Рабочая программа по стилистике
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Григорьева Оюна Дмитриевна

Программа спецкурса «Стилистика русского языка» предназначена для учащихся 10-11 классов, предусматривает углубленную подготовку учащихся. Научной основой содержания и структуры курса послужила теория В.В. Виноградова, связавшая изучение разных вопросов стилистики с тремя основными направлениями: стилистикой ресурсов языка, функциональной стилистикой  и стилистикой художественной литературы. Такой подход позволяет наиболее полно и последовательно представить материал курса, дать учащимся необходимые сведения об основах стилистики и сформировать соответствующие стилистические умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stilistika.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новоселенгинская средняя общеобразовательная школа

«Обсуждено»

Протокол заседания Педагогического совета

№ ____от «____» _________________2016 года

«Утверждено»

Директор школы _____________Круглова А.Б.

Приказ по школе №____ от «____» _____2016 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет : Стилистика

Класс: 10-11      

Составила: Григорьева Оюна Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

            Программа спецкурса «Стилистика русского языка» предназначена для учащихся 10-11 классов, предусматривает углубленную подготовку учащихся. Научной основой содержания и структуры курса послужила теория В.В. Виноградова, связавшая изучение разных вопросов стилистики с тремя основными направлениями: стилистикой ресурсов языка, функциональной стилистикой  и стилистикой художественной литературы. Такой подход позволяет наиболее полно и последовательно представить материал курса, дать учащимся необходимые сведения об основах стилистики и сформировать соответствующие стилистические умения.

           

              Цели курса:

- расширение лингвистического кругозора учащихся за счет усвоения стилистических знаний;

- совершенствование практических, коммуникативных умений учащихся.

             Задачи курса:

- ознакомление учащихся с основными понятиями стилистики;

- расширение и углубление знаний учащихся о стилистических средствах языка;

- углубление знаний учащихся о функциональных стилях речи;

- предупреждение речевых и грамматических ошибок, отработка умения находить и исправлять речевые и грамматические ошибки;

- вырабатывать умение редактировать текст.

            Программа спецкурса «Стилистика русского языка» включает материал, не содержащийся в базовой программе по русскому языку. Грамматическая стилистика и лексическая стилистика содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся, о стилистическом использовании форм частей речи, лексической сочетаемости слов, стилистических функциях синонимов и антонимов и др. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников. Предусматривается формирование умений и навыков в области культуры чтения, составления деловых бумаг; умений собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал, содействовать повышению речевой культуры учащихся. Данная программа не создает перегрузок для школьников, т.к. домашнее задание отсутствует. Программа курса содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей – работа с теоретическим материалом, практическим, использование наглядности, художественной литературы, официальных бумаг. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями базовых курсов. В процессе занятий вводятся новые сведения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные раннее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы. Программа основывается преимущественно на активных методах обучения (исследовательские, проблемные и т.д.) Конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости. Учащиеся должны овладеть нормами русского литературного языка, наиболее целесообразно использовать средства языка в соответствии с содержанием текста, его жанром и назначением. Материал программы распределен с постепенным усложнением форм и методов учебной работы во времени с учетом его достаточности для качественного изучения материала и получения запланированных результатов.

             Курс изучения стилистики предусматривает 68 учебных часов. Из них 34 часа в 10 классе, 34 часа в 11 классе. В 10 классе изучаются понятия стилистики и стилистические ресурсы, в 11 классе-  стили речи.

Содержание учебного материала

10 класс

Введение (1 час) Стилистика как лингвистическая дисциплина. Цели и задачи стилистики. Структура стилистики.

Основные понятия стилистики (5 часов). Связь стилистики с другими филологическими дисциплинами. Роль стилистики в совершенствовании речевой культуры.

Стилистика языка (29 часов) Стилистика и фонетика. Орфоэпия. Нормы ударения и произношения. Благозвучие речи. Стилистическое использование звукописи. Лексическая стилистика. Значение слова. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность и недостаточность. Стилистическая окраска слов. Стилистическое использование омонимов и многозначность слов. Стилистическое использование синонимов. Стилистическое использование антонимов. Стилистическое использование иноязычных слов. Стилистическое использование слов ограниченной сферы употребления. Речевые ошибки и их исправление. Стилистическая правка предложений и текста. Выразительные возможности лексики. Тропы. Фразеология и стилистика. Стилистическое богатство русской фразеологии. Классификация фразеологизмов. Речевые ошибки, связанные с использованием фразеологизмов. Стилистика и словообразование. Стилистически окрашенные морфемы. Выразительные возможности морфемики и словообразования. Грамматические ошибки, связанные со словообразованием, и их исправление. Стилистика и морфология. Морфологические нормы. Особенности употребления существительных. Особенности употребления прилагательных. Особенности употребления числительных. Особенности употребления местоимений. Особенности употребления глаголов, причастий и деепричастий. Особенности употребления наречий. Особенности употребления служебных частей речи. Синонимия форм частей речи. Выразительные возможности употребления частей речи. Грамматические (морфологические) ошибки и их исправление. Стилистика и синтаксис. Стилистика словосочетания. Нормы управления. Нормы согласования. Синонимия словосочетаний. Стилистика простого предложения. Стилистика сложного предложения. Синонимия синтаксических конструкций. Грамматические (синтаксические) ошибки и их исправление. Выразительные возможности синтаксиса. Стилистические фигуры.

11 класс

Стилистика речи (34 часа). Функциональная стилистика. Стили речи. Разговорный стиль. Научный и официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Художественный стиль. Сфера использования стилей, основные черты. Разновидности стиля. Жанры. Языковые особенности стилей речи. Стилистический анализ текста.

Требования к уровню подготовки учащихся 10-11 классов

В результате учащиеся должны:

- иметь представление о стилистике как учебной дисциплине, ее структуре, ее связи с другими лингвистическими науками;

- знать содержание понятий «языковая норма», «стилистическая окраска», «стилистические средства», «стиль речи» и т.д.; стилистические средства языка (фонетические, лексические, грамматические); стилистическую синонимию различных языковых средств; особенности функциональных стилей речи; природу типичных орфоэпических, речевых и грамматических ошибок, их классификацию;

- уметь определять стиль речи и анализировать тексты разных стилей;

- находить в тексте стилистические средства разных уровней языка;

- различать стилистическую окраску языковых средств разных уровней языка;

- оценивать целесообразность использования в речи различных языковых средств;

- владеть нормами литературного языка, правильно употреблять языковые средства в зависимости от коммуникативной целесообразности;

- пользоваться справочной литературой с целью получения информации о различных языковых нормах, стилистически окрашенных средствах языка;

- исправлять речевые и грамматические ошибки в предложении и тексте;

- уметь редактировать текст.

Учебно- методическое  и материально-техническое обеспечение курса

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи».-М.; «Просвещение», 2004;
  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. методические рекомендации к учебному пособию  «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи».-М.; «Просвещение», 2004;
  3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка .- М.; «Просвещение», 1989.
  4. Программы для общеобразовательных школ. Русский язык. (Программы для углубленного изучения предмета в 10-11 классах)
  5. Розенталь Д.Э. «Практическая стилистика русского языка».- М.; «Высшая школа», 1987.
  6. Розенталь Д.Э. домашний репетитор.- М.; «Высшая школа», 2000.
  7. Солганик Г.Я. Русский язык: Стилистика. 10-11 классы.- М.; 1995.
  8. ЭОР.
  9. Ноутбук.
  10. Интерактивная доска.

Тематическое планирование

в 10 классе (34 часа)

Тема

Кол-во часов

Примечание

  1. Введение (1 час)

1

Введение. Язык и речь. Основные направления стилистики: стилистика языка, стилистика речи и стилистика художественной речи.

1

  1. Основные понятия стилистики (5 часов)

2

Стиль. Стиль и текст.

1

3

Стилистическое значение , или стилистическая окраска

1

4

Устная и письменная формы речи. Роль несловесных средств общения (интонации, паузы, логические ударения, жестов, мимики и др.) в устной речи.

1

5

Синонимия языка как важнейшее средство стилистики

1

6

Стилистическая норма

1

  1. Стилистика языка (28 часов)

7

Стилистика языка как направление, связанное с изучением стилистических качеств языковых единиц. Стилистическая синонимия и вариативность.

1

8

Фонетика и стилистика. Особенности произношения. Стилистические возможности интонации и составных ее частей (ударения, мелодики, тембра голоса)

1

9

Лексика и стилистика. Стилистическая дифференциация слов современного русского языка. Книжная лексика, ее разряды.

1

10

Стилистические синонимы. Стилистические возможности антонимов, омонимов, заимствованных слов.

1

11

Фразеология и стилистика. Фразеология разговорная, книжная и нейтральная.

1

12

Проверочная работа

1

13

Словообразование и стилистика.

Словообразовательные морфемы, придающие словам книжную окраску (приставка, суффиксы), разговорную окраску, разговорное просторечие.

1

14

Стилистические качества суффиксов (ласкательной, уменьшительной, увеличительной, иронической, шутливой и др. окраской)

1

15

Морфология и стилистика. Стилистические средства существительных.

1

16

Стилистические возможности прилагательных. Синонимия полных и кратких форм, форм степеней сравнения.

1

17

Стилистика числительных. Синонимия количественных и собирательных числительных.

1

18

Стилистические особенности местоимений.

1

19

Стилистика глагольных форм.

1

20

Стилеобразующие качества синонимичных форм причастий.

1

21

Стилеобразующие качества синонимичных форм деепричастий.

1

22

Стилистика наречий.

1

23

Стилистика служебных слов.

1

24

Самостоятельная работа

1

25

Синтаксис и стилистика. Роль синтаксических средств в выражении экспрессивности речи.

1

26

Словосочетание. Стилистическая характеристика синонимичных словосочетаний.

1

27

Простое предложение. Синонимия простых предложений: отрицательных и утвердительных, личных и безличных, неопределенно-личных и безличных, предложения с действительным и страдательным оборотом.

2

28

Синонимия простых предложений: отрицательных и утвердительных, личных и безличных, неопределенно-личных и безличных, предложения с действительным и страдательным оборотом.

29

Урок-практикум

1

30

Сложные предложения. Стилистические особенности

2

31

Сложные предложения. Стилистические особенности

32

Параллельные синтаксические конструкции

1

33

Повторение изученного материала по теме «Синтаксис»

1

34

Итоговая контрольная работа.

1

Тематическое планирование

в 11 классе (34 часа)

Тема

Кол-во часов

Примечание

1

Введение. Стилистика речи как направление, изучающее функциональные стили речи и их жанровые разновидности. Стили современного русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, стиль художественной речи.

1

2

Научный стиль речи. Сферы использования научного стиля речи. Основные черты научного стиля речи.

7

3

Жанры научного стиля.

4

Разновидности научного стиля: собственно научный, учебно-научный, научно-популярный.

5

Языковые особенности научного стиля речи: фонетические, лексико-фразеологические

6

Словообразовательные, морфологические особенности научного стиля.

7

Синтаксические особенности научного стиля.

8

Урок-практикум

9

Официально-деловой стиль. Сферы использования . основные черты официально-делового стиля.

6

10

Жанры официально-делового стиля. Разновидности официально-делового стиля: законодательный, дипломатический и деловой подстили.

11

Фонетические и лексико-фразеологические особенности официально-делового стиля.

12

Словообразовательные и морфологические особенности официально—делового стиля.

13

Синтаксические особенности официально-делового стиля.

14

 Урок-практикум

15

Публицистический стиль. Сфера использования. Основные черты публицистического стиля.

6

16

Жанры публицистического стиля.

17

Разновидности публицистического стиля: собственно публицистический, газетный, стиль радио- и телепублицистики, ораторская речь

18

Языковые особенности публицистического стиля.

19

Языковые особенности публицистического стиля.

20

Урок-практикум

21

Разговорный стиль. Сфера использования. Основные черты разговорного стиля. Жанры разговорного стиля

4

22

Фонетические и лексико- фразеологические особенности разговорного стиля

23

Словообразовательные, морфологические и синтаксические особенности разговорного стиля

24

Контрольная работа по теоретическому материалу

25

Стилистика художественной литературы. Язык художественной

10

26

Многообразие понятия «стиль» в художественной литературе: стиль литературного направления (романтизма, реализма и др.), стиль рода литературы (лирики, эпоса, драмы), стиль литературного жанра (романа, повести, сказа и др.), стиль отдельного писателя.

27

Воздействие на читателя через художественный образ как основная функция художественной литературы. Эстетическая функция языка в художественном произведении.

28

Особенности языка художественной литературы: образность, художественная конкретизация, свобода в использовании всех средств языка.

29

Изобразительно-выразительные средства зыка художественной литературы.

30

Изобразительно-выразительные средства зыка художественной литературы.

31

Анализ поэтических и прозаических текстов.

32

Анализ поэтических и прозаических текстов.

33

Анализ поэтических и прозаических текстов.

34

Итоговая контрольная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по стилистике русского языка.

Пояснительная записка, таблица тематического распределения часов, использованная литература....

Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи»

Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи» составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: - Федеральным законом № 273 - ФЗ «Об образовании в Российс...

Рабочая программа по стилистике. 7 класс

Рабочая программа по стилистике для 7 класса содержит пояснительную записку, список использованной литературы и  авторское тематическое планирование. Эта программа является продолжением программ,...

Рабочая программа по стилистике. 9 класс

Данная авторская рабочая программа  для 9 класса завершает курс  "Стилистика", предназначенный для классов с углубленным изучением литературы. Курс рассчитан на 5 лет ( с 5-го по 9-ый классы...

Рабочая программа "Практическая стилистика "

Программа «Практическая стилистика» имеет социально-педагогическую направленность, то есть направлена на формирование и удовлетворение индивидуальных потребностей детей (старшего школьного...

Рабочая программа по "Стилистике и культуре речи" в 10-11 классах (элективный курс)

Рабочая программа по "Стилистике и культуре речи" в 10-11 классах рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и представляет собой элективный курс для углублённого изучения русского языка....

Рабочая программа по стилистике для учащихся 8 класса

Программа рассчитана на обучение стилистике учащихся 8-го класса....