способ применения орфограммы «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»

7. Закрепле-ние новых знаний и отработка способа их примене-ния

Закрепить знания о правописании Ь, сформировать умение применять эти знания в различных ситуациях

Предлагает упражнения различного уровня сложности и самостоятельности.

Упр. 1 (только на новое правило, на отработку нового понятия).

Задание: из пословиц выписать наречия, вставить пропущенные буквы, используя алгоритм.

1.Матушка-рожь кормит всех сплош…

2.Землю вскач…не пашут.

3.Для дорогого гостя и ворота настеж…

4.Если лень тебе не дочь, прогони её ты проч…

Упр. 2 (с элементами творчества).

Задание: Вставить в предложение нужное по смыслу слово, объяснить его написание.

Решил муравьишко отправиться в путешествие. Надумал подняться по стебельку, да упал … Глядит, … мягкая трава. Пустились …зелёные кузнечики. …открыты ходы в норки землероек. … и лиса тут как тут. Она … полакомиться чем-нибудь вкусненьким.

Слова для справок: навзнич…,

сплош…, вскач…,настеж…,

уж…, не проч…

Упр. 3 (на разграничение смешиваемых правил, явлений).

Задание: проводится «Буквенный диктант» (диктуются слова разных частей речи, оканчивающихся на шипящий, записываем только букву Ь или прочерк в строчку в три столбика)

1. дочь видишь не плачь

2. настежь врач скрипуч

3.  рожь рисуешь навзничь

4. пляж замуж лечь

5. воткнёшь прочь пустошь

 

Выполняют упражнение письменно, устно комментируют, используя алгоритм.

Выполняют упражнение устно с последующей проверкой.

В ходе выполнения этого задания у ребят получается запись:

1.Ь   Ь   Ь

2.Ь  -    -

3.Ь    Ь   Ь

4.-     -    Ь

5.Ь    Ь    Ь

Если обвести все буквы Ь, то получится 5. Ученики всё выполнили правильно.

Личностные:

внимательное и бережное отношение к родному языку, обогащение словарного запаса учащихся.

Метапредметные: действие по алгоритму; умение строить связное монологическое высказывание, слушать других, аргументировать и корректировать свою точку зрения, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Предметные: умение верно определять части речи, употреблять Ь после шипящих.

8. Рефлексия. Подведе-ние итогов урока.

Создать условия для анализа собственной деятельности и развития умения самооценки

Учитель предлагает вопросы для рефлексии и самоконтроля:

-Удалось ли достичь цели, поставленной вами? Почему вы так считаете?

-Какие знания, приобретённые ранее, понадобились вам сегодня?

-Какие знания вы приобрели вновь?

-Чему вы научились на сегодняшнем уроке?

- Давайте вернёмся к пробному заданию в начале урока. Как правильно надо написать слова, вызвавшие у вас затруднение? Сможете вы теперь помочь Незнайке?

- А теперь представьте себя учёными. Вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуйте догадаться, где нужно поставить Ь.

Мелестная девеж(?) притясла комейный боромож(?).

Лусый морош(?) увертал чулёную велоч(?).

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, анализируя собственные знания и этапы познавательной деятельности.

Ещё раз проговаривают вновь открытые теоретические сведения, указывают на способы их применения на практике. Выявляют пробелы в собственных знаниях и учебных действиях.

Используя знания грамматики русского языка, учащиеся определяют , где необходимо поставить Ь.

Личностные:

внимательное и бережное отношение к родному языку.

Метапредметные: самоконтроль и самооценка, умение перестраиваться в изменённой ситуации.

Предметные:

выявление пробелов в знаниях по русскому языку и умениях, связанных с их практическим применением

9. Домашнее задание

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

*Применить новые знания в творческой ситуации

Предлагает дифференцированное домашнее задание:

  1. Выучить правило п.23, выполнить упр.304.
  2. Творческое задание: Придумать сказку о Ь , используя фольклорные  традиции народных сказок.

Анализируют материалы домашнего задания, задают вопросы учителю на уточнение.

Личностные:

развитие учебных мотивов, интереса к предмету.

Метапредметные

Планирование своих действий, структурирование знаний,  , построение связного высказывания на заданную тему.

Предметные:

знание орфограммы, умение применять на практике, использование в собственной речи слова на изученную орфограмму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе по теме "Мягкий знак в конце наречий после шипящих"

Данная работа представляет собой конспект урока по теме "Мягкий знак в конце наречий после шипящих". 7 классЦель: дать понятие об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий, сформироват...

Мягкий знак на конце наречий после шипящих

урок русского языка в 7 классе...

Конспект урока « Буквы о,е на конце наречий, после шипящих»

Представленный конспект урока предназначен для учеников 7 класса. Данный материал разработан к учебнику  под ред. М.М. Разумовской и др. Главная задача урока: изучить правописание суффиксов нареч...

«Буква ь на конце наречий после шипящих»

Обощенное правило употребления ь после шипящих в конце слов разных частей речи...

Мягкий знак на конце наречий после шипящих

Презентация и конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. поможет обучающимся наглядно уви...