Рабочая программа по стилистике
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс) на тему
Программа спецкурса «Стилистика русского языка» предназначена для учащихся 10-11 классов, предусматривает углубленную подготовку учащихся. Научной основой содержания и структуры курса послужила теория В.В. Виноградова, связавшая изучение разных вопросов стилистики с тремя основными направлениями: стилистикой ресурсов языка, функциональной стилистикой и стилистикой художественной литературы. Такой подход позволяет наиболее полно и последовательно представить материал курса, дать учащимся необходимые сведения об основах стилистики и сформировать соответствующие стилистические умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stilistika.docx | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новоселенгинская средняя общеобразовательная школа
«Обсуждено» Протокол заседания Педагогического совета № ____от «____» _________________2016 года | «Утверждено» Директор школы _____________Круглова А.Б. Приказ по школе №____ от «____» _____2016 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет : Стилистика
Класс: 10-11
Составила: Григорьева Оюна Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Программа спецкурса «Стилистика русского языка» предназначена для учащихся 10-11 классов, предусматривает углубленную подготовку учащихся. Научной основой содержания и структуры курса послужила теория В.В. Виноградова, связавшая изучение разных вопросов стилистики с тремя основными направлениями: стилистикой ресурсов языка, функциональной стилистикой и стилистикой художественной литературы. Такой подход позволяет наиболее полно и последовательно представить материал курса, дать учащимся необходимые сведения об основах стилистики и сформировать соответствующие стилистические умения.
Цели курса:
- расширение лингвистического кругозора учащихся за счет усвоения стилистических знаний;
- совершенствование практических, коммуникативных умений учащихся.
Задачи курса:
- ознакомление учащихся с основными понятиями стилистики;
- расширение и углубление знаний учащихся о стилистических средствах языка;
- углубление знаний учащихся о функциональных стилях речи;
- предупреждение речевых и грамматических ошибок, отработка умения находить и исправлять речевые и грамматические ошибки;
- вырабатывать умение редактировать текст.
Программа спецкурса «Стилистика русского языка» включает материал, не содержащийся в базовой программе по русскому языку. Грамматическая стилистика и лексическая стилистика содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся, о стилистическом использовании форм частей речи, лексической сочетаемости слов, стилистических функциях синонимов и антонимов и др. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников. Предусматривается формирование умений и навыков в области культуры чтения, составления деловых бумаг; умений собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал, содействовать повышению речевой культуры учащихся. Данная программа не создает перегрузок для школьников, т.к. домашнее задание отсутствует. Программа курса содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей – работа с теоретическим материалом, практическим, использование наглядности, художественной литературы, официальных бумаг. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями базовых курсов. В процессе занятий вводятся новые сведения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные раннее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы. Программа основывается преимущественно на активных методах обучения (исследовательские, проблемные и т.д.) Конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости. Учащиеся должны овладеть нормами русского литературного языка, наиболее целесообразно использовать средства языка в соответствии с содержанием текста, его жанром и назначением. Материал программы распределен с постепенным усложнением форм и методов учебной работы во времени с учетом его достаточности для качественного изучения материала и получения запланированных результатов.
Курс изучения стилистики предусматривает 68 учебных часов. Из них 34 часа в 10 классе, 34 часа в 11 классе. В 10 классе изучаются понятия стилистики и стилистические ресурсы, в 11 классе- стили речи.
Содержание учебного материала
10 класс
Введение (1 час) Стилистика как лингвистическая дисциплина. Цели и задачи стилистики. Структура стилистики.
Основные понятия стилистики (5 часов). Связь стилистики с другими филологическими дисциплинами. Роль стилистики в совершенствовании речевой культуры.
Стилистика языка (29 часов) Стилистика и фонетика. Орфоэпия. Нормы ударения и произношения. Благозвучие речи. Стилистическое использование звукописи. Лексическая стилистика. Значение слова. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность и недостаточность. Стилистическая окраска слов. Стилистическое использование омонимов и многозначность слов. Стилистическое использование синонимов. Стилистическое использование антонимов. Стилистическое использование иноязычных слов. Стилистическое использование слов ограниченной сферы употребления. Речевые ошибки и их исправление. Стилистическая правка предложений и текста. Выразительные возможности лексики. Тропы. Фразеология и стилистика. Стилистическое богатство русской фразеологии. Классификация фразеологизмов. Речевые ошибки, связанные с использованием фразеологизмов. Стилистика и словообразование. Стилистически окрашенные морфемы. Выразительные возможности морфемики и словообразования. Грамматические ошибки, связанные со словообразованием, и их исправление. Стилистика и морфология. Морфологические нормы. Особенности употребления существительных. Особенности употребления прилагательных. Особенности употребления числительных. Особенности употребления местоимений. Особенности употребления глаголов, причастий и деепричастий. Особенности употребления наречий. Особенности употребления служебных частей речи. Синонимия форм частей речи. Выразительные возможности употребления частей речи. Грамматические (морфологические) ошибки и их исправление. Стилистика и синтаксис. Стилистика словосочетания. Нормы управления. Нормы согласования. Синонимия словосочетаний. Стилистика простого предложения. Стилистика сложного предложения. Синонимия синтаксических конструкций. Грамматические (синтаксические) ошибки и их исправление. Выразительные возможности синтаксиса. Стилистические фигуры.
11 класс
Стилистика речи (34 часа). Функциональная стилистика. Стили речи. Разговорный стиль. Научный и официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Художественный стиль. Сфера использования стилей, основные черты. Разновидности стиля. Жанры. Языковые особенности стилей речи. Стилистический анализ текста.
Требования к уровню подготовки учащихся 10-11 классов
В результате учащиеся должны:
- иметь представление о стилистике как учебной дисциплине, ее структуре, ее связи с другими лингвистическими науками;
- знать содержание понятий «языковая норма», «стилистическая окраска», «стилистические средства», «стиль речи» и т.д.; стилистические средства языка (фонетические, лексические, грамматические); стилистическую синонимию различных языковых средств; особенности функциональных стилей речи; природу типичных орфоэпических, речевых и грамматических ошибок, их классификацию;
- уметь определять стиль речи и анализировать тексты разных стилей;
- находить в тексте стилистические средства разных уровней языка;
- различать стилистическую окраску языковых средств разных уровней языка;
- оценивать целесообразность использования в речи различных языковых средств;
- владеть нормами литературного языка, правильно употреблять языковые средства в зависимости от коммуникативной целесообразности;
- пользоваться справочной литературой с целью получения информации о различных языковых нормах, стилистически окрашенных средствах языка;
- исправлять речевые и грамматические ошибки в предложении и тексте;
- уметь редактировать текст.
Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение курса
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи».-М.; «Просвещение», 2004;
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи».-М.; «Просвещение», 2004;
- Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка .- М.; «Просвещение», 1989.
- Программы для общеобразовательных школ. Русский язык. (Программы для углубленного изучения предмета в 10-11 классах)
- Розенталь Д.Э. «Практическая стилистика русского языка».- М.; «Высшая школа», 1987.
- Розенталь Д.Э. домашний репетитор.- М.; «Высшая школа», 2000.
- Солганик Г.Я. Русский язык: Стилистика. 10-11 классы.- М.; 1995.
- ЭОР.
- Ноутбук.
- Интерактивная доска.
Тематическое планирование
в 10 классе (34 часа)
№ | Тема | Кол-во часов | Примечание |
| |||
1 | Введение. Язык и речь. Основные направления стилистики: стилистика языка, стилистика речи и стилистика художественной речи. | 1 | |
| |||
2 | Стиль. Стиль и текст. | 1 | |
3 | Стилистическое значение , или стилистическая окраска | 1 | |
4 | Устная и письменная формы речи. Роль несловесных средств общения (интонации, паузы, логические ударения, жестов, мимики и др.) в устной речи. | 1 | |
5 | Синонимия языка как важнейшее средство стилистики | 1 | |
6 | Стилистическая норма | 1 | |
| |||
7 | Стилистика языка как направление, связанное с изучением стилистических качеств языковых единиц. Стилистическая синонимия и вариативность. | 1 | |
8 | Фонетика и стилистика. Особенности произношения. Стилистические возможности интонации и составных ее частей (ударения, мелодики, тембра голоса) | 1 | |
9 | Лексика и стилистика. Стилистическая дифференциация слов современного русского языка. Книжная лексика, ее разряды. | 1 | |
10 | Стилистические синонимы. Стилистические возможности антонимов, омонимов, заимствованных слов. | 1 | |
11 | Фразеология и стилистика. Фразеология разговорная, книжная и нейтральная. | 1 | |
12 | Проверочная работа | 1 | |
13 | Словообразование и стилистика. Словообразовательные морфемы, придающие словам книжную окраску (приставка, суффиксы), разговорную окраску, разговорное просторечие. | 1 | |
14 | Стилистические качества суффиксов (ласкательной, уменьшительной, увеличительной, иронической, шутливой и др. окраской) | 1 | |
15 | Морфология и стилистика. Стилистические средства существительных. | 1 | |
16 | Стилистические возможности прилагательных. Синонимия полных и кратких форм, форм степеней сравнения. | 1 | |
17 | Стилистика числительных. Синонимия количественных и собирательных числительных. | 1 | |
18 | Стилистические особенности местоимений. | 1 | |
19 | Стилистика глагольных форм. | 1 | |
20 | Стилеобразующие качества синонимичных форм причастий. | 1 | |
21 | Стилеобразующие качества синонимичных форм деепричастий. | 1 | |
22 | Стилистика наречий. | 1 | |
23 | Стилистика служебных слов. | 1 | |
24 | Самостоятельная работа | 1 | |
25 | Синтаксис и стилистика. Роль синтаксических средств в выражении экспрессивности речи. | 1 | |
26 | Словосочетание. Стилистическая характеристика синонимичных словосочетаний. | 1 | |
27 | Простое предложение. Синонимия простых предложений: отрицательных и утвердительных, личных и безличных, неопределенно-личных и безличных, предложения с действительным и страдательным оборотом. | 2 | |
28 | Синонимия простых предложений: отрицательных и утвердительных, личных и безличных, неопределенно-личных и безличных, предложения с действительным и страдательным оборотом. | ||
29 | Урок-практикум | 1 | |
30 | Сложные предложения. Стилистические особенности | 2 | |
31 | Сложные предложения. Стилистические особенности | ||
32 | Параллельные синтаксические конструкции | 1 | |
33 | Повторение изученного материала по теме «Синтаксис» | 1 | |
34 | Итоговая контрольная работа. | 1 |
Тематическое планирование
в 11 классе (34 часа)
№ | Тема | Кол-во часов | Примечание |
1 | Введение. Стилистика речи как направление, изучающее функциональные стили речи и их жанровые разновидности. Стили современного русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, стиль художественной речи. | 1 | |
2 | Научный стиль речи. Сферы использования научного стиля речи. Основные черты научного стиля речи. | 7 | |
3 | Жанры научного стиля. | ||
4 | Разновидности научного стиля: собственно научный, учебно-научный, научно-популярный. | ||
5 | Языковые особенности научного стиля речи: фонетические, лексико-фразеологические | ||
6 | Словообразовательные, морфологические особенности научного стиля. | ||
7 | Синтаксические особенности научного стиля. | ||
8 | Урок-практикум | ||
9 | Официально-деловой стиль. Сферы использования . основные черты официально-делового стиля. | 6 | |
10 | Жанры официально-делового стиля. Разновидности официально-делового стиля: законодательный, дипломатический и деловой подстили. | ||
11 | Фонетические и лексико-фразеологические особенности официально-делового стиля. | ||
12 | Словообразовательные и морфологические особенности официально—делового стиля. | ||
13 | Синтаксические особенности официально-делового стиля. | ||
14 | Урок-практикум | ||
15 | Публицистический стиль. Сфера использования. Основные черты публицистического стиля. | 6 | |
16 | Жанры публицистического стиля. | ||
17 | Разновидности публицистического стиля: собственно публицистический, газетный, стиль радио- и телепублицистики, ораторская речь | ||
18 | Языковые особенности публицистического стиля. | ||
19 | Языковые особенности публицистического стиля. | ||
20 | Урок-практикум | ||
21 | Разговорный стиль. Сфера использования. Основные черты разговорного стиля. Жанры разговорного стиля | 4 | |
22 | Фонетические и лексико- фразеологические особенности разговорного стиля | ||
23 | Словообразовательные, морфологические и синтаксические особенности разговорного стиля | ||
24 | Контрольная работа по теоретическому материалу | ||
25 | Стилистика художественной литературы. Язык художественной | 10 | |
26 | Многообразие понятия «стиль» в художественной литературе: стиль литературного направления (романтизма, реализма и др.), стиль рода литературы (лирики, эпоса, драмы), стиль литературного жанра (романа, повести, сказа и др.), стиль отдельного писателя. | ||
27 | Воздействие на читателя через художественный образ как основная функция художественной литературы. Эстетическая функция языка в художественном произведении. | ||
28 | Особенности языка художественной литературы: образность, художественная конкретизация, свобода в использовании всех средств языка. | ||
29 | Изобразительно-выразительные средства зыка художественной литературы. | ||
30 | Изобразительно-выразительные средства зыка художественной литературы. | ||
31 | Анализ поэтических и прозаических текстов. | ||
32 | Анализ поэтических и прозаических текстов. | ||
33 | Анализ поэтических и прозаических текстов. | ||
34 | Итоговая контрольная работа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по стилистике русского языка.
Пояснительная записка, таблица тематического распределения часов, использованная литература....
Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи»
Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи» составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: - Федеральным законом № 273 - ФЗ «Об образовании в Российс...
Рабочая программа по стилистике. 7 класс
Рабочая программа по стилистике для 7 класса содержит пояснительную записку, список использованной литературы и авторское тематическое планирование. Эта программа является продолжением программ,...
Рабочая программа по стилистике. 9 класс
Данная авторская рабочая программа для 9 класса завершает курс "Стилистика", предназначенный для классов с углубленным изучением литературы. Курс рассчитан на 5 лет ( с 5-го по 9-ый классы...
Рабочая программа "Практическая стилистика "
Программа «Практическая стилистика» имеет социально-педагогическую направленность, то есть направлена на формирование и удовлетворение индивидуальных потребностей детей (старшего школьного...
Рабочая программа по "Стилистике и культуре речи" в 10-11 классах (элективный курс)
Рабочая программа по "Стилистике и культуре речи" в 10-11 классах рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и представляет собой элективный курс для углублённого изучения русского языка....
Рабочая программа по стилистике для учащихся 8 класса
Программа рассчитана на обучение стилистике учащихся 8-го класса....